Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есенин и имажинизм




В 1919 году С. Есенин сближается с литературной группой имажинистов (от фр. image – образ), которая просуществовала до 1924 года. Есенин был связан с нею только в течение трёх лет. В эту группу входили такие поэты, как В. Шершеневич, А. Мариенгоф, Р. Ивнев. Имажинисты выпускали свой журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасное», где сформулировали свои эстетические принципы:

а) искусство по своей природе свободно и анархично, оно не терпит вмешательства;

б) поэзия не должна «упираться» в «болото современности»;

в) искусство не должно быть политизировано;

г) поэзия требует победы «образа над смыслом»;

д) в искусстве необходима дифференциация; из поэзия необходимо «выбросить» звучность (музыку), описание (живопись), точность мысли (логику), душевные переживания (психологию).

На первых порах Есенин был вынужден считаться с этими принципами. Его трактат «Ключи Марии» (1918) был принят участниками группы и даже объявлен книгой, передающей «философию имажинизма». Есенина привлекло стремление его новых друзей к художественной свободе, независимости от диктата сверху, творческая смелость, образотворчество, стремление к яркой метафоричности языка.

Установки имажинизма сказались в поэме «Кобыльи корабли» (1919) – ярком примере преобладания экспрессивных образов над поэтической мыслью, усложнения языка, в котором одна метафора, напоминающая ребус, наслаивается на другую («Облетает под ржанье бурь – Черепов златохвойный сад»); стихотворении «Исповедь хулигана» (1920), по-своему сильным и выразительным, по «украшенным» циничными «дерзновениями» и вульгаризмами; в лирико-драматической поэме «Пугачёв» (1921), в которой автор с душевной болью рисует трагическую судьбу предводителя мятежной вольницы, преданного сподвижниками. Поэт освобождает поэму от любовной интриги, но зато самое пристальное внимание уделяет исповедальным монологам своих героев. Эти монологи он перегружает цветистыми языковыми узорами, частыми повторами, усложнённой метафоричностью, ослабляя индивидуализацию речевых характеристик.

Имажинистическая образность и лиризм поэмы затрудняли её путь на сцену, для которой она была предназначена автором.

Но постепенно намечается расхождение Есенина с имажинистами, он полемизирует с ними, утверждая мысль о зависимости искусства от реального быта и жизненного уклада (статья «Быт и искусство» (1921)). Поэта начинает тяготить тот богемный образ жизни, который был характерен для имажинистов. Из-за такой жизни была разрушена семья, и он оставил жену – Зинаиду Райх – с двумя детьми, о чём с горечью писал потом в своих стихах. Есенин осознаёт своё пребывание в среде имажинистов как кризис.

 

6. «Москва кабацкая» как выражение духовного и поэтического кризиса поэта

В 1923 году Есенин выпускает сборник «Москва кабацкая». Поэт видел наступление нового железного времени и лишался точки опоры, которая поддерживала его. Та среда, в которой находился Есенин, лишь усугубляла творческий кризис. Это была окололитературная богема, которая собиралась в московских кабаках. И цикл «Москва кабацкая» явился выражением духовного и поэтического кризиса поэта. Автор в стихотворении «Эта улица мне знакома» вспоминает детство, родное село, и вдруг в эту русскую тему вплетается восточный мотив. Поэт вдруг вспоминает песни Афганистана и стекло Бухары. А русскую избу, с высоко поднятой крышей, он называет кирпичным верблюдом. Происходит сближение дряхлеющей Руси с дряхлеющей Азией. Есенину кажется, что Русь доживает последние дни. А вместе с ней закончит свой век и он, Есенин. И потому многие стихи «Москвы кабацкой» пронизаны апатией. Прощание поэта с уходящей Россией приобретает в ней драматический характер. Есенин ищет пристанища в московских кабаках, казавшихся ему последними островками старой жизни.

В цикле возникает образ Москвы, ютящейся по переулкам. Мелькают образы распутных женщин, с которыми поэт легко сближается и ещё легче расстаётся. Однако среди пьяного угара в душе поэта живёт жажда чистой и возвышенной любви. Об этом его стихотворение «Заметался пожар голубой»:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

(1923)

К концу цикла возникает мотив покаяние. Поэт не нашёл успокоения в пьяном разгуле. И какая-то вера в лучшее содержится в последних стихах цикла. Таковым является стихотворение «Вечер чёрные брови насупил», в котором автор противопоставил настоящую любовь случайным встречам. Есенин говорит о той страшной опустошённости, которая наступает с годами у человека, без оглядки тратившего свои чувства. Как возмездие является к нему возможность вернуть утраченное, познать любовь во всей её глубине и силе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 16122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.