Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 2 страница. Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:




Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

принятие Конституции Азербайджанской ССР и внесение в нее изменений;

контроль за соблюдением Конституции Азербайджанской ССР и обеспечение соответствия Конституции Нахичеванской АССР Конституции Азербайджанской ССР;

образование автономных республик и автономных областей в составе Азербайджанской ССР и их упразднение;

законодательство Азербайджанской ССР;

охрана суверенитета республики, государственного порядка, прав и свобод граждан;

установление порядка организации и деятельности высших органов государственной власти и управления;

проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Азербайджанской ССР;

обеспечение научно-технического прогресса;

осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Азербайджанской ССР, государственного бюджета Азербайджанской ССР и утверждение отчетов об их выполнении;

руководство осуществлением государственного бюджета Нахичеванской АССР, бюджетов Нагорно-Карабахской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;

установление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, доходов республики, поступающих на образование государственного бюджета Азербайджанской ССР и Государственного бюджета СССР;

руководство всеми отраслями народного хозяйства республики;

руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом Азербайджанской ССР;

установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; осуществление экологической политики;

руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Азербайджанской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории, культуры и природы;

руководство органами внутренних дел и государственной безопасности;

создание Комитета конституционного надзора; образование судов и других органов юстиции республики, определение их компетенции и порядка работы;

амнистия и помилование граждан, осужденных судами Азербайджанской ССР;

руководство политическими, экономическими, научными и культурными связями с зарубежными странами;

представительство республики в международных отношениях;

решение других вопросов республиканского значения.

Государственным языком Азербайджанской ССР является азербайджанский язык.

Азербайджанская ССР обеспечивает употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других азербайджанского языка и осуществляет государственную заботу о всемирном его развитии.

Азербайджанская ССР обеспечивает свободное употребление и развитие русского языка и других языков населения, которыми оно пользуется.

Азербайджанская ССР имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

Символы государственного суверенитета Азербайджанской ССР — флаг, герб, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

Настоящий Закон вступает в силу с 25 сентября 1989 года.

Председатель Президиума Верховного Совета

Азербайджанской ССР Э. Кафаров

Секретарь Президиума Верховного Совета

Азербайджанской ССР Р. Казиев

ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР, ЛАТВИЙСКОЙ ССР И ЭСТОНСКОЙ ССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 27 НОЯБРЯ 1989 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.

Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.

Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:

принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;

владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;

экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;

руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);

определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;

распоряжение государственным фондом природных ресурсов.

Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности...

По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами.

По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные, нефтегазопроводные и другие объекты, имеющие общесоюзное значение.

Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств.

Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими конституциями, Законом Литовской ССР «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР», Законом Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР», Законом Эстонской ССР «Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР» и соответствующими законами Союза ССР.

Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территории указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.

Закон вступает в действие в общем порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «О ПОРУЧЕНИЯХ ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР И КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО НЕКОТОРЫМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ВОПРОСАМ»

Съезд народных депутатов СССР постановляет: поручить Верховному Совету СССР ускорить принятие законов о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, налоговой системе, об общих началах руководства экономикой и социальной сферой в союзных и автономных республиках, разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства и предоставить на рассмотрение очередного съезда народных депутатов СССР предложения о внесении связанных с этим изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР.

Признать возможным введение в действие указанных законов до рассмотрения одобренных Верховным Советом СССР соответствующих изменений и дополнений Конституции СССР очередным съездом народных депутатов СССР.

Считать необходимым, чтобы Конституционная комиссия с учетом предложений, внесенных народными депутатами СССР, в первую очередь проработала вопросы об изменении ряда положений действующей Конституции СССР, регулирующих основы политической и экономической систем, национально-государственное устройство СССР, и представила свои предложения после рассмотрения их Верховным Советом СССР на утверждение Съезда народных депутатов СССР.

Конституционной комиссии с учетом накопленного опыта и предложений народных депутатов СССР заблаговременно подготовить и представить в Верховный Совет СССР, с тем чтобы рассмотреть на съезде до очередных выборов народных депутатов СССР, проект нового. Закона о выборах народных депутатов СССР и необходимые для вступления названного Закона в силу изменения Конституции СССР.

Председатель Верховного Совета СССР М. Горбачев.

Москва, Кремль, 19 декабря 1989 г.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ЭСТОНИИ

Сегодня, 2 февраля 1990 года, в день 70-й годовщины Тартуского мирного договора, заключенного между Эстонской Республикой и Советской Россией, подписанием которого завершилась Эстонская освободительная война, Республиканское собрание народных депутатов Эстонской ССР всех уровней на своем сходе в Таллиннском городском холле обсудило вопрос о статусе Эстонского государства.

Собрание напомнило: Эстония была лишена своей длившейся 20 лет и признанной всеми странами государственной независимости в 1940 году. Это произошло на основе преступного в международно-правовом отношении сговора между Сталиным, Гитлером, Молотовым и Риббентропом, в ходе мошеннической государственно-правовой инсценировки, опиравшейся на силу Красной Армии, путем оккупации государства (17 июня 1940 года) в дни захвата Парижа гитлеровскими войсками, пользуясь шоковым состоянием, охватившим весь демократический мир.

Собрание пришло к выводу: будучи аннексированным государством, Эстония полстолетия жила на положении провинции, именовавшейся советской союзной республикой, но сохранившей в сердцах народа неугасимое стремление к собственной государственности. За это время под игом сталинизма и его наследия наша земля и народ в условиях полного отсутствия правовой защиты понесли неисчислимые жертвы от террора и непомерный моральный, культурный, политический, экологический и экономический ущерб.

Собрание констатировало: основывающаяся на преемственности по отношению к Эстонской Республике демократическая государственность до сего дня остается неоспоримым политическим идеалом народа Эстонии. Опыт последнего полувека вновь и вновь убеждает нас в том, что только независимая государственность служит гарантией существования и развития эстонского народа.

Собрание решило: наш священный долг как избранных народом его представителей — бороться за осуществление этого идеала эстонского народа. Основой нашей борьбы должны служить — перед всем миром — все регулирующие право наций на самоопределение международные правовые акты и, особенно перед Советским Союзом, непрекращающееся действие Тартуского мирного договора. Ибо Тартуским мирным договором ленинское правительство Советской России признало право Эстонии на государственную независимость, навсегда отказавшись от всех требований по отношению к народу, земле и достоянию Эстонии.

Собрание утверждает: наша борьба за государственную независимость Эстонии носит исключительно мирный характер, в ней будут использоваться только демократические средства, она будет проходить в духе сотрудничества со всеми идеологическими группировками, деятельность которых не противоречит принципам демократии и нормам международного права. Провозглашая идеал государственности Эстонии, мы знаем о поддержке идеи самостоятельной Эстонии сотнями тысяч неэстонцев. В государстве, восстановления которого мы добиваемся, будут уважаться права человека и права национальных групп на основе традиций Эстонской республики и принципов межнациональной терпимости. Различия в мнениях и подходах национальных и идеологических меньшинств должны быть в Эстонии защищены законом.

Собрание напоминает Организации Объединенных Наций, правительству Советского Союза, правительств вам всех государств и мировой общественности: после окончания Второй мировой войны в соответствии с принципами Атлантической хартии в качестве самостоятельных государств были восстановлены все государства, оккупированные во время войны воюющими странами, — все, кроме трех членов бывшей Лиги Наций, трех прибалтийских государств, одним из которых является Эстония.

Собрание приветствует любые меры демократического характера, направленные на восстановление Эстонской Республики, и призывает граждан принять активное участие в выборах съезда Эстонии, в выборах в Верховный Совет Эстонской ССР.

Собрание обращается к Организации Объединенных Наций, участникам Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительствам всех государств и к мировой общественности с призывом понять и поддержать наши законные требования, наше очевидное право вернуть себе насильно отнятое у нас законное место среди независимых государств, к которым мы относились и к которым продолжаем морально и де-юре причислять себя уже семьдесят лет. Никогда больше решения и соглашения великих держав не должны определять судьбу малых народов и государств.

Собрание обращается к Верховному Совету СССР с предложением начать с законными представителями эстонского народа переговоры о восстановлении независимости Эстонского государства.

Собрание провозглашает: в целях восстановления независимости Эстонской республики и исходя из того, что Тартуский мирный договор продолжает действовать, Эстония через своих представителей начинает конструктивные переговоры со всеми сторонами, от которых зависит восстановление независимой Эстонской Республики де-факто.

Таллин, 2 февраля 1990 г.

ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «О СОБСТВЕННОСТИ В СССР», ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 6 МАРТА 1990 ГОДА (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Раздел IV. Государственная собственность.

Статья 19. Общие положения о государственной собственности.

К государственной собственности относятся общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность). Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа (населения административно-территориального образования) соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.

По соглашению между собственниками государственного имущества оно может находиться в их общей собственности.

Имущество, создаваемое или приобретаемое за счет бюджетных или иных средств Союза ССР, союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа, административно-территориального образования или средств, находящихся в ведении предприятий, организаций, учреждений, относится соответственно к общесоюзной собственности, собственности союзной республики, автономной республики, автономной области, автономного округа или собственности административно-территориального образования.

Союз ССР не отвечает по обязательствам союзных-республик, автономных республик, автономных образований, а союзные республики, автономные республики, автономные образования, административно-территориальные образования не отвечают по обязательствам Союза ССР и обязательствам друг друга.

Статья 20. Собственность на землю и другие природные ресурсы.

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории.

Союзная республика, автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют в рамках законов СССР владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории, в своих интересах и интересах Союза ССР. Автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют эти полномочия также в интересах союзной республики и в рамках ее законов.

Пользование и распоряжение водами и другими природными ресурсами, находящимися на территории двух или нескольких союзных республик, автономных республик, автономных областей, автономных округов, осуществляются по соглашению между ними, при необходимости — с участием Союза ССР.

Во владении и пользовании Союза ССР (его органов и организаций) находятся земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления Союза ССР, Вооруженных сил СССР, пограничных, внутренних, железнодорожных войск, магистрального трубопроводного транспорта, Единой энергетической системы СССР, космических систем и общесоюзных систем связи и информации, а также для использования другого имущества, которое, согласно/Части второй статьи 21 настоящего Закона, отнесено к общесоюзной собственности по соглашению между Союзом ССР и соответствующей союзной, автономной республикой.

Изъятие указанных земельных участков и других природных объектов осуществляется с согласия Союза ССР. Предоставление во владение и пользование Союза ССР (его органам и организациям) новых земельных участков и других природных объектов осуществляется по соглашению Союза ССР с союзной республикой, автономной республикой, автономной областью, автономным окрум.

Порядок предоставления автономной республикой, автономной областью, автономным округом союзной республике, в состав которой они входят, земельных участков и других природных объектов для обеспечения общереспубликанских потребностей определяется по соглашению между соответствующими автономной республикой, автономной областью, автономным округом и союзной республикой.

Общесоюзные основы использования и охраны природных ресурсов устанавливаются законодательством Союза ССР.

Порядок предоставления земли и других природных ресурсов во владение и пользование определяется законодательством союзных и автономных республик, а для обеспечения общесоюзных и межреспубликанских потребностей, обороны и безопасности страны — законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик об использовании и охране природных ресурсов.

Споры, возникающие между Союзом ССР, союзными республиками, автономными республиками, автономными областями, автономными округами в связи с предоставлением и использованием земли и других природных ресурсов, рассматриваются в порядке третейского разбирательства или в ином порядке, установленном законом

Статья 21. Общесоюзная собственность.

В общесоюзной собственности находятся имущества органов власти и управления Союза ССР, магистральный трубопроводный транспорт, Единая энергетическая система СССР, космические системы и общесоюзные системы связи и информации, имущество Вооруженных сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, оборонные объекты, средства союзного бюджета, Государственный банк СССР и другие банки Союза ССР и общесоюзные, резервные, страховые и другие фонды.

В общесоюзной собственности находятся также предприятия и народнохозяйственные комплексы в промышленности, энергетике, строительстве, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, высшие учебные заведения общесоюзного значения и другое имущество, приобретенное за счет общесоюзных средств или безвозмездно переданное в собственность Союза ССР союзными республиками, автономными и административно-территориальными образованиями, гражданами и юридическими лицами.

Статья 22. Собственность союзных республик, автономных республик, автономных областей и автономных округов.

В собственности союзной республики находятся имущество органов власти и управления союзной республики, культурные и исторические ценности народов союзной республики, средства республиканского бюджета, республиканские банки, республиканские страховые, резервные и иные фонды, а также предприятия "и народнохозяйственные комплексы, высшие учебные заведения республиканского значения, объекты социально-культурной сферы и иное имущество, обеспечивающее суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

В собственности автономной республики, автономной области, автономного округа находятся имущество их органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов автономной республики, автономной области, автономного округа, средства соответствующего бюджета, жилищное и жилищно-коммунальное хозяйство соответствующего Совета народных депутатов, а также предприятия сельского транспорта, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, обеспечивающее сохранение материальной и духовной культуры народов автономных республик, автономных областей, автономных округов, их экономическое и социальное развитие, выполнение других задач, стоящих перед автономными республиками, автономными областями, автономными округами.

Статья 23. Собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность).

В собственности края, области, района или другого административно-территориального образования находятся имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местного Совета народных депутатов, а также могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями

Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 11, с. 164.

АКТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОГО ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Выражая волю народа, Верховный Совет Литовской Республики постановляет и торжественно провозглашает, что восстанавливается реализация суверенных прав Литовского государства, попранных чужой силой в 1940 году, и отныне Литва вновь становится независимым государством.

Акт Литовского Совета о независимости от 16 февраля 1918 года и Резолюция Учредительного сейма от 15 мая 1920 года о восстановлении демократического Литовского государства никогда не утрачивали правовой силы и являются конституционной основой Литовского Государства.

Территория Литовского государства является целостной и неделимой, на ней не действует Конституция любого другого государства.

Литовское государство акцентирует свою приверженность к общепризнанным принципам международного права, признает неприкосновенность границ, как это сформулировано в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году, гарантирует права человека, гражданина и национальных сообществ.

Верховный Совет Литовской Республики как выразитель суверенной воли настоящим актом приступает к реализации полного суверенитета государства.

Председатель Верховного Совета

Литовской Республики Л. Ландсбергис

Секретарь Верховного Совета

Литовской Республики Л. Сабутис

ЗАКОН О НАИМЕНОВАНИИ ГОСУДАРСТВА И ГЕРБЕ ЛИТВЫ

Вступая в жизнь возрождающегося независимого государства, учитывая немалую духовную и политическую значимость официальных наименований и символов, проникаясь полномочной волей избирателей-граждан Литвы,

Верховный Совет Литвы постановляет: в Конституции и других правовых нормативных актах употреблять единственное официальное наименование государства — «Литовская Республика», а в сокращенных и составных наименованиях — «Литва», «Литвы».

Впредь употреблять в качестве официального Государственного герба и символа Литовской Республики изображения Витиса.

Верховный Совет Литвы именовать: «Верховный Совет Литовской Республики».

Должность Председателя Верховного Совета Литвы отныне именовать должностью: «Председатель Верховного Совета Литовской Республики».

Все последующие акты этого Верховного Совета именовать актами Верховного Совета Литовской Республики первого созыва.

В соответствии со статьей первой настоящего Закона подлежат переименованию государственные органы.

Настоящий Закон вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховного Совета

Литовской Республики В. Ландсбергис.

Секретарь Верховного Совета

Литовской Республики Л. Сабутис.

Вильнюс, 11 марта 1990 г.

ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ. РЕСПУБЛИК «ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР». ПРИНЯТ ВНЕОЧЕРЕДНЫМ ТРЕТЬИМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР 14 МАРТА 1990 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет: учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик Конституцией СССР.

Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения.

Из преамбулы исключить слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа».

Статьи 6,7,10,11,12,13 и 51 изложить в следующей редакции.

Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его ' безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.

Статья 13. Государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно-территориальных единиц (коммунальная собственность).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ТРЕТЬЕГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В СВЯЗИ С РЕШЕНИЯМИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛИТОВСКОЙ ССР ОТ 10-12 МАРТА 1990 ГОДА

Верховный Совет Литовской ССР объявил 10—12 марта 1990 года о «восстановлении независимости Литовского государства», отмене действия Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на территории республики.

Обладая конституционным правом на самоопределение, союзная республика вместе с тем не может, как при вхождении в федерацию, так и при выходе из нее, игнорировать возникающие при этом политические, социально-экономические, территориальные, правовые и другие проблемы.

Съезд народных депутатов рассматривает упомянутые решения Верховного Совета Литовской ССР как не имеющие законной юридической силы.

Съезд народных депутатов СССР констатирует, что в соответствии со статьями 74 и 75 Конституции СССР суверенитет Союза ССР и действие Конституции СССР продолжают распространяться на территорию Литвы как союзной Советской Социалистической Республики.

Съезд народных депутатов СССР постановляет:

подтверждая право каждой союзной республики на свободный выход из СССР (статья 72 Конституции СССР), Съезд определяет, что впредь до установления Законом порядка и последствий выхода из состава Советского Союза односторонние решения Верховного Совета Литовской ССР, противоречащие статьям 74 и 75 Конституции СССР, являются недействительными;

поручить Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Совету Министров СССР обеспечить до принятия соответствующих решений по данному вопросу защиту законных прав каждого человека, проживающего в Литве, равно как и соблюдение на территории Литовской ССР прав и интересов СССР, а также союзных республик.

Органам государственной власти и управления Литовской ССР принять все меры к тому, чтобы Закон и правопорядок на территории республики не нарушались.

ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР». ПРИНЯТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 3 АПРЕЛЯ 1990 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.