Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусская культура

В истории славянского народа IX век открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы. В Гардарике, «стране годов», складывается молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода князя Олега в 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого {1019 - 1054 гг.), иногда, правда, доводят и до времени Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси охватывают середину IX - начало XII вв.

Важнейшим событием культурной жизни этого периода является Крещение Руси - принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же, как до него – Великой Княгини Ольги. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии. Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной - психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. Весьма примечательно, что именно на этом акцентирует внимание «Повесть временных лет». В ней приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Рассказывается о прибытии миссионеров из Византии, мусульман - из Волжской Болгарии, иудаистов - из «хазарских земель» и от католиков из Венгрии. Князь якобы был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийца. Он послал бояр в разные страны для выбора лучшей ауры, а затем принял решение остановиться на христианстве греческого обряда. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. По мнению игумна Иоанна Экономцева. столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву.

Летом 988 г. Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр в Корсуни (византийском городе Херсонесе в Крыму). После крещения он избавился от «болезни глаз» (слепоты), что еще больше укрепило его веру в Бога. После крещения он по преданию избавился от болезни глаз (слепоты), что еще больше укрепило его веру в Бога. Киевляне были крещены с помощью дружины осенью 988 г. В Новгороде Добрыня, который прежде учреждал культ Перуна, летом 989 г. крестил новгородцев.

Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню Сварожичу. Они справляли буйные праздники старины Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством Служители древней религии - волхвы - упоминаются летописями еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

Для русского народа принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Это так. Но вряд ли христианизация Руси может рассматриваться как единственная отправная точка окультуривания русского народа. Даже, несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства все же обнаружит глубокое их родство с наследием архаики, будь то заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.

Жители Киевской Руси постепенно усваивают мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он есть лишь отражение имеющего приснобытие (то есть вечное существова­ние) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божест­венное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы Символ, таким образом, выступал способом познания, освоения мира и был по существу единственной сохраненной связкой сакрального и мирского.

Важным было также и то, что христианство придает особое значение полярным категориям Добра и Зла и проводит линию раздела между ними через самого человека. Телесный мир человека, оскверненный грехопадением, должен быть преображен индивидуальными усилиями личности. Учение о грехе и о спасении (греч - хамартиология) становится центром христианского богословия. Фактором, который подготовил воспринятие христианства Русью, стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г.

Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках: греческом и русском (рунском, руническом?). О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к XI в., многочисленные новгородские берестяные грамоты.

Русская литература зародилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Материалом для письма служил пергамен - телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамен только в XV - XVI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в., используя гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами. Почерк XI - ХV вв. в науке называется «Уставом» в силу своего четкого, торжественного характера. В правление Ивана Грозного (1533-1584 гг.) он сменился полууставом, а в XVII в. - скорописью.

Древнерусская книга - это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой свиной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Примерами могут служить Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в.), хранящиеся в Оружейной Палате Московского Кремля.

В основе литературного языка - живой разговорный язык Древней Руси, а точнее областные диалекты Поднепровья и Новгорода Великого. Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, язык старославянский, или церковнославянский. Именно на этот язык Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, и велось богослужение. Будучи одним из диалектов староболгарского языка, церковнославянский обладал большим набором отвлеченных понятий, которые были неотъемлемым достоянием русского языка «пространство», «вечность», разум», «истина».

Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался, как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных сочинений, бытовавших в рукописной традиции. Начальный этап переводной древнеславянской письменности связан не только с Новым Заветом, но и произведениями раннехристианских отцов церкви IV VI вв. Иоанна Златоуста (350 – 470 гг.), Василия Великого (около 330 - 379 гг.), Григория Нисского (около 335 – 394 гг.), Кирилла Иерусалимского. Переводились также произведения массовой литературы, как «Хроника Михаила Пселла», «Христианская топография» Козьмы, «Стратегикон» императора Маврикия, «Александрия», или жизнеописание Александра Македонского, а также апокрифы и патерики. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Святого Феодосия Печорского», «Слово о Законе и Благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI - XII вв. невелико. Это - летописание, «житие» и «слово». Первым оригинальным житием стало «Житие Святого Жиздры», повествующее о первом христианском отшельнике, послившемся в скиту на притоке Оки. Деление произведений древнерусской литературы на жанры достаточно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Одним и тем же, наиболее общим термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Илариона, и воинскую повесть. Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в учение восьми веков (XI - XVIII вв.}, занимает центральное место. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская.

Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на то или иное событие, нередко подвергали критике действия князей, отражая «вся добра и недобрав» и «не украшая пишущего».

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале имеет более пространное название «Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть» Дошла до нас эта летопись в рукописных копиях не старше XIV в. Из них наиболее замечательны две сборник 1377 г., условно называемый Лаврентьевской летописью (1377 г.) по имени писца-монаха - Лаврентия, переписавшею ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича (1323/24 1383 гг.), в состав которой вошли «Повесть», доведенная до 1110 г и Суздальская летопись, заканчивающаяся описанием 1305 г., и сборник начала XV в., получивший название Ипатьевской летописи по месту хранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме. В ее состав этого сборника, кроме «Повести», входят Киевская летопись до 1201 г. и Галицко-Волынская, 1201 - 1292 гг. Главное различие между этими двумя списками «Повести» - в ее конце. Лаврентьевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. -об огненном столпе над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним следует еще несколько сказаний, относящихся к 1111, 1112 и 1113 гг. Авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична - это единство русской земли. Княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда русскую землю, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом. Другой распространенный жанр древнерусской литературы - житие - буквально соответствует греческому «жизнь» и латинскому “vita”. Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов-основателей тех или иных монастырей, реже - биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином «агиография» {от agios - святой и grafo - пишу). Составление житий требовало соблюдения определенных правил и стиля изложения: неторопливого повествования в третьем лице, композиционного соблюдения трех частей -вступления, собственно жития и заключения. Во вступлении автор просит прощения у читателя за свое неумение писать, а заключение обязательно должно было содержать похвалу герою, поэтому было наиболее ответственной частью, требовавшей от автора хорошего знания риторики. Главное действующее лицо изображалось непреложно святым, а отрицательный герой вводился для контраста, и действовал на заднем плане. Жанр жития неподвижен, он исключает описание становления характера и сводится обычно к подбору материала для иллюстрации святости героя. Агиография, таким образом, искусство нереалистическое, ближайшей параллелью которому может быть древнерусская иконопись. В человеке устранялись все черты его индивидуальности, «временности», он становился обобщенным воплощением либо добра, либо зла. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трек первых дошедших до нас житий - двужитий первых христианских мучеников князей - братьев Бориса и Глеба в “Сказании о Борисе и Глебе» и житие игумна Феодосия», основателя Киево-Печерской лавры («Житие Феодосия Печерского»).

Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относятся к жанру красноречия.

«Золотой век» их развития на Руси приходится на XII в., но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в XIV в. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие - это область, доступная всем, кто владел пером или минимальным даром речи. Оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики Его ярким образцом является «Поучение Владимира Мономаха», дошедшее до нас в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 1096 г. В начале «Поучения» один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.

Торжественное красноречие - область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства Древнейшим дошедшим до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати», авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 гг.

Под большим воздействием церкви находился другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Антонием (983 - 1073) и Феодосием Печерскими Печеры, или пещеры. Эти пещерные кельи, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникало поселение, превращались в общежительный монастырь. Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдинской горы, по преданию основанный Антонием около 1069 г. Также знаменит Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета - преподобного Антония. Это - специфическое явление христианской духовной культуры, называемое еще исихией (покой, безмолвие, отрешенность) - это путь преображения человеческого духа через аскетизм, уход от земного мира.

Подземные монастыри были очагами исихии на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общежительных монастырях не была такой строгой, Люди, отрекавшиеся от обычной жизни и уходившие в монастыри, могли продолжать выполнять многие мирские обязанности. Игумны монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, -зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Пресвятой богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время нашествия Батыя в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси позволили установить, что эта постройка площадью около 900 кв.м., увенчанная, по словам летописи, 5 «верхами», т. е. куполами, была грандиозной по замыслу и исполнению. Также многоглавым был 13-верхий собор Киевской Софии, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была» утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки обнаружили, что храм был окружен крепостной стеной митрополичьего замка.

Софийский собор - памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены: скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде над Киевом в честь первых русских святых князей Бориса и Глеба возводится грандиозный храм площадью около 600 кв. м. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский соборв Новгороде (1045 - 1050 гг.), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток орнаментальных украшений языческой древности с ясно проглядывающимся рисунком узелкового письма.

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла гончарное, металлообработка, ювелирное и др. В Х в. появляется гончарный круг, и до сих пор археологи на территории бывшего Киевского государства находят великолепные шиферные пряслицы, грузки для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью «Людота ковал». С этого времени русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени. Многие украшения выполнены в характерной технике зернения: на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков. Применялась также скань - рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между ткаными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 км2) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывавшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в формировании общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общественной мысли, национального самообразования демонстрируют русские летописи. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.

 

Средневековая российская культура (XIV-XV вв.)

Монголо-татарское нашествие 1237 1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западе Древней Руси поставили страну на край гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 г., «Слово о погибели Русской земли» (после 1240 г.), «Житие Александра Невского» (1263 г.?). Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени - «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.) и «Китежская легенда». Последний памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и, таким образом, спасшемся от разорения монголами. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой Летописец» (конец XVIII в.).

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380 г.). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул «Великих князей Всея Руси».

Победе на Куликовом поле посвящено выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (от места битвы за Доном). Оно написано в жанре героической поэмы рязанским боярином Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле - это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича от половцев. Эта победа восстановила славу и могущество Русской Земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Великом Новгороде и Пскове - городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV-XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца - сила, и его красота - «красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества - церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.) Образцы нового стиля - церковь Федора Стратилата (1360 –1361 гг.) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). Для этого стиля характерны: нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а внутренние стены - фресками. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Новгородские мастера совместно с итальянскими построили Грановитую палату (1433 г.) для торжественных приемов и заседаний Совета•господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с «коробовыми сводами». В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль. Кремль (до XIV в. назывался детинец) - центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. В настоящее время сохранен кремль в Москве, Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске и других русских городах.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Сам город напоминал крепость, архитектура зданий - суровая и лаконичная, порти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла почти девять километров.

Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий с перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность, и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль занимает древнейшую центральную часть Москвы на Боровицком холме и расположен на левом берегу реки Москвы. В 1366 - 1367 гг. по приказу князя Дмитрия Донского здесь были построены стены и башни (для установки пушек) из белого камня, а в 1365 г. – небольшой белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, впоследствии ставшим центральным в возникшем вокруг него Чудовом монастыре. У юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были построены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах - Коломне, Серпухове и Звенигороде Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне - шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества - Успенский собор в Звенигороде (около 1400), Собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1406 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422 г.).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов. История русской живописи XIV - XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольгкого периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове.

Новгородская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, единоличное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое-либо действие, они изображались фронтально. Этим достигалась сила психологического воздействия. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок чистота красок безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшесгва в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360 г.) и церкви Успения на Волотовом поле (1352 г.).

Особое место среди художников XIV - XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (около 1340 - после 1405 гг.). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, а затем и Русь. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московский период творчество Феофана Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая»фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 1396 гг.) с приделом Лазаря, Архангельский собор в Кремле (1399 гг.), вместе со старцем Прохором «из Городца» и Андреем Рублевым - Благовещенский собор в Кремле (1405 г.). Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более двух метров. Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи. Лучшей фреской «московского периода» стал «Святой отшельник Макарий Египетский».

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (около 1370 – 1430 гг.), монах Андроникова монастыря (тогда бывшего под Москвой), в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в созданий росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405 г.), Успенском соборе во Владимире (1408 г.), Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре (1425 – 1427 гг.), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420 г.).

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши – дароносицы. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линии с большой силой воплощают идею гармонии. Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева - фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408 г.). В отличие от традиционного изображения образы Рублева полны человечности, в них нет излишней суровости.

Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424- 1426), который Андрей Рублев расписывал со своими учениками. Его кисти принадлежат изображения апостола Павла и Михаила-архангела. В конце жизни Андрей Рублев расписал собор в Андрониковом монастыре.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Очистка крови от никотина и анаши | Архитектура и изобразительное искусство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.