Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть. Вырезать из ткани светлого, естественного оттенка (хороши здесь неотбеленные льняные ткани или хлопчатобумажная бязь) полосу соответственно рис




Вырезать из ткани светлого, естественного оттенка (хороши здесь неотбеленные льняные ткани или хлопчатобумажная бязь) полосу соответственно рис. 1. Можно взять также светлый ситец в мелкий рисунок, если вы хотите, чтобы ваш младенец был “весёлого нрава”. Ширина полосы определит рост будущего младенца, а длина — его толщину. Поэтому не жалейте ткани, пусть наш дитятка будет толстеньким и здоровеньким. Скатать из этой полосы плотную трубочку и перевязать ее нитками (желательно достаточно толстыми и прочными) в двух местах, обозначив линии шеи и середины туловища, рис. 2.

Внешний вид кукол и их “внутренняя” информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди [2]. Во всех конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. “Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена – времена творения мира, “когда закрутилась и выкрутилась земля…”. Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью… “Нить жизни”, Доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы” [2]. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою Долю несет ответственность сам. В имени богини Могошь, отвечающей за судьбу, слышно созвучие со словом “могу” и “магия” [5]. Также и направлению наматывания придавалось особое значение. Наматывание “по солнцу” связывали с жизнью. Наматывание “против солнца” использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы “не жизни” [2].

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения сложно усваивались тем обществом, где строго следовали “заветам предков”. Поэтому несшитые куклы, куклы, которых не касалась игла, могли использоваться в магических целях: например, “охранять” колыбель младенца или служить его символической заменой, они принимали на себя все негативные влияния [2], сейчас мы их называем “сглаз”.

Важна роль и материала, тех тканей и ниток, из которых создавалась каждая из таких кукол. “Материал должен был быть “своим” — из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили также, что сделанный своими руками материал, “проживший” в доме, в семье защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, “охраняла” колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо опасное время” [2]. Подбирая материал для нашего кукольного младенца, можно использовать опыт предков, а можно просто взять ткани и нитки, которые есть под рукой. “Конструкция типа скрутка, закрутка была основой не только для дитяток, так могли делаться любые человекоподобные фигуры, для содержания которых возраст, пол и другие дифференцирующие признаки не имели значения. Важен был сам факт — это Человек.

Чем проще конструкция куклы, тем шире ее образный ряд, тем больше фантазий можно реализовать вместе с ней. Ребенок, играя с палочкой, сегодня видит в ней ушедшую в магазин мать, а завтра это будет уже Красная Шапочка или он сам” [2].

Признаки человека просты: “есть тело — плотная тряпичная трубочка, на которой при помощи линий шеи и пояса расставляются основополагающие акценты. Если есть шея, значит есть голова, значит становится понятно где верх и где низ. Если есть середина туловища, значит есть живот и пуп, который символически обозначается узлом, завязанным на нитке, значит становится понятно где лицо и где спина.

Считалось, что пуп (пуповина) — самое важное место на человеческом теле. Именно здесь была сосредоточена вся жизненная сила человека, запас которой давался ему при рождении. Обрезание и завязывание пуповины определяло количество этой силы, ее старались направить в положительное русло. Для этого девочкам пуповину отрезали на прялке, чтобы была искусной пряхой, а мальчику — соответственно на топоре.

Именно в этом месте (в области пупа) повязывался пояс. Пояс обозначал середину человека, а узел, на который он завязывался, был своеобразной “культурной пуповиной”. Пояс в традиционной культуре обязательно носил каждый человек, именно с обряда опоясывания и начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. До совершения этого обряда новорожденный не считался человеком. Первый пояс дарился крестной матерью после обрядов очищения и крещения при переносе младенца из бани, где обычно могли происходить роды, в дом. Совершалось второе “культурное” рождение, завязывалась новая пуповина, развязывать которую можно было только при особых обстоятельствах. Представьте себе, если мы развяжем нитки, перепоясывающие нашего человечка — трубочка может раскрутиться...” [2].

 

Младенца нужно одеть. Одеть его можно тоже без использования иголки и нитки. Его одежда будет состоять из головного платка, одеяльца или пеленки и свивальника (полосы ткани длиной 2 м и шириной 9 см в натуральную величину, она использовалась вместо современной ленты для плотности и прочности пеленания), можно приготовить кусочек кружева для нарядной пеленки-уголка.

Вся детская одежда делалась из старых поношенных вещей. Это было связано и с практическими целями: дешевле и удобнее (старая одежда мягче, лучше впитывает влагу) — и с определенной символикой. Родившегося ребенка часто завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую, чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его. Такие действия основывались на представлении о положительном воздействии на ребенка обносков его близких родственников. С одной стороны, они как бы “охраняли” его от всех внешних неприятностей, с другой стороны, “продолжатель рода” должен был унаследовать весь жизненный опыт. Поэтому одежда не была яркой и могла состоять из лоскутов – “чем больше лоскутков, тем обширней “хоровод” родственников вокруг ребенка, тем богаче его Доля” [2].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.