Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песня 2. 1 страница




Ой, ты царь, боярин, опояши злотой покров, и к Богу молись, на огнище огонь запали, сильный аж до Бога! Злото древо лежит на огнище и ещё огонь не запалили, как сам Бог сходит на огнище и ему царь ты жертву воздай, девять овнов всё пятнистых, отдай. На огнище трапезу сготовим, да на сильном огоне, и будет у нас солена еда, и кто с нами ест, и кто с нами пьёт тому будет приплод, и пщеница и зелено вино в бочки, и свежее молоко в вёдра, да свежий творог в цедила.

 

Старик селянин, называемый Полич*, перепоясывался одним нарядным полотном, и укладывал дерево на огнище. После выходили девушки, и тогда он тайком разводил огонь, как займутся дрова, тогда звал девушек и говорил им, что сам Бог повелел Солнцу греть так, чтобы зажегся огонь, он же на огнище воздавал жертву, а девушки пели следующую песню:

Песня 3.

Боже, родной Боже, Царь тебе, молится, чтоб сошел ты на огнище, где золотое дерево, там разведем сильный огонь! Но сам Бог, не сходил, а лиш послал ясно Солнце, и пригреет оно на огнище, чтоб разожгли мы сильный огонь(т. е. костер зажигался от солнечных лучей). Палит его молодой царь. И садился он к огнищу, и Богу жертву воздавал девять овнов да пятнистых баранав отдавал. Сготовим и мы соленую еду, и к тебе Боже с мальбой обратимся, кто с нами ест, кто с нами пьёт, пусть тому будет приплод, да пшеницы ему в амбары, да зелена вина в бочки, свежего молока в вёдра свежего творога в цедила. А кто с нами не ест и не пьёт, того заклятьем закляни и все у него забери. Так пели девы, припевали, и готовили соленую еду, да садились к трапезе.

 

НА ГАВИТ -день.

(от другого певца).

Одно время, в селе песнопевца, одна старая бабка, когда уже была весна, уходила на гору с девушками и пела следующую песню:

Песня 1.

Галя, Галя Бывоница*! Сойди, Галя да в наш город. Цветы ты всё рвёш, да венки вьёш, и теперь тебе Галя, во садике уже не бывать, а быть на горе с девчатами и их там ублажать, они тебя ждут малое время, уж три недели. Ты сойди, Галя, и их наряди, чтоб беды к нам не пришли. Ведь три недели они сидели, и будут ещё три сидеть, пока Галя, ты их не нарядишь да белые цветы, из садичка им не вручишь. Не уйдут они домой, ведь из за той зимы чтоб она провалилася, на посиделках они не сидели и полотна ведь не белили, да тонко бельё не ткали. Потому то и послала их старица, на гору, хворосту для огня собрать, чтоб богов прославлять.

 

На горе бабка наряжала девушек цветами, а те пели следующую песню:

Песня 2.

Сошла Галя Бывоница и на голове у неё злотое блюдо, а на блюде белые цветы, руками венки она вьёт, хвалебные песни поет. Нарядила девченочек в холсты и в низу горы сеет цветы, да как крикнула:«Иди, зима же, уходи, лето ждет нас впереди. Девам зима надоела, уж больна она люта, да снежна! На посиделках они не сидели, хвалебные песни не пели, полотна не белили, тонкого белья не шили.» Услышишь эту песню, зима, Ведь я с небес сама сошла, в низу горы цветы я сею, за лето красное радею. Скройся, зима во дворце и запри скорей на замке, сасулечки и снежиночки а также все льдиночки.

 

1Х.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ СЫРНЫЙ -ДЕНЬ*.

(На руси этот праздник назывался сырной неделей или более известное название

Масленница, когда в пищу в основном употребляли молочные продукты, сыры, творог, масло и пекли блины. На сырной неделе поминали также умерших родственников. До принятия иудейских религий (христианства и мусульманства) этот древний праздник отмечался на день весеннего равноденствия т.е. 22 марта по современному стилю)

Когда наши деды праздновали Сырный -день, семь девушек отправлялись на гору, где паслись стада всего села; для этаго все собирались на горе в одном месте, а девушки пели следующую песню:

Песня 1.

Вот наступил личень день Сырный -день, и вместе с этим днём идёт Сыр - Бог*, а с Богом Гора Юда* чабанка. Сошлися мы на гору, туда, где Нюня* удалец, пасёт своё стадо. Там и Сыр Бог был в пещере и Гора Юда на горе, и в десной руке у неё золотой кувикл, а в шуйце (левой) золотой посох, и молодцу слово она говорит:«Слушай, Нюня - чабан, --три года ты стадо пасёш, а стадо ведь уменьшается!» И Нюня заплакал, что стадо не плодится, а только уменешается, и милость он просит и Богу мальбою молится, обращается к старцу, чтоб когда тот будет службу служить и пить студёную воду, то водой с реки, чтоб прыснул на его стадо, чтоб оно расплодилось. Но Бог мольбы не слушает, рассердился он и разгневался, едва слово проговорил: «Ой, Гора Юда, три года Нюня как на горе пасёт стадо, нынече же мой личень день, Сырный –день. Самовилы в пещере, повышли Юды на гору и нашли чабана Нюню, просили у него молодое ягня, а он им не дал, просили свежего молока, и того не дал! И Юды жерву не воздают, и свежее молоко не пьют, нет больше Сырнаго - дня. Свежее малако не сырили, и не брали в гору зеленую.» Тут Юды сошли на поле и молодца нашли, что пасёт стадо в триста овец и Юды ему говорят: «Ой, ли удал молодец- чабан, знаешь ли ты, или не знаешь? По утру будет личень день, Сырный –день. Для Бога мы жертву воздаем, и тебя мальбою мы молим, чтоб дал нам молодое ягня и свежего молока. Сыро Бога мы попросим чтоб расплодил он твое стадо. Триста овец теперь пасёш ты, а будешь три тсячи пасти.» Младой чабан ответ держит: «Ой, Юды самовилы, у меня лишь одно молодое ягня, и его для жертвы отдаю я, в личень день, да Сырный -день, чтоб пошли вы на гору, да во пещеру, а я остаюся на поле, и для Бога жертву не воздаю, не для меня тот личень день. Когда старец меня послал, чтоб пас его стадо, то клятвою меня заклинал. Что когда будет личень день, да Сырный -день, чтоб молодого ягня я в жертву принес, а если то не сотворю то свежее молоко не ссырю, и уменьшится сильно стадо мое, и тогда не быть мне млад чабаном.» И я приганю молодого ягня, хотя одно оно в стаде, но за одного Бог девять даст.» Юды на это саглашалися и чабан просил милости, чтоб на стадо воды прыснули и чтоб оно стало в три тысячи! А Нюня этого не делал и на горе жертву не воздал, а убежал с горы и не быть Нюне ведь чабаном.. И говорят ему: «Ты, Нюня, милости проси, повыйди на гору, во пещеру, где Юды самовилы, по утру будут личень день, да Сырный день справляют. Три года стадо у него не плодится, а лишь уменешается. А если бы дал молодого ягня, то стадо расплодилось бы. Было три тысячи, а сталобы триста тысяч!» Ответ держит чабан Нюня: «Беги, Юда, убегай, повытащу я люту стрелу, и стрельну прям тебе в сердце, уже и так стадо уменешилось, а ты ещё берешь молодого ягня.» Рассердилась Гора Юда, разгневалась, и не пошла во пещеру, а играла в злотой кувикл, и бросила злотой посох, и его стадо рассыполось. И чабан Нюня заплакал и ей в ответ говорит:«Сгони, Юда, стадо, я поймаю молодого ягня, и надою свежего молока.» А Юда в ответ и говорит: «Даёш ты мне, или не даёш, но стадо уже рассыпалось, и счастье будет чабану Кароне*.» И подошла Гора Юда, к нему и говорит:«Бог в помощь, чабан Карона! По утру будет личень день Сырный -день, дашь ли ты мне молодого ягня,?» Ответил ей чабан Карона:«Эй, Юда самовила, дам тебе молодое ягня, и дам двенадцать овнов, пятнистих, ты за меня жертву воздай, чтоб плодилось мое стадо.» Чабан Карона погнал двенадцать овнов, на гору, а с ним пошла Гара Юда, и когда они дошли то Гора прокричала: «Ой, тятя, Сыр Боже, встречай чабана Карону, что гонит молодого ягня. и двенадцать овнов, и несёт свежее молоко, а чабана Нюню накажи, пас он своё стадо, малым числом триста тысяч, и мне не дал молодого ягня! Рассердилась, я и бросила злотой посох и стадо его рассеялась, разбежалося. Потом сходила я на поле, где стадо пасёт чабан Карона и он дал мне молодогово ягня а ещё и овнов пятнистих. А теперь мальбою я тятя малю, плоди его стадо.» Сыр Бог в ответ и говорит: «Ой, ты, дева, Гора Юда, что тут рядить, да говорить! Как ты сказала так и будет» И вот прошел Сыров день и чабан Карона на поле, пасёт сильное стадо, три недели стадо пасёт, и стадо его расплодилось, сколька деревьев на горе, столько у него и ягнят. Сошел он на дол в город, да нанял триста чабанов, чтобы пасли свое стадо. Слывёт, Карона, славится, царём стал он на земле. Ой, Сыр Боже, родной наш Боже!

 

НА СЫРНЫЙ -день.

(от другого певца)

 

В селе Кочн, сто лет таму назад, на Ярилин -день семь девушек ходили на гору, к некой пещере, и воздавали в жертву для Бога одного ягнёнка, после того одна из них тайком уходила в пещеру и оставляла чашу, наполненную водой, а когда выходила из пещеры, пела следующую песню:

Песня 1.

Как крикнет Дева Юда самовива*:«Пойдите, девы, подружки, спуститесь вы на дол, в пещеру. Днесь сходил сюда Сыр Бог, а с ним Гора Юда с кувиклом в руке. Встречает Бог удальцов чабанов, и их пытает: «Послушайте, три удальца, знаете ли вы, или не знаете? Днесь у меня ведь личень день Сырный -день, а вы жертву не воздаете, стадо ваше теперь уменьшится.» Три молодца ответ держут: «Тебе жертву, Боже, воздаем, и наши сёстры на горе, в пещере, тебе жертву воздают.» Засмеялся им в ответ Сыр Бог и с Горой Юдой, вошел во пещеру, и заиграла Гора Юда поёт,и точит студёную воду с кладенца, чтоб Богу службу служить, и ему мальбою молится, чтоб как выпьет он студёнай воды, то в чаше пусть оставит немного. Бог мольбу их услыхал, и оставил студёнай воды, а сам на небеса упорхнул. «Войдите вы в пещеру, и скорее чашу найдите!» Услышали девченочки, и вошли они в пещеру, ищут золоту чашу, да не нашли и тогда вошла Юда самавила и села у бел кладенца под деревом, а там злота чаша, и она им чашу подаёт, а в ней студёная вода, которую оставил Сыр Бог.

 

Посл этого, семь девушек входили в пещеру, и, когда одна из них находила чашу, то уходили они к какому-нибуть сельскому стаду, напевая следующую песню:

Песня 2.

Три брата чабана! Где же вы, где. Заприте стадо, чтоб не паслось оно по горе. Сыр Бог подарочек послал, в дар золоту чашу, а в ней студёная вода. С нами идёт Гара Юда, и несёт золотую чашу. Водой вспрыснёт она стадо, и оно расплодится. Как услыхали три брата, чабана, да заперли стадо, чтоб не паслося оно по горе. Отобрали девять овнов, пятнистих, даждались семи девчат. И в жертву воздают девять овнов, и мальбою молятся: «Гара Юда самавила, сыграй, Юда в кувиклу, и собери стадо, да подои свежего молока, чтобы наполнить вёдерца. Злоту руку в ведёрочки, опусти, чтоб створожить свежий творог, и угости ты подружек. Те подружки наши сёстры и вспрысни студёнай водой на стадо, чтоб оно расплодилось, а тебя, Юда мы славим., да прославим!

 

Когда приходили к стаду, одна из них, которая несла чашу и кувиклу, входила в стадо, и опрыскивала его водой из чашы и даила овец; другие же пели следующую песню:

Песня 3.

Заиграй, Гара Юда самавила на кувикле, чтоб гора вся ожила. Игру твою услышали птицы и собрались на горе, и больше уже они не порхают, а слушают как она играет и поёт. И собралось стадо, и не пасется больше по горе, и тогда Гора Юда, оставила кувиклу, вынула золоту чашу, и водой прыснула на стадо и говорила: «Три брата --главные чабаны, стадо ваше три тысячи, а через год будет триста тысяч!» Речь, ещё она не промолвила, как поставила ведёрочки, и доила стадо. Свежее молоко в вёдра льется, и ссырила она творог. Да кликнула же подружек, чтоб угощением угостить. Три дня Юда была на горе и ушла. И вот три брата стадо всё пасут, и ещё года не минуло, как их стадо расплодилось, и стало триста тысяч! И они всё жертву воздают, когда наступит личень день, да Сырный –день да Ярилин день, и соберутся девочки, родные сёстры, принесут белые калачи, а на калачах свежий творог, и ставят они это на трапезу и угощаются.

 

Х.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ ЯРИЛИН -ДЕНЬ.

 

Песня, которую пели на Ярилин -день, когда носили «цветущий»* хлеб.(17-22 июня по новому стилю)

Песня 1.

Малые дети с села идут, в руках Белую книгу несут, и пёрышко сосновое. Куда делась девченочка, и в какой двор она вошла? Повыйди, дева в книге ведь написано, что нас подарком ты одаришь. По утру будет личень день, Ярилин -день. Пойди же, дева, на гору, собери белые ветки, белые цветы, на Ярилу калач смесиш, на калаче белы цветы, и станешь ты у реки. Цветущий калач ты подашь. Это значит что Ярила силён молодец. По утру вышел он на реку, повылезла тут и Сура Ломище, вытащил он тяшку булаву, и посёк Суру на куски. Повытекли три речушки: Первая река бел пшеница, вторая река зелено вино, третья --свежее молоко. Увидели девченочки, хватали борзаго коня, главу ему нарядили, белым венком, белым цветком.

Когда месили калачи к Ярилину - дню, одна девушка бросала цветы, а другая пела такую песню:

Песня 2.

Бросай девушка на белый хлеб белые цветы, белые ветки. Снесла ли ты их на гору, или не снесла Ярила ещё не видел, но по утру его личень день Ярилин -день. Сам он на реку намерился выходить и седлал же борзого коня, да заехал в свой дворец и отворял он сундуки, да подарочком одаривал всех. Сияющий платок вынимал, а на платке Ясная Звезда*. Как возвратишься ты на реку, цветущий хлеб тебе дадим, и его к стаду отнесёш, и если стадо не накормиш им, то не будет свежего молока. Потом, девочка к хороводу выходи и сияющий платок на голове повяжи, и кто это увидит тот руку протянет к тебе, и рукой же славу восславит!

Х1.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ СВЯТОВИТОВ -ДЕНЬ *.

(праздновался перед началом жатвы)

Песня 1

«Ой, ветер дует на горе, на пригорочках это мать не Дымна Юда самовила, это Святовит - Витязь*.С тремя серпами он в руках, позолотил их золотом, и как крикнул, он: «Эй, селяне, да вы, кмети! По утру будет личень день, Святовитав –день посевы всё уж пожелтели, к жатве поспели. Пошлите вы трёх девушек от трёх же матерей, да на гору, и на пригорки, чтоб воздали они трех овнов рогатых, а я их подарком одарю, три серпа позлачоных отдаю, чтоб вышли они потом на поле, и серпами жали посевы». И девушка запричитала: «Одна я ведь у Матери и посылают меня на гору, там дар подарит Святовит, даст он золотой серп. Одень, мать, меня, наряди.». Три девы приоделися, убрались, нарядилися, и три овна отогнали на гору. Шатались они, шатались, да и вышли на реку, а навстречу им Святовит - Витязь, с тремя серпами в руках позлачоными, с тремя снопоми на плечах, а три колоса на голове, что колос - то бесценный камень, и от камня Солнце светится. Приветили его девы! Три овна ему отдали, а он подарок подарил, каждой по золоту серпу вручил. Сошлися девушки на поле, злотым серпом ударили, и сжали они пшеницу. Ведь днесь наступает личень день, Святовитав -день.

Песня 2.

Все уж на поле, на жатве, лиш ты, Радегой дома. Слыхал ли ты, или не слыхал? Святовит с горы сошел, на поле, и всех ерыг* он пытает, где Радегой же ярыга? На поле он не выходил! Сам его полосу сожну! Радя ведь ты не уморился, не запыхался, на девушек ты не глядел. Как только выйдешь на ниву, подарок подарю. Ведь Радегой больной моладец. Повыйди, Радя, на поле там тебя Святовит сам ждёт. Болен Радегой в постели лежит, но вот встаёт и серп свой берет и на поле идет. Видит его Святавит и вышел к нему на поле, и стал с Радегоем жать, бел пшеницу и к вечеру собирать. Труженик Радя на селе и кмет.

НА СВЯТОВИТОВ -день.

(от другого певца)

Когда же сожнут пщеницу, всем селом воздавали в жертву три коровы, и все выходили на одно место, нарочно отведённое для этого, ели пили, а девушки подавали к трапезе кашу из пшеницы, свареннай в меду, и пели следующую песню:

Песня 1.

Ой, братец, Янче вчера Янче, на поле да на жатве девченочки жали и всю пщеницу ведь сжали. Вернулись уже поздно, а навстречу им Небесна Юда самовила, и им, она зарекла поручила, чтоб варить белу пшеницу и чтобы Янча три коровы со стада отогнал яловых и Богу жертву воздал и мальбой помалил, чтоб послал Бог частый дождик, и мелку расу. Три дня огонь разводили, но он так и не запылал! Лиш когда сошел Перун Бог*, с ясной свечой в руке, и ту свечу, Янче он подал, только тогда огонь запылал, и белу пшеницу сварили. Сыпнул он белого зелья, и подобрела пшеница та. Протяни, Янче, бел руку и возьми пшеницы, чтоб уста ублажились и чтоб воздать жертву яством. Жертва нужна, чтоб Бог не лютовал, бел кладенец не закрыл, а послал частый дождик, да мелку росу. И пока не сойдет Перун Бог, с ясной борницей в руке, и не разведет ясен огонь то не будет жертвы на небесах. Ян Богу мальбой молится: «Ой, Боже, Перун Боже, мальбой, Боже, тебе малюсь, для девушек огонь ты развёл, ясной борницей его зажег, чтоб пшеница варилась и чтоб потом трапезой угастить удальцов и девушек. Девушки песню пропоют чтоб Бог лютовать не стал, а частый дождик, послал и мелку расу дал.» Мальбою Янка молится, и загремело, затрещало, огонь же сверкнул на небесах, и упал огонь во луга и Янке жертву запекал – и он молодцов угащал, всё удальцов, и девушек. Удальцы камень метали и боролися, а девушки песни пели, и Бога славой славили, и Янку что жертву ему воздал.

 

На следующий день девушки играли хоровод на том же месте, где хорошо попиравали, и пели следующую песню:

Песня 2.

Ой, Боже Дождь пораси, и зараси, частый дождик, мелку росу, пшеница чтоб зеленела и колосья наливались. Янка всё на поле, а ты сойди к нам с небес с Небесной Юдой, а то Янка мне всё серп не несёт. Юда же нарядилася, и хлебны колосы на голову повила. Тебе жертву воздает, да чтоб больше не лютовал! Чтоб кладенец был бы открыт и пораси частый дождик, мелкая роса. Перун Бог огнём сверкнул, и тут огонь он запалил, и Янка яством всех нас угостил и песню тебе, Боже, поём и хоровод ведем и тебя славою славим.

Песня 3.

Для хоровода пороси, Боже, ороси поля, и пусти Боже к нам облака, и тучи, да в наш город, на поле да на нивы, где родится белая пшеница. Несём тебе требу на подносах, золотых, и подадим их молодцам. Вот эта слава на земле! Склонился бы ты в наш город, и протянул десную руку на поле, где белая пшеница, а на лозах белые гроздья да червоные, а в саду-то яблоки и орехи. Через год белую пшеницу сожнем и тебе Боже принесём да на блюдах, ведь они все переполнены и мы тебя славой славим. Вот эта слава на земле!

 

Х11.

Личень день ДУХОВ -день*.

Песня 1.

Заиграло ясно солнце на личень день да на Духов -день, и вьётся тонкая сабля, позлаченая, да посеребреная. Слетела Золотая Майя на дол и на гору, и баит ясные травы лечебные, соберут их Юды самавилы и ходят они по земле и заходят во дворцы, да лечат они царей и королей и те Юд славою славят, потому что сидят они на горе, у Богов в послуге ходят. Ясно Солнце матерь бранит, что оно заиграло, и прикрикнула старица: «Эй, вы, Юды самовилы, где ж вы есть, чтоб брали ясные травы лечебные, днесь наступает Духав –день. Травы сильно обаяло ясно Солнце, а пресна вода живая травы все опрыскала. Кого вы будете лечить, тот встанет с постели, и вас славою пославит и жертву вам пусть воздаст он, самую малость девять коров». И ещё матерь была на горе как явились девять Юд с корзинами на руках, и собирают ясные травы, лечебные –и ходят они по земле и дают больным ясну траву лечебную.

НА ДУХАВ -день.

(от другого певца)

Песня 1.

Сошла Древница* с горы, с пригорка, и заходила в село к кмету, и крикнула, прикрикнула: «Ой стараста, старый кмет! Бог меня, послал на гору и я там я ему послуг творю, малое время три месяца, но никто ко мне не пришел ни с города, ни от села. Ты пойди, кмет, во село: и срок тебе неделя, чтобы нашел девченочек песнапевок, и чтоб на гору ко мне их послал, чтобы песню мне пропели и с дерева, с золотаго, целебные ветви собрали. Древница повернулася, и отошла она в город, к царю, и ему слово говорит: «На гору, царь, ты не пришел, чтоб меня, царь напитать, да чтоб меня царь, поспрашивать что в горах я делаю. В неделю в горы не придёш царь, с супругаю то побью я рогатых овнов, да овец а если мне ты жертву принесёшь, я тебя даром одарю, древнюю ветвь целебную подарю. Младым врачом ты станеш, будешь царь всех лечить, и по всей земле прославишся!» Речь Юда не произнесла, а на гору уж вспорхнула. Рано царь вставал и сходил он в город, и шел он от двора ко двору, чтоб найти девченочек, песнапевок и вот повёл он их во дворец, и пели девы, так что их песня до небес долетала. Привёл и любезну супругу, а сам пошел он нагору к стаду, выбрать рогатых овнов, а потом пошел на Древню* гору и вошел царь во пещеру, а пещера уже пуста, умчалась Юда, сбежала. и мальбою царь молится: «Послушай меня, Древница, где бы ты не была, я тебе жертву воздаю!» Мальбою царь всё молится, но мольба его не доходит! Тут заявился старый кмет, и гонит рогатых овнов, да ведёт он девченочек, песнопевок ведь старый кмет скор, да хитёр, ведёт он ещё и девченочку, которая в рожок играет. И крикнул кмет тут, прикрикнул: «Послушай меня, Древница, тебе жертву я воздаю.» И речь кмет ещё не досказал, как Древница Юда явилась. И у ней злотой венок на голове, и ветер гуляет по горе, белая ветка у лица, и входит Юда в пещеру, и царю слово говорит: «Что, царь, за девочек ты привёл, а где та, что в рожок играет? Пела девица, запела, но её песней дерево не злотится, и целебным не станется, только если дева на рожке не заиграет!.»Речь Юда не произнесла, а уж взвилася на древо, и царь ей тут жертву воздает и Юда огонь развела, и еду пекла. Садились девы вечерять, а царь и не присаживался, угощала Юда девочек на горе, малое время три года – а потом в город, девы ушли и молодцев полюбили и их замуж повыдали. А дерево от песен позлотилось и ветви целебные стали. Сорвала Древница ветку, и её царю в дар дарила: «Ступай царь, в город и сиди во дворце, теперь ты, молодой врач. Слався царь, по всей земле!» И садился царь во дворце, и древная ветка у него в руке, стал он молодым врачом, и врачует, да всё лечит. Девочки которые тоже с горы вернулись, стали - малыми Древницами знахарками, и в городе их встречают а они больных врачевают. С того знахарки-ведьмы (ведающая мать) и сталися.

 

 

Х111.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ, ВЫШНИЙ –ДЕНЬ (ПЕРУНА).

(2-3 августа)

Когда уже смолачивали жита, то воздавали жертвы главным Богам и Солнцу, на ту жертву собирались несколько девушек и пели следующую песню:

Песня 1.

Хвала тебе, Перун Боже! Хвала тебе, ясно Солнце, что восходишь над землёй, и что движешь всей землёй, и пасылаешь зори. Глядят на тебя девочки, и выходят из дома. Да гонят они волов. На их шее золотое орало, и пашут они поля, посеют белу пшеницу. В руке злото веретено, и сучат они нить, по морю водят золотые корабли. Когда греешь ты ясное Солнце, то всей землёй двигаешь Да славится твоя сестра заря! Рано, перед тобой, как молодая невеста, украшеная золотым цветом и озаренная, восходит она над землёй. Выходит Заря - Небесная Юда самовила, и прогоняет злыдней, да черных змей, что шатаются по земле. И поэтому девушки песню тебе поют, и до земли поклоны шлют, рукой тебя приветствуют! Глядит звезда улыбается, ведь явилась белая Заря и Солнце молит: «Ой, братец ясное Солнце! Блесни ты, братец, на землю, чтоб воспорхнули пташечки, чтоб пели они и тебя славили, людям золото ты шлёш, чистое золото, и бел серебро. Тебе, братец, жертву воздают, и тебя славою славят!» Услышь, Солнце, свою сестру, ходишь ты при Перуне Боге, и не чудишь, не махаешся, а отмыкаешь огненный сундук, берешь огненные одежды, и одеваешься как молодой зять у земли. Не грело бы, ясное Солнце, не жали бы мы белую пшеницу, и не собирали бы белые гроздья, и вся земля опустела б. И поэтому для Богов мы жертву воздаем и славу им поем!

 

Х1V.

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ ЗАРЕВ -ДЕНЬ*.

(Зарев это 8 месяц т.е. август)

Песня 1.

Зарев идёт от горы зелёнай, и старый ветер тут дунул, и прокричал Зарев с горы: «Послушайте, девы, в селе, молотьба пришла на нивы, на ток. Ступайте, девы к стару кмету, где стоит злота лопата, и вейте белу пшеницу, ведь дует вам старый ветер, и мне жертву воздайте, девять овнов у которых виты рога отдайте. Ещё и месяц не минул да Зарев -день.» Услышали девы в селе, пора молотить на нивах. Собрались девы, оделись, нарядились, и пошли к стараму кмету домой, и у ворот его стоят и ему песню поют: «Послушай, кмет, ты стараста! Прокричал Зарев с горы, задул опять старый ветер, молодьба пришла на нивы, и на ток, как пшеницу всю повеем, лиш тогда мы вернёмся, а ты иди к стаду, и бери девять овнов, ведь нынче уже личень день Зарев -день. Для Зарева жертву воздаем.» Тут выходил старый кметь, и послал их на молодьбу. Веять девы повеяли, бел пшеницу отвеяли. -Ведь нынче уже личень день, Зарев –день. Потом в село вернулись. Где старый кмет их ожидал, золота возжа в его руке, и он вязал девять тут овнов и девы их погнали, на ток в жертву воздать, для Зарево отдать, чтобы снова дунул старый ветер.

 

ХV

Личень день ДРЕВЕН -день*.

 

Одно время, сто лет назад, когда наши деды ещё в точности хранили старые обычаи от своих дедов, то когда начинали сеять в Зареве рожь, девушки украшали орала разными цветами. Это рала относили на определённае место, где собирались селяне, и где старый кмет воздавал в жертву три коровы в память того, кто ввёл рала и научил людей ораять и сеять пшеницу; кмет воздал жертву рядом с ралам, а девушки пели следующую песню:

Песня 1.

Ой, Древо* молодец удалец всем удальцам молодец, пойдёш ты на гору и мне травы запасёшь! Да тут Древо заплакал закликал: «Ой, Боже! Зачем я родился? Да что славить мне на земле? Что из того, что пойду я на гору, траву запасать, ведь тем душе не насытится! Возьми меня, Боже, вознеси, на небеса во дворец, где ты, Боже, сидишь, и у тебя в я послуге буду ходить.» Речь Древо ещё не сказал, как уж гора зашаталась. Идёт Юда самовила, и ему слово говорит:«Ой, Древо молодец что ты плачешся? Ты к матери иди, и её мальбой мали, ступай и чтоб наказ тебе она дала и сшила белы одежды до земли, и отвела тебя на гору в пещеру -Бог пошлёт к тебе Лана молодца*, Грозу воеводу отвести тебя на небеса, там тебя Бог научит, чтобы ораял ты в степи, и сеял белу пшеницу.» Благая твоя, Древо, мать, что согласие дала, в пещеру отвести тебя.

 

Пели эту песню пока кмет воздавал жертву, а после, когда рубили мясо и бросали его в казан готовится, пели следующую песню:

Песня 2.

Назначила старая Мать, родна сына Древо млодца и его приодела, нарядила в белые одежды до земли, и на гору свела, в пещеру да крикнула: «Ой, Боже! Видиш, что Древо тут уж на горе в пещере? Мальбою, Боже, малюся, чтоб послал ты своего слугу, Лана малодца, Грозу воеводу, чтоб взял его за руку, и отвёл на небеса прямо к тебе в послуге ходить, малое время девять годов. Если, Боже, согласье дашь, потом ко мне его пошлёшь чтоб его, Боже я обручила, да чтоб его Боже женила.» Еще Матерь речь не изрекла, как громыхнул Бог, и явился Ланко молодец Гроза воевода чтоб дело сотворить. Поставил Древо на гору и воспорхнул сам на небеса к Богу и плачем плачется, что Древо за ним не порхает, на небеса не взлетает

.

Как только сготовят еду, девушки и жены накрывали трапезу и пели следующую песню:

Песня 3.

Ланко на небесах, Богу плачем плачется, и такое слово говорит: «Ой, Боже родной Боже, что теперь делать что творить? Послал ты меня, на гору, в пещеру, чтоб привёл Древу молодца и брал я его за руку, но он, Боже, не порхает, на небеса не взлетает и я его оставил на горе плачущего» Тут Бог над ним сжалился и кликнул он Живу Юду самовилу, и ей говорит:«Юда Жива самовила, ты дай злоты крылья Лану молодцу Грозе воеводе чотб он слетел на гору, и забрал Древо, которого мать зарекла чтоб сидел он во дворце у меня и в послуге ходил, малое время девять годов.» И вот чтоб помочь Древе Жива Юда, самовила, вынула залоты крылья и дала их Лану молодцу и слетал он на гору, где сидел Древо молодец. Влепил он ему злоты крылья да на мышцы – и берет его за руку, и порхнул Древо на небеса во дворец. Ворота там отворилися, ведь Древо не обручался, не жнился, не заманил девченочку. И с нею грех не сотворил и потому он у Бога в послуге ходил малое время девять годов. Да вот ему уж вышел срок, и у Бога отпуск он берет, чтобы идти к матери, обручится, и женится.

 

Когда садились к трапезе, чтоб угастится, бросали вверх рала, украшнное разными цветами, а девушки пели следующую песню.

Песня 4.

Слово Древо к Богу говорил и Бог ему отвечает: «Ой, Древо молодец в послуге ты, Древо, ходил малое время девять годов для того чтоб потом ты учил млад удальцов, и девушек, чтоб тебя славой славили, чему тебя ещё научить?» «Прошу Боже тебя! Пусть научит Жива Юда, меня как ороять во степи, да сеять, да запасать траву!» и Бог сагласье на то дал чтобы Юда его учила ещё три месяца. Чтоб потом он на землю слетел и научил млад удальцов, на поле ораять, и сеять. И теперь они Древу славою славят! Во дворе белу пшеницу варят.

 

Когда девушки подавали пшницу, каждый брал пшеницы, и срывал цветов для рала, те цветы хранили дома до следующего года, за них Боги давали уражайные нивы, тогда же пели следующую песню:

Песня 5

Девченочки к трапезе, варёну пшеницу дадут, и тебя Древо, мы славим и молим кто только пшеницы возьмет и белые цветы, тому на нивы уражай и тому полные амбары -В годовщину жертву воздать, и белу пшеницу продать.

 

Самые прыткие девушки заводили хоровод, и играли около трапезы и рала, и пели следующую песню:

.

 

НА ДРЕВЕН -день.

(от другого певца).

 

Песня 1.

Прокричала Злотая Майка: «Вы ясны звёды, астрицы, по утру будет личень день Древин -день. Девченочки на земле собралися на селе, у стараго кмета, веночки вьют да рала украсили и нарядили, Древена славою славят, что он моладец всем молодцам: Учил он их как ораять и белу пшницу сеять. Задержитесь, ясны звезды в моём дворце, точите чистые вина, зелёные, и Древена угастите, вином и славу ему славьте.» Собралися ясны звёзды и прокричали:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.