КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды, типы и функции предприятий сферы обслуживания, их служб
Исходные данные к выполнению работы Порядок сдачи и защиты курсовой работы Выполненную и оформленную курсовую работу студенты сдают на кафедру для проверки. Срок сдачи курсовой работы определяется учебным графиком. При получении положительной рецензии студент допускается к защите курсовой работы. Если рецензия предусматривает доработку курсовой работы, то в соответствии с замечаниями рецензента студент исправляет работу и сдает на повторное рецензирование с обязательным сохранением первоначального варианта курсовой работы. Защита курсовой работы принимается комиссией в составе 2-3 человек (преподавателей кафедры). На изложение содержания курсовой работы студенту отводится 3-5 минут, после чего члены комиссии задают вопросы по теме курсовой работы. Оценка за курсовую работу производится по результатам защиты с учетом качества выполнения основных разделов работы. Методические указания по разработке презентации даны в приложении 6.
Исходными данными к проекту являются: 1. Нормативные документы по проектированию, типовые нормы и нормативы для предприятий сферы обслуживания 2. Научно- методическая литература по курсу. 3. Настоящие методические указания.
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА План: 1. Особенности предприятий сферы обслуживания. 2. Виды и типы предприятий сферы обслуживания. 3. Функции предприятий сферы обслуживания. 4. Производственная структура предприятия сферы обслуживания и ее основные элементы.
В отечественной экономической литературе сфера сервиса определяется как совокупность видов деятельности, производящих и реализующих услуги. Согласно Общероссийской классификации услуг для потребителей сфера сервиса предоставляет следующие виды услуг: бытовые, жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта, связи, физической культуры и спорта, медицинские и санаторно-оздоровительные, учреждений культуры, ветеринарные, правового характера, банков, системы образования и прочие услуги. Услуги очень разнообразны по своему содержанию, но можно отметить четыре характеристики, которые в той или иной мере присущи всем им: неосязаемость; неотделимость от источника; непостоянство качества; несохраняемость. Названные характеристики услуг требуют учета их при организации работы предприятий сферы сервиса, т.к. использование организационных подходов, оправдавших себя в материальном производстве, в сфере услуг нецелесообразно и неэффективно. Предприятия сферы услуг, а это в основном малые предприятия, имеют ряд важных особенностей с точки зрения организации производства и предоставления услуг. Во-первых, в сервисном бизнесе потребитель обычно присутствует в производственном процессе, т.е. контакт, или взаимодействие, с потребителем теснее, чем в сфере промышленного производства. Во-вторых, сфере услуг свойственна высокая степень индивидуализации обслуживания в соответствии с требованиями потребителя. В-третьих, работы в данной сфере обычно более трудоемки, чем в промышленности. Таким образом, управление производством в сервисном бизнесе труднее, чем в промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности. Учитывая перечисленные особенности сферы услуг, при разработке системы производства и предоставления услуг следует принять во внимание следующие 10 важных факторов. 1.Месторасположение предприятия сферы услуг в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами. 2.Необходимо в первую очередь руководствоваться потребностями и желаниями потребителей, а не соображениями эффективности. 3. Календарное планирование работ зависит в основном от потребителей. 4.Определение и измерение качества услуг может оказаться затруднительным. 5. Работники должны владеть навыками общения с потребителями. 6.Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса. 7. Создание запасов продукции (услуг) в периоды низкого спроса для их использования в «пиках» спроса обычно не представляется возможным. 8. Эффективность работы персонала с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой его работой. 9. Крупные предприятия в сфере услуг нетипичны. 10. Маркетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга. Предприятия, оказывающие населению сервисные услуги, достаточно разнообразны, однако их можно классифицировать по определенным признакам. Классификация предприятий сферы обслуживания необходима для того, чтобы систематизировать знания о предприятиях данной сферы; определять место и роль предприятия на рынке товаров и услуг; оценивать эффективность и сравнивать деятельность различных видов предприятий; учитывать особенности функционирования различных типов предприятий при организации новых и анализе действующих предприятий сферы обслуживания. При классификации предприятий сферы обслуживания используются как общие признаки классификации, так и специфические, присущие только сфере сервиса. 1. Общие признаки классификации. 1.1. Форма собственности 1.1.1. Частное индивидуальное предприятие. Принадлежит гражданину на праве собственности. Имущество предприятия формируется из имущества гражданина, полученных доходов и других законных источников. 1.1.2. Частное семейное предприятие. Принадлежит членам семьи на праве общей долевой собственности или в другом порядке, предусмотренном договором между ними. 1.1.3. Частное юридического лица. Предприятия с долевым (складочным) капиталом, принадлежащим частным лицам в виде паев (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества) или пакетов акций (акционерные общества). 1.1.4. Государственное. Учреждается органами управления Российской Федерации или ее субъектов. Имущество предприятия является федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации. 1.1.5. Муниципальное. Учреждается органами местного самоуправления. Имущество предприятия образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов и других законных источников. Оно находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований. 1.1.6. Предприятие со смешанной формой собственности. Имущество принадлежит в виде пакетов акций государству и частным лицам Российской Федерации. Второй вариант подобных предприятий - имущество предприятия формируется за счет вкладов физических и (или) юридических лиц Российской Федерации и зарубежных партнеров. 1.2. Наличие прав юридического лица. 1.2.1. Юридические лица 1.2.2. Предприятие без образования юридического лица 1.3. Вид юридического лица (организационно-правовая форма предприятия) 1.3.1. Хозяйственное общество. Коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества - объединения капиталов. 1.3.2. Хозяйственное товарищество Коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.Хозяйственное товарищество – объединение лиц. 1.3.3. Производственный кооператив (артель) 1.3.4. Государственное унитарное предприятие (ГУП) 1.4. Уровень специализации 1.4.1. Специализированные предприятия сферы сервиса. Предприятия, оказывающие сервисные услуги одной отраслевой группы. 1.4.2. Комплексные предприятия сферы сервиса. Предприятия, оказывающие сервисные услуги различных отраслевых групп. 1.5. Мощность предприятия. Параметрами, которые характеризуют мощность предприятий сферы сервиса, могут быть численность работников, годовой оборот капитала, объем выручки, размеры производственной площади, пропускная способность (парикмахерские, фотоуслуги). В российской практике мощность предприятий принято характеризовать численностью персонала. 1.5.1. Микропредприятия до 15 человек 1.5.2. Малые предприятия 15-30 человек 1.5.3. Средние предприятия 30-50 человек 1.5.4. Крупные предприятия свыше 50 человек 1.6. Форма организации. 1.6.1. Предприятия с цеховой структурой. Предприятия, в составе которых выделяется полный комплекс структурных подразделений: цех —» производственный участок —» рабочее место. 1.6.2. Предприятия с бесцеховой структурой. Микро- и малые предприятия, которые в составе своей структуры выделяют только производственный участок и рабочее место либо только рабочие места. 1.7. Тип производства. 1.7.1. Предприятия с единичным типом производства. Предприятия сферы сервиса, выполняющие различные виды услуг по индивидуальным заказам клиентов. 1.7.2. Предприятия, сочетающие единичный и серийный типы производства. Предприятия сферы сервиса, выполняющие различные виды услуг по индивидуальным заказам клиентов и одновременно изготавливающие отдельные виды товаров мелкими сериями (швейные, трикотажные изделия, мебель, обувь и др.). 2. Специфические классификационные признаки. 2.1. Порядок сбора и реализации заказов. 2.1.1. Стационарные предприятия сферы сервиса. Микро- и малые предприятия, осуществляющие прием, выполнение и выдачу заказов территориально в одном месте. Например, швейное ателье, парикмахерская, фотоателье, предприятие по ремонту обуви и др. 2.1.2. Предприятия сферы сервиса с сетью приемных пунктов. Средние и крупные предприятия, имеющие централизованные производственные цехи и участки и осуществляющие прием и выдачу заказов через сеть приемных пунктов. Например, предприятия химической чистки и крашения одежды, прачечные. 2.1.3. Выездные предприятия сферы сервиса. Предназначены для обслуживания населения сельской местности, могут как выполнять часть видов услуг непосредственно на месте (парикмахерские, фотоуслуги, ремонт обуви и др.), так и осуществлять сбор заказов для выполнения услуг на средних и крупных предприятиях с централизованными производственными цехами и участками. 2.2. Время действия. 2.2.1. Предприятия круглосуточного действия. Стационарные предприятия сферы сервиса 2.2.2. Предприятия периодического действия. Выездные предприятия сферы сервиса. 2.3. Метод обслуживания потребителей. 2.3.1. Предприятия с индивидуальным обслуживанием потребителей. Прием и выдача заказов осуществляются индивидуально специально определенным работником предприятия - приемщиком заказов. 2.3.2. Предприятия, подразделения, работающие по методу самообслуживания. Клиент оплачивает услуги и сам использует оборудование, инструментарий для получения услуги. Работник сферы сервиса выступает в роли консультанта. (Химические чистки и прачечные самообслуживания, Интернет-салон). 2.3.3. Предприятия, осуществляющие прокат предметов потребления. Прокатные салоны, пункты, оказывающие услуги по выдаче на определенный срок за соответствующую плату необходимых предметов потребления. 2.4. Качество предоставляемых услуг. 2.4.1. Предприятия, оказывающие услуги разряда «люкс» (высшего класса). Характеризуются высоким классом выполнения услуг, обслуживания клиентов, высокопрофессиональным персоналом, дополнительным набором консультационных и иных видов услуг, соответствующим уровнем оформления салонов, производственных помещений, более высоким уровнем цен. 2.4.2. Предприятия, оказывающие услуги обычного уровня качества. Предприятия, оказывающие услуги с соблюдением всех требований, предъявляемых к качеству выполнения услуг и обслуживания населения, имеющие диапазон цен услуг на среднем уровне. 2.5. По степени взаимодействия с потребителем. 2.5.1. Требующие контакта с потребителем. 20% контакт с потребителем для приема и выдачи заказа, примерки. 80% производство изделия. (Ателье по пошиву одежды, обуви по индивидуальному заказу, фотосалон) 2.5.2. Требующие непосредственного участия потребителей. 90% участие потребителя в процессе производства и предоставления услуги, 10% производство части услуги. (Ресторан, гостиница, парикмахерская, школа, поликлиника). 2.5.3. Не требующие обязательного контакта с потребителем. 10% прием и выдача заказов, 90% производство услуги (Автомастерская, прачечная, химчистка, фирма по ремонту квартир). Функции, выполняемые предприятиями сферы обслуживания: 1. Оказание услуг. 2. Организация обслуживания на высоком культурном уровне. 3. Создание комфортных условий населению за счет рационализации домашнего труда и сокращения затрат им времени на эти цели. 4. Внедрение новых форм обслуживания, обеспечивающих сокращение времени оказания услуг. 5. Материально-техническое обеспечение процесса оказания услуг. 6. Осуществление руководства приемными пунктами. 7. Управление и организация труда персонала на предприятии. 8. Всестороннее развитие и рост объемов производства услуг. 9. Предпринимательство. 10. Уплата налогов и других платежей в бюджет. 11. Соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов. Функции предприятий сферы услуг конкретизируются и уточняются в зависимости от: - размеров предприятия; - видов оказываемых услуг; - степени специализации и кооперирования; - формы собственности; - взаимоотношений с местными органами власти. Структура предприятия- это деление предприятия на составные части (элементы) по тем или иным организационно-техническим признакам и формы взаимосвязей между этими элементами. По принципу удобства управления и рациональной организации производства строится производственно-административная* структура предприятия. Она предусматривает выделение в составе предприятия подразделений, которые характеризуют отдельные объекты управления, во главе каждого из которых стоит определенный руководитель: Филиал, дочернее предприятие- обособленное подразделение юридического лица; расположенное вне его местонахождения; осуществляющее все его функции или их часть по производству и реализации продукции (услуг, работ). Чаще всего филиалы не являются юридическими лицами. Филиалы действуют на основании положений, утверждаемых создающим их юридическим лицом. В уставе основного предприятия оговаривается наличие филиалов, дочерних предприятий. Во главе филиала -руководитель (директор филиала). Представительство так же, как и филиал, является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне его местонахождения. Оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; однако самостоятельной хозяйственной деятельностью не занимается. Во главе представительства стоит руководитель, который непосредственно подчиняется директору предприятия (генеральному директору, президенту компании). Производство отдельных видов продукции (выполнение работ, услуг) выделяется на крупных предприятиях, производящих различные виды продукции, или на комплексных предприятиях сферы сервиса, выполняющих различные виды услуг. Это – подразделение предприятия, как правило, предметно-специализированное, осуществляющее полный цикл производства продукции (выполнения работ, услуг), территориально обособленное, имеющее признаки хозяйственной самостоятельности, свой аппарат управления в рамках организационной структуры управления предприятием в целом; во главе - начальник производства. Цех - структурное подразделение предприятия, территориально обособленное, состоящее из поточных линий, участков, рабочих мест, как правило, специализированное по технологическому признаку, выполняющее часть технологического процесса по производству продукции (выполнения работ, услуг); во главе цеха - руководитель - начальник цеха. Цех - подразделение средних и крупных предприятий. На малых и микропредприятиях таких подразделений может не быть, и оно будет сразу делиться на производственные участки или рабочие места. Поточная линия- подразделение цеха; такое подразделение возможно на крупных предприятиях, работающих по типу массового или серийного производства. Поточная линия, как правило, предметно специализирована. Во главе поточной линии - мастер. Производственный участок- подразделение цеха (предприятия), может иметь и предметную, и стадийную, и технологическую специализацию. Чаще всего характеризуется общим воздействием на предмет труда. Во главе производственного участка - мастер участка или бригадир. Рабочее место- часть производственного пространства, наделенная всем необходимым оборудованием, инструментом, имеющая соответствующие условия труда для высокопроизводительной и качественной работы персонала. По принципу участия подразделения в производстве основной продукции (оказании основных видов услуг) строится производственно-технологическая структура предприятия. Выделяют основное производство, вспомогательное, обслуживающее хозяйство, побочное и подсобное производства. Первые три перечисленные составляющие присутствуют на любом предприятии любой сферы деятельности. На формирование производственной структуры предприятия оказывают влияние следующие факторы: • вид деятельности; • уровень специализации; • формы кооперирования; • структура технологического процесса выполнения услуги (изготовления продукции); • мощность предприятия; • широта номенклатуры выполняемых услуг.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 6149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |