Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в послепереходный период 1999-2000 ГГ. 2 страница




События августа 1998 г. многие политики расценили как крах ельцинского курса. Выступая 21 августа в ГД, Г. Зюганов заявил: «Произошла девальвация не рубля, а девальвация исполнительной власти и президента. За три дня до кризиса президент уверял всю страну, что все контролируют и все идет нормально... Произошел полный крах курса, который проводился 7 лет». Политолог В. Кувалдин оценил события августа 1998 г. не как финансовый кризис, а как распад системы: «Семилетка радикальных реформ создала нежизнеспособную конструкцию: соединение разложения позднего социализма с варварством раннего капитализма. В результате некомпетентная, коррумпированная и бесконтрольная власть опирается на паразитирующего собственника, часто криминального».

Радикальные реформаторы видели причины кризиса в том, что в 90-е годы так и не были проведены либеральные реформы. А. Илларионов заявил, что в России существует не рыночная система, а социалистическая распределительная система. Она распределяет не товары, а финансовые потоки. Поэтому, по мнению Илларионова, России еще предстоит создать либеральную рыночную экономику.

В результате августовского кризиса и болезни позиции Б. Ельцина стали ослабевать. В первой половине 1999 г. противостояние правительства и ГД, с одной стороны, и президента и АП, с другой стороны, стало открытым. Усиливаются позиции Е. Примакова, который выдвигает идею подписания нового договора об общественном согласии, в котором было бы зафиксировано согласие президента не отправлять правительство в отставку до думских выборов, и снятие вопроса об импичменте президента в Государственной Думе.

Прямое противостояние ГД и Президента выразилось в том, что на 13 мая депутаты назначили рассмотрение вопроса об импичменте. А Генеральная Прокуратура начала следствие по финансовой деятельности Б. Березовского, А. Смоленского, управляющего делами президента П. Бородина.

Совет Федерации переходит от лояльного отношения к оппозиции

Б. Ельцину, отклонив Указ Президента об отставке Генерального Прокурора

Ю. Скуратова.

Стремясь сохранить рычаги управления, Ельцин все больше опирается на силовые структуры. Дважды меняется глава АП, В. Путин совмещает два поста - министра ФСБ и секретаря Совета Безопасности. А С. Степашин, министр внутренних дел, назначается сначала первым вице-премьером, а 12 мая 1999 г. - премьер-министром после отставки правительства Е. Примакова.

Значительно ослабло влияние Президента на региональных лидеров, которые в ходе предвыборной кампании в Государственную Думу заявили о том, что будут активно участвовать в выборах. Создаются предвыборные блоки региональных лидеров «Отечество» (во главе с мэром Москвы Ю. Лужковым), «Вся Россия». Но, как отмечают политологи, антиельцинская коалиция была крайне рыхлой, и не сумела весной 1999 г. противостоять Кремлю.

Майский кризис 1999 г. способствовал сохранению ядра ельцинского режима и после 2000 г. Отставка правительства Е. Примакова, провал импичмента в ГД показали прочность суперпрезидентской конструкции власти: Ельцину удалось мобилизовать ресурсы и перейти в наступление. Но всему обществу стало ясно, что процесс принятия важных государственных решений приобрел откровенно клановый характер. Это проявилось в формировании правительства Степашина, в быстрой смене Степашина на

В. Путина в августе 1999 г. Как определил Г. Явлинский: «Президент является гарантом отсутствия любых гарантий в обществе». Политологи в оценке сущности власти весной-летом 1999 г. заговорили о «придворной камарилье», «домашнем Политбюро», «Кремлевской Семье».

Б. Ельцин и его окружение, стремясь обеспечить преемственность власти, делают ставку на нового премьер-министра В. Путина, популярность которого, по опросам общественного мнения возросла с 2,5% в сентябре до почти 50% в декабре 1999 г.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем Вы видите основную тенденцию политического развития России после парламентских выборов 1993 г.?

2. Как Вы оцениваете попытку федеральных властей достичь общественного согласия после выборов 1993 г.?

3. Чем можно объяснить успех на думских выборах 1995г. коммунистической партии?

4. Перечислите факторы, обусловившие победу Б. Ельцина на выборах 1996г.

5. Какие факторы определяли общественно-политические процессы в 1997-1999 гг.?

6. Какие коррективы были внесены в экономическую политику после событий 1993 г.?

7. В чем причины кризиса августа 1998 г.? Как оценивают последствия августовского кризиса российские политологи?

8. Проанализируйте положительные результаты реформирования социально-экономической сферы в 1990-е гг. Каковы негативные последствия экономических реформ?

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Россия, став суверенным государством, получила в «наследство» от бывшего СССР территориальную «запутанность» в виде трех групп субъектов федераций: 1) автономные республики, имеющие право на собственную конституцию, т.е. субъекты созданные по национально-государственному принципу; 2) края и области, не имеющие подобных прав, представляющие собой административно-территориальные образования; 3) автономные края и округа, чей статус не имел каких-либо четких обозначений.

В 1990-1991 гг. ярко проявилась тенденция борьбы автономных республик за повышение своего политического и экономического статуса. В условиях противостояния российского руководства и центра Б. Ельцин был вынужден пообещать региональным элитам максимальное расширение их прав. Во время поездки по России в августе 1990 г. в качестве Представителя Верховного Совета РСФСР он произнес знаменитую фразу: «Вы хотите самостоятельности? Так возьмите ее столько, сколько сможете «проглотить»!»

Это способствовало усилению центробежных тенденций уже в самой России. Автономные республики стали принимать свои декларации о суверенитете. Ими был поставлен вопрос об отношениях на договорных началах уже с российским Центром. Так, 30 ноября 1990 г. Сессия СНД Карачаево-Черкесской автономной области приняла решение о выходе из состава Ставропольского края и образовании самостоятельной республики. 3 декабря 1991 г. была провозглашена республика Карачай. Явные сепаратистские настроения стали проявляться в Татарской АССР. 12 июня 1991 г. был избран Президент республики Татарстан (выборы российского президента не проводились). Минтимер Шаймиев сумел избежать «чеченского варианта» восстановления конституционного строя, не заявляя о выходе из состава РФ. Татарстан не подписал федеративный договор в 1992 г., а одним из первых заключил с федеральным центром двухсторонний договор (15 февраля 1994 г.), который подтвердил особый статус Татарстана.

Второй республикой, открыто начавшей борьбу за суверенитет, стала Чечня, которая входила с 1957 по 1991 гг. в состав Чечено-Ингушской автономной республики. По недавно опубликованным документам МВД КГБ СССР уже в 70-80-е гг. на Северном Кавказе шел рост «националистических проявлений», среди которых зафиксированы избиения и убийства на почве неприязненных отношений между ингушами и осетинами, осквернение русских кладбищ. В состоянии кровной вражды находилось 60 тейповых групп. Высок был уровень безработицы, наркомании. В горных районах сохранилось настоящее рабство и в роли рабов оказывались русские, среди которых были алкоголики, ранее судимые лица, лица без определенного места жительства.

В условиях перестройки стали формироваться общественные движения, поставившие вопрос о создании отдельных - Ингушской и Чеченской - республик. Среди них Вайнахская демократическая партия во главе с З. Яндарбиевым, партия «Исламский путь» Б. Гантамирова и общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН) во главе с генерал-майором Д. Дудаевым. Генерал Дудаев, родившийся в Казахстане, где его семья находилась в ссылке, сделал блестящую карьеру в Советской Армии, был награжден 12 правительственными наградами. В сентябре 1990 г. в Чечне был проведен первый съезд чеченского народа, который создал исполнительный комитет объединенного конгресса чеченского народа (ИК ОКЧН) во главе с генералом Д. Дудаевым, приехавшим из Тарту. Дудаева поддерживало и российское руководство, видевшее в нем борца с тоталитарной системой за демократию.

С весны 1991 г. ИК ОКЧН начал формировать параллельные структуры власти, в том числе вооруженные группы. После провала августовского путча под руководством лидеров ИК ОКЧН в Чечено-Ингушской республике начались массовые митинги, требовавшие отставки Верховного Совета республики и его Председателя Доку Завгаева. Движение носило явно выраженный сепаратистский характер. 6 сентября 1991 г. парламент был распушен, власть перешла к ИК ОКЧН. Постановление ВС РСФСР «О политической ситуации в ЧИР», осуждавшее сепаратистский курс новых властей, было расценено в Чечне как попытка вмешательства России в дела республики. Требования вице-президента А. Руцкого немедленно распустить незаконные формирования и восстановить законную власть в республике лишь углубили напряженность в отношениях России с мятежной республикой.

В октябре 1991 г. состоялись выборы президента Чеченской республики и нового парламента. Президентом был избран Д. Дудаев. Чечня заявила о выходе из состава Чечено-Ингушской республики и об образовании Чеченской республики - Ичкерии. ВС РСФСР признал проведенные в Чечне выборы незаконными. Но попытка российского руководства ввести режим чрезвычайного положения в Чечне вызвала взрыв возмущения, и через 3 дня Указ о Чрезвычайном положении в Чечне был отменен.

Для того, чтобы события в России не стали развиваться по сценарию СССР, российское руководство направило основные усилия в конце 1991 - начале 1992 гг. на подготовку Федеративного Договора, который должен был регулировать взаимоотношения Центра и регионов. 31 марта 1992 г. Федеративный Договор был подписан 87 субъектами РФ. Его не подписали Татарстан и Чечня.

По оценке политологов в Федеративном Договоре сохранились остатки иерархической модели построения многонационального государства: республики, признанные суверенными государствами со своими законами и законодательными органами, имели больше прав, чем другие субъекты федерации. Это обусловило обострение противоречий между федеральным центром и областями и краями. Неравномерное распределение естественных, природных и иных ресурсов по регионам, различия между ними в уровнях экономического и социально-культурного развития усилило противостояние региональных элит и российского Центра. Асимметричность федерации из-за присутствующего в ней национального принципа привела к тому, что субъекты, выделенные по национальному признаку охватывают примерно половину страны и обладают писанными и неписаными преимуществами. Например, Свердловская область должна платить в федеральный бюджет более 50% собираемых налогов, в то время как Башкортостан только 26%, а Татарстан - 14%. Региональные элиты областей и краев считают, что центр не дает субъектам федераций возможности эффективно использовать их природные и финансовые ресурсы. Появилось даже образное определение: «Поворот в сторону центра северных денежных средств».

Для преодоления неравенства ряд региональных деятелей предложили создать крупные объединения из нескольких областей, назвать их республиками и добиться таких же прав как и у бывших автономий. Была предпринята и попытка реализовать эту идею. В 1993 г. в Екатеринбурге была провозглашена Уральская республика, объединившая 4 крупных области: Свердловскую, Пермскую, Челябинскую и Омскую. По указу Б. Ельцина самопровозглашенная республика была распущена, а ее президент Э. Россель (губернатор Свердловской области) отправлен в отставку.

В Конституции РФ 1993 г. закреплялось равенство прав регионов и республик. Согласно Конституции в состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Для поиска цивилизованного разрешения возникших проблем была создана комиссия по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов федерации.

15 февраля 1994 г. был сделан первый шаг в этом направлении: подписан договор РФ с республикой Татарстан. К весне 1996 г. было подписано 11 договоров между Федерацией и ее субъектами, благодаря чему удалось остановить «парад суверенитетов» в России.

В 1992 - 1996 гг. в сфере межнациональных отношений остро стояли две проблемы: Осетино-Ингушский конфликт и война в Чечне. Осетино-Ингушский конфликт вспыхнул в октябре 1992 г. из-за Пригородного района (после депортации ингушей в 1944 г. в этом районе были расселены осетины). После принятия закона «О реабилитации репрессивных районов» в 1990г. и провозглашении республики Ингушетия стал вопрос об определении ее новых границ. Руководство Северной Осетии было против возвращения ингушей. В октябре - ноябре 1992 г. вспыхнул вооруженный конфликт между Северной Осетией и Игушетией. В зоне конфликта было введено чрезвычайное положение (отменено в феврале 1995 г.). В декабре 1993 г. состоялся визит Б.Ельцина, его встречи с руководством двух конфликтующих сторон. В настоящее время работает смешанная комиссия по проблеме возвращения беженцев.

Проблему взаимоотношений с Чечней российское руководство решало с помощью переговоров, поддержки оппозиционных режиму Дудаева политических сил. И, наконец, 11 декабря 1994 г. с целью «восстановления конституционного порядка» на территорию республики были введены федеральные войска. Чеченский кризис вызвал размежевание политических сил в 1995 - 1996 гг. Ряд демократических лидеров, в том числе Е. Гайдар (лидер «демократического выбора России»), Г. Явлинский («Яблоко») потребовали отставки правительства и Президента. Широкомасштабные военные действия в Чечне привели к большим человеческим, материальным и финансовым потерям.

В начале 1995 г. после кровопролитных боев и больших потерь федеральные войска взяли столицу Чечни г. Грозный. Боевики Дудаева ушли в горные районы и создали там свои военные базы. Чеченские вооруженные формирования вели успешную партизанскую войну.

Весной 1995 г. федеральная армия начинает успешное наступление в предгорных районах и захватывает города Аргун, Гудермес, Бамут. 3 июня был взят г. Ведено - столица горной Чечни. По сути были завершены широкомасштабные боевые действия и предстояло ликвидировать разрозненные партизанские отряды. И с целью давления на Москву боевики приходят к тактике шантажа. 14 июля 1995 г. отряд Ш. Басаева захватил в заложники около 2 тыс. пациентов больницы в г. Буденовске. В. Черномырдин в ходе переговоров с Басаевым пошел на уступки. Начавшиеся переговоры по урегулированию чеченской проблемы были прерваны в октябре 1995 г. после покушения на генерала Романова.

Стремясь упрочить свои позиции в Чечне федеральный центр проводит 17 декабря 1995 г. выборы главы администрации Чечни. По результатам выборов якобы 90% участвовавших в них проголосовали за бывшего председателя ВС Чечено-Ингушской республики Д. Завгаева. Ответом стал рейд отряда С. Радуева и захват больницы в Кизляре в январе 1996 г. В начале марта 1996 г. боевики попытались захватить Грозный. Федеральный центр вновь начинает вести переговоры с частью полевых командиров. В ночь с 21 на 22 апреля в результате ракетного удара был убит Д. Дудаев. Главой республики стал вице-президент З. Яндарбиев. 27 мая 1996 г. делегация чеченских руководителей во главе с Яндарбиевым приезжает в Москву, и в ходе переговоров было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий с 1 июня 1999г.

Федеральная власть использует передышку для подготовки выборов 16 июня 1996 г. в Народное собрание Чечни. Полевые командиры выступили против этого и 6 августа боевики стремительно взяли Грозный. В результате боев федеральные войска потеряли убитыми 420, ранеными 1300 человек. 10 августа Б. Ельцин объявил днем траура. После взятия боевиками Грозного Секретарю Совета Безопасности А. Лебедю удалось достичь приостановления военных действий и вывода войск из Грозного. Но окончательное разрешение чеченского кризиса связано с решением политического вопроса о статусе Чечни.

В 1996 - 1999 гг. федеральный центр терял возможность контроля за ситуацией в республике. Новый президент Чечни А. Масхадов, избранный в январе 1997 г., вел двойственную политику, стремясь получить финансовую поддержку Москвы и не потерять контроля за полевыми командирами. Чечня берет курс на строительство государства на основе шариата.

Стремясь дестабилизировать ситуацию на Кавказе, чеченские боевики в августе 1999 г. начинают проникновение в горные районы Дагестана. 5 сентября отряд под командованием Ш. Басаева и Хоттаба вторгается в Новолакский и Казбековский районы Дагестана. Начинаются боевые действия в республике. Федеральным войскам активную помощь, в том числе и военную, оказывают жители горных сел Дагестана. З. Яндарбиев так определял цель действий боевиков в Дагестане: «События в Дагестане могут стать решительным и основным этапом на пути освобождения Кавказа... Марионеточные режимы Кавказа будут скоро свергнуты народами» (Независимая газета. 1999 г. 17 августа).

Одновременно с военными действиями в Дагестане происходит ряд террористических актов в городах России. В результате взрыва жилых домов погибли десятки мирных жителей. Власть обвинила чеченских боевиков в организации терактов.

После освобождения территории Дагестана было принято решение о переносе военных действий на территорию Чечни под флагом борьбы с терроризмом. Началась вторая чеченская война, в ходе которой боевики были изгнаны не только из равнинной части, но и потеряли свои боевые базы в горах. Вторая чеченская война получила поддержку общества и большей части средств массовой информации. И, несмотря на крайне негативную реакцию Запада, руководство страны не стремится идти на переговоры с боевиками.

Но проблемы политического урегулирования в Чечне крайне сложны, поскольку чеченское общество атомизировано, не имеет единого духовного или политического лидера, который мог бы возглавить республику и с которым федеральный центр мог вести переговоры.

Политологи считают, что для укрепления и сохранения РФ необходимо четко сформулировать общенациональные идеи и разработать национальную политику. В ходе федеральной реформы должен быть осуществлен переход от этнической модели федерации к территориально-экономической. Этот процесс займет значительный исторический период.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Определите особенности межнациональных отношений в современной России.

2. Чем был обусловлен всплеск сепаратистских настроений в ряде субъектов Российской Федерации в 1991-1993 гг.

3. Почему возник чеченский кризис? Какова была реакция российского общества и международной общественности на начало чеченской войны?

4. Были ли альтернативные решения чеченской проблемы помимо военных действий?

 

 

 

9 августа Б. Ельцин принял решение об отставке правительства С. Степашина, мотивируя это тем, что «Россия вступает в новый политический этап. Через год впервые в истории страны первый президент России передаст власть новому, вновь избранному президенту». Назначая, Путина премьер-министром, Ельцин объявил, что видит в нем своего преемника. Российская общественность отнеслась к этому высказыванию как к очередному проявлению «монарших» замашек президента, не веря, что малоизвестный и внешне малоприметный Путин окажется более удачливым, нежели Кириенко, Примаков или Степашин. Но уже через месяц после вступления Путина в должность прозорливые наблюдатели стали утверждать, что новый премьер пришел всерьез и надолго, а к концу года это мнение переросло во всеобщее убеждение.

Росту популярности В. Путина способствовало ряд факторов. Во-первых, успешное начало второй чеченской войны и демонстративное стремление власти довести ее в кратчайшие сроки до победного конца. 5 сентября 1999 г. произошло вторжение чеченских военных соединений во главе с Ш. Басаевым и Хаттабом на территорию Дагестана. Чеченские соединения вторглись в Дагестан незадолго до назначения Путина премьер-министром и быстро добились серьезных успехов, захватив ряд сел, в которых до того в течение нескольких лет среди местных жителей формировалась «пятая колонна» из числа сторонников ваххабизма – экстремистского течения ислама. В создавшейся ситуации Путин действовали жестко и энергично. В Дагестан были без промедления введены российские десантные войска, начавшие решительно вытеснять соединения моджахедов на территорию Чечни. Специальным правительственным постановлением денежное довольствие участников военной операции было поднято до уровня российских миротворцев в Косово (для рядовых – 1000 долларов в месяц, для офицеров – более высокий уровень). Премьер-министр не только словами, но и действиями ясно показал обществу, что он берет лично на себя всю ответственность за операцию российских войск на Северном Кавказе и ее последствия. Путин нашел удачное чеканное обоснование решительных действий российских войск на Северном Кавказе: «Россия защищается: на нас напали. И поэтому мы должны отбросить все синдромы, в том числе и синдром вины». Это в глазах большинства общества выгодно отличало его позицию от потаенно отстраненной позиции как Ельцина, так и Черномырдина в период чеченской войны 1994-1996 гг.

Другим удачным идеологическим обоснование необходимости новой чеченской войны было увязывание действий Басаева и Хаттаба с активностью международного терроризма и подача российской позиции контртеррористической акции. На этот раз российские спецслужбы сумели привести убедительные свидетельства связи чеченского руководства с центрами международного терроризма, в том числе с террористом-фанатиком номер один Осаном бен Ладеном. В сентябре 1999 г. чеченские радикал-сепаратисты предприняли серию акций, не оставлявших сомнений в том, что они связаны с международным терроризмом. В конце августа – сентябре в городах Буйнакске, Москве, Волгодонске террористами были осуществлены беспрецедентно жестокие взрывы жилых домов, жертвами которых стали сотни граждан. Только в Москве вследствие взрывов двух жилых домов 9 и 13 сентября погибло более 200 человек.

Все большее количество россиян высказывали одобрение и поддержку решимости Путина использовать жесткие силовые меры для наведения порядка на Северном Кавказе. Когда в конце сентября российские войска после освобождения Дагестана перенесли военные действия на территорию Чечни, в российском обществе практически не раздалось голосов протеста или даже возражений. По сравнению с периодом первой чеченской войны резким контрастом выглядела позиция средств массовой информации: подавляющее большинство электронных и печатных СМИ положительно оценивали решительные действия Путина.

Вторым фактором, способствовавшим росту популярности нового премьер-министра, была успешная избирательная компания, которая проходила осенью 1999 г. Были использованы подконтрольные власти СМИ для массированной критики главных политических противников на думских выборах – блока «Отечество – Вся Россия». Одновременно создается новое политическое объединение региональных лидеров «Медведь» во главе с министром по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу, которое косвенно поддерживал В. Путин. 19 декабря на выборы явились 61,8% избирателей (1993 г. – 54,3, (1995 г. – 64,7%). В голосовании по партийным спискам 5%-ный барьер преодолели шесть партий и избирательных блоков – КПРФ, «Единство», ОВРЮ ЛДПР, Союз правых сил и «Яблоко». Наибольшего успеха добилась партия КПРФ. Но, хотя процент собранных коммунистами голосов (24,3) оказался наибольшим в сравнении с предшествующими выборами (1993 г. – 11,6, 1995 г. – 22,3%), говорить об успехе левых сил было бы явным преувеличением. Если после выборов 1995 г. у левых было в общей сложности 220 депутатов и им не хватало всего 6 голосов, чтобы иметь в Думе большинство, то после декабря 1999 г. количество коммунистов и их союзников уменьшилось до 130, и они утратили возможность определять политическую линию законодательной ветви.

Триумфом завершилась избирательная компания проправительственного блока «Единство», который получил 23,3% голосов избирателей, а его представительство в Государственной Думе составили 83 депутата. Его соперник ОВР потерпел неудачу: за него голосовали 13,3% избирателей, а число добытых депутатских мест равнялось 47. Но все же неудача ОВР, также дебютанта выборов, была относительной. Его думская фракция, которую возглавил Е. Примаков, оказалась одной из самых многочисленных и влиятельных. Ю. Лужков, второй лидер ОВР, сумел 19 декабря добиться крупного личного успеха: в проводившихся в тот же день выборах московского мэра он одержал впечатляющую победу и в третий раз занял влиятельный пост. По мнению В. Согрина, успех Лужкова свидетельствовал, что москвичи оказались маловосприимчивыми к «черному пиару», использовавшемуся против столичного градоначальника российскими государственными телеканалами.

Третьим фактором, обеспечившим рост популярности В. Путина, был начавшийся с 1999 г. постепенный подъем экономики. Кризис 1998 г. способствовал созданию условий для развития отечественного производства. Возросли возможности отраслей, работающих на экспорт. Благоприятная мировая конъюнктура на нефтяном и газовом рынке способствовали увеличению валютных доходов страны. Это позволило правительству В. Путина резко сократить задолжности бюджета по заработной плате, наладить своевременную выдачу пенсий. Россия сумела, не прибегая к кредитам МВФ, выплатить проценты по внешним займам.

Четвертым фактором роста авторитета нового главы правительства стало то, что его заявления соответствовали ожиданиям российского общества.

Социологи отметили резкое изменение настроений в российском обществе: «Тогда наружу выплеснулась вся масса недовольства, разочарования, мести, ярости, чувства собственной ущемленности. Мы не ожидали такой реакции, - рассказывал «Новым известиям» социолог Лев Гудков, заведующий отделом социально-политических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. – Массовое общественное мнение совершенно ясно и определенно требовало смены руководства. На этом фоне ни появился новый лидер, о котором не было ничего известно. Но первые же несколько жестов и легко опознаваемый приблатненный жаргон сделали Путина узнаваемым, он был сразу признан как свой. Немедленно на нем зафиксировались все иллюзии, а вся растерянность и разочарование прошлых лет выразились в отношении к чеченцам, которые стали главным врагом. На фоне всеобщего страха перед терактами общество консолидировалось. А новый лидер, «свой», молодой, решительный, энергичный, пробудил надежды на перемены во всех областях, даже не имеющих непосредственного отношения к чеченской войне. Он как бы дал «разрешение» на ненависть, мстительные и в общем-то сомнительные в моральном плане чувства к чеченцам как к народу бандитов и боевиков. Поэтому все показатели, связанные с социальным самочувствием, чувством уверенности в себе, немедленно поползли вверх.

Увидев в Путине персонификацию своих надежд на будущее, люди обрели некоторую определенность и гарантию на будущее. Что бы он ни делал дальше, отношение к нему уже не менялось». Путин стал символом порядка и стабильности.

Известный германский исследователь А. Рар, размышляя о причинах столь высокой популярности В. Путина, отметил: «Людям надоели одни и те же лица, одно и те же расхожие фразы. Политики различного толка, многие из которых ухитрились побывать депутатами Верховного Совета и Государственной Думы всех созывов, олицетворяли собой прошлое, они слишком откровенно заботились о личном благосостоянии и за последние годы окончательно забыли о своих предвыборных обещаниях. Люди жаждали появления в коридорах власти подлинного новатора, иначе говоря, молодого, удачливого политического деятеля с непримелькавшимся лицом, готового взяться за претворение в жизнь новых идей и внушить измученным безысходностью российским гражданам веру в будущее. Путин казался им таким человеком. К нему как нельзя лучше подходили знаменитые слова Тютчева: «Умом Россию не понять… в Россию можно только верить!»

Феномен Путина заключался еще в том, что внешне он ни у кого не вызывал раздражения, в отличие от других представителей российского политического бомонда, высокомерно рассуждавших о высоких материях. Путин внешне выглядел как обычный россиянин, одевался скромно, говорил свободно и непринужденно. Появись он на публике в ботинках на пластиковой подошве, по которой в начале девяностых годов на Западе безошибочно распознавали советских туристов, никто бы даже не удивился. Демократы были твердо убеждены, что Путин начнет ускоренными темпами проводить структурные реформы и сформирует правительство с участием демократов. Националисты понимали, что он сумеет осуществить их заветную мечту и воссоздать могучее союзное государство. Сторонники принятия жестких мер по восстановлению законности и порядка считали, что Путин начнет беспощадную борьбу с криминальным беспределом. Стремление путина покончить с сепаратистскими настроениями и вернуть центру властные полномочия в сочетании с успешным завершением первого этапа войсковой операции в Чечне принесло ему славу чуть ли не нового «собирателя русских земель».

И первые же высказывания нового премьера свидетельствовали, что он готов стать «твердой рукой»: «Те, кто будет дестабилизировать ситуацию в стране, сядут», «Кто нас обидит, трех дней не проживет».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.