Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика




Тема 5. Культура и общественная мысль России в XVIII в.

Архитектура и живопись.

В XVII в. происходило сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы, а в строительстве гражданских зданий появились элементы храмовой архитектуры (обмирщениезодчества). В конце столетия рождается новый стиль, получивший название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков его называют «нарышкинским барокко»). К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Обмирщениеискусства наиболее ярко проявилось в живописи. В произведениях Симона Федоровича Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры) сочетались традиционные приемы и новаторские искания. Наиболее известная работа Ушакова — икона «Троица».

 

 

Реформы Петра I содействовали сближению русской и западноевропейской культур. Однако часть культурных ценностей перенималась поверхностно, деформировалась на русской почве. Развитие культуры «Екатерининской эпохи» проходило под влиянием идей Просвещения. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к ее естественным правам и внесословной ценности. На развитие культуры оказывали воздействия изменения в социально-экономической сфере, возрастание потребности государства в образованных людях, усложнение духовной жизни.

 

2. В ХVIII в. возросла роль общественной мысли в жизни страны.

2.1. Выдающиеся мыслители первой четверти XVIII в. Ф. Прокопович, А. Кантемир, П.П. Шафировс рационалистических позиций обосновывали необходимость преобразований для преодоления экономической и культурной отсталости России. Сочинения Прокоповича («Правда воли монаршей» и др.)отстаивали право монарха на неограниченную власть, исходя из «особой природы» русского народа. И.Т. Посошков («Книга о скудости и богатстве»), в целом одобряя преобразования, пытался совместить идеи «государственной пользы» с развитием русских традиций, требовавших освящения любых перемен «Божьей благодатью».

2.2. «Екатерининская эпоха» прошла под знаменем Просвещения. Но российские дворяне по-разному воспринимали идеи французских просветителей. Наиболее широкое распространение получили идеи умеренного Просвещения,сторонницей которых была сама Екатерина II,признававшая в личных записях благотворность освобождения крестьян. Представители этого направления (И.И. Бецкой, А.П. Сумароков и др.) считали необходимым сначала просветить дворянство и народ, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

Лидером оппозиционного направлениябыл основоположник отечественной журналистики Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень»и «Живописец» высмеивались не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретные лица. Направление его сатиры отражает эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». Новиков считал крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовал за освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Но реформы, по его мнению, должен был проводить просвещенный монарх.

Радикальные идеи Просвещения воспринял и развил А.Н. Радищев. В его произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказался от идеи насилия, был выпущен на свободу Павлом I, а в 1802 г. покончил с собой.

С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов(«Путешествие в землю Офирскую»и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.