Начало ХХ века
| Консультанты I волны – ранее преуспевающие владельцы фабрик, заводов, торговых, рекламных и пр. компаний, которые передали свое дело компаньенам или ушли на пенсию и стали распространять свой опыт среди тех, кто недавно начал свой бизнес.
|
20 е годы
| Вторая волна – консультанты, не занимавшие ни каких постов, просто специализирующихся на изучении и распространении управленческих достижений практикующих менеджеров.(специалисты по научной организации труда)
Разработки и исследования А.Гастева, П.Керженцева, а еще раньше А.Богданова – прерваны в 30 годы.
|
| Третья волна консультантов – удовлетворение осознанного спроса на профессиональные консалтинговые услуги.
|
Середина 60 х годов
| Заново становление управленческого консультирования и методологии организационного развития. В результате реформ А.Н.Косыгина – появление первых специалистов по консалтингу. Появление реальной возможности не только практически участвовать в совершенствовании управлении организации, но и на коммерческих условиях – выход из системы твердых окладов. Институционализация НОТ в научных и учебных институтах.
В.Ш.Раппорт – Рационализация организационных процессов, публикации. Д.М. Гвишиани –Спецкурс по западной социологии организации
|
70 е годы ХХ века
| Н.И.Лапин образование секции «Социология организации» в Советской социологической ассоциации.
|
1975 г.
| Первый обзор деятельности зарубежных консультантов по управлению «Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению» А.Лузин В.Озир.
|
В начале 1980 хх г.
| Возможность стажировки по управлению предприятием в США и Финляндии экономистов из Таллинского политехнического университета – «Управленческое консультирование: теория и практика» 1988 г. Р.Юксвяров, М.Хабакук, Я.Лейман и др.
Август 1982 г. Публикация статьи в газете Правда «Нужен консультант» А.И.Пригожин С.Хайниш
|
Начало 1990 х годов
| Приход лидеров мирового консалтинга в Россию, не встретивших на рынке консалтинговых услуг ни каких конкурентов. Создание филиалов крупнейших транснациональных консалтинговых фирм в России
|
| Вплоть до 1996-1997 гг. 4/5 доходов консалтинговой выручки (тогда еще) «большой пятерки» шло от технической помощи России по межправительственным программам, так и по линии международных организаций. Направление – развитие инфраструктуры рыночных отношений (Массовая приватизация, Формирование основ фондового рынка, Содание механизмов поддержки малого бизнеса) Возможность значительному российских компаний получить временный практически бесплатный доступ к услугам мирового консалтинга.
|
Середина 1990хх годов.
| Появление большого количества российских консалтинговых фирм.
|
1997 г
| В результате кризиса ликвидация отдела управленческого консультирования в России компании Deloitte&Touche
|
2000 г.
| За 2000 год объем рынка российских консультантов вырос на 60 %, достигнув $100 млн. Хотя доля иностранных фирм составляет 2/3 всей выручки в отрасли.
|