Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. 2. Принципы института прав и свобод человека и гражданина




ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ТЕМА 4

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

План

 

1. Общие положения.

2. Принципы института прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ:

а) естественные и личные;

б) гражданские и политические;

в) социальные, культурные и экономические.

4. Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ.

 

Конституционные права и свободы человека и гражданина образуют институт государственного права России, который представляет собой совокупность правовых норм, содержащих наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Общественные отношения между государством и человеком (гражданином) по поводу соблюдения и охраны их прав и свобод составляют предмет науки государственного права России.

Необходимо учитывать, что на пути свободы человека всегда стоит государство, которое, в свою очередь, создается людьми для поддержания условий реализации этой свободы. Следовательно, государство принимает законы, в которых закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного поведения. Но одновременно данный механизм является и ограничением хаоса, подкрепляющийся нормативно закрепленными обязанностями.

Исходя из предложенного определения, конституционные права и свободы не образуют исчерпывающий перечень, это всего лишь основные, фундаментальные права и свободы, выстраивающие жесткий каркас правового статуса человека и гражданина в России. В различных отраслях российского права физические лица получают дополнительный режим возможного поведения, однако конституционные права и свободы “не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина” (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).

Данный институт занимает центральное место в государственном праве РФ. Не случайно его относят к основам конституционного строя России (ст. 2 Конституции Российской Федерации: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.”).

Люди начали осознавать эти истины еще на заре формирования человеческого общества, нашедшие свое выражение в трудах древнегреческих мыслителей (Антифон, Алкидон, Аристотель и др.). Но юридическое оформление права и свободы человека и гражданина впервые получили только в конце XVIII в. в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина Французской Республики 1789 г. В этих документах был заложен фундамент современной цивилизации. В тех странах, где данный институт явился основой общественного устройства, были достигнуты большие успехи в области экономики, культуры, искусства, науки и техники. В России также пришли к пониманию ценности свободы личности, но этому предшествовал долгий путь абсолютизма, тоталитаризма, авторитаризма. Бесконечные социальные эксперименты, проводимые в нашем государстве, не смогли изменить ход исторического развития и затмить идеалы свободы и социальной справедливости.

Далее нам необходимо определиться с терминами: человек, гражданин, права, свободы. Они обычно употребляются вместе, но несут разную смысловую нагрузку.

Правовое положение человека в государстве обусловлено прежде всего естественным правом, т. е. теми правами, которые присущи ему от природы, независимо от того, является он гражданином или нет (к примеру, ст. 20 Конституции РФ “Каждый имеет право на жизнь”, ст. 22 Конституции РФ “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность” и др.).

Права гражданина определяются только теми правами, которые закрепляются за ним по признаку принадлежности к конкретному государству (например, ст. 32 Конституции РФ: “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.”, ч. 1 ст. 61: “Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.” и др.).

Состояние свободы присуще человеку и гражданину от рождения, подобно тому, что у него есть ноги, руки, сознание и т. д. Подобное состояние в цивилизованных государствах закрепляется нормативно, а следовательно, существует в разумных границах. Состояние свободы находит свое выражение в правах и развивается ими, предусматривая качественный переход от прав человека к правам гражданина и определяя, наконец, меру возможного поведения.

2. Принципы института прав и свобод человека и гражданина

Совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правовой статус человека и гражданина в РФ, образует институт государственного (конституционного) права РФ, функционирование которого определяется основными постулатами (принципами). Принципы данного правового института можно изложить в следующем логическом порядке:

1. Он вытекает из естественного права (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ: “Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения”).

2. Он основывается на общепринятых принципах и нормах международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.”).

Осознание того, что права человека являются мировой проблемой, пришло не сразу. Только во 2-й половине ХХ в. на международном уровне был принят ряд документов, участниками которых стала большая часть государств мира. Впервые обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации зафиксирована в Преамбуле Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. Затем Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. утвердила Всеобщую декларацию прав человека. Ее нормы не носили обязательный характер, не был предусмотрен механизм их реализации. Поэтому в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает важные акты — Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). Иначе эти два международно- правовых документа называют Хартией прав человека. На этот раз государства-участники взяли на себя обязательства принять на внутригосударственном уровне все необходимые меры для обеспечения указанных международно-правовых норм. В рамках Пакта о гражданских и политических правах был создан Комитет для защиты соответствующих прав. Аналогичный Комитет по защите экономических, социальных и культурных прав начал функционировать лишь в 1984 г. Но для того, чтобы граждане государств имели возможность обращаться в данные Комитеты в случае нарушения прав и свобод, государства были обязаны посредством сдачи специальных заявлений признать их легитимность. СССР соответствующие заявления сдал в 1991 г. К важнейшим региональным международным актам относят Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах 1950 г., участниками которой стали государства-участники Совета Европы. В силу определенного геополитического положения для России имело большое значение вступление сначала в Совет Европы (Устав Совета Европы ратифицирован Федеральным законом от 26.02.96), затем ратификация Европейской конвенции и принятие на себя обязательств по Дополнительному Протоколу № 6 1983 г. к Европейской конвенции 1950 г. относительно отмены смертной казни. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. перечислены несколько принципов, ставшие впоследствии основными принципами международного права, в том числе принцип уважения прав и свобод человека. Это было время формирования соответствующей отрасли международного права. В последующие годы европейскими региональными международными организациями (Советом Европы, ОБСЕ) приняты десятки документов, предметом регулирования которых остаются права и свободы человека. Международным сообществом под эгидой ООН принимаются специальные конвенции (Конвенция о предупреждении геноцида 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении апартеида 1973 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенции Международной организации труда и др.). Указанные и не вошедшие в данный перечень международно-правовые акты послужили основой для соответствующей главы (глава 2) в Конституции России. Тенденция идентификации международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод продолжается. Не все права и свободы, зафиксированные в международных конвенциях, нашли свое отражение в Конституции РФ. Но это вовсе не значит, что первые не применимы на территории России. Основанием для данного утверждения служит ч. 4 ст. 15 Конституции, где международные договоры признаются составной частью российской правовой системы.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (см. ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Смысл этого принципа заключается в том, что в нормативном закреплении правового статуса невозможно учесть всего многообразия направлений деятельности человека. Поэтому каждый человек (гражданин) при реализации своих прав и свобод должен сам ограничивать свое поведение, если его права и свободы ущемляют или создают препятствия для реализации прав и свобод другим человеком. Естественно, это несколько идеальная формула. Но именно она способствует формированию в государстве гражданского общества и обеспечивает правопорядок, а также безопасность личности.

4. Права и свободы человека и гражданина ограничиваются их обязанностями при соблюдении между ними баланса. Нормативный перекос в сторону расширения прав и свобод может вызвать хаос, охлократию. Доминирование обязанностей неизбежно приводит к полицейскому государству и диктатуре.

В целом же совокупность прав и обязанностей составляют правовой статус личности. Под конституционными обязанностями следует понимать не только обязанности гражданина РФ, но и лиц, не имеющих гражданства РФ (например, платить налоги, сохранять природу), хотя ряд обязанностей возлагаются только на граждан России (например, защищать Отечество и др.)

Конституционные обязанности человека и гражданина:

а) соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15).

Она распространяется и на неграждан, так как подразумевает законопослушание и трактуется довольно широко, т.е. соблюдение Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ, их законы и постановления, указы и распоряжения Президента РФ, президентов или глав республик в составе РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения органов местного самоуправления и т.д. По сути в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ речь идет о соблюдении всего российского законодательства;

б) уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17). Данная обязанность одновременно является и принципом института прав и свобод. Ее носителями являются граждане и неграждане РФ;

в) забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38).

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности. Первая — забота родителей о своих детях, а вторая — забота совершеннолетних детей о своих нетрудоспособных родителях. В указанных положениях заложены гуманистические основы существования любого человеческого общества. Именно гуманизм позволяет дифференцировать социальные отношения и отношения в животном стаде. Подробную регламентацию данные правоотношения, субъектами которых выступают граждане и неграждане РФ, получили в гражданском и семейном праве;

г) получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

Эта конституционная норма имеет декларативный характер, так как в современном российском законодательстве не предусмотрена юридическая ответственность за ее нарушение. Единственными последствиями для человека, не получившего основное общее образование, могут быть невозможность поступления в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей (адвокат, учитель, инженер и др.). Таким образом государство стимулирует граждан и неграждан РФ повышать свой образовательный уровень, чтобы активно участвовать в политической и профессиональной деятельности, чувствовать себя современным цивилизованным человеком. Обязанность получения основного общего образования возлагается прежде всего на детей в возрасте до 15 лет, а также родителей, которые должны создать им условия для этого. Для реализации данной конституционной обязанности в России создана сеть образовательных учреждений, управляемая Министерством образования. Недавно в Японии впервые в мире разработана концепция всеобщего высшего образования. В этой стране 94 процента учащихся после достижения совершеннолетия продолжают обучение в вузах. Вслед за Японией ряд стран мира принял государственные программы перехода ко всеобщему высшему образованию, потому что это обеспечит им дальнейшее прогрессивное развитие. Мировая практика показывает: развитие экономики на 80 процентов идет за счет наукоемких производств. К тому же образование — основа всех видов национальной безопасности: военной, экономической, экологической, политической и т.д. Образование — основа исторического здоровья нации и его будущего. В этом смысле Россия отстает от цивилизованных стран, что объясняется политической и экономической нестабильностью и рядом других причин;

д) забота о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Данная обязанность возложена на каждого человека, находящегося в пределах РФ, и имеет цель сохранить материальные и духовные ценности многонационального российского народа. Правоотношения в этой области регулируются Основами законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. и рядом федеральных законов, указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами местных органов власти. В административном и уголовном законодательстве РФ установлена юридическая ответственность за соответствующие правонарушения;

е) уплата налогов и сборов (ст. 57).

Требование платить налоги, сборы относится к человеку и гражданину, который живет в России, участвует в производстве материальных благ и пользуется благами государственной деятельности. Налоги составляют значительную долю доходной части бюджета всех государств. А уже из бюджета происходит финансирование различных социальных программ, производится оплата труда государственных служащих, развивается система кредитования и т.д. Налоги подразделяют на федеральные, субъектов РФ и местные в соответствии с Законом об основах налоговой системы в РФ 1991 г. В настоящее время разрабатывается Налоговый кодекс РФ, действуют федеральные законы и нормативные акты местных органов власти, регулирующие порядок сбора, налоговые ставки и другие процедурные моменты применительно к конкретным видам налогов. В случаях уклонения от уплаты налогов и совершения иных налоговых правонарушений в административном и уголовном праве РФ предусмотрена соответствующая юридическая ответственность. Для реализации данной конституционной нормы в России созданы и вполне результативно действуют Государственная налоговая служба (с 1991 г.) и Федеральная служба налоговой полиции (с 1993 г.). Налоговое право представляет собой институт российского финансового права.

Однако в ст. 57 Конституции РФ установлена не только обязанность, но и право налогоплательщика быть защищенным от вновь установленных или ухудшающих его положение налогов, которые обратной силы не имеют. В соответствии с российским налоговым законодательством лица, несущие налоговое бремя, имеют и другие права, позволяющие их оградить от произвола государственных органов;

ж) сохранение природы и окружающей среды (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в десятках природоохранительных нормативных актах, составляющих экологическое право РФ (например, Закон об охране окружающей природной среды 1991 г., Основы лесного законодательства РФ 1993 г., Федеральный закон о животном мире 1995 г. и др.). Оно, в свою очередь, базируется на международных договорах, призывающих все государства включиться в реализацию экологических программ. Над человечеством нависла реальная угроза самоуничтожения. Особенно остро эта проблема проявляется в последние годы: сокращение продолжительности жизни людей в отдельных регионах, болезни, имеющие экологическую подоплеку, исчезновение некоторых видов флоры и фауны, загрязнение отходами жизнедеятельности людей водоемов, воздуха, деградация почвы и т. д. Для решения задачи сохранения окружающей среды в России функционируют множество государственных органов (Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Комитет по водному хозяйству, Комитет по геологии и использованию недр, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.), а также общественные организации. За экологические правонарушения в России предусмотрены административная, уголовная и имущественная ответственности. Данная конституционно-правовая норма тесно связана с правом человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);

з) защита Отечества (ст. 59).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Понятие “Отечество” относится к вечным ценностям и выражает связь гражданина с его предками и их делами, преемственность национальных традиций, прочность государственности. Но защита Отечества и воинская обязанность — не равнозначные понятия. В первом случае речь идет об обязанности встать под ружье в момент агрессии против России, объявления всеобщей мобилизации. Во втором случае воинскую обязанность и военную службу граждане РФ несут в соответствии с одноименным Федеральным законом, который вступил в юридическую силу 2 апреля 1998 г. Он четко разграничивает воинскую обязанность по призыву, которую выполняют все граждане РФ мужского пола с 18 до 27 лет, не имеющие освобождения или отсрочки, и добровольную военную службу по контракту. Приведен исчерпывающий перечень структур, в которых предусмотрена военная служба. Закон определяет 9 условий для освобождения и 14 оснований для отсрочки исполнения воинской обязанности (выпускники вузов, поступившие на службу в МВД, федеральные органы налоговой полиции или таможенной службы, студенты дневного обучения вузов, аспиранты, кандидаты и доктора наук и др.). Возрождена обязательная военная подготовка в учебных заведениях. Гражданам РФ, которым не позволяют нести военную службу убеждения или вероисповедание, позволительна замена ее на альтернативную гражданскую службу в медицинских и иных учреждениях.

Каждый гражданин РФ в соответствии с диспозицией конституционной нормы, предусмотренной в ч. 2 ст. 6, несет равные обязанности, и никто не должен освобождаться (кроме оснований, указанных в законе) или уклоняться от их исполнения.

5. Границы прав и свобод могут быть определены только законом (ч. 3 ст. 55, ст. 64 Конституции РФ).

Следовательно, ограничить человека и гражданина в его правах и свободах можно лишь посредством федеральных законов или в порядке, предусмотренном в самой Конституции РФ, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видим, оснований предостаточно, причем некоторые носят довольно абстрактный характер, что дает повод для их двусмысленного толкования и даже для злоупотреблений. Однако, предполагая, что опасность необоснованного ограничения прав и свобод личности обычно исходит от исполнительной власти, Конституция позволяет производить ограничения только посредством федеральных законов, принимаемых представительными органами государственной власти, или Конституции, которая принята народом. Развитие общества приводит к тому, что все чаще государству во имя общих интересов приходится применять указанный принцип. В частности, в ст. 56 Конституции РФ предусмотрены подобные ограничения для обеспечения безопасности граждан и конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, эпизоотии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и т.д.), которое вводит на основании ст. 88 Конституции РФ Президент РФ с незамедлительным сообщением об этом в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. Чрезвычайное положение вводится либо на всей территории РФ, либо в отдельных ее местностях. Порядок введения чрезвычайного положения указан в одноименном Законе 1991 г. А именно, в Указе Президента РФ должны содержаться сведения об основаниях и необходимости данной акции, о границах территории, на которой вводится чрезвычайное положение, об ответственных органах государства и пределах их полномочий, о перечне временных ограничений прав и свобод и т. д. Срок действия чрезвычайного положения на всей территории РФ не должен превышать 30 дней, на части ее территории — 60 дней. Непосредственное проведение чрезвычайных мер обычно возлагается на Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ). Однако, несмотря на проведение указанных полицейских мероприятий, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ перечисляет защищенные права и свободы, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению. Они предусмотрены следующими статьями Конституции РФ: ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на личное достоинство), ст. 23 ч. 1 (право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени), ст. 24 (право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, если иное не предусмотрено законом), ст. 28 (право на свободу совести и вероисповедания), ст. 34 ч. 1 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), ст. 40 ч. 1 (право на жилище), ст. 46 (право на судебную защиту своих прав и свобод), ст. 47 (право на рассмотрение дела в суде) ст. 48 (право на квалифицированную юридическую помощь), ст. 49 (каждый обвиняемый считается виновным приговором суда, вступившим в законную силу), ст. 50 (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление), ст. 51 (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом), ст. 52 (право на компенсацию причиненного преступлениями или правосудием ущерба), ст. 53 (право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами), ст. 54 (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет).

В порядке, предусмотренном ст. 88 Конституции РФ, Президент РФ может вводить военное положение на всей территории или части территории РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы. Диспозиция ст. 88 предусматривает, что процедура объявления военного положения (в случае агрессии против Российской Федерации) регулируется федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят.

6. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов и других нормативных актов на территории РФ, определяют деятельность всех государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ).

Данный принцип позволяет по-новому взглянуть на правовое положение личности в России, когда индивид, а не государство становится главным объектом политической системы. Доминирование общественных, государственных интересов над личными долгое время считалось непреложной истиной. Данная идеология отражает внутреннюю сущность тоталитарного и авторитарного режимов, подавляет индивидуализм (в лучшем смысле этого слова) и стремление к самовыражению, являющиеся основой любого демократического общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.