Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительное искусство




Литература.

Наука и техника.

4.1. В первой половине столетия своих ученых в России было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные ученые (Д. Бернулли, Л. Эйлер, К. Вольф и др.). С сер. XVIII в. начался рост числа отечественных ученых, которые постепенно заняли господствующее положение (математик М.Е. Головин,географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.)

4.2. Наибольшее развитие в ХVIII в. получили естественные науки,началось изучение природных ресурсов России. Уже в начале века русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале и серебра - в Забайкалье.

В 1713—1714 гг.экспедиции И.М. Евреинова и Ф. Ф. Лужинавпервые побывали на Курильских островах. Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743) под руководством В. Беринга достигла берегов Аляски. С.П. Крашенинников составил «Описание земли Камчатки». В 1719 г.в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера — первый в России естественноисторический музей.

Большой вклад в развитие отечественной науки внес М.В. Ломоносов, автор теории атомно-молекулярного строения вещества, один из основоположников физической химии.

Во второй половине XVIII в. большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И. Щепин, основоположник русской эпидемиологи Д.С. Самойлович.

Ученый-самоучка И. Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, а через два года по другому проекту на 20 лет раньше Д. Уатта построил паротепловую установку. Механик И.П. Кулибин создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф, лифт и многое другое. Большинство изобретений не получили практической реализации.

4.3. Гуманитарные науки. Первый обобщающий труд по истории России написал В.Н. Татищев. Ряд исторических сочинений принадлежит М.В. Ломоносову, активно боровшемуся с норманнской теорией. Во второй половине столетия М.М. Щербатов и И.Н. Болтин пытались выработать общую концепцию российской истории.

В XVIII в. началось становление отечественной филологии. В.К. Тредиаковский написал учебник по теории поэзии «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В середине столетия была издана «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, подготовившая почву для создания современного русского языка.

 

5.1. Одним из господствующих жанров влитературе по-прежнему оставалась бытовая повесть. Главный герой «Гиштории о российском матросе Василии Кариотском…», поехавший за границу учиться и женившийся на королеве, стал символом эпохи, открывшей дорогу талантливым, но незнатным людям.

Крупнейшим мастером сатиры был поэт и просветитель Антиох Кантемир. Его главные произведения («Филарет и Евгений») защищали петровские преобразования.

5.2. Господствующимстилевым направлением в литературе ХVIII в. стал классицизм с еговысоким гражданским пафосом, стремлением к возвышенным нравственным идеалам, героическим образам. М.В. Ломоносовразработал теорию «трех штилей», в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий.Яркий представитель классицизма А.П. Сумароков писал лирические песни, оды, трагедии. Он заложил основы новой русской драматургии (трагедия «Дмитрий Самозванец»).

В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление — реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Элементы нового стиля использовал Г.Р. Державин. Комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», совмещавшие зародыши реализма с классицизмом, стали первым опытом обличительно-реалистической драматургии.

Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма (повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина) преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия.

 

6.1. В области градостроительства произошел переход от радиально-кольцевой к «регулярной» планировке(симметричность в застройке улиц, определенное соотношение размеров зданий), использованной при строительстве Петербурга.В создании архитектурного облика новой столицы заметную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезинии русский зодчий М.Г. Земцов.Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости, спроектировано здание Двенадцати коллегий.

6.2. Господствующим архитектурным стилем первой половины XVIII в. стало барокко с его пышностью и изогнутостью линий фасада (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе В.В. (Ф.) Растрелли).

Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел строгий и величественный классицизм, длякоторого характерны симметричность планировки, четкость линий, обращение к античной архитектуре (В.И. Баженов: дом Пашкова в Москве; И.Е. Старов: Таврический дворец; М.Ф. Казаков: здания Московского университета, Сената в Кремле).

6.3. Русское изобразительное искусство. В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием барокко (мастер парадных и камерных портретовА.П. Антропов) и рококо (крепостной художник И.П. Аргунов).

Во второй половине ХVIII в. ведущим направлением живописи стал классицизм (композиционная ясность, четкость линий, идеализация образов), проявившийся в портретном, историческом и мифологическомжанрах. Крупнейшими портретистами эпохи стали Ф.С. Рокотов («Неизвестная в розовом платье»), Д.Г. Левицкий,создавший серию парадных портретов, В.Л. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

6.4. Во второй половине столетия складывалась академическая школа русской скульптуры, характеризовавшаяся господством классицизма. М.И. Козловский прославился памятником А.В. Суворову. Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет (бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I и др.). Одним из символов Петербурга стал памятник Петру I «Медный всадник», созданный французским скульптором Э. Фальконе (1782).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.