Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единое мнение. Шииты убеждены, что разум является достоверным источником познания и находится в полной гармонии с Божественным откровением. Согласно некоторым хадисам,




Разум

Шииты убеждены, что разум является достоверным источником познания и находится в полной гармонии с Божественным откровением. Согласно некоторым хадисам, Всевышний наделил людей двумя аргументами, с помощью которых можно постигнуть волю Его. Один из них, внутренний – это разум, другой, внешний – это пророки (мир им!). Иногда, разум называют «внутренним пророком», пророков «внешним разумом». Также среди шиитских законоведов существует необходимое условие, согласно которому «все, что подчиняется разуму, подчиняется законам шариата, и наоборот, все, что подчиняется законам шариата, подчиняется разуму». Кроме этого, все шиитские ученые, без исключения, имеют убеждение, что одним из условий нравственной ответственности и выполнения шариатских обязанностей является наличие разума. Если человек не обладает разумом, он не несет ответственности за свои действия. Ожидание чего-либо от личности также зависит от его умственных возможностей и разума. От лиц, обладающих большими способностями и разумом, ожидают богобоязненностей и готовностей повиновения Божьим указаниям больше в отличие от безграмотных и малоодаренных людей.

Согласно Корану, Всевышний хочет, чтобы все люди использовали свои умственные возможности и размышляли о божественных аятах. В различных аятах Корана подвержены осуждению и критике лица, которые не размышляют согласно своим умственным возможностям. Например, осуждаются неверующие, которые слепо следуют своим отцам и при различных обстоятельствах назревают вопросы «…Разве ж они не уразумеют?» (сура 36, аят 68), «Разве ж они не размыслят о Коране?» (сура 4, аят 82; сура 47, аят24).

В общем, разум играет роль в трех областях познания религии. Первая, понимание действительности, например, существование Бога и истинности религии. Вторая – познание основ нравственного достоинства и правовых путей, таких как, отрицательность гнета и положительность справедливости. Третья – упорядочение критериев и методов, заключение выводов. Все эти три области официально признанны в Исламе. С другой стороны, Божественное откровение или содержание религии можно сокращенно представить в следующем виде:

- подтверждение действительности, которое познается разумом;

- представление вопросов, которые не постижимы разуму. Например, подробное изложение загробного мира, детали нравственного и правого воспитания;

- создание гарантий выполнения нравственных и правовых предписаний с точки зрения религии.

В завершении необходимо обратить внимание на то, что в Исламе нет ничего, противоречащего разуму. Но должно быть разделение между обязательным предписанием, разумной уверенностью, предположениями и личным мнением. Если возникнет разница между умственным и религиозным решениями, то должны понимать, что в одном из них произошла ошибка. То есть, или то, что предположено разумным решением не является таковым, или предположение того, что верно с точки зрения религии, не соответствует действительности. Всевышний никогда не подвергнет людей ошибке и не собьет с пути, так как с одной стороны были посланы пророки (мир им!), с другой стороны, сами люди наделены разумом. Неоднократны случаи, когда люди некоторые вещи предполагали разумными или научно обоснованными, но затем выяснялось обратное.

 

Традиционно, одним из источников изучения исламских предписаний считают единое мнение. Согласно шиитской методологии, единое мнение или совпадение его среди всех или группы людей, а также ученых, само по себе не считается доказательством чего-либо. Так же, как может ошибиться один человек, могут допустить ошибку несколько человек, тысячи людей или даже все. Но, если мусульмане или группа исламских ученых придут к единому мнению, при условии, что оно соответствует Сунне, то оно считается доказательством. Из него можно понять повеление Всевышнего. Например, если после изучений и исследований, мы поймем, что все мусульмане во времена пророка (да благословит Аллах его и род его!) совершали молитву особенным образом, то можем сказать, что он верен, и, безусловно, что люди научились ему у пророка (да благословит Аллах его и род его!). В противном случае, не было бы доказательства того, что все они совершали одинаковые действия. Не можем допустить, что они выполняли свои действия случайным образом или в противоречии с действительным исламским решением, и пророк (да благословит Аллах его и род его!) их не удержал.

Таким образом, по мнению шиитов, личное мнение не является доказательством. Достоверным считается только тот случай, когда это мнение соответствует Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!). Значит, если единое мнение приобрело законную силу, но из него нельзя понять Сунну, например, предположим, что мусульмане в наше время пришли к единому мнению по поводу какого-либо положения, но не располагают доказательством из Корана или Сунны, то исламский законовед не может сказать, что он решил так, потому что так сказали другие. Неоднократно случалось, что люди в религиозных и других вопросах допускали ошибки. Только Коран и Сунна верны и защищены от ошибок. Потому что каждое поколение шиитских ученых и, даже, каждый из шиитских ученых, лично могут и на самом деле обязаны обращаться непосредственно к основным источникам, то есть Корану и Сунне. И, используя разум, приводя доказательства, делая выводы, выполнять иджтихад или самостоятельное научное изучение. В шиитском мире иджтихад никогда не был запрещен. Шииты убеждены, что фетва одного фикха, несмотря на то, что он обладает высоким уровнем знаний, не должен выходить за рамки научных дискуссий. Безусловно, что в фикхе, подобно другим научным течениям, каждому изучающему необходимо до выбора позиций, кроме обращения к основным источникам, обратить внимание на точку зрения сторонников данного направления в прошлом и настоящем времени.


ГЛАВА 3

ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

 

На протяжении истории Ислама мусульмане имели разногласия не только в вопросах, касающихся убеждений, но и во многих второстепенных практических вопросах. Коран и великая личность пророка (да благословит Аллах его и род его!) с одной стороны, любовь и привязанность мусульман к ним с другой стороны, стали причиной единства мусульман и создания единой нации со своей индивидуальностью, ценностями, общими целями и судьбой. При этом всегда были враги Ислама, которые стремились уничтожить его корни. А также эти стычки оказывали влияние на укрепление единства и братства между мусульманами. Призыв Корана и пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!) к единству и братству всегда подтверждались и подчеркивались выдающимися личностями различных исламских течений.

В области убеждений, все мусульмане верят в Единого Бога, признают пророков (мир им!) в целом, и миссию его светлости Мухаммада (да благословит его Аллах и род его!), как последнего посланника для извещения указов Всевышнего для человечества, в частности, а также в загробный мир и справедливый для всех приговор, в Судный день. Эти коренные вопросы, в которые верят мусульмане, составляют основу Ислама. Мнение одного из посторонних наблюдателей об уровне взаимного согласия между шиитами и суннитами можно проследить в следующем отрывке:

«С момента совершения революции в Иране все знают, что шииты являются мусульманами, и подобно суннитам, верят в единобожие, Священный Коран, пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), загробный мир и в наказания или награждения, предусмотренные в Судный день. Они следуют выполнению ритуальной молитвы, поста, хаджа, закята, джихада (священной войны). Эти общие черты важнее разногласий. Теоретически не существует разногласий и в совершении общественной молитвы шиитом за суннитским имамом, и наоборот, хотя имеется множество проблем в практическом плане[25]».

Далее рассмотрим вопросы, касающиеся основ религии, и остановимся на некоторых особенностях, имеющихся в шиитских убеждениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.