Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории внимания




С.Л. Рубинштейн. Осн. св-ва Вн.

ü Концентрированность – наличие связи с опред. объектом или стороной действительности, выражает интенсивность этой связи. Это интенсивность и узость Вн. Имеется фокус.

ü Объем – кол-во однородных предметов, окт. охватывает Вн. Объем Вн. взрослого чел-ка – 4-6 объектов, у ребенка – 2-3 объекта. Объем различен, если элементы осмысленно связаны или не связаны между собой.

ü Распределяемость – возможность более одного фокуса à м/одноврем. совершать неск-ко рядов действий и следить на несколькими независимыми процессами.

ü Устойчивость – длительность, в течение кот. сохраняется концентрация Вн. Вн. первично подвержено периодич. непроизвол. колебаниям, периоды колебаний равны 2-3 сек., доходя максимум до 12 сек. Это колебания сенсорной ясности (тикающие часы кажутся то приближающимися, то отдаляющимися), при наблюдении многозначных фигур выступает то одна, то другая.

Гипотеза: наиболее существенным условием устойчивости Вн. явл-ся возможность раскрывать в том предмете, на кот. оно сосредоточено, новые стороны и связи.

Вн. более устойчиво при разрешении опред. задач.

Однообразие притупляет внимание.

Сосредоточение Вн. – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении.

Устойчивость Вн., будучи условием продуктивной умств. деят-ти, явл-ся в известной мере и ее следствем.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т.д., внутренние связи четко расчлененного содержания существенно содействуют высшим проявлениям Вн.

Устойчивость Вн. зависит от ряда условий: особенности материала, степень трудности, знакомости, понятности, отнош-е к нему со стороны Sb, индивидуал. особ-ти личности.

ü Переключаемость (не противоречит устойчивости) – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.; гибкость внимания. Это сознат. перемещение Вн. с одного Ob на другой, спос-ть быстро ориентироваться в ситуации.

 

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.