Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы деятельности




 

Деятельность, как отмечалось выше, является общественно-исторической категорией, но она осуществляется конкретными живыми людьми. Ее психологический анализ раскрывает такие «составляющие», как вектор и «мотив — цель», «образ — цель», концептуальная модель, принятие решения, планирование, структура действия и уровни регуляции. Формирование всех этих составляющих обеспечивается сенсорно-перцептивными, мнемическими и интеллектуальными процессами, которые выступают как различные формы субъективного отражения объективной действительности. Но протекают они не вне материи, пространства и времени. Материальным субстратом психических процессов являются процессы нервные, изучаемые физиологией. Поэтому их исследование предполагает анализ не только отношений отражения к отражаемому (образа к его объекту), не только динамики отражения и его регулирующей роли в деятельности, но и отношения отражения к его носителю — мозгу, а следовательно, и к нервным процессам.

Такой анализ имеет в виду две взаимодополняющие задачи: во-первых, выявление того, как и каким образом реальная деятельность человека влияет на протекание нервных процессов, на нейродинамику, иначе говоря, как организуется нейродинамика «по заказу» психики; во-вторых, исследование того, какие физиологические условия необходимы для реализации того или иного психического процесса, или, иначе, как организуется нейродинамика, лежащая в основе психических процессов.

Как известно, первые физиологические исследования начинали свой путь с изучения отправлений организма в покоящемся, недеятельном состоянии. В то время была сформулирована концепция клеточного центризма, утверждавшая, что организм есть не более чем сумма клеток, а его поведение — цепь элементарных рефлексов. На основе этой концепции предпринимались попытки прямого выведения психических процессов из нейрофизиологических и поэлементного наложения первых на вторые. При таком метафизическом подходе формировались идеи «иероглифов», «специфической энергии органов чувств», трактующих психику как прямое внутреннее отправление мозга; некоторые даже вообще приходили к отрицанию реальности психических явлений, рассматривая их как эпифеномены физиологических процессов.

Для преодоления этого подхода возникла необходимость рассмотреть нервные процессы не сами по себе, а в контексте взаимодействия организма с окружающей средой. Однако на первых этапах развития физиологии это взаимодействие трактовалось только как непрерывное уравновешивание, которое обеспечивается стереотипными ответами организма на внешние воздействия по принципу гомеостаза. Этот принцип, конечно, имеет место, но он относится лишь к элементарным физиологическим процессам (например, терморегуляции) и не объясняет сложных форм поведения, а тем более деятельности, связанной с психическим отражением.

В отечественной физиологии и концепция клеточного центризма, и принцип гомеостаза как якобы основной начиная по крайней мере с работ И.М.Сеченова подвергались критике.

В противовес им разрабатывалась рефлекторная теория, позволяющая рассматривать широкий круг поведенческих и нейродинамических явлений с единых позиций.

Как известно, И.П.Павлов ввел в физиологию понятия «подкрепление» и «предупреждающая сигнализация», раскрывающие биологическую целесообразность (или нецелесообразность) реакций организма на внешние воздействия и тем самым показывающие несостоятельность идеи однозначной жестко детерминированной связи между ними.

Это справедливо отмечал Ф.В.Бассин: «В этой концепции прозвучала мысль, чрезвычайно близкая к позднее сформулированному принципу «кольцевой» регуляции, а именно представление, по которому эффекторное управление реакцией (ее приспособительное упрочение или, напротив, приспособительное торможение) определяется афферентными импульсами, сигнализирующими об удовлетворении или, напротив, о неудовлетворении потребности организма» (Ф.В.Бассин, 1968, с.248).

Сформулированные И.П.Павловым три принципа рефлекторной теории: а) принцип детерминизма, б) принцип единства анализа и синтеза, в) принцип единства динамики и структуры, по-видимому, дают право не согласиться с категоричностью утверждений, будто бы павловская школа рассматривала жизнедеятельность организма только как уравновешивание со средой.

Жизнь требовала разработки новых подходов к анализу нейрофизиологических основ сложных форм поведения и деятельности. Возникла необходимость рассматривать рефлекторную деятельность как сложную систему с прямыми и обратными связями, включающую не только афферентные, замыкательные и эффекторные, но и другие механизмы, которые позволили бы подойти к объяснению таких особенностей поведения и деятельности, как целенаправленность, предвидение, оценка результатов и т.д.

В период так называемого энергетического изучения труда еще существовала теория трехчленной рефлекторной дуги, теория регулирования по принципу динамического стереотипа и гомеостаза. Когда же перед физиологией труда возникли новые проблемы, связанные с анализом процессов приема и переработки информации, организацией управляющих действий и т.п., появилась новая потребность в изучении, с одной стороны, организма в работе, с другой — целостной деятельности человека.

В самом начале исследования целостной деятельности человека столкнулись с фактом, что в схему трехчленной дуги рефлекса, ограниченной только рамками афферентно-эфферентных взаимодействий, не укладывались такие фундаментальные составляющие любой предметной деятельности, как мотив и цель, планирование деятельности, принятие решения и т.д.

Изучение деятельности и ее нейрофизиологических основ привело к столкновению двух концепций, а именно бихевиористской концепции Уотсона, основанной на рефлекторной дуге по схеме «стимул — реакция», и концепции более сложного строения рефлекторной системы, включающей не только прямые, но и обратные связи. В частности, было предложено понятие «рефлекторное кольцо» (Н.А.Бернштейн, 1957). Согласно концепции рефлекторного кольца как принципа регуляции взаимодействия организма с внешней средой, организм сам осуществляет контроль над тем, что для него будет являться стимулом.

Но ценность новых физиологических идей состоит не только в установлении принципиально новых механизмов взаимодействия центра и периферии, а также в физиологическом обосновании теории отражения. Согласно этим идеям, организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и активно воздействует на него, изменяя его в нужном направлении. В основу механизма поведения было положено универсальное свойство живого, а именно опережающее отражение, т.е. функция преднастройки на ожидаемое событие. Физиологические процессы стали изучаться как активные. Было показано, что мозг не только формирует отражение реального мира в данный момент, но и обладает еще одной особенностью: на основе запечатленного опыта конструировать не ставшую еще действительностью ситуацию.

Наиболее полно проблема физиологии активности в связи с анализом поведения разработана П.К.Анохиным (1975) в теории функциональных систем, являющейся основой физиологической архитектуры целенаправленного поведенческого акта. Функциональная система, по Анохину, представляет собой динамически формирующуюся организацию, которая избирательно объединяет разнородные центральные и периферические аппараты на основе их взаимодействия для получения полезного для организма результата. П.К.Анохин в 1935 г. (задолго до появления науки ки­бернетики) установил факт наличия обратной афферентации о достигнутом конечном приспособительном эффекте. Это дало возможность рассматривать функциональную систему как замкнутое физиологическое образование с непрерывной обратной информацией об успешности данного приспособительного действия.

Система имеет следующие узловые механизмы.

1. Афферентный синтез. В этом механизме происходит обработка наиболее важных информации для принятия решения. Главное в афферентном синтезе принадлежит мотивационному возбуждению, т.е. информации, отражающей в данный момент потребность организма. Только после совершения афферентного синтеза рождается намерение к действию.

2. Принятие решения с одновременным формированием акцептора результатов действия.

3. Формирование программы действия.

4. Реализация принятого решения в виде поведенческого акта.

5. Сличение при помощи обратной афферентации параметров результата совершенного действия с параметрами, отраженными в акцепторе результатов действия.

Главное значение в этой схеме поведенческого акта придается механизму, обеспечивающему сличение заданного результата с реально полученным. В процессе осуществления этого акта происходит обработка всей информации, поступающей в органы чувств от экстеро-, интеро- и проприорецепторов. В него включаются мотивационное возбуждение, отражающее доминирующую в данный момент потребность; обстановочная афферентация, способствующая удовлетворению мотивации; извлечение из памяти результатов прошлого опыта и так называемый пусковой сигнал. Мотивационное возбуждение играет решающую роль в формировании цели (или задачи) действия.

Теория функциональной системы — это своего рода концептуальный мост между психологией и нейрофизиологией в изучении деятельности. Вместе с тем она открывает новые пути в изучении нейрофизиологических основ психических процессов.

Как уже отмечалось, попытки поэлементного сопоставления психических и нервных процессов не увенчались успехом. Теория функциональной системы и ряд других новейших физиологических теорий намечают новую линию в изучении психофизиологической проблемы. Смысл этой линии состоит в том, чтобы исследовать не сами по себе изолированно взятые нервные процессы, а их организацию, их системное строение.

Психическое по отношению к нейрофизиологическому рассматривается как системное качество, свойственное только всей системе и несводимое к сумме качеств ее элементов. Психические явления сопоставляются не с отдельными нервными процессами, а с их организованной совокупностью. При этом способ организации (что важно подчеркнуть) трактуется как детерминируемый не внутримозговыми отношениями, а взаимодействием организма со средой, проявляющимся прежде всего в поведении.

В заключение отметим, что в трудовую (и любую иную) деятельность так или иначе вовлекается не только нервная система человека, но и весь его организм: мышечная, дыхательная, кровеносно-сосудистая системы и т.д.

Функциональная система, являющаяся нейрофизиологическим образованием, организует и регулирует функционирование всех органов тела, подчиняя их основной задаче деятельности. Вместе с тем во всех функциях организма так или иначе проявляются ее свойства. Поэтому регистрация, например, пульса, артериального давления, дыхания, мышечного напряжения и т.д. дает ценные сведения для понимания психологических особенностей деятельности и ее нейрофизиологических основ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.