Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Августовский путч и судьба СССР




 

В июне - августе 1991 г. борьба вокруг проекта Союзного договора обострилась. 15 июня в ЦК КПСС состоялось совещание первых секретарей республиканских, краевых и областных комитетов партии, на котором резкой критике подверглась позиция М. Горбачева и проект договора об образовании Союза Суверенных Государств (ССГ), игнорирующий, по мнению участников совещания, результаты Всенародного референдума о Союзе ССР и решения IV СНД СССР, совершенно определенно зафиксировавшие название нового союзного государства - Союза Советских Социалистических Республик и основные принципы его формирования.

17 июня прошло закрытое заседание Совета СССР, где выступили премьер-министр В. Павлов, министр обороны СССР маршал Д. Язов, министр внутренних дел СССР Б. Пуго, председатель КГБ СССР В. Крючков. Они обвинили М. Горбачева в том, что проводимая им политика противоречит национальным интересам страны. Премьер-министр В. Павлов предложил предоставить Кабинету министров дополнительные полномочия для вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса. Эта идея была поддержана депутатской фракцией «Союз» (В. Алкснис, Л. Сухов, С. Умалатова и др.).

В обществе муссировался слух о возможности государственного переворота. Встревоженный М. Горбачев пришел на следующий день на заседание ВС СССР и добился того, чтобы идея Павлова не была поддержана.

Часть депутатского корпуса ВС СССР была против подписания союзного договора, т.к. депутаты понимали, что при реформировании Союза Верховный Совет и Съезд Народных депутатов будут распущены. Это толкало консервативное крыло союзного руководства к решительным действиям. 23 июля в газете «Советская Россия» было опубликовано «Слово к народу», под которым подписались В. Варенников, В. Стародубцев, Г. Зюганов, Ю. Бондарев, Б. Громов, Л. Зыкина, А. Проханов, В. Распутин и др. Они обратились с призывом: «Скажем: «Нет» - губителям и захватчикам... Сплотимся же..., чтобы содействовать укреплению Советской власти... Советский Союз - наш дом и оплот, построенный великими усилиями всех народов и наций, спасший нас от позора и рабства в годины нашествий!».

25 - 26 июля 1991 г. в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, ставший последним в истории компартии. Участники констатировали, что партия отстранена от выработки государственной политики. Особую озабоченность вызывал Указ Президента РСФСР о прекращении деятельности политических партий в государственных учреждениях и организациях РСФСР, принятый 20 июля 1991 г.

В ЦК КПСС приходили письма от партийных организаций ряда городов и областей, в которых высказывалось политическое недоверие Генеральному секретарю М. Горбачеву, требование принять меры против Б. Ельцина и демократической оппозиции.

Но Б. Ельцин и М. Горбачев уверенно шли к подписанию нового Союзного договора. 29 июля в Ново-Огареве состоялась конфиденциальная встреча Горбачева, Ельцина и Назарбаева, на которой были достигнуты важные договоренности: об устранении из руководства ССГ Янаева, Крючкова, Павлова, Пуго, Язова, Кравченко, о всенародном избрании Президента Союза Суверенных государств. Переговоры были подслушаны службами КГБ, что, по мнению М. Горбачева, и толкнуло руководство СССР к авантюре: «Это было обреченное отчаяние. Шкурные интересы. Спасение кресел. Хотя, конечно, говорят, «чтобы сохранить Союз» (Новая ежедневная газета. 1993. 29 августа).

После отъезда Горбачева в отпуск был составлен заговор, направленный на пресечение реформ, восстановление в полном объеме власти центра и КПСС.

Руководство КГБ 6 августа 1991 г. поручило аналитикам составить стратегический прогноз введения в стране чрезвычайного положения. 13 августа председатель ВС СССР А. Лукьянов в разговоре с Горбачевым по телефону сообщил о негативном отношении лидеров «Демократической России» к договору. Это породило у Горбачева настороженное отношение к Ельцину.

15 августа были подготовлены основные документы о введении чрезвычайного положения с целью «прекращения дестабилизации обстановки в стране, оживления экономической деятельности путем восстановления вертикальных и горизонтальных связей, принятия срочных мер по уборке урожая, налаживание снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, усиления борьбы с преступностью».

17 августа в секретном особняке КГБ встретились председатель КГБ Крючков, премьер-министр Павлов, министр обороны Язов, руководитель аппарата Президента СССР Болдин, секретари ЦК КПСС Шенин и Бакланов, заместители министра обороны генералы Варенников и Ачалов, заместитель председателя КГБ В. Грушко. Эта группа высших партийных и государственных чиновников была заинтересована в кардинальном изменении политики, проводимой Горбачевым, в срыве подписания Союзного договора 20 августа 1991 г.

18 августа в 800 утра Язов провел совещание с высшим военным руководством, а в 1100 - Крючков сообщил начальникам управлений КГБ о подготовке к введению чрезвычайного положения. Был составлен список лиц для ареста (70 чел.), в который вошли российские руководители и многие сторонники Горбачева, в т.ч. А. Яковлев, Э. Шеварнадзе.

18 августа в 1700 в Форос к Горбачеву прибыли Шенин, Бакланов, Болдин, Варенников, которые рассчитывали получить согласие Президента СССР на чрезвычайные меры. Горбачев отказался подписать Указ о чрезвычайном положении. Но в то же время он не отдал приказа об аресте заговорщиков. Начальник личной охраны Президента СССР В. Медведев писал в своих воспоминаниях, что «технически пара пустяков: взять их и в наручниках привезти в Москву.» Таким образом Горбачев отказался от сотрудничества с членами ГКЧП, но им и не были приняты решительные меры для подавления заговора в его первые часы.

Вечером 18 августа в Кремле проходило совещание, на котором А. Лукьянов отказался войти в состав ГКЧП, т.к. возглавляет ВС СССР. Отказался участвовать в ГКЧП и министр иностранных дел А. Бессмертных. Но большинство высших руководителей были настроены решительно и убедили вице-президента Г. Янаева подписать подготовленные документы.

19 августа 1991 г. средства массовой информации передали заявление советского руководства, в котором сообщалось о невозможности «по состоянию здоровья» исполнения М.С. Горбачевым обязанностей президента СССР, о переходе его полномочий вице-президенту Г. Янаеву и о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В «Обращении к советскому народу» и «Постановлении № 1» ГКЧП была изложена программа деятельности нового органа. «В целях защиты жизненно важных интересов, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны «ГКЧП запрещал деятельность структур власти, законодательных актов, противоречащих конституции СССР, приостанавливал деятельность политических партий, оппозиционных КПСС. Восстанавливалась цензура и контроль над СМИ. Перед силовыми структурами была поставлена задача наведения порядка и дисциплины, борьбы с теневой экономикой, коррупцией. Для привлечения населения на сторону ГКЧП им была предусмотрена широкая программа действий по улучшению жизненного уровня населения: в течение недели осуществить инвентаризацию всех ресурсов продовольствия и промышленных товаров и взять под контроль их распределение; снизить цены на определенные товары; повысить заработную плату, пенсии, пособия и выплаты компенсаций различным категориям граждан. В течение 1991 - 1992 гг. всем желающим обещали предоставить земельные участки. Одновременно с этими документами было опубликовано и заявление председателя ВС СССР А.И. Лукьянова о невозможности подписания нового Союзного Договора, текст которого требует значительной доработки.

Члены ГКЧП реально не оценили возможную реакцию населения страны на введение чрезвычайного режима. В Москве утром 19 августа с огромным трехцветным флагом многотысячная демонстрация прошла по центральным улицам к Белому Дому, ставшему центром сопротивления путчистам.

Часть военных, введенных в столицу, перешла на сторону российского президента. В этих условиях ГКЧП не решился использовать силовые методы, т.к. это могло привести к кровопролитию и гражданской войне в обществе.

Члены ГКЧП просчитались и в реакции республик на введение чрезвычайного положения, переоценив власть центра над союзными республиками. Руководство большинства республик заняло или выжидательную позицию, или открыто осудило действия руководства СССР.

В решительную борьбу с ГКЧП вступило российское руководство во главе с президентом РФ. В обращении «К гражданам России» Б. Ельцин,

И. Силаев, Р. Хасбулатов оценили действия союзного руководства как «реакционный, антиконституционный переворот с целью насильственного отстранения от власти законно избранного Президента СССР». Президент России объявил все решения ГКЧП незаконными и не имеющими силы на территории РСФСР, переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, включая КГБ СССР, МВД СССР, Министерство обороны СССР, действующие на территории России. Б.Н. Ельцин обратился к солдатам и офицерам армии КГБ и МВД с призывом не стать орудием преступной группы авантюристов, поправших Конституцию и законы СССР.

В ответ и.о. президента СССР Г.И. Янаев объявил указы президента РСФСР не имеющими юридической силы, поскольку они противоречат Конституции СССР. Создалась крайне сложная ситуация, в которой законопослушные граждане были поставлены в безвыходное положение, т.к. любой выбор оказывался незаконным. При этом обе стороны апеллировали к Конституции, одновременно и та и другая - нарушали ее.

Исход борьбы между ГКЧП и российской властью решился 21 августа, когда Б.Н. Ельцин и его окружение пресекли попытку захвата Белого Дома и взяли под контроль всю ситуацию в России. В ночь с 20 на 21 августа в Москве произошло трагическое событие: в результате попытки возбужденной толпы задержать колонну боевых машин, двигавшихся в сторону Смоленской площади, погибло трое молодых людей.

21 августа в Москву прибыл Президент СССР, были арестованы члены ГКЧП.

Августовские события 1991 г. привели к коренным изменениям в стране, что позволяет ряду политологов оценить их как демократическую (антитоталитарную) революцию.

23 августа М.С. Горбачев встретился с депутатами ВС СССР и отмеживался от своих соратников. На следующий день он распустил союзный кабинет министров и отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Высший партийный орган - ЦК КПСС - заявил о самороспуске. А Президент России подписал указ о приостановлении деятельности компартии РСФСР и КПСС на территории России. В ноябре 1991 г. деятельность компартии была запрещена, ее имущество национализировано.

Стали разрушаться государственные структуры СССР. В сентябре 1991 г. на V съезде НД СССР было принято решение о роспуске СНД СССР и реформировании ВС СССР, что укрепляло победу радикально-демократических сил. Высшим органом, который согласовывал внутреннюю и внешнюю политику республик, стал Государственный Совет, в состав которого вошли первые руководители республик. Вместо кабинета министров был создан аморфный и практически безвластный Межреспубликанский экономический комитет. Вся союзная собственность на территории РСФСР была подчинена российскому руководству. Основная часть Центрального телевидения и радиовещания стала российской. Представители российской политической элиты вошли в руководство силовых министерств СССР. Изменилось и положение Президента СССР М.С. Горбачева, который превратился в «царствующего», но не «правящего» руководителя страны. При этом Горбачев лишился своей легитимной основы, т.к. он был избран в марте 1990 г. съездом народных депутатов СССР, прекратившим теперь свое существование.

Ускорению процесса распада СССР способствовало и поспешное заявление российских политиков о том, что правопреемницей исчезающего СССР по праву должна быть Россия. Это толкнуло Белоруссию, Казахстан, Украину к принятию декларации о независимости.

Попытки М. Горбачева возобновить ново-огаревский процесс, заключить экономический союз встретили сопротивление. Л. Кравчук заявил, что до проведения общеукраинского референдума по вопросу о государственном статусе республики, намеченного на 1 декабря 1991 г., ни в каком переговорном процессе участвовать не будет. Российское руководство придерживалось идеи о содружестве как формы цивилизованного «бракоразводного процесса». Ельцин заявил, что не мыслит ССГ без Украины.

8 декабря 1991 г. без участия президента СССР три лидера славянских республик - Л. Кравчук, Б. Ельцин, С. Шушкевич - заключили беловежское соглашение об образовании СНГ (Содружества независимых государств). 21 декабря на встрече в Алма-Ате в состав СНГ вступили: Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Молдова (в марте 1994 г. присоединилась Грузия).

25 декабря 1991 г. М. Горбачев сложил с себя обязанности президента, выразив свое несогласие с решением о ликвидации СССР. Он заявил, что распад СССР - не историческая объективная необходимость, а следствие борьбы за власть и политических интриг.

Оценки роспуска СССР диаметрально противоположны. С точки зрения демократических политиков ликвидация Советского Союза и образование СНГ стали единственно возможным выходом из политического тупика. Видный экономист Н. Петраков считал, что «Беловежский процесс надо приветствовать уже по той причине, что альтернативы ему нет» (Московские новости. 1991 №51). Известный политолог И. Клямкин писал, что «брестское соглашение - это фиксация того, что завершился этап демонтажа империи, старого центра. Что же касается конституционности.... Начиная с 1988 г. все, что происходило в стране, было неконституционно, в том числе и отделение балтийских республик. Разве подписание Союзного договора, назначенное на 20 августа, было конституционным актом?»

Часть политиков считает, что роспуск Союза - результат политических амбиций республиканских лидеров и союзного руководства. По их мнению, в ходе борьбы за власть между М. Горбачевым и Б. Ельциным в жертву были принесены государственные и социально-экономические интересы страны. Ряд лидеров демократического движения - В. Аксючиц (ХДП) объявили главным виновником смерти СССР президента России Б. Ельцина.

По мнению историков и политологов, существует комплекс объективных и субъективных причин, обусловливающих распад СССР. Безусловно, одним из важнейших факторов можно назвать политическую борьбу за власть между союзным руководством и республиканскими лидерами, стремившимися укрепить собственную политическую власть и сбросить «опеку Центра». К субъективным факторам можно отнести и фактор «Горбачева»: у Михаила Сергеевича не было сколь - нибудь продуманной национальной политики.

Важную роль сыграл и идеологический фактор: проблемы национального самоопределения и национального возрождения были сведены к политическому национализму и сепаратизму. «Созидательная сила национальных идей была постепенно превращена в экстремистский национализм», - считает Р. Абдулатипов. - Национальные идеи стали разрушительными для унитарного союзного государства» (Независимая газета. 1995 г. 28 апреля).

Историки отмечают и роль исторического фактора. Во-первых, универсальный мировой опыт свидетельствует, что все империи рано или поздно разрушались. Для российской империи возможность распада возникла в 1917 - 1921 гг. Но большевики, признавая историческую необходимость, попытались вступить в схватку с историей и воссоздали империю под новым названием и новыми идеями. Во-вторых, созданный по национально-территориальному принципу при наличии формальных атрибутов государственности у республик Советский Союз фактически был унитарным государством. Начало демократических процессов, ослабление союзных властных структур позволили республикам заявить о реализации конституционных прав на самоопределение, на выход из СССР. И, в-третьих, последствия репрессивной политики в отношении ряда народов осложнили межнациональные отношения.

Крушение великой державы обернулось для ее народов великой драмой, породило миграционные процессы, вооруженные конфликты, резкое ухудшение социально-экономического положения.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте основные положения политической реформы в СССР.

2. Какую роль сыграло рабочее движение в политической жизни страны в годы перестройки?

3. В чем Вы видите главные отличия в программах перехода к рыночной экономике, разработанных правительством и группой С. Шаталина –

Г. Явлинского?

4. Назовите основные этапы противостояния М. Горбачева и Б. Ельцина. В чем вы видите причины, позволившие Б. Ельцину стать лидером России?

5. С чем было связано обострение в СССР межнациональных отношений?

6. Проанализируйте причины распада СССР. Какие социальные и политические силы были в нем заинтересованы?

7. Определите историческое значение августовских событий 1991 г. Как они повлияли на судьбу страны и первого президента СССР М.С. Горбачева?

 

 

РОССИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (1992-1993 гг.)

 

Достигнутая к концу 1991 г. победа российского руководства, единство и полное согласие всех ветвей власти, широкая поддержка населения создали, казалось, благоприятные условия для реформирования и возрождения свободной России.

Перед страной стоял ряд сложнейших проблем. Необходимо было выработать и осуществить экономическую реформу, сформировать новые органы власти и подвести под реформы правовую базу, принять новую Конституцию, укрепить федеративное государство, не допустив развала России по образцу СССР, определить внешнеполитические интересы в новой геополитической ситуации и сформировать новую военную и внешнеполитическую доктрины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.