Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты психокоррекционного воздействия




 

Критерии эффективности психокоррекции Степень выраженности личностных изменений по каждому критерию
  I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV Состояние до психокоррекции а б в г а б в г а б в г а б в г Задачи психокоррекционного воздействиями а б в г а б в г а б в г а б в г Непосредственные результаты психокоррекционного воздействия а б в г а б в г а б в г а б в г Отдаленные результаты коррекционного воздействия а б в г а б в г а б в г а б в г

Учитывая распространенность различных форм девиантного поведения, предлагается ввести своего рода психологические паспорта на эту категорию осужденных, что позволит не только эффективно проводить психокоррекционную работу, но и осуществлять динамический контроль поведения.

Общий алгоритм работы психолога включает следующую последовательность действий:

· по прибытии осужденных проводится углубленное психодиагностическое обследование с целью постановки проблемных индивидов на профессиональный учет;

· в отношении выявленных лиц заводятся специальные психологические паспорта. Психологические паспорта осужденных, состоящих на учете, хранятся непосредственно в рабочем кабинете психолога в специальной картотеке, причем обследование рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц.

· разрабатываются индивидуальные планы психокоррекционной работы, где регистрируются все проводимые мероприятия, включая участие врача психиатра.

Содержание психокоррекционных мероприятий и промежуточные результаты регистрируются в психологических паспортах.

Психологический паспорт является основанием, позволяющим при достижении положительных результатов ходатайствовать перед администрацией о снятии осужденного с учета.

После снятия с учета психологический паспорт хранится в личном деле осужденного.

Психологическая информация в виде рекомендаций доводится до начальников отрядов, сотрудников оперативного и режимного отделов и используется ими при планировании воспитательной и профилактической работы.

Ориентировочная схема психологического паспорта осужденного, состоящего на специальном учете:

1.Социально-демографические и криминологические данные

· фамилия, имя и отчество;

· год и место рождения;

· национальность;

· квалификация и характер преступления;

· группа учета

2. Данные первичного обследования (на основании индивидуальной беседы, изучения личного дела).

· социальное положение;

· образование (среднее, средне-специальное, высшее, незаконченное высшее);

· профессиональный статус (работает по профессии, не работает, безработный);

· служба в армии и флоте (да, нет);

· криминальный статус (количество судимостей, места отбывания наказания и др.);

· семейный статус

· медицинский статус (перенесенные психические заболевания, травмы, суициды у близких родственников и т.д.);

· данные внешнего осмотра (следы порезов на теле - есть, нет).

3. Основные результаты психодиагностического обследования

 

Дата обследования Методика Результаты обследования
     
     
     

 

4. Психологическая характеристика личности (показатели интеллектуальной, мотивационной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, адаптивные способности и т.д.).

5. Отношение к исправительному воздействию, трудовой и общественной деятельности, администрации и окружающим.

6. Индивидуальный план психокоррекционной работы

 

Дата Содержание мероприятий Проводит (психолог, психиатр) Результат выполнении
       
       
       
       

 

7. Непосредственные результаты психокоррекционного воздействия.

В зависимости от результатов повторных обследований рекомендуется либо продолжить психокоррекционные мероприятия, либо снять конкретного осужденного с учета. В случае продолжения работы необходимо разработать дополнительные индивидуальные коррекционные программы.

1.4.6. Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации [48]

Важную роль в работе психолога и социального работника ИУ играет оказание эффективной помощи лицам, у которых срок наказания подходит к концу. Значимость решения вопросов, связанных с формированием готовности их к трудоустройству после отбытия наказания, формирование навыков планирования, преодоление страха перед будущим, построение жизненной перспективы наряду с целевыми программами, осуществляемыми органами ФСИН и региональными службами занятости, для снижения рецидивности и неоднократности совершения преступлений не подлежит сомнению.

Однако, как показывает практика и проводимые исследования, за время отбывания наказания трудовая активность людей в целом снижается, для многих осужденных становится характерной пассивность и иждивенческая позиция, а также искаженное восприятие действительности.

Так, по результатам исследований осужденных, освобождаемых в 2005 г. (выборка – мужчины (101 человек) с 19 до 45 лет -- отбывающие наказание в ИК строгого режима, и 93 челове к -- в ИК общего режима) [49] значительная часть осужденных-мужчин (45%) уверенно высказались, что не имеют никаких сомнений в положительном решении проблемы собственного трудоустройства после освобождения, 23% не задумывались над этим вопросом, так как «момент их освобождения еще не настал», 15% имеют планы в отношении своего будущего, явно не соответствующие образовательному уровню и имеющейся специальности («Хочу и буду директором фирмы») и лишь 17% реально оценили могущие возникнуть проблемы, связанные с поиском рабочего места и закрепления на нем.

Исследования также показали, что большая часть осужденных-мужчин не испытывают чувства страха перед предстоящим трудоустройством, поскольку оно не входит в их жизненные планы на будущее. В силу имеющейся у них «криминальной зараженности», им проще «зарабатывать себе на жизнь, нарушая закон: «все воруют», «честным трудом в наше время не прокормишься» и т.д.

Совершенно противоположными оказались результаты исследований осужденных-женщин: только 5% высказались оптимистично в отношении будущего трудоустройства, 20% не задумывались над данным вопросом и подавляющее большинство (75%) выразили опасения, что у них возникнут проблемы при решении вопроса трудоустройства после освобождения.

Таким образом, при проведении социальной и психологической работы с осужденными-мужчинами (взрослыми), у которых заканчивается срок наказания, следует переориентировать акцент с формирования уверенности в себе на развитие мотивации к труду и достижению успеха в социально одобряемых сферах деятельности. Ориентировать их на правопослушное поведение и образ жизни (формирование позитивного отношения к самому себе, окружающим и миру в целом, чувство ответственности, как за свою жизнь, так и за жизнь значимых лиц – родителей, членов семьи, и т.д.).

В социальной и психологической работе с женщинами-осужденными следует, наоборот, усилить аспект повышения их самооценки, уверенности в себе путем анализа и совместного обсуждения «сильных» и «слабых» сторон характера, имеющихся навыков и профессии, возможных проблем и путей их конструктивного решения. Для этого необходимо формирование качеств, способствующих адекватному реагированию на возникающие трудности и проблемные ситуации, навыков самопрезентации, практичности и реалистического представления о жизни и самих себя путем тренинговых занятий, ролевых игр и т.д.

Общей проблемой для мужчин и женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, особенно после отбытия больших сроков наказания, является пе­реход в другую, существенно отличающуюся по своим особенностям социальную среду, с иной системой взаимоотношений, иными уста­новками и ценностными ориентациями. В этих условиях успешной адаптации освобожденного важнейшую роль играет окружение, в кото­ром будет находиться человек по отбытии наказания, от того влияния, какое будет оказываться на его поведение.

Для лиц, занимающих низкий статус в системе неформальных взаимоотношений между осужденными в ИК, освобождение и предстоящая встреча с иной социальной средой являются очень тревожными и вселяющими немало опа­сений. Многие из них боятся возвращаться в места, где проживали до осуждения, так как не исключена встреча с лицами, отбывавшими вместе с ними наказание или другими лицами, которым известно об их статусе в колонии. Большое беспокойство может вызывать предстоящая встреча с родными, близкими, друзьями, знакомыми, бу­дущим рабочим коллективом. Поэтому при подготовке «отверженных» к освобождению необходимо учитывать их ожидания и связанные с этим психические состояния, те ситуации, которые могут возникнуть при встречах с другими людьми на свободе[50].

Важную роль для успешной адаптации осужденных, отбывших наказание, к жизни на свободе играет восстановление или создание новых семейных связей.

Данные специ­альной переписи осужденных в 2002 г. показали, что у часто них распадаются семьи: семья в период пребывания в колонии распалась у 11,9% мужчин, состоявших в браке, и у 23,5% женщин[51]. Наиболее часто распадаются семьи у лиц, осужденных на длительные сроки лише­ния свободы или тех, кто неоднократно приговаривался к лишению свободы. Процент распада семьи в период пребывания в местах лишения свободы варьируется в зависимости от вида режима от 7% до 13% у мужчин и от 23% до 26% у женщин[52].

Это может объясняться тем, что при принудительном отделении осужденного от общества и семьи, ограничении его физического и духовного общения с близкими людьми деформируются не только сами со­циальные связи осужденного, но и утрачивается его социальная роль в семье как отца или матери, жены или мужа.

Структура социальных связей на протяжении срока отбывания наказания меняется. Связи, установленные в колонии, приобретают все более постоянный ха­рактер по сравнению с теми, которые остались на свободе. Объектом постоянных связей становится администрация ИУ и сообщество осужденных, а временных – родственники, знакомые, друзья и т. д. Однако, хотя контакты с семьей в период отбывания наказания сведе­ны к переписке и редким свиданиям, взаимное влияние семьи и осужденного нельзя недооценивать.

Поэтому, в социальной и психологической работе с осужденными следует уделять внимание мерам, способствующим сохранению семьи и семейных связей, путем затрагивания этих вопросов в индивидуальных беседах с осужденными, использовать возможности непосредственного общения осужденного с членами семьи, которые могут осуществ­ляться в условиях изоляции с помощью краткосрочных и длительных свиданий и т.д.

Было бы целесообразно увеличить количество длительных свиданий осуж­денным, а тем лицам, которые пытаются встать на путь исправле­ния, в особенности это касается женщин, не ограничивать количе­ство свиданий вообще. Увеличение числа свиданий могло бы способст­вовать и укреплению родственных связей осужденного.

Другой формой внешних социальных контактов выступает та­кое право осужденного, как получение писем, посылок, передач и бандеролей. Имея определенное материальное воплоще­ние, они выступают, в конечном счете, в роли посредника с внешним миром и выполняют определенную духовную и воспитательную функции. Осуж­денный получает не просто материальную поддержку со стороны родственников или иных лиц, но и информацию, свиде­тельствующую о степени проявления к нему родственного участия и внимания. Этим посылки, бандероли и передачи психологически отличаются от заработка, полученного в колонии.

Всякие ограничения в этих правах осужденного не несут никакого по­ложительного воспитательного эффекта[53].

Не менее важную роль, чем сохранение родственных связей для успешной адаптации после отбытия наказания в ИУ, играет наличие профессии и специальности, существенно расширяющих потенциал реальных социальных связей.

Стремление осужденного выполнять работу по специальности при наличии такой возможности в ИУ или приобрести новую профессию (исключая, разумеется, криминальную) следует всячески поощрять.

Таким образом, факторы, которые играют значительную роль в успешной адаптации отбывшего наказание осужденного к условиям жизни на свободе можно отнести к следующим группам:

1. Личность самого освобождающегося:

- мировоззрение;

- черты характера;

- темперамент;

- интеллект;

- правосознание;

- мораль, нравственность, этика, и т.д.

2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного:

- образование;

- специальность, трудовые навыки;

- наличие жилья, прописки;

- семья и взаимоотношения с ней;

- работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом;

- отношения с членами малых групп, в которые освобождающийся входит по месту работы, жительства и т.п.;

- тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

3. Условия, в которых находился осужденный в исправительном учреждении (ИУ) и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы:

- организация трудового процесса;

- структура коллектива осужденных;

- срок пребывания в ИУ;

- учеба;

- воспитательное воздействие администрации;

- структура и особенности малой группы, в которую входил осужденный.

Наболее серьезными проблемами, с которыми встречаются социальные службы, занимающиеся вопросами осужденных, как в самом ИУ, так и вне их, а также сами осужденные, сразу по выходу на свободу являются[54]:

· ведомственная разобщенность, препятствующая полноценному взаимодействию администрации ИУ, уголовно-исполнительных инспекций, социальных служб при органах местного управления, центров занятости, негосударственных общественных организаций и т.д. В ряде случаев руководители ИУ считают: «Дайте нам денег и мы сами все организуем», забывая о том, что своими силами постпенитенциарное сопровождение они осуществлять не могут, либо настраиваются на явно иждивенческие позиции в расчете на неконтролируемую спонсорскую помощь: «В противном случае мы к себе никого не пустим». С другой стороны, представители общественных организаций нередко реальную помощь (материальную, образовательную, медицинскую, социальную и иную) пытаются подменить вмешательством в работу пенитенциарного учреждения, необоснованно присваивают себе несвойственные контролирующие функции, выискивают компромат, дестабилизируют работу ИУ. Руководители местных предприятий по понятным причинам препятствуют трудоустройству лиц, отбывших наказание, а иногда жестко конкурируют с производством, организованном в ИУ;

· режимность, закрытость, естественная для исправительных учреждений;

· территориальная удаленность большинства ИУ от административных центров, крупных городов, где социальные службы наиболее развиты;

· недоверие общества к лицам, отбывшим наказание в ИУ, в том числе к впервые оступившимся (социальные, трудовые и правовые ограничения);

· стремление профессионального криминалитета сохранить влияние на лиц, отбывших наказание;

· безразличие, непонимание, враждебность в отношении отбывших наказание («Ничего страшного, еще раз сядет» - в ответ на вопрос о затянувшимся сверх предусмотренного срока оформления паспорта отбывшего наказания подростка), бюрократизм иных должностных лиц;

· недостаточная информированность осужденных, освобожденных из ВК и ИУ, о том, куда обращаться (адреса и телефоны социальных служб, центров занятости, уголовно исполнительных инспекций, общественных организаций и т.д.), с какими вопросами, как правильно написать заявление, у кого можно найти помощь в случаях бюрократического или явно неправомерного действия должностных лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел: «Появишься здесь (в ОВД), я тебя снова посажу»;

· субъективные факторы (психический инфантилизм, алкоголизм, наркомания, другие аномалии или расстройства личности, неспособность сопротивляться давлению со стороны криминала, отрицательная социальная установка и т.д.).

Успешная ресоциализация осужденного (в смысле повторной попытки социализации в обществе в качестве полезного и законопослушного его члена, исправления извращенных нравственных ценностей) невозможна без решения его самых насущных социальных проблем (наличие паспорта, прописки, жилья, трудоустройства, постпенитенциарного сопровождения).

Важность преемственности социальной работы, проводимой в ИУ и после отбытия наказания по месту жительства, обусловлена тем, что неудачи в ней сводят практически «перечеркивают» всю предшествующую работу воспитателей, психологов и других специалистов, а само нахождение преступника в местах лишения свободы превращается в итоге лишь во временную изоляцию его от общества, в дальнейшее накопление криминального опыта, а не решает оснополагающую задачу уголовно-исполнительной системы: перевоспитание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.