Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание как селекция




Внимание как усилие.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Два подхода:

1) внимание как селекция;

 

внимание как селекция: Эксперименты К. Черри: человек как приемник информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые) и нерелевантные потоки.

Свойства приемника: 1) настройка на релевантный канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать решение, перекодирование информации.

Две основные гипотезы:

1) определение возможных характеристик стимула, который используется для выделения сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б) особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г) синтаксис; д) содержание.

2) определение судьбы отторгнутых сообщений. Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция: а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять информацию релевантного канала.

Результаты:

1) варьирование характеристик стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы.

2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула во многом определяют его (прием).

Д. Бродбент: внимание – линейный процесс, отображающий определенное решение задачи, которая имеет начало (поток стимуляции) и результат.

Положение блока отбора?

 

1) модель ранней селекции. Блок отбора – фильтр, канал, с ограниченной пропускной способностью.

Эксперимент: дихотическое прослушивание сообщения порциями (тройки цифр). Немедленный отчет об услышанном. Если внимание – фильтр, то испытуемый будет отчитываться последовательно (канал доминирует), но возможен и параллельный отчет (пара цифр из разных каналов). Результаты: задача очень трудна (выполнили две трети). Отчет только последовательный. Пропускной канал работает по физическим признаком. Физический смысл связан с восприятием, а не с мышлением.

Далее – инструкция на параллельный отчет, время отчета увеличивается. Испытуемые просят уменьшить темп предъявления.

А. Трейсман. Модель ранней селекции. Критика Бродбента: а) является ли фильтр жестким; б) работает ли только по физическим признакам. Возможно с нерелевантного канала прорывается то, что не является ими, но значимо по смыслу.

Эксперименты Морел: в отчет попадает имя испытуемого.

Эксперименты Уэддерберн и Грея: попытки путать каналы. Склейка каналов по смыслу.

Эксперимент Трейсман: предъявление текста одного рассказа на оба уха с временной разницей. Если время велико (10 сек), испытуемый не отчитывается об информации с нерелевантного канала, если время равно 2-3 секундам, то есть чувство похожести, озарение об одинаковости информации. Эксперимент с перекрестом каналов: дихотомическое прослушивание. Нужно вторить релевантному каналу. Каналы уравнены по физическим характеристикам. Результаты: однажды каналы меняются местами (вместо зи-то – зи-ма). Информация с нерелевантного канала попала в отчет по смысловым признакам.

 

2) модель поздней селекции.

Трейсман: идея распознавания по словарю.

Э. и Д. Дойч: все сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на этапе опознания. Уровень важности является критерием фильтра, опознания, идентификации.

Д. Норман: модель поздней селекции. Связь “внимание – уместность”: человек постоянно находится в состоянии ожидания, он предвосхищает сигнал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.