Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурс “ЗАГАДКИ”. 2 страница




 

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора и подавались щи и каша в особый горшок до 50 см. в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По древнему преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только 1 раз в год в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

 

Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

 

В отличие от чаш и братин ставец считался индивидуальной посудой. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пошла пословица: “Всяк старец имей свой ставец!”

 

В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и ковши использовались в качестве подарков. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

 

(Выступает школьный ансамбль лошкарей)

 

Ученица: расписывали тысячи изделий, каждое из которых по своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поет ее по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

 

– Что писали художники на своих изделиях?

 

Ученица: художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину и никогда не повторяют их одинаково: чуть-чуть изменят очертания листа, по-другому изогнут веточку, разбросают листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера в растительном орнаменте. Самый любимый и стародавний – травяной орнамент. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше – кустиком. Основные цвета: красный и черный. Самые затейливые узоры называются кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар-птицы загораются они на черном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

 

Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнца; на черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

 

(Демонстрируются изделия)

 

“Хохломская роспись”

 

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

 

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

 

П.Синявский.

 

Учитель: Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, но и она немало знаменита. Давайте послушаем историю городецкого народного промысла.

 

Ученица: стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть, и вот крестьяне приузольских деревень, стали разукрашивать их конями да птицами.

 

В 1870 г. в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донце не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками, кистью работать резвей да веселей, и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.

 

Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут и сцены чинных чаепитий, и пестрые цыганские хоры, и разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Впрочем, павлины уж больно на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной, похожи.

 

Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой.

 

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у хохломы, сюжетные картины “мещанского быта” – у городецкой росписи. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.

 

(Все это демонстрируется)

 

Учитель: старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров.

 

(Демонстрируется коллекция одежды основанная на образце русского народного костюма с использованием традиционных видов рукоделия)

 

Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь. Эта представленная коллекция еще раз доказывает, что осваивая рукоделие, мы получаем возможность всегда быть одетой красиво, нарядно и не так, как все.

 

Вся представленная коллекция сочетает в себе фольклорный стиль и современность.

 

(Урок заканчивается русской народной песней. Выступает школьный ансамбль)

 

Литература:

Жегалов С.К. Русская народная живопись.: Кн. для уч-ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

Линднер Г. Из дерева – своими руками. – М.: лесная пром-сть, 1985. – 56 с.

Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 10).

Народные художественные промыслы/ Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. – М.:Легкая и пищевая про-сть, 1984. – 193 с.: ил.

Прекрасное своими руками: Нар. худож. ремесла/ сост. С.Газарян. – М.:дет. лит., 1987. – 156 с.

Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.: Из практики нар. худож. ремесел.: кн. для уч-ся ст. классов. – М.:Просвещение, 1985. – 255 с.:ил.

Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21.

Золотые цветы и травы хохломы// Барадулин В.А.: художественная обработка дерева. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – с.185-198.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Народные промыслы Подмосковья

Название

промысла

Время

возникновения

Наименование выпускаемых изделии

Сырье, используемое для изготовления

Примечание

 

1 Лаковые подносы Жостова

1830 г. Лаковые подносы из металла Металл для подноса, краски для живописной росписи Все изделия – ручная работа, неповторимы по рисунку; многослойное нанесение рисунка

 

2 Федоскинская лаковая миниатюра

1795 г. Шкатулки Папье-маше

 

3 Павлово-посадские платки Кустарные мастерские в XVIII в.; фабрика – в 1812 г. Платки, шали

Шерсть Набивка рисунка на ткань проходит в несколько этапов

 

4 Бело-голубая Гжель

XVIII в. Посуда и керамические изделия

Местная белая глина Продукция народных промыслов, вывозится за границу

 

5 Сергиево-посадские матрешки

XV в. Матрешки

Местная древесина

 

6 Богородская резьба

XVII в. Игрушки, резьба по дереву

Местная древесина

 

 

Внеклассное мероприятие по технологии. Праздник "Русская ярмарка"

Свечина Юлия Борисовна, учитель технологии

 

Оборудование: плакат “Приглашаем на ярмарку”, картинки, репродукции. Столы накрыты шалями, платками. На столах лежат: деревянная посуда, самовар, чашки, чайник, кружки для кваса, деревянные ложки, игрушки, молоток, рубанок, фрукты, искусственные цветы, ткани, крынки, книги, галоши, нитки, воздушные шары, блины, оладьи, пряники, сушки, картофель, клюква и др.

 

Звучит музыка.

 

Появляются скоморохи-зазывалы:

 

Ото всех дверей, ото всех ворот,

К нам на праздник спеши,

Весь честной народ!

Кто умеет хорошо трудиться,

Тот умеет и веселиться!

Собирайся, - народ! Всех ярмарка зовет!

Заходите – не пожалеете, коли время имеете!

Будьте как дома, не стесняйтесь!

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

 

Ведущий: Началом ярмарки был поднимающийся ярмарочный флаг или пушечная стрельба, возвещавшая об открытии праздника. А ярмарка – это праздник, русский праздник.

 

Скоморохи: Это что за чудо-город?

 

Диво-дивное весьма!

Что за царство-государство?

Это что за терема?

Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем все без лишних слов:

Вы сегодня оказались

В чудо-граде мастеров!

Поспеши, честной народ,

Вас с искусством встреча ждет!

Нынче прибыли на праздник

Мастера ремесел разных!

Всяк имеет свой секрет,

Но для вас … секретов нет.

Мастера вам все расскажут,

Показать сумеют даже!

Кто сказал, что рукоделье

В человеке от безделья?

Воздавал всегда народ

Мастерам своим почет!

Шить, плести красиво, ловко,

Завсегда нужна сноровка.

Чтоб работать честь по чести,

Ум в труде на первом месте!

Как в народе говорится:

“Дело мастера боится!”

Только мастер сможет смело

За любое взяться дело!

Эй, народ! Спешите видеть!

В тесноте, да не в обиде,

К нам явились не купцы,

А умельцы – молодцы!

Здесь не как в музее – строго,

Все руками можно трогать.

Разобраться, что к чему

Очень просто самому.

А не сможете, так что же?

Мастер вам всегда поможет!

Это вовсе не базар,

Здесь особенный товар.

Нет в товаре барыша –

В нем художника душа!

А душа – она, как птица,

К красоте всегда стремится!

 

Ведущий: Ярмарки на Руси отличались по времени года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Самая маленькая ярмарка объединяла несколько деревень. А на крупные ярмарки съезжались из разных губерний множество народа. Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный праздничный водоворот.

 

Плотник Нестор:

 

Благовест разносит ваши звоны,

Будь народ могуч, богат, здоров!

Плотник Нестор с низким к вам поклоном

Ото всех российских мастеров!

Мой товар, что брошен в Китеж синий,

Счастье многим выпало достать.

С той поры гуляет по России

Песенная плотницкая рать!

Ладят терема, мосты строгают

Новые умельцы-мастера.

И хоть ныне техника другая,

Ах, никак нельзя без топора!

Рук творенье – выше нет награды

Для российских зодчих, столяров.

Если честно, ты вселяешь радость,

В наши души, “Город мастеров”!

 

Ведущий: Посмотрите, сколько разного товара на нашей ярмарке: воздушные шары, игрушки, лакомства, чайная посуда, отрезы ситцев, нитки, ложки, искусственные цветы, старые книги и даже бракованная посуда.

 

Продавец:

 

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!

Открывайте коробейки,

Доставайте копейки.

Покупайте у меня скорее

Хвост да два филея,

Чайник без ручки, без дна,

Только крышка одна.

Настоящий китайский фарфор

Был выкинут на двор.

 

Продавец:

 

Резиновые калоши

С отдушиной без подошвы!

 

Ведущий: Большим спросом на ярмарке пользовался сбитень – горячий медовый напиток. Сбитенщики ходили с огромными медными баклагами, закутанные в большие куски полотна, чтобы напиток дольше не остывал. Они громко выкрикивали:

 

Сбитенщик:

 

Вот сбитень! Вот горячий!

Кто сбитню моего?

Все кушают его:

И воин, и подьячий,

Лакей и скороход,

И весь честной народ.

Честные господа,

Пожалуйте сюда!

 

Ведущий: А как продавцы умели предлагать свой товар. Это ведь была настоящая реклама. Короткие зазывы:

 

Продавцы:

 

Картофель, картофель, картофель.

Владимирская, крупная, отборная, самая холодная клюква.

 

Ведущий: И прибаутки:

 

Продавцы:

 

Оладьи, оладушки! Для деда и бабушки.

Для малых ребяток. На гривну десяток.

Вот оладьи.

Подходите к самовару. Да отведайте чаю.

Я воды не жалею. До краев наливаю.

Если пить хотите, сюда спешите.

Кто замерзнет невзначай,

Тех согреет крепкий чай!

Подходи к блинам,

Ну, а значит – к нам!

На морозе горячи

И блины, и калачи!

 

Ведущий: Бойкие продавцы так умели обрабатывать гуляющий люд, что те опомниться не успевали, как набирали разных ненужных вещей.

 

Продавцы:

 

Вот так квас – в самый раз!

Баварский, со льдом.

 

Даром денег не берем!

Пробки рвет! Дым идет!

В нос шибает! В рот икает!

 

Серьги золотые, из меди литые,

Без всякого подмеса девять пудов веса.

 

Перина из ежового пуха

Разбивается каждое утро в три обуха!

 

Два ухвата по четыре ушата!

Пять коз да мусора воз.

Стоит пятак, почти за так.

Дешево.

 

Ведущий: Кроме участников купли-продажи на ярмарки стекалось много “обслуживающего персонала”: продавцов снеди, носильщиков, грузчиков, ростовщиков, увеселителей. С разными свистульками и пищалками бродили по площади торговцы-мальчики.

 

Офеня:

 

Я – ивановский Офеня.

Меня повсюду ждут и ценят.

Я там куплю, а здесь продам,

Себе – полтинник, кукиш – вам!

Подходи, краса!

Продаю чудеса!

Сделаны умными руками,

К девицам просятся сами!

У меня - платки расписные,

Веселые, цветные,

Есть и ленты для девчат

Хоть всех подряд обвей до пят!

 

Продавцы:

 

Кому тещин язык?

 

Блины, блины, блины,

Только что испечены,

С пыла, с жара,

Гривенник пара.

 

Только из печи!

Налетай на калачи!

Калачи, калачи,

Мягки, горячи!

 

Вот орешки!

Хорошие орешки,

Вкусные, на меду,

Давай в шапку накладу!

 

Сами мы рязанские!

Сельди – астраханские!

Давай – покупай!

Забирай – выбирай!

 

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада,

Кому чего надо!

 

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок,

Плати пятачок!

 

Ведущий: На ярмарке наряду с торговыми палатками возводились трактиры, кабаки, качели, карусели, цирковые и эстрадные балаганы. Ярмарка привлекала и “тюремный люд”: воров, шулеров, нищих, безработных. Торговля всегда сопровождалась музыкой, танцами, играми. Выступали кукольники, вожаки медведей, музыканты, балагуры.

 

Скоморох (надевает на себя длинный мешок – ширму, из-за которой на поднятых руках показывает кукол, под музыку другого скомороха):

 

Проходящим мимо

Всем необходима

Детская игрушка –

Веселый Петрушка!

Веселый Бим-Бом

Веселит весь дом.

 

Хозяин выводит ряженого медведя.

 

Хозяин: Ну, Михаил Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись, поразломай-ка свои старые кости. Видимо, народ собрался подивиться да твоим заморским повадкам поучиться.

 

Медведя дергают за цепь, зверь раскланивается. При каждом поклоне зверя хозяин приговаривал: “С праздником, добрые люди, поздравляем!”

 

Хозяин: Ну, а как, Миша, малые дети лазят горох воровать? (Медведь ползет на брюхе в сторону).

 

Хозяин: А как красные девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются? (Медведь садится на землю, трет одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш – значит, девица в зеркало смотрится.)

 

Хозяин: А ну-ка, Миша, давай поборемся. (Борьба и танец медведя.)

 

Ведущий: А какой праздник без частушек.

 

Эй, топни, нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

 

Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

Не одна иду плясать, нас идет четыре.

 

Не хотела я плясать, стояла, стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася.

 

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки башмаком, думала подружки.

 

По деревне я шла и Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

 

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад: сапоги мои лежат.

 

Сидит ежик на березе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге фуражка.

 

Если б не было воды, не было б и кружки.

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

 

Ведущий: А какая ярмарка без игр?

 

Проба разных каш с закрытыми глазами на вкус.

 

Конкурс “Свистунов” (просвистеть русскую народную песню).

 

Выходите, свистуны,

Васи, Коли, Вани.

Приз за свист у нас – блины,

Блинчики в сметане.

 

Назвать предметы старины (прялка, веретено, гребень).

 

Исполнение песни “Коробейники”.

 

Жили русские затейники,

Их прозвали “коробейники”,

Песня есть о них у нас,

Предлагаем спеть сейчас.

 

Угадать мелодии русских песен.

 

Игра “Русская баня”. Два стула, веник из бумаги. Парят друг друга по ногам, чтобы не было ревматизма. Кто первый веник обобьет, тот и победил.

 

Извиняемся заранее,

Это как бы вроде баня.

Вот парная, веник вот,

Подходи скорей, народ.

Веник в руки, и, как встарь,

Веником соседа парь.

С ног и до макушки,

Но не смой веснушки.

 

Скоморохи:

 

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь.

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки,

Тебе спасибо скажет Русь!

Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, Праздник,

До новых праздников, друзья!

 

 


Авторский проект "Девичьи Кузьминки"

 

Ткачук Людмила Сергеевна, учитель технологий

Наумова Олеся Борисовна

 

Цели:

Повышение социальной значимости школы и социализации детей. Школа - это такое место, куда приходят дети, их родители и учителя. Мы хотим устроить уроки так, чтобы учащиеся, их родители и учителя могли не только деятельно общаться. Но и найти каждый себе занятие по интересам в процессе изучения материала и организации праздника. Причем выбрать вид деятельности и стать организатором этой деятельности.

Внедрение элементов национально-регионального компонента в учебную программу в рамках стандарта основного общего образования по технологии (обслуживающий труд) для Красноярского края.

Реализация авторской программы Наумовой О.Б. и Ткачук Л. С. “Трудовое обучение и производительный труд в 5-9 классах с углубленным изучением художественно- прикладных промыслов народов сибирского региона”.

 

Тактические цели:

Реализовать идею – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.

Реализовать миссию – повышение социальной значимости школы как центра образовательной, досуговой деятельности, объединяющей в единый образовательный процесс деятельность учащихся, родителей и учителей-предметников (технологии, истории, литературы, музыки, риторики).

Повысить значимость образовательной области “Технология” в образовательном пространстве МОУ СОШ № 91.

Скоорденировать и сорганизовать все заинтересованные стороны в организации учебно-познавательного процесса, социально одобряемого и эмоционально-ценностного досуга.

 

Целевая группа:

Учащиеся школы и их родители.

Жители микрорайона.

Учителя школы и района.

 

Число сотрудников и добровольцев:

 

Руководители:

 

Ткачук Л.С. учитель технологии высшей категории, организатор ОППТ,

 

Наумова О.Б. учитель технологии высшей категории, мастер ОППТ.

 

Сотрудники: ученики 5- 9 классов,

 

Кириллова Н.О. учитель русского языка и литературы,

 

Камина С.В. учитель русского языка и литературы,

 

Ахпашева Н.И. учитель музыки.

 

Добровольцы: родители учащихся.

 

Сроки реализации и участники проекта:

 

Проект реализовался в урочное и внеурочное время учениками 5 - 9-х классов, их родителями, учителями школы № 91 с 1 сентября по 14 ноября 2005 года.

 

Историческая справка:

 

На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался "Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники". Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

"Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",

"Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",

"Демьян, окамени воды".

 

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

"Кузьминки - об осени поминки",

"Кузьминки - встреча зимы".

 

Праздник этот в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур.

 

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых девушки не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

 

На день Кузьмы и Демьяна устраивалась братчина. Девушки организовывали "ссыпку" и приглашали парней.

 

Обрядовым кушаньем являлись каша и куры. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Недаром в народе говорят:

"Батюшка Кузьма-Демьян - куриный бог",

"Кузьминки - курьи именины, девичий праздник",

"На Кузьму-Демьяна - курицу на стол".

 

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - "матушка Кузьма-Демьян". Многие обряды Кузьминок связаны с любопытной христианской историей. Братья, жившие в третьем веке вблизи Рима, имели от Бога дар исцелений. Они лечили, изгоняли злых духов одним лишь именем Христа. Только за веру, без платы и награды, в полном соответствии с заповедью: "Даром получили, даром давайте". Однажды братья вернули к жизни умирающую женщину, и та в знак благодарности попросила их принять три яйца. Лекари отказались. Тогда женщина пришла тайно к Дамиану и Богом заклинала его принять яйца во имя Святой Троицы. Ради такой великой клятвы Дамиан согласился. Косьма услышал об этом, думая, что брат нарушил строгий обет, так опечалился, что завещал не погребать его вместе с Дамианом. Когда же после одновременной кончины святых от руки завистливого врача-язычника люди решали, как поступить с телами, внезапно появился верблюд, когда-то спасенный целителями от бешенства, и проговорил человеческим языком, чтобы не сомневались и похоронили братьев вместе. Мол, Дамиан виноват, так как принял три куриных яйца ради имени Божия. Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

 

Исторически повествования описывают, как в Москве в Толмачевском переулке 14 ноября собирались вокруг церкви Косьмы-Дамиана женщины с курами. В деревнях хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить кур святой водой. Потом рассылали кур в подарок родным, девушки носили птиц на боярский двор с челобитьем к барыне. Такие "челобитные" куры содержались в почете. Их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, которые они несли, считались целебными.

 

На Кузьминки девчата гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

 

Раньше родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить.

 

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

 

Перед Кузьминками девушки собирали складчину ссыпчину для застолья, наряжались, ждали парней и пели:

 

Матушка Кузьма-Демьян

По сенечкам ходила,

Гвозди собирала,

Свадебку ковала!

Крепко-накрепко ковала,

До седой головушки,

До долгой бородушки!

 

По народному представлению, Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Люди верят, что именно они куют плуги и цепи, раздают их тем, кто их особенно почитает.

"Узловать Кузьма, развязать нельзя".

 

По поверью куют святые и обручальные кольца.

"Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

 

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

 

Большой интерес у учеников вызывают народные приметы, связанные с этим днем.

"Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",

"Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",

"Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",

"Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.