Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 1 страница. Уместно привести слова американского предпринимателя Ли Иококки, обращенные к русским после распада СССР: «Голыми руками вы сделали то





Уместно привести слова американского предпринимателя Ли Иококки, обращенные к русским после распада СССР: «Голыми руками вы сделали то, что самые мощные армии, какие только есть на этой земле, сделать, наверное, не смогли бы со всеми своими самолетами, танками и кораблями. Но, Иван, самое трудное только начинается».

Развал Союза ССР привел к тому, что границы других республик с Россией стали теми, какими они были на Кавказе в начале 1800-х годов, в Средней Азии — в середине 1800-х, — и, что намного более драматично и болезненно, с Западом — приблизительно в 1600 году, сразу же после царствования Ивана Грозного.

Пространство, веками принадлежащее Российской империи и в течение трех четвертей века — Советскому Союзу под главенством русских, теперь заполнено дюжиной государств, большинство из которых (кроме России) едва ли готово к обретению подлинного суверенитета, к тому же численность населения этих государств тоже разная: от довольно крупной Украины, имеющей 52 млн. человек, до Армении, насчитывающей всего 3,5 млн. Их жизнеспособность представляется сомнительной.

Распад Союза ССР нанес серьезнейший удар по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований.

«Сегодня прекращает свое существование Академия наук Союза Советских Социалистических Республик, — писал в декабре 1991 г. ее президент академик Г. Марчук. — Та самая Академия наук, которая во всех бурях века спасла и сохранила сердце и душу российской науки. Та академия, которая помогла создать сотни научных школ у себя и в братских республиках, достигла выдающихся мировых результатов практически во всех областях знаний...».

Разрушение союзной Академии, продолжал Г. Марчук, «будет тяжелой потерей и для всего мирового научного сообщества — мы можем сказать это без всякой самонадеянности и пресловутого мессианского оттенка, а исходя из системных представлений. Лишь СССР и США обладали национальной наукой с целостным научным фронтом — а это особое качество».

Сегодня с полной определенностью мы можем говорить об осуществлении многих планов, разработанных «мировой закулисой» в отношении СССР. Показательно, что за свои «подвиги» Горбачев дважды получал от Мирового Сиона премии имени царя Давида — в 1992 и 1997 гг. Сейчас возглавляя два многомиллиардных фонда своего имени в Сан-Франциско и Москве, Горбачев, по данным, приведенным в книге Ю. Бегунова «Тайные силы», введен в состав Высшего Совета масонов 33-го градуса и фактически отвечает за Россию перед Всемирным Тайным Правительством.

Известно, пишет Ю. Бегунов, что правительство США готово взять на себя ответственность за руководство Новым Мировым Порядком, который начнется с пан-Европы. Современный сербский писатель Драгош Ка-ланч определяет «Американское зло» как синтез «иудео-протестантской концепции экономики, анархического индивидуализма и принципов гражданского общества».

Для того чтобы противостоять «мировой закулисе», мы просто обязаны предпринять шаги по возрождению мощи и территориальной целостности Союза ССР. Первым шагом должно стать признание незаконности и недействительности «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 года, которое несет раздоры между народами уже почти двадцать лет. Продлять его существование — значит способствовать продолжению дезинтеграции со всеми вытекающими последствиями, в чем заинтересованы только недруги советского народа.

То же должно быть сделано в отношении Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., как акта самопровозглашения независимости РСФСР, которой не предшествовал референдум, как акта, не имеющего права на свое существование в силу своей антинародной и преступной сущности.

Россия должна освободиться от этих актов, как от частокола, препятствующего сближению с другими республиками бывшего СССР, в которых так же должно быть расчищено правовое поле. Это позволит начать «сверху» воссоздание союзного государства и восстановление народного хозяйства как главного условия улучшения жизни людей.

Состав ныне существующих в России органов исполнительной и законодательной властей, причастных к геноциду народа, делает маловероятным такой путь следования к реинтеграции, подтверждением чего является и их позиция в деле создания союзного государства с Белоруссией.

Этот процесс может начаться только «снизу», т. е. самим народом путем проведения всеобщей политической стачки с требованием о досрочном прекращении полномочий органов власти, утративших легитимные основы своего существования, и проведения демократических «прозрачных» выборов, исключающих их фальсификацию.

Союз может и должен быть восстановлен, решение советского народа, принятое 17 марта 1991 г. о его сохранении, должно быть выполнено. Этому нет альтернативы; выбор прост: «назад» к Союзу, или «вперед» — «во тьму веков».


Приложение

Декларация Верховного Совета Эстонской Социалистической Республики о суверенитете Эстонской ССР


Эстонский народ на берегах балтийского моря обрабатывает землю и развивает свою культуру уже более пяти тысяч лет. В 1940 году гомогенное в национальном отношении, суверенное Эстонское государство стало составной частью Советского Союза, при этом было предусмотрено сохранение гарантий суверенитета и расцвет нации. Однако внутренняя политика сталинизма и периода застоя игнорировала эти гарантии и принципы.

В результате этого на эстонской земле для эстонцев как коренной национальности сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, природная среда во многих регионах республики оказалась в катастрофическом положении, продолжающаяся дестабилизация экономики отрицательно сказывается на жизненном уровне всего населения республики.

Верховный Совет Эстонской ССР видит лишь один выход из трудного положения — дальнейшее развитие Эстонии должно происходить в условиях суверенитета. Суверенитет Эстонской ССР означает, что ей в лице ее высших органов власти, управления и судебных органов принадлежит высшая власть на своей территории. Суверенитет Эстонской ССР един и неделим. В соответствии с этим дальнейший статус республики в составе СССР должен быть определен Союзным договором.

Верховный совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение. Исходя из международных пактов об экономических, социальных правах, правах в области культуры, гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированных Союзом ССР, а также из других норм международного права, высший представительный орган народной власти Эс-. тонской ССР — Верховный Совет декларирует верховенство законов Эстонской ССР на территории Эстонской ССР.

Изменения и дополнения Конституции СССР на территории Эстонской ССР вступают в дальнейшем в силу после их одобрения Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР.

Верховный совет Эстонской ССР призывает всех, кто связал свою судьбу с Эстонией, объединиться во имя построения в Эстонии демократического социалистического общества. Юридическая и фактическая реализация суверенитета означает и то, что народу Эстонии и в будущем будет неприемлем любой закон, дискриминирующий жителей Эстонии любой национальности.

Председатель Президиума Верховного Совета

Эстонской ССР А. Рюйтелъ

Секретарь Президиума Верховного Совета

Эстонской ССР В.Вахт

Закон Эстонской Советской Социалистической Республики о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР

Верховный Совет Эстонской Советской Социалистической Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР следующие изменения и дополнения.

Статья 1. Изменить последнюю часть преамбулы Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:

«Неотделимой частью правовой системы Эстонской ССР являются положения международного пакта «Об экономических, социальных правах и правах в области культуры», международного пакта «О гражданских и политических правах», а также других международных пактов и деклараций о защите прав человека и гражданских прав, получивших всеобщее признание у государств мира и ратифицированных Союзом ССР.

Статья 2. Дополнить статью 4 Конституции частью 3 в следующей формулировке:

«В Эстонской ССР гражданам и юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав».

Статья 3. Изменить части 1, 2 и 3 статьи 10 Конституции Эстонской ССР и сформулировать следующим образом:

«Основу экономической системы Эстонской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной, кооперативной собственности, а также собственности общественных организаций и общественных движений.

В экономическую систему Эстонской ССР входят также личная, частная и смешанная собственность.

Государство защищает все формы собственности и создает условия для приумножения составляющего эти формы имущества».

Статья 4. Изменить часть 2 статьи 11 Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:

«В исключительной собственности Эстонской ССР находятся земля, ее недра, атмосферный воздух, внутренние и территориальные воды, шельф, леса и другие природные ресурсы. Собственностью Эстонской ССР являются также основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий и основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР».

Статья 5. Изменить статью 14 Конституции Эстонской ССР и сформулировать ее следующим образом:

«Законы и иные нормативные акты СССР вступают в силу на территории Эстонской ССР после их регистрации в порядке, установленном Президиумом Верховного совета Эстонской ССР.

Верховный совет Эстонской ССР имеет право приостанавливать или устанавливать пределы законодательного или иного нормативного акта СССР, если этим актом нарушен суверенитет Эстонской ССР или урегулированы вопросы, которые по конституции Эстонской ССР относятся к ведению Эстонской ССР, либо если в них не учтена специфика республики».

Статья 6. Внести в статьи 4, 6, 7, 9, 10, 49, 89, 96, 101, 131, 163 Конституции Эстонской ССР следующие дополнения:

добавить во вторую часть статьи 4 после слов «общественные организации» слова «общественные движения»;

добавить в первую часть статьи 6 после слов «общественных организаций» слова «общественных движений»;

добавить в статье 7 после слов «общественные организации» слова «общественные движения»;

добавить в первую часть статьи 9 после слов «общественных организаций» слова «общественных движений»;

добавить во вторую часть статьи 10 после слов «общественных организаций» слова «общественных движений»;

добавить в первую часть статьи 49 после слов «общественные организации» слова «общественные движения»;

добавить в первую часть статьи 89 после слов «организациям... Союза молодежи» слова «общественным организациям»;

добавить в первую часть статьи 96 после слов «общественными организациями» слова «общественными движениями»;

добавить в статью 101 после слов «общественные организации» слова «общественные движения»;

добавить в статью 131 после слов «общественными организациями» слова «общественными движениями»;

добавить в статью 163 после слов «общественными организациями» слова «общественными движениями».

Председатель Президиума Верховного Совета

Эстонской ССР А. Рюйтелъ

Секретарь Президиума Верховного Совета

Эстонской ССР В. Вахт

Резолюция Верховного Совета Эстонской Советской Социалистической Республики о Союзном Договоре

Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете Эстонской ССР, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора. Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтелъ Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 26 НОЯБРЯ 1988 Г. «О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАКОНА ЭСТОНСКОЙ ССР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЭСТОНСКОЙ ССР» И ДЕКЛАРАЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР, ПРИНЯТЫХ 16 НОЯБРЯ 1988 ГОДА, КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНАМ СССР»

На основании пункта 4 статьи 121 Конституции СССР, возложившей на Президиум Верховного Совета СССР контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел Закон Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларацию Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР и отмечает, что их предложения не соответствуют Конституции СССР и законам СССР.

1. Статья 5 Закона Эстонской ССР предусматривает регистрацию Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР законов СССР в качестве предварительного условия их действия на территории республики, а также право Верховного Совета Эстонской ССР в определенных случаях приостанавливать или устанавливать пределы действия законодательных и иных нормативных актов СССР.

Согласно статье 74 Конституции СССР законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции СССР Союз ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР. Отсюда следует, что действие законов СССР не может быть приостановлено или ограничено союзной республикой и не нуждается в каком— либо подтверждении со стороны ее высших органов.

2. Статья 4 Закона Эстонской ССР провозглашает исключительную собственность Эстонской ССР на землю, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, а так же собственность республики на «основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий и основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР»

Данное положение противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такого рода объекты являются достоянием всего советского народа. Объявление их собственностью Эстонской ССР противоречит также пункту 7 статьи 73 Конституции СССР, который относит руководство объединениями и предприятиями союзного подчинения к ведению Союза ССР.

Статья 3 Закона Эстонской ССР устанавливает, что в экономическую систему республики входит частная собственность. Это положение не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают.

В статье 2 Закона Эстонской ССР говорится, что в Эстонской ССР «юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав». В соответствии с Конституцией СССР и законами СССР защита интересов предприятий, организаций и других юридических лиц осуществляется как в судебном, так и в арбитражном порядке.

Декларация Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР устанавливает, что изменения и дополнения Конституции СССР вступают в силу на территории республики лишь после одобрения их Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР. Это положение не соответствует статье 174 Конституции СССР, согласно которой порядок изменения Конституции СССР не предусматривает одобрения органами союзных республик вносимых в нее изменений.

В декларации Верховного Совета Эстонской ССР провозглашается верховенство законов Эстонской ССР на ее территории. Это положение не соответствует статье 75 Конституции СССР, согласно которой суверенитет СССР распространяется на всю его территорию, то есть и на территорию каждой республики, и статье 74 Конституции СССР, в соответствии с которой закон СССР имеет одинаковую силу на территории всех союзных республик.

В связи с изложенным, учитывая заключение комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и руководствуясь статьями 74 и 76 Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Признать статьи 2, 3, 4, и 5 Закона Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и абзацы третий и четвертый Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года недействующими.

Признать целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов, имея, прежде всего, в виду воз— можности Совета Национальностей Верховного Совета СССР и создаваемого Комитета конституционного надзора СССР для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР.

Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР разработать с участием союзных республик соответствующие предложения и внести их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 48, с. 720.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СВЕТА СССР «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ИЗ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК» ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1988 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В соответствии с поручением Верховного Совета СССР, содержащимся в Постановлении Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства», Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Образовать рабочую группу из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик...

Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, № 1, с. 5

ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛИТОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИТВЫ»

Литовский народ веками жил здесь, на побережье Балтийского моря. В XIII веке он создал свое государство, столетиями защищал свою свободу и независимость. В 1918 году он возродил свою государственность, которая была признана многими государствами мира, а также подтверждена в 1920 году договором с Советской Россией, отказавшейся в этом договоре на все времена от притязаний на Литовское государство и его территорию. Несмотря на то что договор не денонсирован и до настоящего времени, однако в 1940 году на основании пакта и дополнительных тайных протоколов, принятых Германией и СССР в 1939 году, суверенное Литовское государство было насильственно и незаконно присоединено к Советскому Союзу, утратив тем самым политическую, экономическую и культурную самостоятельность. Правительство СССР и сегодня игнорирует стремление республики даже к экономической самостоятельности.

Верховный Совет Литовской ССР видит выход из существующего положения только в восстановлении государственного суверенитета, который уже сегодня находит свое выражение в стремлениях литовского народа, является неотъемлемым правом народов и может быть осуществлен лишь в условиях свободного самоопределения. Верховный Совет Литовской ССР провозглашает, что отныне в Литовской ССР, с принятием поправки к статье 70 Конституции Литовской ССР, имеют силу только принятые или ратифицированные Верховным Советом законы. В будущем отношения с СССР и другими государствами должны устанавливаться только на основе межгосударственных договоров. Эти чаяния людей Литвы не направлены против прав и законных интересов других народов.

Председатель Президиума Верховного Совета

Литовской ССР В. АСТРАУСКАС

Секретарь Президиума Верховного Совета

Литовской ССР Л.САБУТИС

Вильнюс, 26 мая 1989 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР» ОТ 9 ИЮНЯ 1989 г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Съезд народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик, выражая волю народа, принимает на себя всю полноту высшей государственной власти в стране.

Народ вверил депутатам свою судьбу, и нет более высокого долга, чем выполнить его наказ.

Перестройка вызвала большие надежды, но пока не принесла, особенно в экономической и социальной сферах, желаемых результатов. Некоторые проблемы даже обострились, усиливая социальную напряженность в обществе. Наметившиеся в производстве позитивные изменения сводятся на нет расстройством финансовой системы, разбалансированием рынка, нарастанием дефицита многих товаров и услуг.

Серьезные проблемы возникают и на пути политической реформы, демократизации общества.

Съезд единодушно высказывается за то, чтобы безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции — Основного Закона Союза ССР, создав с этой целью Конституционную комиссию. В новой Конституции следует воплотить принципы гуманного, демократического социализма, утвердить социально-экономические и политические основы построения Советского государства, его ленинское федеративное устройство, договорно-конституционную природу взаимоотношений между Союзом ССР и союзными республиками, развитие всех видов автономии, высокий статус Советов, неотъемлемые права человека, безопасность и правовую защищенность личности. Новая Конституция должна воплотить в себе такую социально-экономическую и государственную структуру, которая сделала бы невозможным возникновение культа личности, авторитарности, сохранение командно-административных методов управления обществом...

Съезд исходит из признания незыблемыми и священными неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища, права народов на самоопределение. Любое ущемление прав человека и права народов недопустимо...

...Поручить Верховному Совету СССР, Комитету по вопросам экономической реформы с соответствующими комиссиями палат рассмотреть предложения республик по вопросам расширения их экономической самостоятельности, внесенные в порядке законодательной инициативы предложения Верховных Советов Литовской ССР и Эстонской ССР о переходе этих республик на хозрасчет с 1990 года...

Съезд заявляет: создавая необходимый в правовом государстве юридический механизм защиты суверенных прав республик, следует исходить из современных реалий. Изменились экономика, демография, социальная и национальная структуры всех республик, выросло национальное самосознание, появились новые потребности в духовной жизни. Все это требует укрепления политических гарантий, призванных обеспечить разумный и справедливый подход к вопросам межнациональных отношений, свободное всестороннее развитие в рамках федеративного государства всех советских наций и народностей, полнокровную жизнь национальных языков, расцвет культур...

Съезд считает необходимым:

— в политической области — неуклонное соблюдение и существенное расширение прав союзных и автономных республик, других национальных образований; усиление самостоятельности и ответственности республиканских и местных органов. Все это нужно рассматривать как первый шаг. Мы должны последовательно идти к тому, чтобы претворялся в жизнь принцип: союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории, решая все вопросы, которые не переданы в ведение Союза ССР. Конституционное положение, согласно которому в компетенцию Союза входит установление основ и общих начал законодательства, а принятие законов непосредственного действия является прерогативой республик, должно соблюдаться как один из исходных принципов функционирования федеративного государства. Конституционная реформа Союза призвана решить наболевшие национальные вопросы так, чтобы создалась правовая основа самоуправляющегося демократического общества, где каждой нации гарантировано развитие, наиболее соответствующее ее историческим, культурным и другим особенностям...

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР «О СУВЕРЕНИТЕТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, исходя из права каждой нации на самоопределение, на основе свободно выраженной воли народа республики на началах равноправия и сохранения своего суверенитета объединилась с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из неотъемлемого права народа Азербайджанской ССР на свободное, самостоятельное определение своей судьбы; сознавая, что только свободное и равноправное объединение советских наций в рамках социалистической федерации гарантирует их всестороннее развитие; сознавая насущную необходимость освобождения союзных взаимоотношений от различного рода деформаций, возникших в результате отхода от ленинской концепции Советского союзного государства; руководствуясь основными принципами, провозглашенными в договоре об образовании СССР, и положением действующей Конституции СССР о суверенитете союзных республик; считая необходимым приведение законодательства Азербайджанской ССР в соответствии с ее статусом суверенной республики в составе Союза ССР, — принимает настоящий Конституционный закон.

Азербайджанская ССР — суверенное социалистическое государство в составе Союза ССР. Вся власть в Азербайджанской ССР принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Азербайджанской ССР.

Суверенитет Азербайджанской ССР выражается в самостоятельном осуществлении Азербайджанской ССР на всей своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах всего многонационального народа республики.

Охрана суверенных прав Азербайджанской ССР осуществляется Азербайджанской ССР и Союзом ССР.

Азербайджанская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством. Всякое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Азербайджанской ССР, должно расцениваться как попрание ее суверенных прав.

Компетенция Азербайджанской ССР ограничена лишь по вопросам, добровольно делегированным самой республикой Союзу ССР.

Конституционно-правовой статус Азербайджанской ССР не может быть изменен без согласия верховного Совета Азербайджанской ССР.

Взаимоотношения между Азербайджанской ССР и Союзом ССР строятся на договорной основе, исходя из суверенитета СССР и суверенитета Азербайджанской ССР.

Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Суверенитет Азербайджанской ССР распространяется на всю территорию республики, включающую Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую автономную область, являющуюся неотъемлемой частью Азербайджана.

Территория Азербайджанской ССР неотчуждаема и не может быть изменена без ее согласия, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.

Границы Азербайджанской ССР с другими союзными республиками могут изменяться только по взаимному соглашению с соответствующими республиками.

Законы Азербайджанской ССР действуют на всей территории Азербайджанской ССР. На территории Азербайджанской ССР действуют законы СССР, не нарушающие суверенные права Азербайджанской ССР.

Азербайджанская ССР имеет право свободного выхода из СССР. Это право осуществляется путем народного голосования (референдума), проводимого решением Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.

В интересах защиты Азербайджанской ССР, ее суверенитета и безопасности граждан Верховный Совет Азербайджанской ССР в случае необходимости может объявить чрезвычайное положение по всей республике или в отдельных ее местностях с введением особых форм управления, осуществляемого государственными органами Азербайджанской ССР.

Азербайджанская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в высших органах государственной власти и управления СССР и других органах Союза ССР. Это право гарантируется путем обеспечения представительства Азербайджанской ССР в органах государственной власти и управления Союза на равных отношениях с другими союзными республиками.

Земля, ее недра, леса, воды и другие природные ресурсы Азербайджанской ССР являются национальным богатством, государственной собственностью республики и принадлежат народу Азербайджана.

Народ Азербайджанской ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обладает неотъемлемым правом распоряжаться природными и материально-техническими ресурсами республики.

Порядок пользования и эксплуатации природных ресурсов, находящихся на территории республики, устанавливается Верховным Советом Азербайджанской ССР.

Азербайджанская ССР осуществляет комплексное экономическое, социальное и культурное развитие на своей территории, осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории республики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.