Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в послепереходный период 1999-2000 ГГ. 1 страница




Гг.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РОССИИ.

События 3-4 октября 1993 г., итоги декабрьских выборов и рост популярности оппозиции оказали влияние на корректировку курса правительства и президента.

Уже в первом ежегодном послании российского президента парламенту, которое называлось «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)», Б. Ельцин провозгласил идею достижения в обществе политического компромисса и подписания Договора об общественном согласии.

В феврале 1994 г. Государственная Дума приняла решение о политической амнистии, что позволило вернуться в политику участникам августовских событий 1991 г. и октябрьских 1993 г. А. Лукьянов, А. Руцкой,

Р. Хасбулатов, В. Варенников и др. активно занялись политической деятельностью, некоторые из них стали в 1995г. депутатами Думы второго созыва. Весной - летом 1994 г. состоялось торжественное подписание Договора об общественном согласии, который предусматривал отказ политических партий от насильственных мер по свержению законно избранной власти в течение двух лет.

Правительство и президент стремились использовать этот период для начала нового этапа экономических и социальных реформ. В случае успешного реформирования у Ельцина и его окружения появился реальный шанс удержания власти во время президентских выборов 1996 г.

В намерениях правительства все более стало проявляться стремление к отказу от гайдаровской модели радикального реформирования и к поиску нового, более умеренного варианта.

Первым признаком изменения курса правительства стал выход из него в январе 1994 г. Е. Гайдара и Б. Федорова, главных защитников монетаристской модели экономических реформ. Из радикальных реформаторов остался только А. Чубайс. Само правительство приобрело коалиционный характер: в нем были представлены ПРЕС, АПР, «Выбор России».

За коренное переосмысление самого содержания реформ выступили академики Л.И. Абалкин, Н.Я. Петраков, С.С. Шаталин. Они пришли к выводу о неприемлемости для России с ее мощной государственной экономикой методов «шокотерапии» и выход предложили искать на путях государственного регулирования, усилении социальной направленности реформ. Неуспех реформ вызывается не столько их трудностью, сколько несоответствием устойчивым национальным традициям самоуправления и коллективизма, народному самосознанию, которое не примет навязываемых «сверху» форм номенклатурно-бюрократической приватизации.

Первые шаги правительства Черномырдина были направлены на поддержку сельскохозяйственного производства, стабилизацию предприятий ТЭК и транспорта. Премьер-министр В. Черномырдин заявил, что время «рыночного романтизма» закончилось, и призвал к немонетарным, нерыночным методам борьбы с инфляцией. Правительство считало, что жесткая финансовая политика наносит вред производству: нарастает промышленный спад, увеличиваются взаимные неплатежи предприятий, растет опасность массовой остановки производства и безработицы.

Центральный банк России во второй половине 1994 г. снизил процентную ставку за кредитование, правительство выделило крупные кредиты сельскому хозяйству и северным регионам - количество денег в обращении стало увеличиваться на 14% ежемесячно. В октябре 1994 г. ЦБР перестал поддерживать обменный курс рубля, заявив о том, что его валютные резервы исчерпаны. Это привело 11 октября, в «черный вторник», к обвальному падению курса рубля по отношению к доллару - на 27% за один день. К концу 1994 г. дефицит бюджета вырос до 11%, инфляция - до 15% в месяц.

Крах обменного курса рубля привел к правительственному кризису. Министр финансов и председатель Центробанка указом президента были отстранены от своих должностей. В. Черномырдин изменил свое отношение к финансовой стабилизации и предложил покрывать дефицит бюджета неинфляционным путем - за счет внутренних государственных облигаций и международных кредитов. В 1995г. ЦБ России накопил достаточные валютные резервы, что позволило правительству ввести фиксированный обменный курс рубля, так называемый «валютный коридор». Это позволило сдерживать инфляцию, которая в 1996 г. снизилась до 1,7% в месяц. Правда, это было достигнуто и за счет массовой задержки заработной платы бюджетникам.

Несмотря на проведение ряда мер по упорядочению налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты, предприятия и физические лица уклонялись от уплаты налогов. В 1994 - 1996 гг. поступление налогов и платежей составляла лишь 70% от плановых показателей. Это вело к значительному росту задолженности бюджета по выплатам заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Для того, чтобы заставить предприятия выплачивать долги 11 октября 1996 г. была создана временная чрезвычайная комиссия (ВЧК) по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при Президенте РФ (председатель - В. Черномырдин, заместитель - А. Чубайс). Но демонстрация решимости правительства навести порядок не дала ожидаемого эффекта, т.к. крупнейшие предприятия страны были поддержаны Государственной Думой и региональными лидерами.

Предприятие, в свою очередь, обвиняло правительство в том, что оно является главным неплательщиком.

В 1997 г. с целью решения проблем пополнения бюджета в правительстве была введена должность вице-премьера, которую занял министр внутренних дел А. Куликов. Новый вице-премьер получил право контроля за деятельностью Государственной налоговой службы, налоговой полиции, Государственного таможенного комитета и Федеральной службы валютно-экспортного контроля. Были приняты меры по взиманию недоимок по налогам за прошлые годы и повышению доходов от спиртного. В 1997 г. вся винно-водочная продукция должна была продаваться с акцизными марками. По подсчетам государство потеряло контроль за оборотом винно-водочной продукции, и в бюджет от продажи этой продукции поступало лишь 10%. По оценке Генерального прокурора Ю. Скуратова, бесконтрольность на рынке винно-водочной продукции позволила в 1996 г. «отмыть» на нем около 5 трлн. руб. «теневых денег» (в ценах того времени).

В 1994 - 1996 г. был принят ряд указов Президента РФ, направленных на ускорение создания новой модели экономики. Указ об отмене с 1 июля 1994 г. квотирование и лицензирование товаров и услуг, поставляемых на экспорт, означал дальнейшую либерализацию внешней торговли и создавал благоприятные условия для предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.

Важное значение имело решение о переходе с 1 июня 1994 г. ко второму этапу приватизации, которых предполагал открытую продажу всех акций предприятий по рыночной стоимости. Главной целью приватизации 1995 г. стало увеличение поступлений в бюджет и привлечение состоятельных владельцев и инвесторов. К концу 1996 г. более 60% валового внутреннего продукта производилось в частном секторе.

Среди социальных мер правительства были приняты указы президента о жилищных кредитах, о защите прав потребителя, о разработке Национальной программы борьбы с бедностью, программы структурной перестройки промышленности.

Несмотря на то, что правительству удалось достичь частичной стабилизации в 1994 - 1996 гг., остались нерешенными проблемы неплатежей, инвестиций в российскую промышленность, снижение социальной цены реформ.

Реформаторы, признавая ряд допущенных ошибок, считают, что за годы реформирования сделаны определенные шаги по становлению рыночных структур в российской экономике. Как отметил президент РФ Б.Н. Ельцин в своем послании Федеральному собранию в феврале 1996 г.: «Российская Федерация переживает кризис становления новой рыночной системы, обладающей громадными резервами развития». К достижениям реформаторы относят насыщенность потребительского рынка товарами и услугами, стабилизацию роста цен, снижение темпов инфляции, замедление падения производства, рост внешнеэкономических связей. В то же время реформаторы признают то, что при проведении реформ были допущены просчеты. Не были обеспечены условия для роста инвестиций. За первую половину 90-х гг. объем инвестиции сократился в 3 раза, не разработана программа структурной перестройки, не решена и проблема налоговых поступлений. В 1995 г. недоимки составили 30 млн. руб., что больше тех средств, которые израсходованы на социальную сферу.

Для дальнейшего реформирования, как считает бывший министр экономики Е. Ясин, необходимо не столько действия ВЧК и прочей «чрезвычайщины», сколько «решительный поворот к экономическому росту на базе структурной перестройки, требующей усилий более энергичных и масштабных, чем просто ожидание, когда снизится процентная ставка... В противном случае экономика будет продолжать деградировать, возможно, с необратимыми последствиями» (Независимая газета. 1996. 26.11.)

По мнению критиков экономической либерализации, «в 90-е гг. в России так и не смогли освободиться во всех своих действиях от типично большевистской смеси максимализма и дилетантства, нетерпения и нетерпимости».

Упрямое нежелание реформаторов считаться с реальными настроениями масс, принимать во внимание специфические российские особенности, прислушиваться к критике со стороны оппозиционных сил привело подобную модель модернизации в тупик: в 1994 - 1997 гг. реформирование подменяется политикой «затыкания дыр» при отсутствии реальной структурной перестройки. А деградация социальной сферы становится необратимой. Еще совсем недавно мы жили вровень, а кое-где и опережали достижения мировой науки. Сегодня разрушаются научные школы, без которых у России нет будущего.

Российские ученые, анализируя современные процессы в российской экономике, предлагали разработку другого хозяйственного механизма. По мнению академика Д. Львова, «положение в экономике сейчас настолько взрывоопасно, что мы не можем себе позволить догматическую зашоренность о якобы порочности плановых методов вообще и недопустимости их использования при переходе к рынку в частности... И для решения задачи вывода страны на магистраль социального благополучия и научно-технического развития необходимо выработать модель, сочетающую в себе рыночные и мобилизационные механизмы». (Новая и новейшая история. 1996. №4. с. 213)

Договор об общественном согласии обеспечил в 1994 - 1996 гг. относительно спокойное внутриполитическое развитие страны. Экономические потрясения - крах «пирамидных» финансовых компаний, подобных «МММ» (во второй половине 1994 г.), волна банкротств мелких банков (с конца 1995 г.) - не превратились в массовое открытое недовольство. Даже задержка заработной платы и пенсий не привела к широкому стачечному движению. Но в то же время гражданский мир не был прочным, т.к. в ходе экономической политики этого периода не были созданы основы для решения социальных проблем.

Недовольство проводимой политикой первыми высказали радикальные демократы. Демократическое движение после частичного поражения на парламентских выборах 1993 г., октябрьского финансового кризиса 1994 г. и чеченского кризиса (декабрь 1994 г. - январь 1995 г.) раскололось. Стала формироваться новая демократическая оппозиция, выступавшая с открытой критикой хода рыночных реформ, проводимых президентом и правительством. Е. Гайдар, отец российского варианта «шоковой» терапии, в своей работе «Государство и эволюция» писал, что в России сформировался режим бюрократов, проводящих реформы в интересах бюрократии.

В 1994 г. была создана новая партия «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром, которая заявила об оппозиции правительству.

Это заставило правительство и президента сформировать новый широкий блок правительственных политических сил.

Как писал руководитель Администрации президента С. Филатов: «Высокая социальная цена политических реформ подталкивает население к поиску альтернативы крайним формам либерализма. И если демократические силы не дают такой альтернативы, то избиратель отдает голоса антидемократическим силам и партиям, партиям реванша». (Российские вести. 1995г. 23 февраля).

С целью усиления политического центра весной 1995 г. в ходе подготовки к парламентским выборам были созданы два блока: «Блок Ивана Рыбкина», во главе которого стал спикер Государственной Думы И. Рыбкин, и «Наш дом Россия» (НДР), возглавляемый премьер-министром В. Черномырдиным. Но, как отмечают политологи, понятие центра в нестабильном, расколотом обществе, в условиях нарастающего тотального кризиса крайне размыто, центр в условиях резкой поляризации существовать не может. Под центром понимается «партия власти»: правительственная бюрократия, ориентированные на нее предприниматели и интеллигенция.

Главным политическим событием 1995 г. стали парламентские выборы. То, что, несмотря на мрачные прогнозы об отмене выборов, они состоялись, свидетельствовало об определенной политической стабилизации в российском обществе. Выборы показали, что в обществе идет сложный процесс становления партийно-политической системы. Из 43 избирательных объединений реальную борьбу за места в парламенте повели 10, из них только 4 сумели преодолеть пятипроцентный барьер. Таким образом, в парламенте оказались представленными те политические силы, которые оформились в обществе: демократы («Яблоко»), «Центр» (НДР), коммунисты (КПРФ) и некоммунистические националисты (ЛДПР). Убедительную победу одержали КПРФ, получив 157 мандатов (в 1993 г. - 46). Спикером Государственной Думы был избран Г. Селезнев (КПРФ), одним из его заместителей стала

С. Горячева (КПРФ).

Из 28 думских комитетов 9 возглавляют представители КПРФ. Оценивая итоги выборов по регионам следует отметить, что КПРФ лидировала в 65 субъектах РФ, в то время как демократические партии победили только в 11.

Парламентские выборы 1995 г. продемонстрировали ослабление позиций демократических сил: из 13 объединений 12 не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В том числе и «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром. Блок «Яблоко» (лидер Г. Явлинский) сумел получить 45 мандатов. Как скромный оценивают политологи успех новой партии власти - НДР (10,1% голосов), хотя на него работала мощная государственная машина, и к нему перешла значительная часть избирателей ДВР. Выборы показали ослабление некоммунистических националистов. ЛДПР (лидер В. Жириновский) в 1995 г. потеряла свыше 4,5 млн. избирателей и получила в ГД 51 депутатский мандат.

Таким образом, расстановку сил в новой Думе определяет то, что коммунисты и их ближайшие союзники практически располагают в ней большинством: фракции КПРФ, АПР и «Народовластие» имеют 222 голоса из 226, необходимых для принятия федеральных законов и иных решений. Демократы не могут провести ни один закон, ни одно решение, не достигая компромиссов с коммунистами.

По составу вторая ГД оказалась более оппозиционна президентско-правительственной команде. Не всегда лояльной была группа депутатов во главе с Е. Гайдаром, Г. Старовойтовой. Фракция ЛДПР поддерживала только антикоммунистические шаги президента и правительства. Державническая ориентация ЛДПР сближала ее с лево-коммунистической оппозицией. Об этом свидетельствует голосование по отмене постановления ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г., которое оценивалось как восстановление в правах Договора об образовании СССР 1922 г. Это решение, юридически несостоятельное и политически провокационное, могло быть не принятым, если бы в решающий момент к голосовавшим «за» 144 коммунистам, 34 аграриям и 25 депутатам из фракции «Народовластие» не присоединились 43 депутата ЛДПР.

Дальнейшее развитии России во многом зависело от результатов президентских выборов в июне 1996 г. Успех оппозиции на думских выборах отражал в целом настроение общества в начале 1996 г. в январе - феврале 1996 г. по стране прокатилась волна забастовок, в которых участвовали преподаватели вузов, учителя, шахтеры. Сам Б. Ельцин был вынужден признать провал социальной программы реформ. Острейшей проблемой была война в Чечне, которую не поддерживала большая часть общества. Многие аналитики оценивали шансы Б. Ельцина на победу в президентских выборах как крайне низкие.

Фаворитом в «президентской гонке» считался лидер КПРФ Г. Зюганов, который, согласно опросам общественного мнения в январе - мая 1996 г., на 10 пунктов опережал действующего президента.

Но Б. Ельцину удалось успешно провести предвыборную компанию. С целью дистанцироваться от неудач правительственного курса и умиротворить оппозицию, Ельцин в январе 1996 г. проводит кадровую перестановку. Из правительства были удалены одиозные фигуры: первый вице-премьер А. Чубайс, который по словам Ельцина, «был во всем виноват», и министр иностранных дел А. Козырев. Стремясь решить проблему неплатежей, создан президентский фонд, из которого весной 1996 г. и началось погашение долгов по пенсиям и заработной плате.

Ответом Б. Ельцина на решение Государственной Думы о денонсации Беловежских соглашений от 15 марта 1996 г. было подписание 2 апреля договора о союзе между Россией и Беларусью. 25 марта был создан предвыборный штат Б. Ельцина, который возглавил А. Чубайс, сумевший наладить тесные отношения с новыми финансово-промышленными магнатами. Российские олигархи выделили значительные финансовые средства, что позволило Б. Березовскому осенью 1996 г. заявить, что выборы выиграли 7 российских банкиров.

Широкий резонанс имело и обращение 13 крупнейших банкиров и промышленников с открытым письмом, в котором высказывали предупреждение об опасности гражданской войны. Банкиры обратились к Ельцину и Зюганову, призывая их отказаться от выборов, и, найдя компромисс, сформировать правительство «народного единства». Многие политики оценили этот призыв как политическую спекуляцию, с целью келейного раздела власти между кандидатами.

Г. Явлинский, обвинив Ельцина в автократичности, призвал Ельцина снять свою кандидатуру во имя демократии. Но Ельцин стремился показать, что его политика направлена на создание демократической России. В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что являлось свидетельством демократической формы правления и соблюдения прав человека в стране. В мае 1996 г. Ельцин подписал указы о постепенной отмене смертной казни и переходе к формированию армии на контрактной основе к 2000 г.

Б. Ельцин сумел найти и решение чеченской проблемы. В конце мая 1996г. в Москве состоялись переговоры с З. Яндарбиевым, в ходе которых был выдвинут план мирного урегулирования в Чечне. 10 июня было подписано соглашение с чеченской оппозицией о выводе федеральных войск с территории Чечни к концу августа.

В президентских выборах участвовало 11 кандидатов: Б. Ельцин,

В. Жириновский, Г. Зюганов, А. Лебедь, С. Федоров, Г. Явлинский,

В. Брынцалов, М. Горбачев, Ю. Власов, А. Тулеев, М. Шаккум.

Президентская команда умело использовала всю мощь государства: власть, деньги, контроль над основными СМИ, поддержку официального руководства ближнего и дальнего зарубежья. Возможности основного соперника Б. Ельцина - лидера коммунистов Г. Зюганова, были на порядок меньше. Но даже в этих условиях Б. Ельцин победил в первом туре с минимальным отрывом - чуть более 1 млн. человек.

В I туре выборов, состоявшемся 16 июня, участвовало 69,8% зарегистрированных избирателей. Столь высокая активность была обусловлена пониманием важности выбора дальнейшего пути. «Голосуй, или проиграешь!» - таков был лейтмотив избирательной компании Ельцина, которая базировалась на открытом антикоммунизме. Голоса избирателей в I туре распределились следующим образом: Б. Ельцин - 35,28%, Г. Зюганов - 32,04%, А. Лебедь - 14,5%, Г. Явлинский - 7,4%, В. Жириновский - 5,7%. Остальные кандидаты получили менее 1% голосов.

Самым неожиданным был успех А. Лебедя, который производил впечатление сильной личности, способной навести «порядок». Президентской команде удалось между двумя турами успешно и эффективно «разыграть карту генерала Лебедя». Б. Ельцин заключил с ним соглашение. 18 июня А. Лебедь был назначен Секретарем Совета Безопасности РФ и советником президента по национальной безопасности. Одновременно произошли важнейшие кадровые изменения: ушли в отставку министр обороны П. Грачев, министр внутренних дел М. Барсуков, начальник охраны президента А. Коржаков, первый вице-премьер О. Сосковец. Это оказало определенное воздействие на умонастроения избирателей. Во втором туре Б. Ельцин сумел одержать убедительную победу, получив на 10 млн. голосов больше, чем

Г. Зюганов. Но при этом избиратели не знали о том, что состояние здоровья Б. Ельцина резко ухудшилось.

9 августа 1996 г. состоялась инаугурация - официальная церемония вступления Б. Ельцина в должность Президента РФ, а 26 августа он ушел в отпуск по состоянию здоровья (для подготовки к операции на сердце).

Исследователи, пытаясь объяснить, почему же Б. Ельцин одержал победу при явном провале экономических реформ, обращают внимание на отличие выборов президента в 1991 и 1996 годах. В 1991 г. Россия выбирала между настоящим и скрытым розовой дымкой будущим. И без колебаний выбрала будущее. В 1996 г. выбор был между настоящим и до боли знакомым прошлым.

Выборы 1996 г. завершили переходный период, начатый горбачевскими реформами десять лет назад. По мнению Б. Пугачева, радикально-демократический вариант «революции» в России смог идеологически разгромить коммунизм, уничтожить такие составляющие тоталитарной системы как КПСС и Советы, освободиться от Союза ССР, передать общественную собственность в частные руки, создать дифференцированную социальную структуру - «богатых» и «бедных» - резко сократив социальные гарантии государства.

Оценка результатов президентских выборов 1996 г. политологами неоднозначна. А. Чубайс отметил, что победа Ельцина означала то, что Россия отказалась от коммунизма. И перед страной стоит президентская задача: выбор модели капитализма. Д. Фурман считает, что цена победы Ельцина в 1996 г. чрезвычайно высока: «произошел подрыв складывающейся системы российской демократии, ее деградация. Подрыв партийной системы, независимости СМИ, спекулятивное использование молодежи - все это наносило ущерб демократии, если демократию связывали не с лицами, а с процессами». (Свободная мысль. 1997г. № 9)

Об усилении авторитарной тенденции свидетельствует сужение гласности принятия важнейших государственных решений, закулисная борьба различных финансово-промышленных и политических группировок за власть, усиление подконтрольности СМИ.

В 1996 - 1999 гг. характерной чертой политического развития стала борьба за власть при часто болеющем президенте. Уже летом 1996 г. левокоммунистическая оппозиция сумела консолидировать силы и 7 августа состоялся учредительный съезд Народно-патриотического союза России (НПСР), в состав которого вошли КПРФ, Аграрная партия, «Держава», «Трудовая Россия». Лидером был избран Г. Зюганов. Коммунисты не оспаривали результаты выборов. Став системной оппозицией, они стремились получить власть путем использования выборов в регионах и деятельности в Федеральном Собрании. Но осенью 1996 г. коммунисты одержали победу лишь в трети регионов.

Уже в ходе выборов обострилась борьба между группировками

А. Чубайса и А. Коржакова, которая сопровождалась громкими скандалами. 15 июля 1996 г. при попытке вынести 535 тыс. долларов в коробке из - под ксерокса были задержаны службой безопасности Президента два сотрудника предвыборного штаба Ельцина. На следующий день было объявлено об отставках начальника службы безопасности президента А. Коржакова, директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) М. Барсукова, первого вице-премьера О. Сосковца. В интервью средствам массовой информации А. Чубайс оценил это событие так: «Вбит последний гвоздь в гроб коммунизма».

15 июля 1996 г. Чубайс был назначен главой Администрации Президента (АП РФ), что свидетельствовало о приходе к власти нового клана.

Разворачивается борьба между Чубайсом и Лебедем за контроль над вооруженными силами. По инициативе А. Чубайса в противовес Совету Безопасности был создан Совет Обороны во главе с Ю. Батуриным для подготовки и проведения военной реформы. Недовольство части военных и депутатов ГД вызвали соглашения, подписанные А. Лебедем в Хасавюрте. И, наконец, в октябре 1996 г. взаимные обвинения друг против друга выдвинули министр внутренних дел А. Куликов и А. Лебедь. Лебедь был обвинен в бонапартистских устремлениях, в попытке создать войска особого назначения «Русский легион» для силового захвата власти. 17 октября 1996 г. Б. Ельцин освободил А. Лебедя от занимаемых постов. Секретарем Совета Безопасности и полномочным представителем Президента в Чечне 19 октября был назначен И. Рыбкин. Его заместителем был Б. Березовский.

После отставки А. Лебедь начал открытую предвыборную кампанию. 14 марта 1997 г. была создана Российская народно-республиканская партия (РН РП) во главе с Лебедем, который заявил, что вопрос о власти будет решен уже в 1997 г.

В марте 1997 г. Б. Ельцин, вернувшийся к активной деятельности после операции, произвел кадровые перестановки в правительстве. Первыми вице-премьерами были назначены А. Чубайс и Б. Немцов, губернатор Нижнего Новгорода. Приход младо реформаторов свидетельствовал о стремлении Ельцина предпринять новую попытку либерального реформирования. Обществу были предложены 2 реформы: жилищно-коммунальная сфера и естественных монополий.

С 1997 г. достоянием общественности стали крупные скандалы, связанные с борьбой вокруг приватизации наиболее выгодных госпредприятий. В феврале-марте 1997 г. разразился скандал вокруг алюминиевой промышленности. Министр внутренних дел А. Куликов выступил в ГД и обвинил О. Сосковца, Ш. Тарпищева и и.о. Генерального прокурора А. Илюшенко в том, что благодаря их покровительству почти половина акций российских предприятий алюминиевой промышленности перешла через фирму братьев Л. и М. Черных в руки английской компании «Трансуордгрупп». Новый скандал в апреле 1997 г. был связан с именем Черномырдина, состояние которого было оценено в газете «Монд» в размере 5 млрд. долл. Черномырдин был вынужден опубликовать декларацию о доходах, которые в 1996 г. составили всего 46,4 млн. руб. Президент обязал всех чиновников подать декларацию о доходах.

Правительство провозгласило курс на проведение аукционов по продаже акций приватизируемых предприятий с равными для всех участников условиями. «Халявы больше не будет!» - заявил первый вице-премьер

Б. Немцов. Но уже летом разразился новый скандал вокруг приватизации 25% акций «Связьинвеста». Несмотря на протесты и обращения части финансистов и банкиров к В. Черномырдину с предложением приостановить продажу акций, ГКИ проводит аукцион, на котором побеждает близкая к А. Чубайсу группа Н. Потанина, главы ОНЭКСИМбанка.

Ответом на это стало обвинение председателя ГКИ А. Кофа в получении 100 тыс. долл. за подготовку к печати книги. Началась борьба между группировками А. Чубайса - Н. Потанина и Б. Березовского. 5 ноября 1997 г. президент освобождает Березовского от обязанностей зам. секретаря СБ РФ, а 13 ноября в газете «Московский комсомолец» публикуется статья А. Минкина о появлении «нового Союза писателей», в которой вошли высшие государственные чиновники: А. Чубайс, М. Бойко, А. Кох, А. Казаков, П. Мостовой. Им в вину было поставлено получение первоначального гонорара в размере 90 тыс. долл. за книгу «История приватизации в России», рукописи которой никто не видел. Президент уволил 4 чиновников, а А. Чубайс потерял пост министра финансов, лишился своей команды в правительстве, но сохранил пост вице-премьера.

В 1997-1999 гг. важнейшей проблемой для близкого окружения Президента стало обеспечение преемственности власти и сохранение результатов проведенных преобразований. Этим обусловлена и та «министерская чехарда», которая началась с отставки премьер-министра В. Черномырдина в марте 1998 г. «Продавив» С. Кириенко в качестве премьер-министра через Государственную Думу, Президент нарушил хрупкий политический компромисс и систему сдержек и противовесов.

Приход С. Кириенко вызвал негативную реакцию левокоммунистической оппозиции Государственной Думы. Образно охарактеризовал нового премьер-министра Г. Зюганов: «Это молодой Гайдар с характером Чубайса».

Ухудшение экономической ситуации, долговременные задержки заработной платы вызвали в 1998 г. новую волну забастовочного движения, которое начинает приобретать экстремистские черты.

Начался захват в заложники представителей администрации предприятий. В мае 1998 г. в ведущих угольных регионах началась «рельсовая война». Доведенные до отчаяния люди стали перекрывать крупнейшие железнодорожные артерии страны. Миллионные убытки, резкое обострение социальной напряженности - таков реальный итог рельсовой эпопеи. В августе 1998 г. представители шахтерских коллективов устроили многодневный пикет Белого Дома и, стуча касками об асфальт, требовали решения проблем угольных регионов.

17 августа 1998 г. правительство С. Кириенко объявило о закрытии рынка ГКО и девальвации рубля. Августовский кризис имел тяжелые экономические и политические последствия. В результате резкого падения курса рубля в 2 - 3 раза выросли цены на промышленные и продовольственные товары, снизился жизненный уровень большей части россиян. Удар был нанесен и по малому и среднему бизнесу, банковской системе России, которая оказалась парализованной. На грани банкротства оказались не только мелкие, но и крупнейшие банки России: СБС - АГРО, Инкомбанк и др.

24 августа правительство С. Кириенко было отправлено в отставку. Кремль предпринимает попытку возвратить В. Черномырдина на пост премьер-министра, но это встречает резкое сопротивление ГД и Совета Федерации. Как образно заявил губернатор В. Аяцков: «Мамай прошел по России. и этим Мамаем был Черномырдин». Ельцину пришлось пойти на уступки, и премьером стал Е. Примаков, которого поддержало большинство ГД. Первым вице-премьером стал коммунист Ю. Маслюков. Демократические политологи расценили это как начало «тихого коммунистического реванша», который приведет к усилению государственного регулирования экономики, безудержной денежной эмиссии, резкому взлету инфляции. Но правительство Е. Примакова проводило взвешенную политику, что позволило, не ломая созданную систему, стабилизировать в 1999 г. экономическую ситуацию в стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.