КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки творчества С. Есенина
План Творчество С. Есенина Лекция 1. Истоки творчества С. Есенина. 2. Открыватель «Голубой Руси» в сборнике «Радуница». 3. Природа в поэзии С. Есенина. 4. Тема Октябрьской революции в поэзии С. Есенина. 5. Есенин и имажинизм. 6. «Москва кабацкая» как выражение духовного и поэтического кризиса поэта. 7. Тема любви в лирике С. Есенина. 8. Тема Родины в лирике поэта.
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) – выходец из глубины России. Вырос в семье Константиново Рязанской губернии, по его словам: … в том краю, где жёлтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. (земли у рязанцев было мало, а поэтому им, в том числе и родичам Есенина, пришлось осваивать кроме земледельческой и другие профессии. Дед по линии матери Фёдор Титов был «корабельщиком» – перевозил на баржах по Оке грузы. Дед по отцу Никита Осипович владел небольшим клочком земли, на котором и выстроил избу из двух «этажей»: первый ярус её занимали амбар и скотина, второй – семья. Отец будущего поэта со служилого начальника вырос до приказчика в мясной лавке в Москве. На скопленные деньги Александр Никитич обустраивал дом, давал образование детям – Сергею, Екатерине и Александре. Землёй не занимался, так как был слаб здоровьем. Родители матери, Татьяны Фёдоровны, – Титовы жили покрепче, от земли, были более удачливыми. Брак состоялся по любви, а не по расчёту. В семье Есениных её не взлюбили. Поэтому она отдала сына на воспитание в отеческий дом, а сама уехала в Рязань. Вернулась, оставив у «воспитательницы» Екатерины Разгуляевой внебрачного сына Александра, так и не получив развода от любящего её мужа, но позже украдкой помогала ему. За это не любил и попрекал её уже известный всей стране поэт. Эта семейная неурядица усугубила его трагическое мироощущение. Воспитывали Есенина дед и бабушка по линии матери. В одной из автобиографий (1924) поэт оставил яркую зарисовку о бабушкиной методике воспитания, основой которой была любовь к религии: «Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который от нас в верстах 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастья даст».) Будущий поэт в пять лет научился читать, в девять – писать стихи, основу которых составляло знание фольклора: сказок, услышанных из уст бабушки и няньки, «старых», «заунывных» песен в исполнении деда, но главным образом – деревенских частушек. Детство, таким образом, проходило на лоне яркой природы, в естественной, свободной обстановке. Природа, быт, фольклор стали благодатной почвой творчества Есенина, образом и малой, и большой родины. (Была учёба в земской, а затем в учительской школе за 100 вёрст в Спас-Клепиках. Но учителем, вопреки желанию родителей, Есенин не стал). Говоря о традициях родной поэзии, повлиявших на творчество Есенина, следует вспомнить А. Кольцова, выходца из крестьянской среды. «У этого и сердце, и песня», – говорил Есенин о Кольцове. Нередко обращался Есенин к поэзии И. Никитина, находя в ней родственную любовь к «Руси могучей», сыновнюю преданность ей, отраженье многоцветья родной природы, её одухотворённости, яркую метафоричность. Отметим и внимательное усвоение иных традиций, идущих от Лермонтова, А.К. Толстого, Бунина, Блока. Известная «Берёза» (1913) хранит следы воздействия Фета. Но все эти традиции получают в поэзии Есенина удивительное преломление, возникают неповторимые, есенинские интонации. Отдельно можно сказать о мощном воздействии на Есенина древнерусской литературы и иконописи. Он знал их великолепно. По его словам, литература Древней Руси – «великая литература». Иногда в творчестве поэта обнаруживается развитие того или иного сюжета древних письменных памятников («Иорданская голубица»), в других случаях – отдельных мотивов; иногда он пользуется метафорами и сравнениями, почерпнутыми из хождений, житий и воинских повестей. Особенно часто Есенин обращается к «Слову о полку Игореве», которое знал наизусть. В таких произведениях, как «Песнь о великом походе», «По-осеннему кычет сова…», мы постоянно находим мотивы и фразеологию великого творения древности. А темы прославленной русской иконописи (отрок Христа, Троица, Распятие, Спас и др.) мы встречаем в поэмах «Инония», «Октоих», «Очкарь», «Преображение» и др. Спас выступает как символ многострадальной Отчизны («Не ветры осыпают пущи…»).Чистый красный цвет в есенинских стихах напоминает о киновари икон, а синева – о русской настенной фреске. Эти средства вступают в сложное соединение с библейской образностью. Вот почему так характерна для поэтических строк Есенина древнерусская и церковно-славянская лексика (ширь, синь, крепь, голь, темь; чётки, лампада, псалмы, Богородица, инок, среброзвонный и др.). Сюжеты, образы и выразительные средства древнерусской культуры получили своё отражение в ряде эпических произведений Есенина (раннее «Сказание о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница»). Тесная сращённость есенинских стихов с фольклором, в частности с песней, во многом определила их музыкальность. Его стихи поются, «просятся» для своего воплощения в романсы и другие музыкальные жанры. И не случайно многие композиторы обращались к лирике Есенина в своём творчестве. 1912 г. – март 1913 г. – московская страница в жизни Есенина. Поэт живёт в большом городе, где известны уже Северянин и Маяковский; он пока ещё помощник корректора в типографии Сытина, член суриковского музыкально-литературного кружка, изредка публикующийся в журналах «Друг народа» и «Мирок для детей», посещающий полтора года курсы народного университета имени А.Л. Шанявского, живущий гражданским браком с корректором Анной Изрядновой, имеющий с ней сына Юрия. Самостоятельная жизнь в большом городе, университетские лекции и университетская богатейшая библиотека изменили эстетические вкусы и поэтические ориентиры «вчерашнего жителя села». Место недавнего кумира Надсона занял Александр Блок. Именно Блок ещё в 1905 году в эссе «Краски и слова» предсказал явление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её далями и красками – «не символическими» и «не мистическими», а «изумительными в своей красоте».
2. Открыватель «Голубой Руси» в сборнике «Радуница» В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина «Радуница», объединивший стихи, рисующие крестьянский быт («Базар», «Девичник», «В хате») и трактующие религиозные сюжеты. В ритме стихов «Радуницы», в их чередовании и повторах есть что-то от народного орнамента, вышивки на крестьянском полотенце. (Свою первую книгу Есенин окрестил на редкость удачно. Во-первых, точно определил эмоциональную доминанту: радуница-радость («А нам радость, а нам смех») и радуница-радушие, то есть готовность делать добро с радостью («Рад и счастлив душу вынуть»). Во-вторых, первым же «словесным шагом» объявил, что он не просто представитель новокрестьянской поэзии, а «суровый мастер», причастный к тайнам народного творчества. Ведь Радуница – день поминания усопших, когда, по языческому обычаю, прямо на кладбище едят, пьют, символически угощая и покойников, призывая разделить радость живущих. В некоторых губерниях Радуницей называли всю послепасхальную неделю. На Радуницу приходились азартные состязания частушечников. У вынесенного в заглавие слова есть ещё один смысловой оттенок: радуница-радуга. Цветовая радугав стихах Есенина это и герб «Голубой Руси», и знак яркоцветности, и некий мост в мир невидимый – Божья дуга, соединяющая небо и землю, реальное и чудесное, конкретное с отвлечённым. Даже такое, казалось бы, отвлечённое понятие, как время, он умеет сделать конкретным: Время – мельница с крылом Опускает за селом Месяц маятником в рожь Лить часов незримый дождь. Таким образом, первых читателей «Радуницы» Есенин пленил «радугой глаз», тем, что в его стихах заиграла яркая, сверкающая переливами всех цветов русская жизнь. Автор уверен: в самом имени – Россия – спрятано «что-то синее»: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Но каким может быть разным есенинский синий цвет! Сколько у него переливов и нюансов – от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, до черноты: Но и тебе из синей шири Пугливо кажет темнота И кандалы твоей Сибири, И горб Уральского Хребта. Когда же надо придать синеве особую праздничность, поэт употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». И конечно же, это не только краска, но и образ, с которым связано множество чисто русских ассоциаций: малиновый звон колоколов, мелодия песни «Калинка-малинка», малиновые меха тальянки (малина – по фольклорным представлениям – символ радости и веселья). Но при всей своей цветастости есенинский поэтический мир вовсе не пёстр, а гармоничен и даже изыскан: золото – задремавшее; зеркальный блеск воды смягчён утренней зыбкой рябью; румяный небосклон тронут боковым, сетчатым светом.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |