Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пифагор об образовании




ПИФАГОР ОБ УЛУЧШЕНИИ ДЕТОПРОИЗВОДСТВА

Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кормят и воспитывают детей с полным пренебрежением. А ведь это — основная причина того, что множество людей дурны и порочны духом и телом. Многие производят на свет себе подобных с каким-то безрассудством, подобно животным.

Рожденных с природным недостатком или в результате насилия (YBPIΣ) надо устранять, подобно тому, как это принято у спартанцев. Оставлять необходимо лишь тех, кто появился на свет полноценным, в результате осмысленного и законного деторождения, учил Пифагор.

Он полагал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем:

■ разумный и здоровый образ жизни супругов;

■ отказ от несвоевременного и избыточно обильного употребления пищи;

■ отказ от пищи, ухудшающей телесные свойства;

■ полный отказ от употребления вина.

От плохого, нестройного и беспорядочного смешения пищи возникает порочное семя, ибо все, что употреблено в пищу, порождает определенное состояние тела и души.

Нельзя сходиться с женщинами для деторождения объевшись или напившись вина,— от тела, находящегося в дурном, неслаженном и беспорядочном состоянии не родится соразмерное и прекрасное (EYPYΘMA KAI КАΛА), равно как и нравственно хорошее (АГАΘА) потомство.

Пифагор хвалил законы, которые строго запрещают сходиться отцу с дочерьми, матери с сыновьями, братьям с сестрами.

Нужно, поучал Пифагор, чтобы подросток, благодаря своему воспитанию, не стремился до 20 лет к любовным утехам и близости подобного рода, а, достигнув этого возраста, прибегал к ним, но редко. Невоздержанность и здоровье в одном человеке несовместимы.

Похоти и стремлению к любовным утехам прекрасно и полезно ставить как можно больше препятствий, особенно в юном возрасте.

Нужно остерегаться преждевременного плода, чтобы плоды и семена вышли из сильных и достигших зрелости тел.

 

(ΠAIΔEYTIKON)

Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий не менее опрометчиво.

Ибо только образованием люди отличаются от животных, рожденные свободными от рабов, эллины от варваров, философы от невежд.

Образование, будучи общим достоянием, представляет собой плод одаренности тех людей, которые первенствовали в каждом отдельном поколении, ибо они открыли то, что впоследствии стало образованием для других.

Природа постаралась сделать так, что образование можно и взять от другого человека, и дать его другому, продолжая тем не менее обладать им самому.

Образование, как полагают добрые и прекрасные люди (КАΛОΙ К'АГАΘОΙ), остается нам верным до нашей смерти, а некоторых одаривает и бессмертной славой.

Нужно удерживать и сохранять в памяти все, чему учишься и что тебе говорят. Следует приобретать знания и слушать лекции до тех пор, пока их может воспринимать заучивающая и запоминающая часть души. Именно она ведает познанием и именно в ней хранится познанное.

Пифагор очень высоко ценил память и прописывал ученикам специальные упражнения для ее усиления. По его мнению, нет ничего более важного для познания (ЕΠΙΣТНМН), опыта (ЕМПЕΙРΙА) и интеллекта (ΦPONHΣIΣ), чем способность помнить.

Он придумал такие приемы обучения: медленно и постепенно, всегда одним и тем же образом, начиная от более мелкого и несущественного, переходить к созерцанию вечного и родственного ему бестелесного, чтобы полная и внезапная перемена не спугнула и не смутила нас, издавна привыкших к дурной «пище». Вот почему для предварительной подготовки духовного зрения к переходу от всего телесного, никогда не пребывающего в одном и том же состоянии, к истинно сущему он обращался к математическим и иным предметам, лежащим на грани телесного и бестелесного (эти предметы трехмерны, как все телесное, но плотности не имеют, как все бестелесное). Это подводило душу к потребности в настоящей «пище». Доходя с помощью такого приема до созерцания истинно сущего, он дарил людям блаженство, а для этого ему и требовались математические упражнения.

Правильно проводимое обучение должно быть добровольным и осуществляться по обоюдному желанию ученика и учителя. Всякое добровольное изучение наук и искусств правильно и достигает цели, а принудительное негодно и безрезультатно.

Прекрасно, когда учитель умеет убеждать, а ученики — повиноваться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.