Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РСФСР в условиях политической реформы




ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 80- НАЧАЛЕ 90-Х ГГ.

На первом этапе перестройки (1985 - 1989 гг.) осуществлялась политика реформирования экономической и политической системы страны при сохранении идеологической и политической монополии КПСС.

Летом 1988 г. на XIX партийной конференции была принята программа политической реформы, целью которой провозглашалось создание в СССР правового государства. Предполагалось сформировать новые высшие законодательные органы - Съезд народных депутатов СССР и постоянно действующий Верховный Совет СССР. Выборы народных депутатов СССР проводились впервые в советской истории на альтернативной основе. Избирательная кампания стала первым шагом к радикальному изменению страны. На 2250 мандатов было выдвинуто 9505 человек. Одна треть мандатов (750) предоставлялась кандидатам от общественных организаций, в том числе и КПСС (100 чел.). Это позволило ввести в депутатский корпус часть высшей партийной номенклатуры, а также научной и творческой интеллигенции, которая стала душой и главной движущей силой горбачевской перестройки (А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др.).

Из числа народных депутатов 88% впервые были избраны в высший представительный орган, 87% являлись членами и кандидатами в члены КПСС. Съезд народных депутатов СССР включал в себя, кроме «номенклатурных» рабочих и колхозников, представителей высшей партийной бюрократии, целое созвездие известнейших в стране людей: ученых, писателей, композиторов, журналистов, артистов, бывших диссидентов: А. Сахаров, В. Коротич, Т. Гдлян, В. Распутин и многие другие. Таким образом, альтернативные выборы весны 1989 г. способствовали приходу в депутатский корпус новых политиков, ставших лидерами зарождавшегося демократического движения. Ярким примером этого является триумфальная победа Б.Н. Ельцина, баллотировавшегося в Московском городском избирательном округе. Несмотря на широкую кампанию по дискредитации бывшего секретаря МГК КПСС, которую проводили официальные власти, за Ельцина проголосовало более 90% пришедших на избирательные участки. В Ленинграде убедительную победу одержала группа независимых кандидатов, в которую вошли А. Собчак, Ю. Болдырев и др.

На I съезде народных депутатов СССР произошло разделение сторонников перестройки на умеренных, во главе с М.С. Горбачевым, и радикалов, объединившихся в Межрегиональную депутатскую группу, лидерами которой стали А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Ю.Н. Афанасьев.

13 дней работы I съезда народных депутатов в мае - июне 1989 г. изменили страну. Прямая телевизионная трансляция заседаний позволила увидеть примеры открытой политической борьбы, познакомиться с альтернативными проектами реформирования страны. Появление открытой политической оппозиции в лице межрегиональной депутатской группы стало началом поляризации политических сил в России.

Летом 1989 г. в общественно-политической жизни страны появилось новое явление - рабочее движение. В условиях усиления кризисных явлений в экономике, роста цен и инфляции, дефицита важнейших товаров обострились социальные отношения. Недовольство народа выразилось в массовых митингах, забастовках, которые переросли в рабочие движения. Уже в 1987 - 1988 гг. в ряде промышленных центров наряду с традиционными жалобами в газеты и партийные инстанции стали использоваться такие формы протеста, как прекращение работы, голодовки. Так, в Кузбассе в декабре 1988 г. горный мастер В. Кокорин с шахты им. Л.Д. Шевякова г.Междуреченска направил в редакцию «Прожектора перестройки» письмо о серьезных недостатках в организации труда и быта шахтеров. Но длительное хождение его письма по инстанциям результата не дало. В апреле 1989 г. рабочие участка №8 шахты им. 60-летия Союза ССР прекратили работу и выдвинули перед администрацией следующие требования: увеличение оплаты в вечерние и ночные часы, сокращение на 40% управленческого персонала. Руководство отрасли выделило три причины, по которым на ряде шахт Кузбасса рабочие отказывались от работы: 1) продовольственный дефицит, отсутствие в магазинах необходимых товаров; 2) неустроенность быта, острота жилищной проблемы; 3) недовольство профессиональными качествами руководителей, «начиная с директора и заканчивая начальником участка».

10 июля 1989 г. в Кузбассе вспыхнула забастовка шахтеров г.Междуреченска, ставшая всекузбасской. Хотя она носила стихийный характер, но уже в первые дни шахтеры проявили высокую организованность и дисциплину. На предприятиях были созданы рабочие комитеты, которые, по определению лидеров движения, были похожи на первые советы. Они решали не только вопросы, связанные с забастовкой, но и проблемы жизнеобеспечения населения, охраны общественного порядка. После забастовки рабочие комитеты были сохранены и на первом этапе помогали руководству Кемеровской области решать в министерствах вопросы финансирования и материально-технического снабжения региона.

В первые дни процесс самоорганизации рабочего движения способствовал консолидации бастующих предприятий и городов. 15 июля проведена I конференция забастовочных комитетов Кузбасса и создан областной забастовочный комитет, председателем которого стал Т. Авалиани, народный депутат СССР, член КПСС. Этот орган и вел переговоры с партийно-правительственной комиссией, прибывшей в Кузбасс 17 июля и столкнувшейся с принципиально новой для себя ситуацией.

О сути забастовки кузбасских шахтеров ясно сказал с трибуны ВС СССР депутат от Кузбасса В. Медиков: «Выступления в Кузбассе в корне отличаются от всех выступлений, которые были у нас в Союзе. Это выступление мощное и высокоорганизованное, хотя возникло стихийно. Оно ведет страну не к разрухе, а к ускорению перестроечных процессов...

Основное требование - дать самостоятельность и право решать самим свою судьбу, уйти от диктата московских и других бюрократов».

Хотя в ходе июльской забастовки прозвучал ряд политических требований (выразить недоверие некоторым горкомам КПСС, упразднить политическую цензуру, передать власть Советам в центре и на местах, отменить шестую статью Конституции СССР), в основном она носила экономический характер.

Итогом забастовки кузбасских шахтеров стало подписание протокола о согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом и комиссией ЦК КПСС, советом Министров и ВЦСПС, в котором наряду с разрешением проблем улучшения оплаты труда, снабжения области продовольственными и промышленными товарами были пункты об углублении экономической реформы, в том числе перевод с 1 января 1990 г. Кемеровской области на региональный хозрасчет, предоставление полной экономической и юридической самостоятельности угольным предприятиям Кузбасса.

Осенью 1989 - зимой 1990 гг. мощные забастовки прокатились по другим угольным бассейнам страны. В забастовочное движение стали включаться предприятия других отраслей. Стали создаваться и первые рабочие организации. В 1989 г. был создан «Союз трудящихся Кузбасса» как «общественно-политическая организация, как форма самоорганизации рабочего движения».

Важным этапом становления демократических сил в стране стали выборы народных депутатов РСФСР.

Российские демократы сформулировали новую политическую стратегию. Было признано, что в условиях, когда большинство депутатского корпуса СНД СССР является консервативным, радикальные реформы через союзные органы осуществить не удастся. Главной задачей определялось завоевание власти в России с помощью выборов, а затем осуществление радикального формирования суверенной России.

Для реализации этой задачи в январе 1990 г. был создан предвыборный блок «Демократическая Россия», учредителями которого стали кандидаты в депутаты от 22 регионов России. В основу политической платформы блока были положены следующие требования: отмена 6-ой статьи Конституции; ликвидация всех форм контроля партийных организаций на предприятиях и в учреждениях, прекращение их деятельности в силовых структурах; превращение ВС РСФСР в постоянно действующий орган, передача в его ведение одного из каналов Центрального телевидения. Экономическая платформа включала в себя требование осуществления экономической реформы, которая должна была сочетать государственное регулирование с рыночными механизмами, оформить многообразие форм собственности, в том числе и частной. Правда, в программе не оговаривались механизмы осуществления радикальной реформы.

Следует отметить, что в этот период радикалы, выступая за демонтаж тоталитарной системы, не были противниками социализма. Поддерживая идею «социализм с человеческим лицом», они требовали большей демократизации политической и экономической системы.

Одновременно в январе 1990 г. была создана еще одна радикальная организация - «демократическая платформа КПСС», лидерами которой стали ректор Московской высшей партийной школы В. Шостаковский и философ В. Лысенко, Б. Ельцин и Н. Травкин.

Создание этой организации демократы рассматривали как средство объединения радикально настроенных коммунистов для завоевания ключевых позиций в партии или, в случае неудачи, выхода из партии. Лидеры «Демократической платформы КПСС» стремились к превращению КПСС в партию парламентского типа, что предполагало ее отказ от монополии на политическую и идеологическую власть.

В январе - феврале 1990г. в Москве и Ленинграде проходили массовые митинги под руководством «Демократической России», в ходе которых одним из главных требований была отмена шестой статьи Конституции СССР.

Быстрый подъем демократического движения в предверии выборов в республиканские представительные органы стал неожиданностью для М. Горбачева. Консервативная часть руководства КПСС подвергла его резкой критике за то, что политика гласности и свободы стала использоваться экстремистскими силами. На февральском пленуме ЦК КПСС члены команды Горбачева А. Яковлев, А. Шеварнадзе обвинялись в провале экономического реформирования, развале социалистического содружества и Варшавского договора, отходе от социалистической идеологии.

В феврале - марте 1990 г. в газете «Правда» была напечатана серия статей с разгромной критикой «Демократической платформы». Из партии были исключены около 30 сторонников Демплатформы.

Но М. Горбачев уже не мог не считаться с теми настроениями, которые все явственнее проявлялись в обществе. На III съезде народных депутатов СССР была отменена шестая статья Конституции. С целью укрепления собственных позиций Горбачев поддержал выдвигавшуюся еще в 1989 г. идею введения президентства в СССР. В ходе выборов президента СССР ряд депутатов высказали нелицеприятные оценки личности председателя Верховного Совета СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС. Так, депутат Теймураз Авалиани (Кемеровская область) отметил, что еще в 1985 г. писал о том, что Горбачев неспособен управлять страной: «И там говорилось о Вашей нерешительности, о том, что Вы будете метаться туда и сюда, а в то время произойдет то, что мы имеем сегодня». Горбачев был избран президентом СССР, но за него проголосовало менее 60%. Это свидетельствовало о снижении авторитета реформатора.

Весной 1990 г. влияние радикальных демократов росло. В январе - апреле Б. Ельцин совершает поездки в Японию, Англию, Испанию. Во время встреч с политическими деятелями, журналистами он резко критикует советское руководство, М. Горбачева, говорит о провале перестройки. Демократы сумели добиться успеха в ходе выборов народных депутатов России.

В мартовских выборах приняло участие 77% избирателей в первом туре и 70% - во 2. Было избрано 1068 народных депутатов. В депутатском корпусе России оказалось всего 5% рабочих и 0,7% рабочих колхозов и совхозов. 78% мандатов принадлежало руководителям всех рангов. Представители интеллигенции получили 13% депутатских мест.

Как отмечают политологи, СНД РСФСР сильно отличался по своему составу от «звездного» союза парламента, так как в нем было меньше известных людей. Но в него, вопреки всем препонам, значительная часть депутатов попала не по разнарядке. Хотя по партийному составу в депутатском корпусе преобладали коммунисты, которым принадлежало 86% депутатских мандатов, но значительная часть депутатов в этот период поддерживала демократические идеи, что подтверждается ходом работы 1 СНД РСФСР.

Съезд народных депутатов РСФСР начал свою работу 16 мая 1990 г. С первых же дней развернулась ожесточенная борьба за пост Президента Верховного Совета РСФСР. Депутаты от блока «Демократическая Россия» связывали с именем Б.Н. Ельцина надежды на радикальные преобразования в стране. Им противостояло консервативное крыло во главе с группой «Коммунисты России».

22 мая на съезде выступил Б. Ельцин, который поднял вопрос о суверенитете России и изложил 13 принципов самостоятельности. При этом он аппелировал к руководителям западных стран, которые, по его словам, одобрительно оценивают возможность прямых контактов с Россией.

24 мая началось выдвижение кандидатов на пост Председателя Верховного Совета РСФСР. Были выдвинуты три кандидатуры: Б. Ельцин,

А. Власов, премьер-министр РСФСР, И. Полозков. Лишь на двенадцатый день работы съезда после трех туров голосования Б.Н. Ельцин был избран председателем ВС РСФСР. За него проголосовало 535 депутатов (для избирания требовалось минимум 531 голос).

Исследователи отмечают два фактора, определивших успех

Б.Н. Ельцина. Во-первых, его демократический имидж и высокая популярность среди населения; а, во-вторых, способность Бориса Николаевича противостоять союзному центру, бороться за суверенитет России. В своем выступлении Ельцин заявил, что одним из главных путей выхода из кризиса является «обеспечение реального народовластия в России. Средством достижения этой цели является обеспечение реального суверенитета России» (Известия 1990г. 25 мая). И здесь совпали интересы демократов, стремившихся начать коренные реформы, российской номенклатуры, желавшей править самостоятельно, и элиты автономных республик, добивающейся суверенитета и для себя. Как писала газета «Таймс»: «неожиданно Михаилу Горбачеву появилась альтернатива. Президент разыгрывал на политической сцене спектакль. И все говорили, что альтернативы ему нет. Но вот она появилась - это 59-летний Борис Ельцин».

Депутаты обсудили вопрос «О суверенитете РСФСР, новом Союзном договоре и механизме народовластия в стране». Ельцин выдвигает идею достижения полнокровного политического и экономического суверенитета. В своем выступлении на съезде М.С. Горбачев обвинил Ельцина в том, что он призывает «под знаменем восстановления суверенитета России» к развалу Союза, пытается «отлучить Россию от социализма». Это стало началом непримиримой конфронтации союзного и российского руководства, которая продолжалась до декабря 1991 г.

12 июня 1990 г. депутаты почти единодушно приняли Декларацию

«О государственном суверенитете РСФСР», в которой было заявлено о необходимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала верховенство Конституции и законов РСФСР на всей ее территории и приостановление действия актов Союза ССР, вступивших в противоречие с суверенными правами республики. Именно это дало повод обвинить российских лидеров в целенаправленном разрушении Союза, развязывании «войны законов».

Почти одновременно с работой 1 СНД РСФСР проходили два форума: Учредительный съезд РКП и 28 съезд КПСС, в которых участвовала и часть российских депутатов. Была огромная разница в духе работы съезда и партийных форумов. Несмотря на усилия «Демократической платформы в КПСС», демонстративный выход Б.Н. Ельцина из партии, руководство КПСС во главе с М. Горбачевым и А. Яковлевым не решилось на разделение партии на реформаторскую и консервативную части, что не позволило сохранить эволюционный путь обновления страны. Это углубило раздел между союзным центром, который олицетворяло КПСС, и республикой во главе с российским парламентом. И не случайно многотысячные митинги требовали роспуска СНД РСФСР и отстранение КПСС от власти. И не разу до 1992 г. не было требования роспуска российского парламента.

Весной - летом 1990 г. ряд известных демократических деятелей предпринял попытки создания политических партий, оппозиционных КПСС.

О. Румянцев, А. Оболенский образовали российскую социал-демократическую партию, Н. Травкин - демократическую партию (ДПР), В. Шостаковский - республиканскую партию, основу которой составили члены вышедшие из КПСС после 28 съезда «Демократической платформы». Отличительной чертой новых партий становится антикоммунизм. Они объявили себя приверженцами идеологической альтернативы социализма - либерализма. Как заявил

О. Румянцев: «Мы отказались от слова «социализм», чтобы не мозолить никому глаза. Это принесет нам гораздо больше шансов на победу на будущих выборах, ибо «демократический социализм» будет ассоциироваться у многих избирателей с уловками КПСС».

В средствах массовой информации публицисты-радикалы представляли модель западной демократии как образец для России. Общество, разочарованное в результатах экономических реформ М. Горбачева, все больше стало связывать надежды на улучшение положения с демократическим движением. В 1990 г. идет политизация рабочего движения, которое стало мощной социальной базой поддержки радикальных демократов. На 1 съезде рабочих движений и организаций, который проходил с 30 апреля по 2 мая 1990 г. в г.Новокузнецке, открыто звучали антикоммунистические высказывания: «КПСС, провозгласившая себя партией рабочего класса, присвоила себе право управлять от его имени.... Партия является становым хребтом административной системы.... Заморенные марксистско-ленинской идеологией Правительство и Президент и нынешний состав Верховного Совета СССР не в состоянии вывести страну из кризиса. КПСС надо лишить статуса правящей партии (Рабочее движение Кузбасса. Кемерово, 1993. с. 280).

Такие настроения в среде рабочих вызывали беспокойство партийных руководителей, видевших в них угрозу потери влияния КПСС на рабочий класс. А о том, что авторитет компартии падал, свидетельствовал массовый выход рабочих из рядов КПСС в 1990-1991 гг.

В июле 1990 г. Совет рабочих комитетов Кузбасса призвал трудовые коллективы области провести односуточную забастовку под политическим лозунгом: отставка правительства СССР и формирование правительства народного доверия на многопартийной основе, заключение нового Союзного Договора, деполитизация производства и госучреждений, национализация имущества КПСС (Наша газета. 1990. 10 июля). Назначенная на 11 июля 1990 г. всекузбасская акция включала в себя проведение политических митингов в городах и поселках, политических забастовках трудовых коллективов. Она была поддержана шахтерскими коллективами других угольных бассейнов, рядом коллективов промышленных предприятий СССР. Но всеобщей политической забастовки не получилось, т.к. значительная часть предприятий в этот день продолжала работать.

Летом 1990 г. рабочие стали связывать свой надежды на проведение экономической реформы с руководством РСФСР и, в частности, с председателем ВС России Б. Ельциным. В августе 1990 г. Ельцин посетил Кузбасс и подписал с Советом рабочих комитетов Заявление о намерениях, в котором говорилось о совместной борьбе за успешное проведение экономических реформ в России, за демократизацию общественной жизни и передачу всей полноты власти Советам народных депутатов.

Июльское выступление шахтеров стало одним из факторов, заставивших М.С. Горбачева в конце июля пойти на компромисс с демократическими силами, во главе с Б. Ельциным, и попытаться разработать план реформ, известный как программа «500 дней».

Как отмечают политологи, окончательный разрыв радикал-реформаторов с социалистическим идеалом произошел летом 1990г. После того, как демократы во главе с Б. Ельциным, не смогли реализовать свои программные требования на XXVIII съезде КПСС, они заявили о выходе из партии. В августе 1990 г. «Демократическая Россия» в своем обращении констатировала: «Замена модели «демократы в КПСС + демократы вне КПСС» на более естественную модель «демократы вне КПСС, с одной стороны, КПСС - с другой стороны», неизбежно для начинающейся многопартийной реальности».

Таким образом, начался новый - антикоммунистический - этап российского радикализма. На новом этапе радикалы отвергли социализм в любом его виде и твердо присягнули идеалу «чистого либерализма».

 

2. Экономическое реформирование: выбор модели

перехода к рыночной экономике.

 

Попытка в ходе перестройки сформировать многоукладную экономику при сохранении основ командной системы (всевластие министерств и чиновничьего аппарата, планирование) привела к углублению экономического

кризиса. В 1989 - 1990 гг. растет осознание необходимости радикальных

мер в экономике. В СМИ публикуются статьи экономистов Н. Шмелева,

Л. Пияшевой, В. Селюнина, С. Шаталина, Л. Абалкина, в которых обсуждается идея перехода к рыночной экономике.

Несмотря на различные подходы к созданию в СССР рыночной экономики, участники дискуссии достигли единодушия по двум моментам. Во-первых, попытки выстроить рыночные элементы в административно-командную систему только углубляют кризис. Во-вторых, переход к рынку невозможен без жертв и потерь, потребует длительного времени, поскольку в стране нет необходимых рыночных структур, а большая часть населения не готова к работе в новых экономических условиях.

Общесоюзным руководством началась подготовка программы перевода советской экономики на рыночные механизмы. Группа экономистов во главе с Л. Абалкиным, директором института экономики АН СССР, подготовила концепцию регулированной рыночной экономики, которая была представлена премьер-министром СССР Н. Рыжковым 24 мая 1990 г. на третьей сессии ВС СССР. В программе Н. Рыжкова - Л. Абалкина предусматривался постепенный переход к рыночной экономике в течении 6-8 лет. Намечался комплекс мер оздоровления народного хозяйства, преодоления бюджетного дефицита, проведения налоговой и ценовой реформы. При создании общегосударственного рынка предусматривалась координация денежно-кредитной, финансовой, таможенной политики республик, осуществление межреспубликанских программ, управление теми отраслями, что имеют общегосударственное значение. Программа, при обеспечении благоприятных условий для развития всех форм собственности, рассматривала государственную собственность как основу экономики.

Радикальные реформаторы подвергли программу Н. Рыжкова резкой критике и предложили альтернативу - программу «500 дней», которая предусматривала быстрое создание рыночной инфраструктуры путем разгосударствления собственности, развития малого и среднего бизнеса, принятия антимонопольного законодательства и законов, гарантирующих защиту частной собственности, в том числе и на землю. Авторами программы была группа экономистов во главе с Г. Явлинским и С. Шаталиным. Общество привлекло то, что экономические преобразования в ней были расписаны по дням. Как справедливо отметил Е. Гайдар, «к экономике это никакого отношения не имело, невозможно по дням расписать такой процесс, как масштабные социально-экономические реформы, особенно в условиях распадающейся экономики..... Дело было не в экономике, это программа поразительно точно накладывалась на политические потребности дня, обещая выбитому из привычной колеи российскому обществу простые рецепты создания рыночного счастья. Притом - малой ценой!» (Гайдар Е. Дни поражения и побед. М., 1996. с.65).

Программа «500 дней» была утопичной, но политически необходимой

Б. Ельцину и российскому правительству. В августе - сентябре 1990г. М. Горбачев и Б. Ельцин пытались достичь компромисса путем выработки единой программы. Горбачев стремился не упустить из своих рук экономическое реформирование, а Ельцин и российское руководство понимали, что реализация программы «500 дней» в рамках одной России нереалистична.

Почти одновременно в Верховных Советах СССР и РСФСР началось обсуждение программы. М. Горбачев в своем выступлении признался, что ему больше импонирует программа «500 дней». Но Россия, не дожидаясь решения ВС СССР, приняла программу. Было заявлено, что с 1 октября 1990 г. в республике начнется ее реализация. ВС СССР принял 19 октября «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», в которых было мало общего с российской программой.

В октябре в Москве и Ленинграде прошли многотысячные митинги в поддержку программы «500 дней» и российского правительства.

В условиях начавшегося противостояния между российским парламентом и союзным руководством. М. Горбачев сделал ставку на усиление административных очагов с целью переломить ситуацию и справиться с нарастающим экономическим хаосом. В середине ноября 1990 г. на заседании ВС РСФСР он предложил программу радикальных изменений, получившую название «8 пунктов Горбачева». С целью выхода СССР из экономического и политического кризиса предлагалось расширить права и функции Совета Федерации, упразднение президентского Совета и создание совета Безопасности, вместо Совета Министров создать Кабинет Министров, подчиненный непосредственно Президенту.

Ельцин и ряд лидеров республик подвергли эту программу критике, а Горбачев был обвинен в стремлении к личной диктатуре, подмене радикальных экономических реформ политикой чрезвычайщины.

В декабре 1990 г. IV СНД СССР принял программу стабилизации экономики и серию Указов, направленных на усиление административных рычагов. Так, 14 декабря 1990 г. был принят Указ «О мерах по предотвращению дезорганизации производства», который вводил мораторий на республиканские законы, восстанавливал распределительную систему и обязательное выполнение договорных поставок. Ушел в отставку Н. Рыжков, и кабинет министров СССР возглавил В. Павлов, сторонник жесткой политики.

С точки зрения российских демократов ответственность за судьбу Союза ложилась на Горбачева, который осенью 1990 г., оказавшись между двух огней - радикализмом и консерватизмом, склонился к союзу с консерваторами. Наиболее ярко это проявилось в декабре 1990 г. на 4 СНД СССР, когда были расширены полномочия Президента СССР, сделаны кадровые назначения, укрепившие позицию консервативных сил. Ушли со своих постов министр внутренних дел В. Бакатин, министр иностранных дел Э. Шеварнадзе, который, обращаясь к депутатам, заявил: «Наступает диктатура..... Никто не знает, какая это будет диктатура, кто придет, что за диктатор, какие будут порядки».

Таким образом, в конце 1990 - начале 1991 гг. борьба между российским руководством и союзным центром по вопросам экономического реформирования резко обострилась.

 

3. Межнациональные отношения в СССР




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.