Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика деятельности




Деятельность — это категория социально-историческая. Различные виды человеческой деятельности формируются и развиваются в процессе исторического развития общества. При всем своеобразии, при всех особенностях деятельность любого конкретного человека (любого индивида) включена в систему сложившихся в данном обществе на данной ступени его развития общественных отношений. Вне этих отношений она вообще не существует. Как именно она существует — это зависит от уровня развития производительных сил общества и характера общественных (прежде всего производственных) отношений, которые определяются способом производства и не могут реализоваться иначе, чем в деятельности конкретных людей. Те или иные виды деятельности порождаются потребностями общества и служат их удовлетворению.

Основной и исходный вид человеческой деятельности ‑ труд. Все другие виды деятельности являются производными от него.

Анализируя процесс труда, К.Маркс писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы сш сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы... В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю...

Простые моменты процесса труда следующие: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда» (К.Маркс, Ф.Энгельс, т.23, с.188—189).

В этой краткой характеристике труда раскрываются основные черты человеческой деятельности: ее опосредствующая роль в процессах обмена веществ между человеком и природой, ее целесообразность, значение идеально представленного результата, который предваряет трудовой акт.

С развитием производительных сил общества закономерно формируются новые и изменяются уже сформировавшиеся виды деятельности. Создание новых орудий труда расширяет возможности человека и вместе с тем преобразует содержание, характер и структуру целесообразной деятельности. «Так данное самой природой, ‑ отмечал К. Маркс, ‑ становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки Библии, естественные размеры последнего» (там же, с.190).

Исследование того, как развивается человеческая деятельность в связи с развитием орудий труда, не входит в задачу данной книги. Мы хотели бы лишь отметить, что прогресс в развитии орудий труда (и техники в целом) есть результат движения производительных сил, диктуемого общественными потребностями. Но производительные силы общества не исчерпываются техникой. Главной производительной силой общества, как известно, является человек. Поэтому технический прогресс нельзя рассматривать только в рамках естественно-технического развития производства, безотносительно к человеку и его деятельности, к обществу в целом. Это тем более важно подчеркнуть сейчас, когда в связи с успехами автоматизации возникают разговоры о вытеснении человека из сферы труда, высказываются пессимистические прогнозы о судьбах человечества, которому якобы грозит порабощение автоматами, пропагандируются идеи фетишизации техники и технологической деидеологизации.

Так, К.Ясперс в книге «Атомная бомба и будущее человечества» считает реальной альтернативу: «Будет ли техника новым источником, который, пробив себе выход, воскреснет с новой силой, станет ли она новой формой существования властителя (человека), или техника будет абсолютом и станет уничтожать людей?» (К.Jaspers, 1958, s.400). Но само по себе развитие техники не определяет будущего человечества. Действительная альтернатива состоит в том, будет ли техника использоваться обществом на благо человека (в целях его всестороннего развития) или в целях усиления его эксплуатации и подавления. Но это проблема не техническая, а социально-экономическая.

Гносеологические корни фетишизации техники как раньше, так и теперь связаны с вырыванием техники из системы общественных отношений, рассмотрением ее вне связи с жизнью общества в целом.

Сказанное полностью относится и к автоматизации. Иногда автоматизация представляется как полная замена человеческой деятельности работой технических устройств. Но это может быть справедливым только по отношению к отдельным, частным производственным (и иным) процессам. Например, если говорить об авиации, то объективная тенденция ее развития состоит во все более и более широком использовании автоматов. В будущем, вероятно, все эволюции от взлета до посадки и торможения будут выполнять специальные технические устройства. Но значит ли это, что человек будет полностью исключен из управления полетом? Конечно нет. Изменятся его функции, изменится характер деятельности. Но главное — необходимость решать возникающие при управлении полетом задачи, ответственность за исход полета — останется за человеком. Поэтому при создании автоматов всегда нужно иметь в виду, к каким изменениям деятельности человека приведет их внедрение в производство.

Фетишизация техники в значительной мере связана с успехами кибернетики. Поэтому напомним, что писал основатель кибернетики Н.Винер в книге «Творец и робот»: «...будущее оставляет мало надежд для тех, кто ожидает, что наши новые механические рабы создадут для нас мир, в котором мы будем освобождены от необходимости мыслить... Мир будущего потребует еще более суровой борьбы против ограниченности нашего разума, он не позволит нам возлежать на ложе, ожидая появления наших роботов-рабов» (1966, с.80).

Автоматизация, как никогда прежде, расширяет реальные возможности человека, служит его развитию. Но то, насколько полно будут реализованы эти возможности, определяется социальной структурой общества.

Что касается влияния автоматизации на деятельность человека, то оно четко было определено К.Марксом. Рассматривая тенденции изменения труда человека в механизированном производстве, он писал: «Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик... Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним» (К.Маркс, Ф.Энгельс, т.46, ч.II, с.213).

Такое изменение характера труда, естественно, изменяет и самую деятельность человека, усиливая значение тех ее сторон, которые связаны с идеальной подготовкой трудового процесса, переработкой информации, принятием ответственного решения и т.д. Управление сложными автоматизированными системами выдвигает новые требования к человеку: к его профессиональным знаниям и навыкам, интеллектуальным и моральным качествам.

В современном производстве все большее значение начинает приобретать операторская деятельность. По своему характеру к ней все более приближаются и многие другие виды трудовой деятельности. Главная ее особенность состоит в том, что человек, занятый операторским трудом, как правило, не имеет возможности непосредственно взаимодействовать с предметом труда. Это взаимодействие опосредствовано сложными техническими системами, которые передают человеку информацию о предмете и средствах труда и при помощи которых он реализует в этом предмете сознательно поставленную цель. В связи с указанной особенностью возрастает значение исследований процессов приема и переработки информации человеком, который управляет современной техникой, что, в свою очередь, требует анализа ее психических функций, состояний и свойств.

Как уже отмечалось, деятельность есть общественно-историческая категория. Ее изучение осуществляется комплексом наук.

Психологию, находящуюся на стыке общественных и естественных наук, интересуют главным образом те аспекты, которые относятся к анализу деятельности конкретных индивидов (индивидуальной деятельности), прежде всего к ее субъективному плану.

Цели и средства любой конкретной деятельности, ее содержания определяются, конечно, законами развития общества. Но выполняется она конкретными людьми. Естественно, возникают вопросы: как это делает живой конкретный индивид? Как цели, определяемые обществом, отражаются в его голове? Как он овладевает исторически сложившимися средствами деятельности? Как она организуется и регулируется конкретным человеком? Короче говоря, психологию интересуют структура и механизмы индивидуальной деятельности.

Задача психологического анализа деятельности и состоит в изучении того, как ее предмет, условия и средства отражаются в голове человека и каким образом это отражение осуществляет регулирующую функцию по отношению к тем движениям органов человеческого тела, посредством которых данная деятельность выполняется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.