Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Информационное обеспечение градостроительной деятельности. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

Тема 7. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

План:

1. Виды саморегулируемых организаций

2. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций.

3. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности.

Глава 6.1 Градостроительного кодекса РФ была введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон определил специфику формирования саморегулируемых организаций для организаций строительной отрасли.

В 2010 г. в эту главу были внесены изменения Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1. Предупреждение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО.

2. Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Виды саморегулируемых организаций:

- основанные на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания;

- основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

- основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна быть создана в форме некоммерческого партнерства (ч. 1 ст. 55.2 ГрК РФ). Документы, необходимые для получения статуса саморегулируемой организации, устанавливаются Градостроительным кодексом и пунктами 1–6 части 8 статьи 20 Федерального закона № 315-ФЗ (ч. 2 ст. 55.2 ГрК РФ). Не допускается требовать иные документы для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр СРО (ч. 3 ст. 55.2 ГрК РФ).

Членство в СРО обязательно при выполнении работ по инженерным изысканиям, проектированию или строительству. Минимальное количество членов саморегулируемой организации (ст. 55.4 ГрК РФ):

- для изыскателей и проектировщиков – 50 членов;

- для строителей – 100 членов.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов (ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ).

В случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения.

В качестве способа обеспечения имущественной ответственности предусмотрено формирование компенсационного фонда. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд (ст. 55.4 ГрК РФ):

1. Для изыскателей и проектировщиков – 500 тыс. рублей. При установлении СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности – 150 тыс. рублей.

2. Для строителей – 1 млн рублей. При установлении СРО требований к страхованию ее членами гражданской ответственности – 300 тыс. рублей.

Федеральным законом № 240-ФЗ были предусмотрены дополнительные требования к формированию компенсационного фонда для организаций, осуществляющих организацию подготовки проектной документации и организацию строительства. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации в зависимости от планируемой стоимости организации работ по одному договору (ч. 6 ст. 55.16 ГрК РФ).

Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства в зависимости от планируемой стоимости объекта капитального строительства, организацию работ на котором планирует осуществлять член СРО (ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ):

В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда СРО средства этого фонда размещаются на депозиты в российских кредитных организациях (ч. 4 ст. 55.16 ГрК). (Ред. 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ была предусмотрена возможность размещения средств компенсационного фонда в любых активах за исключением размещения на банковских счетах членов такой СРО и инвестирования в их ценные бумаги.)

В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда саморегулируемой организации подлежат зачислению на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства указанного компенсационного фонда таким же образом, как и саморегулируемые организации (ч. 8 ст. 55.16 ГрК РФ).

Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить (ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ):

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также – свидетельство о допуске), – документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) правила контроля в области саморегулирования – документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить (ч. 2 ст. 55.5 ГрК РФ):

1) стандарты саморегулируемых организаций – документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;

2) правила саморегулирования – документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам должны быть определены в отношении каждого вида работ или видов, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности саморегулируемой организации (ч. 5 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать минимальные требования (ч. 6, 8, 8.1, 8.2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ):

1. Требование о наличии работников у юридического лица или у индивидуального предпринимателя:

2. Требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые могут выполняться им самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем 5 лет.

3. Требование к повышению квалификации не реже чем один раз в 5 лет указанными работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

(Положение о необходимости проведения аттестации введено Федеральным законом № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ предусматривалось только повышение квалификации не реже чем один раз в 5 лет.) Федеральным законом № 240-ФЗ были введены дополнительные квалификационные требования к организациям, осуществляющим организацию подготовки проектной документации и организацию строительства. Минимальные требования к организациям, осуществляющим организацию подготовки проектной документации (ч. 8.1 ст. 55.5 ГрК РФ):

1. Наличие по месту основной работы трех и более работников, имеющих высшее профессиональное образование, стаж их работы по специальности должен составлять не менее чем 5 лет.

2. Наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 10 лет.

3. Указанные работники должны проходить повышение квалификации не реже чем один раз в 5 лет.

Минимальные требования к организациям, осуществляющим организацию работ по строительству (ч. 8.2 ст. 55.5 ГрК РФ):

1. Наличие по месту основной работы пяти и более работников, имеющих высшее профессиональное образование, стаж их работы по специальности должен составлять не менее чем 5 лет.

2. Указанные работники должны проходить повышение квалификации не реже чем один раз в 5 лет.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности этих объектов устанавливаются Правительством РФ.

Федеральным законом 148-ФЗ было установлено, что Правительством РФ устанавливаются требования к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Требования к выдаче свидетельств о допуске могут содержать (ч. 7 ст. 55.5 ГрК РФ):

1. Требование о наличии у организации имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ в любой форме владения.

2. Требование о достижении положительных результатов проверки квалификации работников организации.

Для приема в члены СРО организация представляет в СРО следующие документы:

1) заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

2) копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

3) документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

4) копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.

В срок не позднее 30 дней со дня получения документов СРО осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме организации в члены СРО и о выдаче свидетельства о допуске или об отказе в приеме.

Основаниями для отказа в приеме организации в члены СРО являются:

1) несоответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) непредставление организацией в полном объеме документов, предусмотренных данной СРО для вступления;

3) наличие у организации выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении на вступление в СРО.

Организация имеет право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Член СРО, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы в случае, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость, в соответствии с которой этим членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд. Количество договоров, которые могут быть заключены членом СРО, не ограничивается (ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется без взимания платы (ч. 9 ст. 55.8 ГрК РФ).

Сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена СРО к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов СРО соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена СРО к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к указанным работам (ч. 18 ст. 55.8 ГрК РФ).

Организация вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 55.8 ГрК РФ). На другие виды работ организация может получать допуск в СРО того же вида.

Саморегулируемая организация может выдавать свидетельства о допуске к работам только в отношении видов работ, которые отнесены к сфере деятельности саморегулируемой организации решением общего собрания членов этой СРО (ч. 4.1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО, если они соответствуют требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам (ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ).

Лицу, принятому в члены СРО, выдается свидетельство о допуске в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ).

Организация, являющаяся членом СРО, не вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если ею не соблюдается хотя бы одно из требований указанной СРО к выдаче свидетельства о допуске к этим работам (ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ).

При приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся на дату приобретения указанного статуса членами такой некоммерческой организации, не получают свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанные лица обязаны получить такие свидетельства о допуске в срок не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации (ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ).

Член саморегулируемой организации может подать в свою СРО заявление о внесении изменений в действующее свидетельство о допуске. При заявлении дополнительных видов работ к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам (ч. 10 ст. 55.8 ГрК РФ).

Если организация дополнительно хочет внести в свидетельство о допуске работы по организации подготовки проектной документации или организации строительства, ей необходимо увеличить свой взнос в компенсационный фонд до минимального размера взноса, необходимого для получения свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 10.1 ст. 55.8 ГрК РФ, введена Федеральным законом № 240-ФЗ в связи с установлением дополнительных требований для получения свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и организации проектирования).

Отказ во внесении изменений в свидетельство о допуске допускается только по следующим основаниям (ч. 11, 12 ст. 55.8 ГрК РФ):

1) несоответствие организации требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам;

2) непредставление организацией в полном объеме документов, подтверждающих ее соответствие требованиям к выдаче свидетельств к указанным работам;

3) невнесение взноса в компенсационный фонд СРО в случае, если организация заявляет работы по организации подготовки проектной документации или по организации строительства (введен Федеральным законом № 240-ФЗ).

СРО в течение 30 дней осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о внесении изменений в свидетельство о допуске или об отказе во внесении данных изменений с указанием причины отказа. В течение трех рабочих дней после принятия решения о внесении изменений в свидетельство СРО выдает члену СРО свидетельство о допуске взамен ранее выданного, а также вносит в реестр членов СРО необходимые сведения и направляет их в орган надзора за саморегулируемыми организациями (ч. 13, 14 ст. 55.8 ГрК РФ).

Действие свидетельства о допуске к работам прекращается в отношении определенного вида или видов работ:

1) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, принятому на основании заявления члена СРО;

2) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления СРО при установлении факта наличия у члена СРО выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

3) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления СРО в случае неустранения членом СРО в установленный срок выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске члена СРО к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено;

4) по решению суда;

5) в случае прекращения членства в саморегулируемой организации;

6) по решению общего собрания членов саморегулируемой организации в случае применения меры дисциплинарного воздействия;

7) в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (введен Федеральным законом № 240-ФЗ).

Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из СРО. В данном случае членство организации в СРО прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена СРО о добровольном прекращении его членства в этой организации (установлено Федеральным законом № 240-ФЗ. Федеральным законом№ 148-ФЗ не был определен порядок добровольного выхода организаций из СРО);

2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению СРО (в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Данный пункт уточняет, что исключение из членов саморегулируемой организации возможно только по решению самой СРО).

3) смерти индивидуального предпринимателя – члена СРО или ликвидации юридического лица – члена СРО.

Саморегулируемая организация принимает решение об исключении организации из членов СРО в случае (ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ):

1) несоблюдения членом СРО требований технических регламентов, повлекшего за собой причинение вреда;

2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;

3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов;

4) невнесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;

5) отсутствия у организации свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением случая, когда некоммерческое партнерство только получает статус саморегулируемой организации).

Решение об исключении организации из членов СРО принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. Только в случае отсутствия у организации свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, решение об исключении из членов СРО может быть принято постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО (ч. 3 ст. 55.7 ГрК РФ).

Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации за исключением случаев, когда вид работ, свидетельство о допуске к которому получено данной организацией, исключен из перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 4 ст. 55.7 ГрК РФ, в редакции Федерального закона № 240-ФЗ, ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ не предусматривался возврат уплаченных взносов).

Общее собрание членов СРО является высшим органом управления саморегулируемой организации.

К исключительной компетенции общего собрания членов СРО относятся следующие вопросы:

1) утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений;

2) избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;

3) избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, досрочное прекращение полномочий такого руководителя;

4) установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты;

5) установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядка его формирования, определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. При этом размеры взносов в компенсационный фонд СРО устанавливаются в размере не ниже минимальных размеров взносов в компенсационный фонд СРО (в ред. Федерального закона № 240-ФЗ);

6) утверждение документов, которые саморегулируемая организация обязана разработать, а также стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

7) принятие решения об исключении из членов саморегулируемой организации;

8) принятие решения о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае применения меры дисциплинарного воздействия;

9) принятие решения об участии саморегулируемой организации в некоммерческих организациях, в том числе о вступлении в ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, торгово-промышленную палату, выходе из состава членов этих некоммерческих организаций;

10) определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации;

11) установление компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации и порядка осуществления им руководства текущей деятельностью саморегулируемой организации;

12) принятие иных решений, которые в соответствии с Градостроительным кодексом, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами и уставом некоммерческой организации отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО формируется из числа членов саморегулируемой организации. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО осуществляет руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации и подотчетен общему собранию членов саморегулируемой организации. К компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относится решение вопросов, которые не относятся к компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации и компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации, а также вопросы, предусмотренные Федеральным законом № 315-ФЗ. Постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО вправе создавать подотчетные ему иные органы саморегулируемой организации и передавать им осуществление отдельных полномочий, если создание таких органов предусмотрено уставом некоммерческой организации или решениями ее высшего органа управления.

Срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации не может превышать два года (в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ было предусмотрено, что одно и то же лицо не может быть руководителем постоянно действующего коллегиального органа управления СРО два срока подряд. Новой редакцией это ограничение было снято).

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относится руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов (статья 55.13 Градостроительного кодекса РФ).

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Установлено право СРО осуществлять контроль соблюдения технических регламентов, что не было ранее предусмотрено Федеральным законом № 148-ФЗ).

Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.

Порядок проведения контроля за деятельностью своих членов устанавливается в соответствии с требованиями Федерального закона № 315-ФЗ. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений (статья 55.14 Градостроительного кодекса РФ).

Саморегулируемая организация имеет право рассматривать жалобы на действия своих членов. Такие жалобы и обращения, поступившие в саморегулируемую организацию, подлежат рассмотрению в месячный срок со дня их поступления.

При рассмотрении жалобы на действия члена саморегулируемой организации на заседание соответствующего органа саморегулируемой организации должны быть приглашены лицо, направившее такую жалобу, и член саморегулируемой организации, на действия которого направлена такая жалоба.

Решение, принятое по результатам рассмотрения этой жалобы или этого обращения, направляется лицу, их направившему.

В случае выявления в результате рассмотрения жалобы на действия члена саморегулируемой организации нарушения им требований технических регламентов или нормативных документов СРО в отношении такого члена применяются меры дисциплинарного воздействия.

Также в случае обнаружения саморегулируемой организацией факта нарушения членом такой СРО требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства СРО обязана уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:

1. Вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки.

2. Вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения.

3. Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ. Приостановление действия свидетельства о допуске в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоблюдения членом СРО требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней. В этот период член СРО вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, и обязан уведомить об их устранении саморегулируемую организацию, которая в срок не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня уведомления обязана осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения.

4. Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ.

5. Исключение из членов саморегулируемой организации.

Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

Саморегулируемая организация в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», обязана размещать на своем сайте в сети Интернет следующую информацию и документы:

1) наименование, адрес (место нахождения) и номера контактных телефонов саморегулируемой организации;

2) наименование, адрес и номера контактных телефонов органа надзора за саморегулируемыми организациями;

3) наименование, адрес (место нахождения) и номера контактных телефонов некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация;

4) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации;

5) реестр членов саморегулируемой организации;

6) размер и порядок формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, перечень выплат из средств этого фонда, осуществленных по обязательствам своих членов;

7) размеры вступительного и регулярных членских взносов и порядок их уплаты;

8) документы, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

9) состав постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

В реестре членов саморегулируемой организации в отношении каждого ее члена должны содержаться следующие сведения (ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ):

1) идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства;

2) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске;

3) сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация в день выдачи члену СРО свидетельства о допуске к работам, в день принятия решения о внесении изменения в свидетельство о допуске, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске размещает на своем сайте в сети Интернет соответствующую информацию, вносит сведения в реестр членов СРО и направляет в орган надзора за СРО уведомление о принятом решении.

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре СРО, подлежат размещению на официальном сайте органа надзора за СРО в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления бесплатно (ч. 3 ст. 55.18 ГрК РФ).

В государственный реестр СРО вносятся следующие сведения в отношении каждой саморегулируемой организации (ч. 2 ст. 55.18 ГрК РФ):

1) наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона саморегулируемой организации;

2) вид саморегулируемой организации;

3) перечень видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности саморегулируемой организации;

4) сведения о членах саморегулируемой организации (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства);

5) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и о допуске к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство (в отношении каждого члена саморегулируемой организации);

6) сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).

Внесение в государственный реестр СРО сведений о саморегулируемой организации и членах СРО, исключение таких сведений осуществляется органом надзора за СРО соответственно в течение семи рабочих дней со дня предоставления необходимых документов и в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о принятых СРО решениях относительно членов СРО (выдача свидетельств о допуске, о внесении изменений в свидетельство, о приостановлении, возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства), о принятых общим собранием членов или постоянно действующим коллегиальным органом решениях (ч. 4 ст. 55.18 ГрК РФ).

В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований Градостроительного кодекса в части принятия ею решений, уведомление о которых получено органом надзора за СРО, данный орган надзора приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр СРО и в течение трех рабочих дней со дня получения таких уведомлений направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения. В течение десяти дней со дня получения данного предписания органа надзора за саморегулируемыми организациями саморегулируемая организация обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом орган надзора за СРО или обжаловать данное предписание в арбитражный суд (ч. 5 ст. 55.18 ГрК РФ, в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ не предусматривался срок, в течение которого орган надзора за СРО должен направить в СРО предписание об устранении нарушения).

В случае непоступления в саморегулируемую организацию предписания об устранении ею выявленного нарушения при принятии ею решений, уведомление о которых получено органом надзора за СРО, в течение десяти дней со дня получения органом надзора указанных уведомлений такие решения считаются вступившими в силу (ч. 5.1 ст. 55.18 ГрК РФ, введена Федеральным законом № 240-ФЗ).

Член саморегулируемой организации или саморегулируемая организация обязаны уведомить в письменной форме об изменении сведений орган надзора за СРО и одновременно представить соответствующие документы. В течение трех дней со дня получения указанных уведомлений и документов орган надзора за саморегулируемыми организациями вносит соответствующие изменения в государственный реестр (ч. 6 ст. 55.18, в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ не предусматривался срок, в течение которого орган надзора за СРО должен внести изменения в государственный реестр СРО).

Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, изменение таких сведений осуществляются без взимания платы (ч. 7 ст. 55.18 ГрК РФ).

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в иных предусмотренных федеральными законами формах контроля (ч. 1 ст. 55.19 ГрК РФ, в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ предусматривалось осуществление контроля за СРО только путем проведения плановых и внеплановых проверок).

Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО является соблюдение ею требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами. Саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за СРО по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится один раз в два года.

Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации может проводиться:

- в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок ее деятельности;

- на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В случае поступления в орган надзора за СРО уведомления Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений физических и юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части:

- несоответствия установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

- несоблюдения СРО установленных ею требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- отсутствия у СРО компенсационного фонда, сформированного с учетом положений Градостроительного кодекса;

- необеспечения СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение 20 дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении (ч 6.1 ст. 55.19 ГрК)

В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований законодательства орган надзора за СРО направляет в саморегулируемую организацию одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки.

Указанное предписание может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд.

В случае неисполнения саморегулируемой организацией требований, необходимых для получения статуса СРО, требований к формированию компенсационного фонда СРО и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за СРО вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (п. 7 ст. 55.19 ГрК РФ).

Национальные объединения саморегулируемых организаций объединяют саморегулируемые организации на основе обязательного членства. Саморегулируемая организация становится членом национального объединения со дня внесения сведений о ней в государственный реестр СРО. В течение 30 дней СРО обязана оплатить вступительный взнос в национальное объединение (ч. 5.1 ст. 55.20 ГрК РФ, введена Федеральным законом № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ не предусматривалось мгновенное вступление в национальное объединение, решение о вступлении в национальное объединение принималось общим собранием членов СРО).

Саморегулируемая организация исключается из членов национального объединения в случае исключения сведений о ней из государственного реестра СРО (ч. 5.2 ст. 55.20 ГрК РФ)

Виды национальных объединений:

1. Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.

2. Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

3. Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Может быть создано только одно национальное объединение соответствующего вида (ч. 2.1 ст. 55.20 ГрК РФ, введена Федеральным законом № 240-ФЗ).

Основными функциями национальных объединений СРО являются:

1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

2) представление интересов СРО в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов (в ред. Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ не предусматривалось рассмотрение национальным объединением жалоб на действия саморегулируемых организаций);

6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.

Национальные объединения саморегулируемых организаций не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением некоторых случаев (в редакции Федерального закона № 240-ФЗ. Федеральным законом № 148-ФЗ предусматривалось, что национальное объединение не может вмешиваться в деятельность СРО ни при каких условиях).

В случае выявления национальным объединением допущенных саморегулируемой организацией нарушений в части несоответствия саморегулируемой организации требованиям Градостроительного кодекса и иных нормативных актов национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также направляет соответствующее уведомление и копии указанных документов в орган надзора за СРО (ч. 10 ст. 55.20 ГрК РФ).

Всероссийский съезд саморегулируемых организаций является высшим органом управления Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида (далее – Национальное объединение). Съезд созывается не реже чем один раз в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Каждая СРО при принятии решения имеет один голос. Все СРО имеют равные права и равное представительство на съезде.

Всероссийский съезд саморегулируемых организаций:

1) принимает устав Национального объединения и утверждает внесение в него изменений;

2) формирует состав совета Национального объединения, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета;

3) избирает президента Национального объединения саморегулируемых организаций, определяет его полномочия. Президент избирается сроком на два года. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Национального объединения саморегулируемых организаций два срока подряд;

4) определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения исходя из численности и вида саморегулируемых организаций;

5) утверждает смету расходов на содержание Национального объединения;

6) утверждает отчеты совета Национального объединения, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения;

7) избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения;

8) утверждает регламент съезда;

9) определяет место нахождения совета Национального объединения;

10) осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения функции.

Решения по вопросам избрания президента Национального объединения саморегулируемых организаций, определения размеров отчислений саморегулируемых организаций

на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций считаются принятыми, если за такое решение проголосовало более половины саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 55.21 ГрК).

План:

1. Понятие и порядок введения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

2. Органы, осуществляющие ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

1. Виды ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

2. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования.

3. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

4. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций.

Предписания об информационном обеспечении градостроительной деятельности развивают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, служат основательной правовой базой для их реализации, отражают направленность современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни горожан.

За последнее десятилетие создана разветвленная законодательная и иная нормативно-правовая база информационного обеспечения общественных отношений.

Согласно ст. 7 ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др.;

о фактах нарушения прав и свобод граждан;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности предусматривается также в ст. 11, 15, 20, 24, 28, 31, 32, 45 и 46 ГрК РФ.

Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены в ст. 56 ГрК РФ, в контексте с содержанием которой можно уяснить требования ГрК РФ.

Базой применения ст. 56 и 57 и других норм ГрК РФ, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч. 4 и 5 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, приводимые выше. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Имеющими отношение к этим нормам могут считаться ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и соответствующая Декларация РФ 1991 г., Резолюция Генеральной ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», Всемирная хартия природы 1982 г., Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду.

Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию» 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. N 833 «Об участии делегации РФ в работе 4 Общеевропейской конференции «Окружающая среда для Европы на уровне министров (г. Орхус, Дания, 23-25 июня 1998 года)» - СЗ РФ 1998 N 27, ст. 3246). Не будучи для нас обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

В связи с принятием гл. 7 ГрК РФ были внесены изменения в ст. 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: органам местного самоуправления муниципального района и городского округа передано ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.

Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч. 9 комментируемой статьи относятся также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Оно согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.

Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество (СЗ РФ 2004 N 49, ст. 4897). Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти покажет практика.

Меры по усилению гласности и распространению информации, в том числе о состоянии окружающей среды, принимаются.

После поступления материалов на государственную экологическую экспертизу они должны быть размещены на официальном интернет-сайте МПР России с указанием:

1. Сведений о характере планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности;

2. Предполагаемых сроков проведения экспертизы.

Руководителям территориальных органов поручается размещать на своих сайтах информацию об объектах экспертизы и сроках ее проведения.

Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается в ст. 5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

Наступление того или иного вида ответственности за нарушение градостроительного законодательства из числа названных в комментируемой статье видов ответственности зависит от характера правонарушения, его тяжести, наступивших последствий. Конкретные меры ответственности устанавливаются нормами специальных законов. В ряде случаев возможно наступление для одного лица одновременно нескольких видов ответственности - например, наряду с привлечение к уголовной ответственности предъявление к данному лицу гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.

Возмещение имущественного ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью людей осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) установлены общие основания ответственности за причинение вреда, а Градостроительный кодекс РФ статьях 59-61 предусматривает нормы, дополняющие и развивающие положения ГК РФ применительно к порядку возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на различных стадиях градостроительной деятельности.

За правонарушения, связанные с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Так, административная ответственность предусмотрена статьей 9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

За нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностное лицо - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда (ст. 9.4 КоАП РФ).

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет согласно ст. 8.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Организации, осуществляющие градостроительную деятельность, обязаны выполнять предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также выполнять требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Невыполнение этих обязанностей согласно ст. 20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Особые требования предъявляются к строительству и эксплуатации объектов тех отраслей народного хозяйства, которые могут представлять особую опасность для жизни и здоровья человека. За нарушение этих требований установлены и специальные меры административной ответственности. Так, согласно ст. 9.9 КоАП РФ ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Установлены также административные наказания за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение или такая лицензия обязательны (ст. 13.3 КоАП РФ), нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения (ст. 13.4 КоАП РФ), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7 КоАП РФ), строительство или эксплуатацию сооружений связи без специального разрешения (ст. 13.9 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность налагается в порядке служебной подчиненности по месту трудовой деятельности виновных лиц. Такая ответственность может быть применена к рабочим и служащим за неисполнение ими своих должностных обязанностей, которые повлекли нарушение градостроительного законодательства.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Если несоблюдение градостроительных норм и правил повлекло тяжкие последствия, такие как причинение вреда здоровью людей или гибель людей, причинение крупного имущественного ущерба, и эти действия подпадают под состав преступления, предусмотренного статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Так, часть вторая ст. 109 УК РФ устанавливает ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а часть третья этой статьи - причинение смерти по неосторожности двум или более лицам; в обоих случаях в качестве наказания, кроме ограничения или лишения свободы, может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Часть вторая ст. 118 УК РФ устанавливает аналогичную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Уничтож

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства | Интернет-ресурсы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.