Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики состояния агрессии




Шкала депрессии

 

Фамилия ___________ Дата ________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приве­денных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, по­скольку правильных или неправильных ответов нет».

Вопросы Нет, совсем не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
  Ячувствую подавленность        
  Утром я чувствую себя лучше всего        
  У меня бывают периоды плача или близости к слезам        
  У меня плохой ночной сон        
  Аппетит у меня не хуже обычного        
  Мне приятно смотреть на привлекате­льных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом        
  Я замечаю, что теряю вес        
  Меня беспокоят запоры        
  Сердце бьется быстрее, чем обычно        
  Я устаю без всяких причин        
  Я мыслю так же ясно, как всегда        
  Мне легко делать то, что я умею        
  Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте        
  У меня есть надежды на будущее        
  Я более раздражителен, чем обычно        
  Мне легко принимать решения        
  Я чувствую, что полезен и необходим        
  Я живу достаточно полной жизнью        
  Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру        
  Меня до сих пор радует то, что радовало всегда        

 

(ОПРОСНИК «БАССА-ДАРКИ»)

Агрессивность имеет качественную и количественную ха­рактеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приво­дит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрез­мерное развитие ее начинает определять весь облик лично­сти, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным, так как, с одной стороны, суще­ствующая связь между агрессивностью и агрессией не являет­ся жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания ко­торыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компо­ненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия как самоценность, второй - инструментальная как средство (по­дразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью веро­ятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностиче­ских процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшест­венников, разделил понятия агрессии и враждебности и опре­делил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозицонная манера в поведении от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против устано­вившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действи­тельные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осто­рожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словес­ных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъек­та в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испыту­емый отвечает «да» или «нет»

 

ТЕКСТ опросника «Басса-Дарки»

  Временами я не могу справиться с желанием причи­нить вред другим да нет
  Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
  Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
  Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
  Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
  Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
  Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
  Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испыты­вал мучительные угрызения совести да нет
  Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
  Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
  Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
  Если мне не нравится установленное правило, мне хо­чется нарушить его да нет
  Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятны­ми обстоятельствами да нет
  Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
  Я часто бываю не согласен с людьми да нет
  Иногда мне на ум приходят мысли, которых я сты­жусь да нет
  Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
  Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
  Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
  Если кто-то воображает из себя начальника, то я все­гда поступаю ему наперекор да нет
  Меня немного огорчает моя судьба да нет
  Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
  Я не могу удержаться от спора, если люди не соглас­ны со мной да нет
  Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
  Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
  Я неспособен на грубые шутки да нет
  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все,чтобы они не зазнавались да нет
  Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
  Довольно многие люди завидуют мне да нет
  Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
  Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» да нет
  Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,яне расстраиваюсь да нет
  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
  Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
  Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
  Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям да нет
  Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
  Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
  Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
  Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» да нет
  Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
  Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
  Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
  С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
  Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
  Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
  Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
  Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
  Неудачи огорчают меня да нет
  Я дерусь не реже и не чаше, чем другие да нет
  Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
  Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
  Я ругаюсь только со злости да нет
  Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
  Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
  Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
  Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
  У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
  Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
  Я часто думаю, что жил неправильно да нет
  Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
  Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
  Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
  В последнее время я стал занудой да нет
  В споре я часто повышаю голос да нет
  Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
  Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим обра­зом:

Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

«нет» = 1, «да» = 0: 9, 7

 

Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49

 

Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69

 

Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 «нет» = 1, «да» = 0: 36

 

Обида:

«да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

 

Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

 

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» - 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

 

Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а ин­декс агрессивности (прямой и мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, рав­ная 21 ±4, а враждебности - 6,5 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величи­ны, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что аг­рессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт пове­дения, могут быть поняты в контексте психологического ана­лиза мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупно­сти с другими методиками: личностными тестами психиче­ских состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными мето­диками (Люшер) и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.