читая рецензию, обращать внимание на ключевые слова
опираясь на указанные в скобках номера предложений или примеры словосочетаний, выбрать методом исключения подходящее средство
(троп – употребление слова в переносном значении)
Перечень тропов
Значение термина
Пример
гипЕрбола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы.
(В.Маяковский)
гротЕск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
ирОния
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый
Откуда, умная, бредешь ты голова?
(И.А.Крылов)
литОта
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении
(в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки.
(Н.В.Гоголь)
Метафора,
развернутая метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(С.Есенин)
метонИмия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека – на его одежду, с населённого пункта – на жителей, с организации – на участников, с автора – на произведения.
Когда же берег ада
Навек меня возьмет,
Когда навек уснёт
Перо, моя отрада…
(А.С.Пушкин)
олицетворение
Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф.И.Тютчев)
перифрАз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
Царь зверей (вместо лев)
синЕкдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения; часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам.
(А.С.Пушкин)
Швед, русский
колет, рубит, режет.
(А.С.Пушкин)
сравнение
Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лед неокрепший на речке студёной
словно как тающий сахар лежит.
(Н.А.Некрасов)
эпИтет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф
Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.С.Пушкин)
антитЕза
Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употреблении антонимов
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
(Н.А.Некрасов)
градАция
(постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
(с,а,Есенин)
инвЕрсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
(А.С.Пушкин)
лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
(А.Блок)
оксЮморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
Мертвые души
риторический вопрос, восклицание, обращение
Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М.Ю.Лермонтов)
синтаксический параллелизм
Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М.Ю.Лермонтов)
умолчАние
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж … Да что?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
(М.Ю.Лермонтов)
Элипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В.А.Жуковский)
аллитерАция
Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков
Ш и п е н ье п е н истых б ока л ов
И п у нш а пл амень го л у б ой.
(А.С.Пушкин)
ассонАнс
Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков
Скучна мне о ттепель: в о нь, грязь, весн о й я б о лен…
(А.С.Пушкин)
звУкопись
Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
Соловей: «То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался»
(И.А.Крылов)
звукоподражАние
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
Когда гремел мазурки гром…
(А.С.Пушкин)
Антонимы, контекстные антонимы
Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными (см.пример). Вне контекста это теряется
Волна и камень,
стихи и проза,
лед и пламень…
(А.С.Пушкин)
диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определенной местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки
жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов, привычек
Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Заимствованные слова
Слова, перенесенные из других языков
Парламент, сенат, депутат, консенсус
Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску
Бессмертие, стимул, превалировать…
Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых, только что возникших понятий. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать,
на скорую руку – быстро
Экспрессивная разговорная лексика
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные
грязнуля, крикун, бородач
Парцелляция – стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление