Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок работы. 1.Для одного изделия - круга диаметром 32 см - заготовить: - 4 ярких лоскутка размером 13х13 см (минимум 9х9 см) - для центра - 8-10 комплектов по 8 лоскутков




1. Для одного изделия - круга диаметром 32 см - заготовить:
- 4 ярких лоскутка размером 13х13 см (минимум 9х9 см) - для центра
- 8-10 комплектов по 8 лоскутков в каждом. Размер лоскутков 13х13 см. при изготовлении этих комплектов должны быть использованы всего 4-6 разных тканей. Это позволит избежать лишней пестроты. Все лоскутки выкраиваются по долевой нити (ДН).
2. Каждый лоскуток сложить в «чешуйку». Для этого перегнуть лоскуток пополам по ДН изнанкой внутрь, приутюжить.

Затем сложить сгибами друг к другу, образуя встречную складочку.

Втаком положении лоскуток сильно приутюжить.

Чтобы края лоскутка не отгибались в стороны и «чешуйка» не раскрывалась, можно сколоть ее булавкой, вводя ее с изнаночной стороны «чешуйки», пережимая встречную складочку и снова уводя конец булавки на изнанку.

Готовые «чешуйки» складывать по цвету с стопочки, образуя своеобразную палитру лоскутков.
3. Подготовить:
- круг диаметром 32 см из хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для основы;
- круг диаметром 32 см из хорошей хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для подкладки-задника;
- вспомогательный круг диаметром 32 см из бумаги или ненужной плотной неокрашенной ткани;
- косую полоску 6х105 см для окантовки края изделия;
- маленькие пяльцы диаметром 15-20 см;
- разноцветные крепкие нитки в тон лоскутков;
4. На круге-основе наметить 8 осей-радиусов. Запялить его в пяльцы.
5. На вспомогательном круге из бумаги также наметить 8 осей и положить его на стол осями вверх.
6. Брать «чешуйки» оочередно комплект за комплектом из палитры лоскутков и выкладывать на вспомогательном круге сразу на готовый вид, начиная от центра: сначала выложить 4 ярких центральных лоскутка встык друг к другу, то есть боковыми сгибами «чешуек» к нарисованным осям.

Затем выкладывать сверху второй ряд «чешуек», отступая от центра круга на 1,5-2 см. во втором ряду уже 8 «чешуек». Середина каждой «чешуйки» должна попасть на нарисованную ось. Лоскутки нужно выкладывать по часовой стрелке, либо против нее, не нарушая раз и навсегда выбранного направления.

Все «носики» второго ряда смотрят к центру и удалены от него на одинаковое расстояние.

Проверить это можно «на глаз» или линейкой.
7. Аналогично выложить на вспомогательный круг все остальные комплекты «чешуек».
«Чешуйки» четвертого и пятого рядов можно выложить со смещением, то есть встречными складочками не на проведенные оси, а посередине между основными осями. Следующий ряд выложить снова по осям, а затем опять со смещением и так далее до заполнения всей основы.
8. После подробного выкладывания можно приступать к шитью на основу.
Осторожно вынимая «чешуйки» из выложенного орнамента (из центра), их надо переносить на запяленный круг, скалывать с основой булавками в «готовый вид» и пришивать вручную сначала «носики», затем «хвостики». Другими словами, сначала надо пришить к основе все кончики «чешуек» и завязать узелок. Затем, не отрезая нити, вывести ее по изнанке основы на нижние края «чешуек» и плотно пришить их к основе по самому краю всего первого ряда. Нитку закрепить и отрезать. Строчка прямая наметочная. Длина стежка равна 1-1,5 см. стежки прокладывать так, чтобы они пережимали все складочки и сгибы «чешуек», тем самым надежно прикрепляя лоскутки на своих местах. Нитки должны быть подобраны в тон лоскутков.
То же повторить с лоскутками второго и каждого последующего ряда до заполнения всей основы. Не забывайте следить за тем, чтобы в изделии не осталось булавок! Утюжить изделие по ходу работы не надо.
9. Когда все лоскутки пришиты, подрезать уголки, вылезающие за края основы. Сложить лоскутный верх с подкладкой-задником изнанками внутрь, сколоть булавками и прометать через все слои по самому краю изделия.
10. Окантовать край круга одинарной или двойной косой полоской.

Техника «Алмаз» (Квадрат в квадрате)

Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Из геометрии известно, что треугольник относится к фигурам повтора. Это дает возможность создавать разнообразные орнаментальные рисунки из треугольных элементов, открывая большое поле деятельности для воплощения творческих идей. Наряду с вновь созданными существует ряд известных орнаментов, имеющих определенное название.
Этот узор по-другому называется «Квадрат в квадрате». Свое название он получил оттого, что действительно каждый квадрат узора вставлен в предыдущий и в целом это всё похоже на алмаз.

Орнамент «Алмаз»

Порядок работы:

Работу начинают с построения схемы. Стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Схему можно раскрасить, выделив определенным цветом треугольники каждого ряда.

Дальше готовят шаблоны: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда и основу из ткани или флизелина. Отмечают на ней 4 пересекающихся линии: 2 перпендикулярные и 2 диагональные. Сборку треугольников ведут по схеме от центра. Закрепляют квадрат на основе лицевой стороной вверх. К одной из сторон прикалывают треугольник первого ряда лицевой стороной вниз, совмещая его длинную сторону с квадратом, и стачивают вместе три детали (основа, квадрат и треугольник) по припуску на шов.

Шов приутюживают «на ребро», отгибают треугольник, еще раз утюжат и закрепляют булавкой. Точно также пристрачивают следующие 3 треугольника этого ряда.

Затем проверяют, совпадают ли углы образовавшегося квадрата с линиями на основе и подравнивают ножницами квадрат, чтобы все стороны были равны.

Следующие ряды треугольников пришивают таким же образом.


План-конспект урока технологии

Калюшина А. И., учитель технологии МОУ «СОШ № 17»

Класс: 6

Дата: 1.12.08

Тип урока: комбинированный

Тема: Обрядовая свадебная кукла

Цели урока:

- обучающая: изучить особенности и традиции русского и чувашского народов на примере выполнения свадебной обрядовой куклы

- развивающая: развивать творческие способности; интерес к культуре своего народа;

- воспитательная: воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа; аккуратность, внимательность.

Задачи урока:

1) вспомнить ТБ и материалы, необходимые на уроке;

2) повторить материал про обрядовые куклы;

3) выполнить свадебную обрядовую куклу;

 

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

а) мультимедийная презентация, кроссворды; инструкционная карта «Изготовление свадебной обрядовой куклы»

б) для учащихся:

Для изготовления свадебной куклы нам потребуется:

лоскутки красной ткани размером 10×30 см, 15×30 см, 15×30 см, белые и разноцветные кусочки хлопчатобумажной ткани небольшого размера;

нитки или пряжа для волос;

узкая линейка длиной 25×30 см;

ленты, тесьма для украшения костюма;

рабочая коробка мастерицы.

Для изготовления «Мирового дерева» потребуется:

небольшая ветка-рогатина, лучше березовая;

кусочки ваты;

белые и разноцветные кусочки хлопчатобумажной ткани;

нитки или пряжа для волос;

ленты, тесьма для костюма;

рабочая коробка мастерицы.

 

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).

Учащиеся заходят в кабинет.

Здравствуйте, дети. Сначала проверим, кто присутствует, назначим дежурных. На своих рабочих местах оставьте только необходимое для занятия.

 

2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (7 мин).

Сначала Кристина задаст вам вопросы.

Кристина: Сегодня нам понадобятся различные инструменты. Какие именно, узнаем, отга­дав загадки.

1 загадка - Бежит свинка,

Золотая спинка,

Носочек стальной,

А хвостик льняной. иголка с ниткой

3 загадка – То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь - горе,

Продырявит море. Утюг

 

2 загадка – Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. Ножницы

А теперь давайте вспомним, что вы знаете о куклах и обрядах чувашского и русского народов.

Перед вами кроссворд: ответив правильно на 8 вопросов, вы получите ключевое слово, которое скрыто в рыжих ячейках этого кроссворда.

Вопросы:

1. От чего в старину защищали двенадцать кукол под названием «лихорадки»?

2. Самая известная русская кукла. Как её зовут?

3. Как имя вырезанного из дерева японского мудреца, который держал в себе целое семейство фигурок?

4. Этим словом в чувашских деревнях называли разнообразные игрушки.

5. Из какого материала делали самые древние куклы в Египте?

6. На какой праздник ставили самую большую соломенную куклу на Руси?

7. В Японии одними из самых древних были куклы из кости. Их название.

8. Слово, которым теперь обозначают любую куколку-малышку.

Ответы:

1.Болезни

2. Матрёшка

3. Фукуруму

4. Тетте

5. Глина

6. Масленица

7. Нэцкэ

8.Лялька

На прошлом занятии мы изучали тему «Древние обрядовые куклы». Узнали, какие обрядовые куклы были на Руси и у чувашей. Давайте вспомним основные моменты:

- Какие обрядовые куклы считаются самыми древними?

- Из чего делали обрядовые куклы?

- Какие куклы делали на Руси к праздникам?

- Чем знаменита чувашская кукла-йěрěх?

Молодцы.

3. Актуализация и мотивация знаний. (1 мин).

Сегодня мы с вами попробуем сделать свадебную обрядовую куклу. В учебнике нам даются два варианта: на палочке и на рогатине сидят невеста и жених. Как вы думаете, какой в этом смысл?

4. Постановка целей и задач урока, плана работы (1 мин).

- Повторить традиции и особенности древних обрядовых кукол;

- научиться выполнять свадебную куклу;

- применить в своей работе все навыки по рукоделию, полученных ранее;

- соблюдать технические условия и правила безопасности труда.

3. Формирование новых знаний учащихся (5 мин):

Сегодня моими помощницами будут Саша и Лиза, они объяснят, как надо выполнять свадебную обрядовую куклу.

Последовательность работы

1. Оберни линейку полоской красной ткани размером 10×30 см и перевяжи ниткой, чтобы держалась ткань. У тебя получилась большая «рука» куклы.

2. Лоскут красной ткани размером 15×30 см дважды сверни от краев к середине и полосу скрученной ткани сложи пополам. Красной нитью сложенную полосу перемотай несколь­ко раз.

3. На полосу изнаночной стороной наружу дву­мя-тремя оборотами намотай лоскут цветного ситца размером 15×15 см. Ситец выверни на лицевую сторону и расправь.

4. Получилась заготовка для куклы Невесты, которую необходимо надеть на «pyкy».

5. Куклу Жениха сделай по та­кой же технологии из лоскута красной ткани.

6. На концах полосы изготовь сапоги. Для этого лоскут черной ткани размером 10×6 см наложи с двух сторон на конец красной полосы. Черный лоскут плотно обмотай нитью по на­правлению к краю.

7. Куклу Жениха навесь на «руку» лицевой стороной слева от куклы Невесты.

8. Рубаху для Жениха выполни из белого ситцевого лоскута раз­мером 5×14 см. В центре сделай разрез для головы куклы 1,5 см. Надень рубаху через голову и расправь.

9. Закрепи рубаху цветным по­яском из скрученных ниток.

10. Сделай волосы куклам. Для этого намотай нитки на три пальца руки для жениха и на всю ладонь для Невесты. В середине моток свяжи, а по краям разрежь. Получившуюся прядь волос крепят на голову куклам.

11. Укрась своих кукол головными уборами, лентами и декоративной тесьмой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в горести. К краям «руки» прикрепи ленту, чтобы ее можно было подвесить. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Еще одна свадебная обрядовая кукла «Мировое древо» изготавлива­лась без сшивания деталей иглой, «чтобы счастье не зашить». Подружки зорко сле­дили друг за другом при изготовлении кукол, не допуская, чтобы ритуальные фигурки отвернулись друг от друга: «не любы будут друг другу».

4. Выполнение практической работы «Свадебная обрядовая кукла» (25 мин).

А сейчас вы попробуете самостоятельно выполнить свою куклу.

При выполнении работы необходимо соблюдать требования: на рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Соблюдайте правила техники безопасности при работе с острыми предметами.

Работа будет оцениваться по следующим критериям:

«отлично» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

«хорошо» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«удовлетворительно» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«неудовлетворительно» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Ученики самостоятельно выполняют работу, учитель проводит текущий инструктаж.

5. Подведение итогов занятия (5 мин).

Сегодня вы хорошо поработали, и поэтому вам нетрудно будет ответить на следующие вопросы:

Понравилось выполнять свдебную обрядовую куклу?

Для чего делали свадебные обрядовые куклы?

Следует отметить некоторые ошибки: не все проявили активность, некоторые работали не совсем аккуратно. Хочу отметить лучшие работы по качеству и аккуратности. Спасибо моим помощницам. Общая оценка вашей работы «отлично».

Запишите домашнее задание:

Выполнить эскиз фартука для невесты

Заполнить рабочую тетрадь по разделу «Обрядовая кукла»

Сочини сказку про свою куклу и запиши ее в тетради.

Наше занятие подходит к концу. Дежурные, проследите, чтобы каждый убрал рабочее место, вымойте доску и пол.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.