Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительное искусство




Древнерусская литература

Письменность и образование

Факторы, влиявшие на развитие древнерусской культуры

1.1. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов.

1.2. Решающеевлияние на культурную жизнь Руси оказываларелигия,определявшаянравственность общества, представления людей о власти, времени и т.д.

1.3. Культура Древней Руси формировалась в результате синтеза элементов различных культур, прежде всего языческой и христианской.

1.4. Православие, пришедшее из Византии, определяло характер русской культуры, оказало влияние на развитие всех ее сфер и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.

1.5. Развитие культуры находилось в тесном взаимодействии со становлением и укреплением Древнерусского государства.

 

2.1. Появление письменности на Руси связано с деятельностью во второй половине IX в. на Балканах и в Центральной Европе братьев Константина (принявшего перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия. Они создали первую славянскую азбуку глаголицу для распространения христианских священных текстов. Договор 911 г. между Олегом и греками был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало распространению письменности и грамотности. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей. В итоге утвердилась кириллица,на основе которой путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник современный русский алфавит.

2.2. В период правления Ярослава Мудрого на Руси появились переводы книгцерковного и светского содержания. При монастырях открывались школы, где формировались кадры первых русских грамотеев. В целом культура раннего Средневековья оставалась элитарной, например, в силу того, что исключительно дорог был материал для книг – пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Вместе с тем грамотность получила широкое распространение и среди городского населения, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты.

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества.Особенно широко были распространены былины, пословицы, поговорки, отражавшие не только духовные ценности народа, но и реальные исторические события. Древнерусская письменная литератураделится на переводную и оригинальную. Книги были рукописными («Остромирово Евангелие» XI в. и др.).

3.1. Переводзанимал важное место в литературе Древней Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений обусловливался влиянием Церкви. Формировались сборники извлечений из произведений Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других Отцов Церкви («Изборник», 1076 г. и др.).

3.2. Оригинальная древнерусская литературапредставлена такими жанрами как летописание (погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и официальных источников), житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

Древнейшая русская летопись, известная нам, — «Повесть временных лет», составленная на основе более ранних, не дошедших до нас летописей, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют нач. XI в. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли.

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) Православной Церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).

Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

Хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях - рассказывали о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержались и сведения о природе, климате, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила» в Палестину).

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. «Слово» называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом.

 

4.1. Каменное строительство начинается с конца X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольногохрама стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде и Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания - княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

4.2. В XII в. в соответствии с местными условиями и в связи с развитием новых городских центров складывались местные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальскоезодчество отличается ярко выраженной декоративностью (ажурная каменная резьба на фасадах и др.). К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

Основными чертами новгородской и псковскойархитектуры были простота форм, скупость декоративных украшений. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице.

4.3. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Основная тематика фресок (живопись водяными красками по сырой штукатурке) — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов.

Техника мозаики («мерцающая живопись») также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

Необходимым атрибутом храмов были иконы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастера-иконописцы: Алимпий, Георгийи др. В XII в. сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения (новгородская, ярославская, киевская). Особенностями иконописания являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета, чтодолжно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.