Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии соблюдения прав и свобод человека гражданина в РФ 1 страница




Классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ

Классификация прав и свобод человека и гражданина допускается в науке конституционного (государственного) права РФ. В самой Конституции РФ разделения прав и свобод на группы по каким-либо критериям нет. Подобная классификация носит условный характер и преследует цель помочь глубже усвоить соответствующий конституционно-правовой институт и понять его целостность. Тем более, что одни и те же права и свободы могут относиться сразу к нескольким группам (например, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства можно отнести как к личным, так и политическим правам). Систематизация прав и свобод по группам полностью исключает доминирование одного (одних) права (прав) и свободы (свобод) над другим (другими), что закрепляется диспозицией ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина...”. Причем равенство прав и свобод дополняется равенством их носителей “...независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Запрещаются любые ограничения по перечисленным и иным основаниям. Равноправие и запрет дискриминации вовсе не означает, что в России не устанавливаются льготы для определенных категорий населения (пенсионеры, инвалиды, участники военных действий, беременные женщины и др.). Наличие узаконенных льгот и привилегий свидетельствует о признании принципов социальной справедливости и гуманизма. Необходимо отличать от них номенклатурные привилегии, устанавливаемые в обход принципа законности, т. е. изъятие из круга субъектов права отдельных должностных лиц или социальных групп.

 

а) Естественные и личные права и свободы

(см. ст. 20 – 29 Конституции РФ)

 

Право на жизнь

Основано на ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Провозглашенное в нашей стране право на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с преступностью, обеспечение техники безопасности на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий, развитие здравоохранения и прочих мер. Часть 2 ст. 20 Конституции предусматривает высшую меру государственного принуждения за совершение особо тяжких преступлений — смертную казнь. Конкретизацию данная конституционная норма получила в Уголовном кодексе РФ, где определяется перечень преступлений, за совершение которых может назначаться смертная казнь. Хотя ряд международно-правовых документов призывают государства ограничивать применение высшей меры наказания, вплоть до ее отмены. Таковы, к примеру, требования Совета Европы. Все государства-члены данной международной организации обязуются отменить на своей территории смертную казнь. Россия вступила в Совет Европы в феврале 1996 г. Кроме того, ч. 2 ст. 20 Конституции гарантирует обвиняемым, которым грозит высшая мера наказания, рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей.

Право на личное достоинство

Под достоинством личности понимают осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенных нравственных и интеллектуальных качеств. Достоинство любого человека подлежит защите государством независимо от его социальной ценности. Эти положения изложены в ст. 21 Конституции и получили развитие в Гражданском кодексе (ст. 152: “Гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений...”), в Уголовно-процессуальном кодексе (ст. 172: “личный обыск может проводиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола...”), в Уголовном кодексе, где предусмотрена юридическая ответственность за клевету и оскорбление и т.д. Как посягательство на достоинство личности Конституция рассматривает медицинские, научные или иные опыты, проводимые без добровольного согласия лица.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность — важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Это означает — совершать любые действия, не противоречащие закону. Под неприкосновенностью понимают как физическую (жизнь, здоровье человека), так и моральную (честь, достоинство личности) неприкосновенность. Ст. 22 Конституции предоставляет суду право принимать решение об аресте, заключении под стражу лиц, совершивших преступление, т. е. ограничивать их свободу. Судья вправе ограничивать свободу лиц, совершивших и административные проступки, после чего они содержатся в приемниках-распределителях, спецприемниках. Конституционно-правовая норма, изложенная в ч. 2 ст. 22, допускает задержание лица, совершившего правонарушение, на срок не более 48 часов. Следовательно, другие нормативные акты, предусматривающие иные сроки, не конституционны.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

Положения ст. 23 Конституции РФ позволяют людям вне службы и производственной обстановки, вне общественного окружения находиться в состоянии независимости от государства и общества. Государство же гарантирует им невмешательство в реализацию этого права. Подкрепляется данная норма тем, что ограничение свободы общения между людьми в сфере семейной жизни, интимных и личных отношений посредством переписки, телефонных переговоров, почты и телеграфа допускается только на основании судебного решения (обычно после совершения преступления). Ряд аналогичных гарантий получили развитие в уголовно-процессуальном, уголовном, гражданском и семейном законодательстве (право отказа от дачи показаний священнослужителя по обстоятельствам, ставшим ему известным из исповеди, право отказа свидетельствовать против родственников, обязанность нотариуса хранить тайну завещания, врачебная тайна, тайна следствия и адвокатская тайна, тайна усыновления и т.д.). В российском законодательстве предусмотрена юридическая ответственность за нарушение соответствующих норм.

Право на неразглашение без согласия лица информации о его частной жизни

Ст. 24 Конституции РФ довольно широко трактует данное право. Смысл его заключается в том, что ни государственные органы, ни должностные лица, ни коммерческие и общественные организации, ни граждане не вправе собирать, хранить и использовать конфиденциальную информацию без согласия соответствующего лица. Но несмотря на это, ряд правоохранительных органов все же работают с конфиденциальной информацией в целях предупреждения или раскрытия преступлений. Однако порядок работы с подобными сведениями строго регулируется законами.

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ содержится требование к государственным и муниципальным органам власти в обязательном порядке предоставлять каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, если какое-либо должностное лицо отказывается предоставить такую возможность, ссылаясь на ведомственную инструкцию, то, видимо, такой отказ подлежит обжалованию. Закон “О государственной тайне” перечисляет конкретные сведения, доступ к которым ограничен.

Право на неприкосновенность жилища

Конституционное право на неприкосновенность жилища, изложенное в ст. 25, означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Каждый человек имеет право на обособленное, уединенное пребывание в жилом помещении, которое принадлежит лицу на законном основании. Причем данное право гарантирует тайну всего, что происходит в жилище. К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, не используемые для проживания людей. Любое проникновение подлежит обжалованию в суд и возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями. Однако ст. 25 Конституции РФ предупреждает, что данное право может быть ограничено федеральным законом или на основе судебного решения. Закон предоставляет право беспрепятственно входить в жилые помещения сотрудникам налоговой полиции, если они используются для предпринимательской деятельности, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора (ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” 1993 г.), сотрудникам милиции при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора (ст. 11 Закона РФ “О милиции” 1991 г.), при производстве обыска, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по постановлению судьи, для тушения пожара, судебными исполнителями для наложения ареста на имущество и в других случаях. В уголовном законодательстве имеется ряд норм, предусматривающих наказание в случае тайного проникновения в жилище граждан с целью кражи, проникновения в жилище граждан, связанное с насилием (грабеж, разбойное нападение).

Право на национальность и пользование родным языком

Комментируемая ст. 26 Конституции РФ совершенно по-новому подходит к решению вопроса об определении собственной национальности. Впервые было закреплено, что это право человека, а не обязанность. Кроме того, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, которая не влечет никаких правовых последствий и не влияет на правовой статус личности. Однако нельзя недооценивать значение национальности и всех ее признаков. В частности, любой человек может пользоваться своим родным языком, где бы он ни находился. Незнание языка РФ и ее субъектов не может служить основанием для дискриминации. Граждане имеют право выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях, в государственных органах на том языке, которым они владеют. В случае необходимости, в частности, в судебном процессе обеспечивается соответствующий перевод. В Законе “Об образовании” указывается, что язык, на котором ведется обучение в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и уставом образовательного учреждения. А право выбора такого учреждения с тем или иным языком принадлежит родителям.

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства

Указанные в ст. 27 Конституции РФ нормы долгие годы в нашей стране нарушались. Не обладая свободой передвижения, человек объективно не может реализовать и другие не менее важные конституционные права и свободы.

Под свободой передвижении в соответствии с Законом РФ 1993 г. понимают как беспрепятственное передвижение внутри РФ, так и въезд и выезд за пределы РФ.

Место жительства характеризуется постоянным и преимущественным проживанием, место пребывания — временным (гостиница, больница, дом отдыха и т. д.).

В том и другом случаях все граждане подлежат регистрации в паспортно-визовых подразделениях органов внутренних дел.

Рассматриваемое право подлежит ограничению в пограничных зонах, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение и пр.

Закон определят также случаи отказа в выдаче заграничных паспортов, если человек:

· обладает сведениями, составляющими государственную тайну;

· привлекается к уголовной ответственности;

· осужден за совершение преступления;

· является ответчиком по гражданскому иску в суде;

· по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или состоит под гласным административным надзором до погашения судимости или прекращения надзора и т. д.

Свобода совести и вероисповедания

Содержание ст. 28 Конституции РФ, также как и предыдущих, соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Хартии прав человека 1966 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Никто не вправе подвергнуть принуждению человека в выборе религии или при изменении вероисповедания.

Согласно Федеральному закону “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г., граждане РФ равны перед законом во всех областях независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии. Но в то же время запрещено вовлекать малолетних в религиозные объединения, а также обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей (опекунов). Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 14 Конституции Россия объявлена светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Деятельность органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления не должны сопровождаться публичными религиозными обрядами. Отделение же религиозных объединений от государства вовсе не влечет за собой ограничение прав их членов.

Под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Они подразделяются на религиозные группы и религиозные организации. Отличие между ними заключается в том, что последние (организации) подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в качестве юридического лица. Те религиозные организации, которые на момент обращения в государственные органы с просьбой о регистрации действовали на территории РФ не менее 50 лет, вправе использовать в своем наименовании слово “Россия” и производные от него. Если подобная организация в течение 3 лет не уведомляет зарегистрировавший ее государственный орган о продолжении своей деятельности, то в судебном порядке она может быть признана прекратившей свою деятельность. В момент создания религиозная организация должна подтвердить свое существование на территории РФ не менее 15 лет (такое подтверждение выдает орган местного самоуправления или центральная религиозная организация). Действует она на основе устава, утвержденного ее учредителями или центральной религиозной организацией с соблюдением требований гражданского законодательства РФ. Допускается открытие на территории РФ представительства иностранной конфессии, которое не должно заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. В ряде случаев, перечисленных в Законе 1997 г., религиозные организации подлежат ликвидации по решению суда. Это большей частью факты неоднократного и грубого нарушения Конституции РФ и российского законодательства. Представители зарегистрированных конфессий вправе по просьбе определенных лиц проводить обряды и церемонии в больничных учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, в местах лишения свободы, воинских частях т. д., а также заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью.

Свобода мысли и слова

Провозглашенные в ст. 29 Конституции РФ свободы есть неотъемлемая черта демократии. Но в то же время это очень грозное оружие в руках проходимцев. Поэтому свобода слова в особенности требует определенного ограничения и не только этического, культурного, но и юридического. В частности, нельзя признать свободой слова призывы к расовой дискриминации или свержению существующего конституционного строя. Об этом речь идет в ч. 2 ст. 29. Обратной стороной возможности высказаться является норма ч. 3 ст. 29, где запрещено кому бы то ни было принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В ч. 5 ст. 29 государство гарантирует публичный свободный обмен мнениями и убеждениями в обществе посредством функционирования средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) при запрете политической цензуры, присущей тоталитарным и авторитарным режимам.

 

б) Гражданские и политические права и свободы

(см. ст. 29 ч 4, 30–33, 61–63 Конституции РФ)

Эти права и свободы носят индивидуальный характер, а также могут быть реализованы через объединение с другими людьми. Например, право обращаться в государственные органы индивидуализировано, а право на собрания, митинги и шествия носит коллективный характер. В большинстве случаев их субъектами являются граждане РФ.

 

Свобода печати и информации

Свобода печати и информации конкретизирует свободу слова и мысли, нашедшую свое выражение в ч. 1, 2, 3, 5 ст. 29 Конституции РФ. Ч. 4 ст. 29 выражает право каждого человека искать и получать информацию, а государство обязано в лице его органов предоставить такую возможность. Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т.е. он может создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступать с публичной лекцией, написать книгу и т.д. Таким образом устраняется монополия государства на распространение информации. Особое место здесь принадлежит средствам массовой информации. Независимая пресса, например, не должна согласовывать свою позицию с государственными органами. Конечно, наличие независимых средств массовой информации причиняет много хлопот органам власти. Но это необходимый элемент демократического общества. В соответствии с Законом о средствах массовой информации 1991 г. все государственные и общественные органы обязаны предоставлять сведения о своей деятельности. Воспрепятствие в какой-либо форме деятельности СМИ влечет за собой уголовную или административную ответственность. Но в то же время действуют суровые меры за провокационное и клеветническое распространение информации. В 1995 г. был принят Закон, согласно которому федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов федерации не могут быть учредителями периодических печатных изданий, за исключением публикующих официальные сообщения и материалы, т. е. произошло разгосударствление СМИ. Свободные СМИ, с одной стороны, позволяют контролировать деятельность органов власти, но, с другой стороны, могут вносить дестабилизацию в обществе. Поэтому предотвращение злоупотреблений только на основе закона является необходимым условием существования свободной печати.

 

Право на объединение

Право на объединение, изложенное в ст. 30 Конституции, выражает стремление человека к решению общественных проблем без вмешательства государственных органов власти. Это право предусматривает возможность создания политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Причем каждый человек вправе не только создавать общественные объединения для реализации определенных, не противоречащих закону целей, но и вступать в уже созданные и беспрепятственно выходить из них. В ряде законодательных актов отдельным категориям граждан запрещено участвовать в политических партиях (судьи, сотрудники прокуратуры, военнослужащие, сотрудники милиции и др.). Согласно Федеральному закону “Об общественных объединениях” 1995 г. последние в обязательном порядке должны иметь определенные организационно-правовые формы:

· общественная организация (общественное объединение, основанное на членстве);

· общественное движение (массовое общественное объединение, не имеющее членства);

· общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов, не имеющих членства, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества на общественно полезные цели);

· общественное учреждение (общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг);

· орган общественной самодеятельности (общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы).

Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Создаются общественные объединения по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц (учредителями могут быть юридические лица и общественные объединения). Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане РФ (в том числе иностранные граждане или лица без гражданства).

Общественные объединения имеют свой устав и регистрируются органами юстиции (без государственной регистрации они не будут иметь статус юридического лица).

Закон предусматривает создание молодежных и детских общественных объединений. Казачество имеет статус общественного объединения, поэтому не в праве обладать оружием.

Право на мирные собрания и публичные манифестации

Ст. 31 Конституции предоставляет такое право только гражданам РФ. По существу оно связано со свободой слова. Их проведение регламентируется рядом подзаконных актов, в которых установлен разрешительный порядок. Письменное заявление подается в местную администрацию не позднее, чем за 10 дней до даты проведения митинга или собрания. Данный порядок не применяется, если собрание планируется провести в закрытом помещении. За нарушение установленного порядка организации и проведения подобных публичных мероприятий предусмотрена административная, а в крайнем случае и уголовная ответственность.

Право участвовать в управлении делами государства

Ч. 1 ст. 32 Конституции предоставляет такое право только гражданам РФ посредством своих представителей (депутатов) или непосредственно. Данная норма развивает принцип народовластия, подробно изложенный в основах конституционного строя РФ. К тому же данная норма является отправным моментом для трех последующих прав.

Право избирать и быть избранными

Это право (ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ) стоит в центре всех процессов формирования государственных и муниципальных органов. Его дополняет право граждан РФ участвовать в референдуме. Порядок выборов и проведения референдумов регулируется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” 1997 г., которым предоставляется такая возможность только гражданам РФ не моложе 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве. Его основные положения более подробно будут изложены в одной из лекций.

Право на равный доступ к государственной службе

Данная конституционная норма (ч. 4 ст. 32) позволяет предотвратить бюрократизацию государственного аппарата. Предоставление равных возможностей для работы в государственном аппарате каждому гражданину РФ вовсе не означает, что ему в обязательном порядке должна быть обеспечена соответствующая должность. Речь идет прежде всего о вакантной должности и соответствии предъявляемым законом требованиям к данному виду государственной службы. Федеральным законом об основах государственной службы 1995 г. установлен ряд ограничений (граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 60 лет, аттестация, состояние здоровья и т. д.).

Право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ)

Данное право позволяет каждому гражданину РФ, отвечающему законным требованиям (возраст, образование, стаж и т.д.), занять должность судьи, быть присяжным или народным заседателем. Порядок формирования судов, их компетенция будут рассмотрены в следующей лекции.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Граждане РФ в соответствии со ст. 33 Конституции РФ могут обращаться в соответствующие органы лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания. Они имеют форму заявления (просьба о реализации имеющегося у гражданина права), предложения (пожелание по поводу усовершенствования деятельности государственных и муниципальных органов) и жалобы (указания на незаконные действия должностных лиц). Причем обращаться возможно к любому должностному лицу, вплоть до Президента РФ. Указом Президиума Верховного Совета СССР 1968 г. установлена обязанность соответствующих лиц рассмотрения обращений граждан в определенные сроки (до одного месяца). Закон 1993 г. позволяет гражданам обжаловать незаконные действия данных лиц в суд. Все представленные гарантии обеспечивают контроль за деятельностью органов власти со стороны народа.

Право на защиту и покровительство государством

Конституция РФ в ч. 2 ст. 61 гарантирует гражданам РФ защиту и покровительство. Но основанием для этого является гражданство РФ.

Под гражданством понимают политико-правовую связь гражданина и государства, которая не прекращается ни во времени, ни в пространстве.

В унитарных государствах (Венгрия, Польша, Эстония и др.) существует единое гражданство. В государствах с федеративным устройством, в том числе России, лицо считается одновременно гражданином РФ и гражданином субъекта РФ.

Гражданство РФ относится к основам конституционного строя РФ (ст. 6 Конституции РФ). Гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. Граждане РФ не высылаются за пределы РФ и не выдаются другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Но это не значит, что гражданство РФ освобождает лицо от юридической ответственности. В данном случае оно будет привлечено к ответственности по законам РФ, о чем уведомляется запрашивающее государство. Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства, является Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 г. (с дополнениями и изменениями), который устанавливает 7 оснований приобретения гражданства РФ:

1. В результате признания.

Граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), в течение года после этой даты могли изъявить желание стать гражданами РФ. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 г. на территории РФ и имеющие гражданство СССР, затем его утратившие, считаются гражданами РФ по рождению. Таковыми они считаются, даже если один из их родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ.

2. По рождению.

При этом в качестве основных принципов являются принцип крови (т. е. автоматически лицо считается гражданином государства, если оно родилось от его граждан) и принцип почвы (т. е. гражданином государства признается любое лицо, родившееся на его территории).

В ряде стран мира применяют сразу эти два принципа, в том числе и в России. Следовательно, гражданином РФ станет ребенок, если он родился от граждан РФ независимо от места рождения. Ребенок также станет гражданином РФ, если один из родителей является лицом без гражданства. Но если один из родителей — иностранный гражданин, то гражданство ребенка устанавливается по соглашению между родителями. Если же родители не пришли к соглашению, то ребенок станет гражданином РФ, если он родился на территории РФ или если ему грозит безгражданство. Ребенок, родившийся на территории РФ от иностранных граждан, только в том случае получит гражданство РФ, если соответствующие государства ему своего гражданства не предоставляют или если его родители состоят в гражданстве других республик, ранее входивших в СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.

3. В порядке регистрации.

Это упрощенный порядок получения гражданства РФ без оформления ходатайства, но посредством подачи заявления в орган внутренних дел. Речь в данном случае идет о ближайших родственниках граждан РФ, о детях бывших граждан РФ, потерявших это гражданство не по собственной воле и т. д.

4. В результате приема в гражданство (натурализация).

Прием в гражданство осуществляет Президент РФ. О чем может ходатайствовать любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет. Однако для приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо, чтобы они постоянно проживали на территории РФ в течение 5 лет или 3 года непрерывно перед подачей ходатайства, для беженцев — полтора года. Без соблюдения сроков оседлости принимают гражданство бывшие граждане СССР, лица, усыновляющие ребенка — гражданина РФ, лица, получившие убежище на территории РФ и т. д. Но в ряде случаев ходатайство о приеме в гражданство может быть отклонено (лицо выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ, лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.