Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Единство Евразии 3 страница




Демографический контроль является существенным геополитическим фактором не только для государств, имеющих огромные области с чрезвычайно низкой плотностью населения (Россия, Канада), но и для государств, количественно контролирующих свою территорию, но имеющих проблемы, связанные с этническим характером демографического контроля (Соединенные Штаты). Качественный и количественный показатели демографического контроля оказываются чрезвычайно важны для выполнения конкретных задач обеспечения общего контроля над теми и иными пространствами. <…>

Концепция «Большого Китая», выдвинутая в последние годы западными синологами, исходит, по сути, из того, что КНР как ядро китайского этноса сможет контролировать значительные пространства на основе именно этнической общности. «Большой Китай» в таком случае не ограничивается даже материковой Восточной Азией, а может распространяться на все тихоокеанские территория, демографический контроль над которыми принципиально осуществим. <…>

Информационный контроль – достаточно недавнее явление. Он связан с распространением средств массовой информации, в особенности с развитием теле- и радиокоммуникаций. Он достаточно близок коммуникационному контролю, являясь, в принципе, его наиболее совершенной разновидностью. Однако если коммуникационный контроль – понятие весьма широкое, то информационный – более узкое и относится исключительно к распространению когнитивных феноменов в пространстве. Политическая роль его бесспорна. <…>

Вопросы для самопроверки:

1. Как Плешаков классифицирует геополитическое пространство, какие геополитические поля он выделяет?

2. Какие формы геополитического контроля являются определяющими, по мнению Плешакова?

Стинчкомб Артур, современный американский геополитик, социолог, теоретик международных отношений.

Стинчкомб А.
Геополитические понятия и военная уязвимость [53]

Территориальный аспект власти

Наиболее значимой предельной инстанцией в системах легитимной власти является физическая сила. В конечном счете, если правительство не способно выиграть военное столкновение со мной, когда я препятствую открытию аптеки, то моему соседу не будет особой пользы от легитимности, позволяющей ему апеллировать к такому правительству. В 1964 г. неспособность Соединенных Штатов победить в военных столкновениях на Кубе против СССР и в континентальном Китае сделала нелегитимность соответствующих правительств (с точки зрения принятой в Соединенных Штатах доктрины) чем-то несущественным. В конце концов, системы легитимной (законной) власти устойчивы только при наличии определенных обстоятельств, которые позволяют победить в вооруженном конфликте и добиться подчинения.

Если мы сегодня посмотрим на мир вокруг нас, то увидим следующее: какие именно военные силы способны аффективно контролировать какое-либо действие – в значительной степени зависит от территориального расположения, или места, этого действия. Такого рода зависимость военной уязвимости деятельности от физического местоположения настолько значима, что Макс Вебер определил «государство» (или «правительство») как монополию легитимного насилия на определенной территории, а не как монополию на некоторый ряд действий (что является ключевым моментом в теории Вебера).

Указанна территориальная подоплека насилия наводит на мысль о том, что важные понятия в данной сфере следует формулировать в географических терминах. Такие попытки и делаются в теории геополитики Здесь нашей задачей является разработка понятий для выявления условий, при которых на определенной территории возникает тенденция к формированию «государства», или «правительства», иными словами, условий вероятного существования правительства, для которого данная территория уязвима в военном отношении. Лишь в очень долгосрочной перспективе географически заданные возможности победы государства в действительности определяют военный контроль. Необычайная одаренность партизанского лидера, удачное предвидение действий противника, сверхъестественное упорство войск во главе с таким лидером и сходные конкретные военные условия могут принести армии победу или поражение, которых «на самом деле не должно было быть».

Такого рода географические формулировки военной уязвимости также не будут объяснять, какой именно из уязвимых пунктов армия попытается подчинить в действительности. Без особой необходимости армия, возможно, не будет расходовать ресурсы. Если две точки пространства одинаковы с точки зрения уязвимости для данной армии, но одна из них имеет месторождение алмазов или незамерзающий порт, а другая нет, мы не можем предположить, какая из них будет завоевана, исходя только из уязвимости. С этой оговоркой относительно явлений, которые не могут быть объяснены в рамках данного подхода, мы продолжим анализ военной уязвимости в целом.

Причины уязвимости

Военная уязвимость какой-либо точки пространства по отношению к действиям предполагаемого правительства может быть определена как величина военных ресурсов, которые могут быть направлены правительством в данную точку, в сравнении с вооруженными силами, которые могут быть мобилизованы другой страной. Для начала мы сосредоточимся на перемещении военных ресурсов в некоторую точку пространства.

Величина военных ресурсов, которые могут быть направлены в какую-либо точку пространства, зависит, во-первых, от величины ресурсов, контролируемых предполагаемым правительством, и, во-вторых, от возможности их перемещения в данную точку. Таким образом, эта величина зависит от распределения военных ресурсов на территории вокруг некоторой точки пространства.

Если военных ресурсов мало или если ресурсов много, но они не могут быть перемещены в определенную точку пространства из-за значительного от нее удавления либо из-за имеющихся географических барьеров, то данная точка относительно неуязвима. Если большое количество военных ресурсов может быть перемешено в данную точку с незначительными затратами, то она уязвима в высокой степени.

Предположим, что ресурсы, которые можно задействовать для военного предприятия на любой небольшой территории, пропорциональны валовому походу данной территории. Валовой доход, как правило, растет при увеличении плотности населения или дохода на душу населения. Теперь предположим, что мы способны четко определить границы территории, в пределах которой военные ресурсы могут извлекаться некоторой группой. Таким образом, мы разбиваем территорию на мелкие участки (например, графства или участки примерно таких же размеров). Если мы предположим, что доход на душу населения приблизительно равномерно распределен среди членов группы, так что на принадлежащих группе территориях на душу населения приходится приблизительно равное богатство, то величина потенциальных военных ресурсов территории i может быть оценена как

kIpi (1)

где k – коэффициент пропорциональности, I – средний доход на душу населения в группе, а pi – численность населения области i.

Исходя из идей Дэвиса. изложенных в работе «Демографическая основа национального могущества», общее могущество общества будет равно:

(2)

т. е. пропорционально сумме валовых доходов всех областей в обществе, или общему доходу. В сущности, здесь предполагается, что физическое размещение и транспортировка ресурсов не имеют отношения к тем вопросам, которые он рассматривает.

Для того чтобы переместить смертоносную, или военную, силу (killing power) в точку Po, необходимо затратить некоторые ресурсы. Предположим, что «расстояние», понимаемое как «трудность преодоления участка поверхности на данной стадии развития транспортных технологий» является однородной переменной, прямо соотнесенной с расстоянием, которое измеряется в милях, километрах или иной мерой. (На самом деле имеется существенная неравномерность и значениях данной переменной. Например, преодоление расстояния в одну милю в Пиренеях труднее, чем на равнинном участке, который, в свою очередь, представляет большую трудность для преодоления, чем одна миля в океане – для военно-морских сил…). Расстояние в милях или километрах из области i в точку Po обозначим через di.

При транспортировке военной силы на каждую единицу расстояния требуется произвести некоторые затраты. Предположим пока, что существует некая доля расходования ресурсов на милю или километр, являющаяся однородной переменной. К примеру, транспортировки ста стрелков на милю может стоить ту же сумму, что и экипировка одного стрелка. (Неравномерность, упоминаемая ранее в связи с Пиренеями, может быть учтена либо с помощью растягивания шкалы расстояния и превращения ее в шкалу «сложности поверхности», либо с помощью приписывания различным участкам пути из области i в точку Po разных величин затрат на транспортировку. Последнее, по-видимому, проще). Однако мы временно предположим, что некая постоянная доля военной силы должна быть потрачена не на убийство, а на передвижение. Затраты на транспортировку военной силы в ходе истории уменьшаются, хотя и неравномерно, причем важную роль играют изобретения и гражданские инвестиции (в железные дороги, разведение лошадей, коммерческое мореплавание и т. д.). Обозначим буквой с долю условного расходования военной силы на каждую милю.

Таким образом, через первую милю от исходной точки величина ресурсов уменьшится и (1 – с)раз, или составит (1 – с) kIpi. Теперь мы можем предположить, что только те ресурсы, которые остались после преодоления первой мили, могут быть транспортированы еще на одну милю, и так далее, что в результате дает нам функцию для определения величины войск, вышедших из точки i и достигших точки Po, следующего вида:

( 1 -c)di kIpi (3)

Или же мы можем предположить, что все ресурсы благополучно и без потерь в пути прибыли из точки i в точку Po. Транспортные расходы, как мы предполагаем, одинаковы для каждой мили', что лает нам функцию следующего вида:

( 1 -cdi)kIpi (4)

Напомним, что в этом выражении с является мерой эффективности транспортировки, выраженной втерминах соотношения ресурсов, затрачиваемых на каждую милю или километр перемещения войск; d, – расстояние от точки i до точки Po; k – коэффициент пропорциональности; I – доход на душу населения в группе, способность которой к атаке на точку Po мы оцениваем; pi – население области i, контролируемой данной группой.

Заметим, что выражения (3) и (4) имеют такую же форму, как и в наших предыдущих примерах объяснения через структуру окружения, или среды. Средовая переменная (environmental variable) Е представляет собой kIpi, т.е., величину военных ресурсов в точке i. Переводящая переменная (mapping variable) mi является функцией, переводящей эту причинную силу с другую точку – точку Pi. В выражении (3) – это (1 - с)di; в выражении (4) – это (1 – cdi).

Поскольку в данной случае наши идеи относительно компонентов средовой переменной и компонентом переводящей переменной гораздо более явны, обе выражены в терминах других переменных (население и доход для средовой переменной, расстояние и транспортные затраты для переводящей переменной). Таким образом, фундаментальная логическая структура влияний внешней среды является той же, хотя элементы представляют собой точки, а внешняя среда определяется характеристиками других точек.

Суммарная уязвимость

Складывая значения по воем участкам, занятым данной группой, мы получим величину военной силы, которую предполагаемое правительство может сконцентрировать в точке Р0, и назовем эту величину V0 уязвимостью точки Р0:

(5)

Эта функция определена для всех областей, включая находящиеся на территории страны. Фактически, как будет вскоре показано, понятие уязвимости точки пространства на территории страны по отношению к действиям ее собственного правительства приводит к появлению важных геополитических понятий. Рассмотрим расчет указанного индекса для некоторой воображаемой страны, используя в качестве k некоторую константу. Вначале используем данное вычисление для определения геополитических областей, сопредельных этой воображаемой стране, а затем покажем, что будет происходить при изменении базовых переменных.

Основные элементы вычисления данной величины представлены на рис. 1. Точки Р01 и Р02 равноудалены от центра страны А. В том предположении, что затраты на транспортировку относительно велики, V1 будет отличаться от V2 в случае, если население страны Асконцентрировано возле ее западной границы. Это можно показать, если представить, что население сильно сконцентрировано в областях 4 и 5 или, другими словами, что население р4 +p5 составляет значительную долю общего населения. Тогда вооруженные силы страны должны преодолеть меньшее расстояние из данных областей до точки P01 всравнении с расстоянием до Р02 и, так как эти области располагают большей частью населения страны, суммарные ресурсы, которые могут быть перемещены в точку Р01, будут больше, чем ресурсы, переметенные в точку Р02. Следовательно, V1 будет больше V2, или более западная точка будет более уязвима, нежели точка, расположенная ближе к востоку.

Картирование: уязвимости

Разумеется, мы можем представить значения данной функции с помощью изолиний, подобно тому как на топографических картах наносятся уровни высоты. Изолиния представляет собой линию, вес точки которой имеют одинаковое значение по какой либо переменной. Допустим, что области 4 и 5 находятся и долине реки с плотным населением земледельцев, окруженных (кроме западного направления) землями, занятыми охотниками и собирателями или другими кочевниками, т. е. территориями с низкой плотностью населения. Значение рi в областях распространения земледелия намного выше, как и общий доход в этих областях. Такое географическое распределение приводит к увеличению показателя уязвимости областей с оседлым населением, которые образуют «вершину» на карте изолиний и области земледельческих поселении. Значение индекса также увеличивается для прилегающих территорий; чем ближе они к заселенным областям,тем более они уязвимы. Насколько круто идет спад от вершины, зависит от затрат на транспортировку военной силы из заселенных равнин на невозделанные окраины, или пустоши (bush). Вообще, величина с намного выше для земледельческих сообществ, чем для индустриальных, и часто выше соответствующей величины для живущих по соседству всадников-кочевников.

Освоение земледелия в долинах страны А, как правило, приводит к переходу соответствующей области из категории с низким уровнем уязвимости, общим для всей территории (в рамках экономики охоты и собирательства), в категорию с высоким уровнем уязвимости, характерным для земледельческих и прилегающих к ним областей, с резким слалом к относительно слабо уязвимым территориям. Эта «неуязвимая территория», конечно же, неуязвима не потому, что надежно обороняется, ипотому, что сюда трудно ввести войска. Такие изолинии для нашей гипотетической страны представлены на рис. 2, причем здесь предполагается, что изолинии с одинаковым значением для страны Адо некоторой степени захватывают западные области территории страны В. <…>

Вопросы для самопроверки:

1. Как государственная власть проявляется территориально?

2. Что такое уязвимость и каковы ее причины?

3. Классификация территории государства с точки зрения уязвимости?

Семенов Вадим, современный российский геополитик.

Семенов В.
Геополитика как наука [54]

<…>

Геополитические закономерности

Если правомерно ставить вопрос о разграничении предметов политической географии и геополитики, то уместно ставить вопрос и о выявлении в последней своих закономерностей, поскольку для политической географии такие закономерности уже давно сформулированы Ф. Ратцелем.

Он исследовал истоки и причины пространственного развития государства и обнаружил устойчиво повторяющиеся явления в них, что и позволило ему выявить определенные закономерности.

Поиск закономерностей в геополитике по логике вещей должен идти по пути поиска такого же уровня устойчиво повторяющихся учений, но применительно к процессу борьбы между геополитический субъектами по поводу контроля нал географическими пространствами.

Исторически прослеживаются значительные по своим последствиям изменения в политической картине мира, наступившие в результате противоборства различных государств. Можно было наблюдать, как исчезают и возникают различные государства, как контроль над той или иной территорией переходил от одного субъекта к другому, как менялись очертании границ. Так, с периода Великой французской революции и до сегодняшнего дня политическая карта Европы менялась многократно, пространственные координаты европейских государств и их геополитические интересы претерпели глубокие изменения. То же самое происходило и в других регионах мира.

Чтобы нащупать закономерное в этих процессах, необходимо понять, в силу чего происходят эти изменения, какими сущностными характеристиками должны обладать предполагаемые закономерности. Видимыми из них являются следующие.

Во-первых, это силовые характеристики геополитического субъекта, дающие представления о тех возможностях, которыми он располагает для завоевания и удержания контроля над географическим пространством. Они могут меняться от достаточных к недостаточным и наоборот, в силу чего тот или иной геополитический субъект либо приобретает, либо теряет возможность контроля над пространством.

Во-вторых, в связи со сжатием географического пространства, повышением его ценности для геополитических субъектов оно практически никогда не остается неконтролируемым каким-либо субъектом. Они только меняются местами.

В-третьих, какой бы мощью ни обладал конкретный геополитический субъект, он не может контролировать бесконечно большие пространства. Попытки такого рода неизбежно ведут к утрате стабильности, прочности этого геополитического субъекта. Недаром все исторически известные попытки установления мирового господства каким-либо одним государством заканчивались крахом, поскольку существуют пределы самодостаточности для геополитического субъекта.

В-четвертых, выше уже говорилось, что географическое пространство обладает разными качественными характеристиками с точки зрения их значимости для человечества вообще и для геополитических субъектов в частности. В силу этого определенные географические пространства и даже географические точки могут приобретать или постоянно иметь значение ключевых. Очевидно поэтому, что контроль над тем или иным геополитическим субъектом ключевых геопространств дает ему значительное преимущество перед другими, увеличивает его мощь.

В-пятых, геополитический субъект – фактор, определяющий основные параметры геополитической ситуации. Он может быть сильным или слабым, что зависит от уровня его мощи (самодостаточности) и возможности контролировать ключевые пространства. Здесь, правда, надо заметить, что слабость геополитического субъекта – не всегда имманентная его историческая судьба. Неблагоприятное развитие можно переломить, если планировать и осуществлять политику на основе всестороннего учета динамики движения геополитических закономерностей, ставя во главу угла национальные геополитические интересы, мобилизуя весь потенциал геополитического субъекта.

Таким образом, проанализированные выше некоторые основные черты и механизм самореализации геополитической закономерности, ее структура и динамика, условия оптимизации позволяют утверждать следующее. Она представляет собой процесс высвобождения мировой политической энергии в сравнительно короткий промежуток времени, который открывает для геополитического субъекта шанс самореализации или, наоборот, упадка в ином историческом времени.

Постижение механизма самореализации геополитической закономерности образует основу выработки научной международной политики, вписывающейся в реалии наступающего века.

В обобщенном виде данные закономерности, без претензии на законченность, можно сформулировать в следующем виде:

1. Контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают признаками (элементами) самодостаточности.

2. С потерей контроля над пространством одним геополитическим субъектом его приобретает другой субъект.

3. Стабильность, устойчивость и безопасность геополитического субъекта, помимо всего прочего, достигается оптимальными размерами контролируемого ими пространства.

4. Чем шире пространство, которое контролируется одним геополитическим субъектом, тем оно с большим трудом поддается управлению, контролю со стороны данного субъекта и может привести к его неустойчивости, дестабилизации.

5. Преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые пространства и географические точки.

6. Сила или слабость геополитического субъекта являются производными от степени его самодостаточности и контроля за ключевыми пространствами и географическими точками.

Необходимо подчеркнуть, что действие геополитических закономерностей как бы создает архитектуру геополитических ситуаций, формирует их типологический вид. Но это уже предмет другого исследования, хотя и не менее важного.

Вопросы для самопроверки:

1. Как Семенов характеризует геополитические закономерности?

2. Какие основные закономерности выделяет Семенов?

Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения
производительных сил [55]

Теория поляризованного развития и концепция центров роста и концепция центров роста

<…> Большинство буржуазных регионалистов сходятся на том, что с экономической точки зрения полюс роста включает три основных элемента: 1) ведущую отрасль, обладающую высокой способностью к нововведениям; 2) серию отраслей местного и районного значения, связанную с ней систему отношений типа «затраты – выпуск». Эти отношения и служат средством передачи ведущего эффекта на все хозяйство; 3) пространственный сгусток производительных сил, обеспечивающий предприятием получение «внешней» агломерационной экономии. В результате возникает источник, в идеале способный оказывать весьма сильное воздействие на окружающую среду…

В настоящее время на первый план буржуазные ученые выдвигают инновационную функцию полюса. Это связано с общим сдвигом в понимании сущности процессов экономического роста и развития…

<…> В рамках применения соответствующей концепции создаётся принципиальная возможность учёта факторов и пространственной, и функциональной агломерации. Полюс выполняет свои функции в силу того, что он является производственным ансамблем, а также центром концентрации тех видов третичной деятельности, которые способствуют распространению роста нововведений, а также благоприятствуют изменениям структуры. <…>

Пространственный полюс – это, прежде всего, город, наделённый определёнными динамическими параметрами, он располагает мощным потенциалом роста. Характеризуя его, один из видных ученых-регионалистов, Л. Давен, отмечал, что полюс «базируется на (отрасли) промышленности, которая оказывает сильное влияние на развитие других отраслей, имеет с ними тесные производственные связи и способствует экономически эффективной концентрации». Трактовка пропульсивных отраслей как функциональной основы полюса имеет связь с объективными особенностями специализации городского хозяйства. Совершенно естественно, при прочих равных условиях два города схожих размеров, но специализирующиеся один – на старой, другой – на новой отрасли будут характеризоваться совершенно различной динамикой и, что более важно, разными перспективами развития.

Только новая, быстро развивающаяся отрасль, располагающая ёмким и растущим рынком сбыта, способна играть роль движущей силы полюса. Подобная отрасль (движущая или пропульсивная), быстро увеличивая объём производства и масштабы найма рабочей силы, оказывает сильнейшее воздействие на хозяйство полюса. За счёт межотраслевых связей она стимулирует развитие смежных производств посредством приобретения на месте элементов затрат и закупки услуг, она способствует развитию мелкого местного бизнеса, а суммарное увеличение доходов местного населения способствует развитию процесса мультипликации. Хозяйство подобного города быстро развивается, одновременно происходит неуклонное улучшение местной хозяйственной среды, возрастает совокупная внешняя экономия, которую способно получить новое предприятие, создаваемое в нём. Город становится привлекательным местом размещения в глазах предпринимателей, и постепенно возникают условия для формирования комплекса пропульсивных отраслей и соответственно для дальнейшего ускоренного развития.

Подобный полюс не только растёт сам, но и по мере роста усиливает влияние на окружающее пространство, на район, в котором он расположен. Простейшие формы влияния проявляются через товарные потоки, потоки услуг, капитала. Большую роль играют миграционные процессы, во многом зависящие от динамичности полюса. Полюс тесно взаимодействует с окружающей средой и в зависимости от собственных характеристик в той или иной степени преобразует её.

Процесс влияния, имеющий пространственное выражение, чрезвычайно многообразен. Буржуазная наука сводит его к диффузии нововведений. В случае полюсов роста диффузия приобретает характер распространения городских ценностей на ближайшее окружение города (так называемое поле города). В первую очередь речь идёт о распространении потребительских и во вторую очередь предпринимательских нововведений…

Полюс как город не может рассматриваться изолированно от всей системы расселения конкретной страны, от соответствующей системы городов. Естественно, что в рамках этой системы он взаимодействует с другими её элементами, причём характер такого взаимодействия определяется иерархическими моментами. Чем крупнее полюс, тем выше его ранг в рамках всей системы, больше его влияние на окружающую территорию.

…В связи с внедрением концепции поляризованного роста были сделаны попытки согласовать городскую иерархию с динамическими характеристиками города. Ж.-Р. Будвиль, например, предложил следующий вариант иерархии:

1. Центральные места – мелкие и средние по размерам «классические» города, специализированные на отраслях третичного сектора и обслуживающие окружающую сельскую местность.

2. Полюсы роста – промышленные города с диверсифицированной структурой хозяйства, как правило, среднего размера. Для них характерны высокие темпы роста, так как они располагают предприятиями новых отраслей промышленности. Их рост, однако, нельзя считать автономным, так как он генерируется за счёт внешних влияний.

3. Полюсы развития – крупные городские агломерации с развитой структурой хозяйства. Они имеют пропульсивные фирмы, генерируют нововведения; их рост можно рассматривать как автономный. Полюса развития оказывают влияние на весь процесс территориального развития.

4. Полюсы интеграции – многофокальные зоны роста, охватывающие две и более городских систем. Это крупные концентрации производительных сил, где постепенно формируются прямые и обратные пропульсивные связи, во многом определяющие эволюцию пространственных структур.

Обращает на себя внимание акцентирование фактора автономности роста. Для рядовых полюсов роста, несмотря на их динамичность, подобный рост не характерен. Причина здесь в том, как считает Будвиль, что они имеют динамичные предприятия, но не обладают собственными пропульсивными фирмами. С позиций теории диффузии нововведений они, несмотря на динамизм, всё же являются зависимыми элементами по линии заимствования нововведений. Поэтому их рост как бы обусловлен влиянием извне, более крупными урбанизированными образованиями…

В противоположность им полноценные полюсы, полюсы развития, обладая пропульсивными фирмами, сами выступают в роли генераторов нововведений, а, в конечном счете, генераторов экономического роста и развития. Их рост автономен, их пространственное влияние широко; будучи расположенными в каком-либо районе, они оказывают сильное воздействие на весь районный хозяйственный комплекс. Такие полюсы могут стоять во главе целой городской подсистемы, влиять на неё, передавая нововведения вниз по иерархическим ступеням. Экономическое благосостояние целых районов во многом определяется наличием подобных центров, способных внести динамику в его хозяйственную структуру. <…>

Внедрение концепции центра роста в практику региональной политики имело место в конце 50-х гг. ХХ в… С самого начала поляризованный рост ассоциировался с возможностями повышения эффективности региональной политики, и прежде всего политики развития отсталых районов. Развитие районов за счёт внутрирайонной концентрации, первоочередного стимулирования наиболее важных и перспективных центров на их территории – вот как характеризовалась в то время сущность данной концепции. При этом констатировались преимущества пространственной концентрации капиталовложений, прежде всего в инфраструктуру, так как это позволяет быстро добиться создания внушительных масштабов «внешней» экономии, за счёт которой в немногие привилегированные центры отсталых районов автоматически двинулись бы частные инвестиции. В такой трактовке чувствуется ещё стремление найти какой-то компромисс с концепцией «сильного толчка», основанной на теории сбалансированного роста и акцентирующий первоочередные инвестиции в инфраструктуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.