КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Рефлекторная природа трудовой деятельности человека
ПЛАН ЛЕКЦИЯ 5 ТЕМА: Методологическая сущность экономического механизма регулирования земельных отношений 1. Роль экономического механизма в регулировании земельных отношений 2. Понятие экономического механизма 3. Понятие хозяйственного механизма 4. Планирование производства 5.Цена (ценовая политика государства) 1.Методологическая сущность экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства в переходный период к рынку в экономике России является крайне противоречивым и болезненным. Несмотря на крупные преобразования в формах собственности, организации и управлении АПК, продолжается спад производства и потребления основных продуктов питания, ухудшается материально-техническое обеспечение и финансовое положение большинства предприятий, что подрывает воспроизводственный потенциал агропромышленного комплекса. Одна из главных причин кризисного состояния кроется в отсутствии эффективно функционирующего экономического механизма регулирования сельскохозяйственного производства, адекватно отражающего развитие рыночных отношений в аграрной сфере. В сложившихся условиях важнейшим направлением повышения эффективности агропромышленного производства и стабилизации экономики в целом является создание экономического механизма, способствующего как можно более эффективному использованию, находящихся в распоряжении АПК ресурсов. С переходом к рынку необходимо комплексное развитие экономического механизма, отвечающее тем глубоким изменениям, которые происходят в экономике. Мировая практика регулирования воспроизводственного процесса в АПК опирается на рыночный экономический механизм, дополняемый активной протекционистской поддержкой сельского хозяйства, более широкого участия государства в поддержании села и стабилизации социально-экономической ситуации во всей системе агропромышленного производства. 2. Сложность современного этапа реформирования аграрной сферы заключается в отсутствии обоснованных связей между основными структурно-образующими элементами экономического механизма, с одной стороны, и формирующимся характером рыночных взаимоотношений, - с другой. Для решения вышеназванной проблемы целесообразно вначале рассмотреть содержание самой категории «экономический механизм». Так, А.Н.Масюк характеризует экономический механизм как «систему взаимосвязанных приемов, методов и стимулов регулирующих отношения в сфере производства, обмена, распределения, потребления и накопления» Ю.Курбатов понимает экономический механизм как «конкретное выражение, обусловленных законами рынка отношений во взаимодействии с производительными силами, представляющими собой основанную на интересах совокупность объективно-обусловленных рычагов и инструментов, а также соответствующих организационно-экономических форм комплексного их использования в области регулирования и стимулирования воспроизводственного процесса в комплексе» Группа экономистов-аграрников В.Р. Боев, В.Ф. Машенков, А.Ф. Серков определяют экономический механизм как «совокупность методов и форм воздействия на экономические интересы товаропроизводителей», который, «должен быть направлен на обеспечение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью, поддержание необходимой доходности сельского хозяйства и т.д.». И.С.Шатилов к определению экономического механизма подходит более упрощенно, считая его «системой экономических стимулов и рычагов управления». В.А.Тихонов рассматривает экономический механизм еще более конкретно - как «систему экономических регуляторов производства продукции и правил их применения». Но такие подходы в определенной мере сужают содержание понятия экономического механизма. Развитие любого способа производства, как известно, происходит путем постоянного разрешения противоречий между характером и уровнем развития производительных сил и существующими производственными отношениями. Собственность, определяя целевой характер последних, проявляется в реальных отношениях хозяйствования. В свою очередь экономический механизм также тесно связан с производственными отношениями, которые непосредственно примыкают к практике. Положение о том, что экономический механизм непосредственно связан с отношениями собственности, имеет принципиальное значение для определения взаимодействия между факторами производства и экономическими отношениями. Представляется, что их согласование и осуществляется посредством экономического механизма. С его помощью общество может последовательно организовывать движение к поставленным целям на основе сознательного использования экономических законов, проявляющихся через действия людей. На каждом этапе исторического развития разрабатывается и формируется новый экономический механизм исходя из понимания требований и действия экономических законов. Поэтому можно рассматривать экономический механизм как регулируемую экономическими законами конкретную категорию жизни общества, целостную систему хозяйствования, направленную на пропорциональное развитие сельского хозяйства и других отраслей АПК. То есть, экономический механизм регулирования агропромышленного производства можно определить как способ его функционирования посредством сложной строго субординированной системы организационных структур, форм и методов социально-экономического управления, которое обеспечивает развитие АПК в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Главной задачей экономического механизма является обеспечение организационного единства АПК, эффективности производства. 3.Следует различать понятия «экономический механизм» и «хозяйственный механизм». Хозяйственный механизм имеет более широкий спектр воздействия, чем экономический. Они соотносятся как целое и частное, то есть представляют собой систему, основанную на единстве и взаимосогласованности. Хозяйственный механизм можно определить как способ функционирования экономики в целом, со свойственными ему формами, методами, экономическими стимулами и правовыми нормами. Экономический механизм при этом следует рассматривать через призму производственной деятельности непосредственно предприятия как первичного звена экономики. Экономический механизм предполагает систему экономических рычагов воздействия на хозяйственную деятельность предприятий. 4. Важнейшим условием повышения эффективности производства является планирование производства. Переход к рыночным отношениям на одно из первых мест выдвинул вопрос соотношения плана и рынка, поскольку долгое время подчеркивалась несовместимость этих понятий. С развалом системы планирования произошел переход на натуральный товарообмен, хаос в реализации в продукции и т.д. С устранением обязательного государственного планирования положение в сельском хозяйстве существенно изменилось. В настоящее время оно функционирует на принципах самоокупаемости и самофинансирования расширенного воспроизводства, что существенно влияет на эффективность сельскохозяйственного производства. С получением свободы в планировании своей деятельности предприятия из простых исполнителей превращаются в активных субъектов хозяйствования. Безусловно, нельзя отказаться и от государственного планирования, но оно должно носить индикативный характер (программа, прогноз). Среди существенных принципов индикативности планирования можно отметить следующие: - рекомендательный необязательный характер показателей плановых документов, ориентирующее их назначение, - добровольность выбора одного из вариантов предлагаемого решения или неучастия в плановых мероприятиях, - возможность последующего оформления индикативных плановых показателей дополнительными соглашениями, договорами, контрактами или другими формами взаимных обязательств. О преимуществах рыночного механизма хозяйствования перед административно-плановым убедительно писал крупный экономист Д.Гэлбрейт: «... особенность рынка состоит в том, что он уравнивает предложение и спрос с помощью определенной цены. Как только возникает излишек предложения над спросом в результате падения цены создается стимул для покупателей, ограничивается предложение и, таким образом, устраняется излишек, если обнаруживается кратковременная нехватка товара, в следствии повышения цены стимул Экономические рычаги Хозрасчет, коммерческий расчет Заработная плата Фонды экономического стимулирования Фонды, распределяемые централизованно Страхование Экономические санкции и другие. Рычаги экономического механизма получают поставщики, сокращается активность покупателей и таким образом устраняется нехватка». Планирование, как свидетельствует мировой опыт, не содержит в себе аналогичного уравновешивающего механизма. При планировании необходимо обеспечить такое положение, при котором расчетное предложение равнялось бы прогнозируемому спросу, иначе могут возникнуть проблемы роста товарных запасов или дефицита товаров, последствия этих негативных явлений хорошо известны. Таковы могут быть результаты планирования при использовании административных методов без учета действия рыночного закона спроса и предложения. В условиях достаточно развитых рыночных отношений все товаропроизводители имеют исходно равные условия реализации продукции. Экономический успех товаропроизводителя связан только с тем, насколько эффективно ведется производство, каково качество продукции. На рынке главным объектом выступает именно покупатель, который диктует условия поведения всем производителям, заставляя их снижать издержки производства, повышать качество продукции и снижать цену продукции, не пользующейся спросом. Таким образом, только рынок позволяет выявить все многообразие существующих и постоянно меняющихся потребностей общества и выступает мощным регулятором эффективности производства. Вместе с тем, рыночная экономика не может эффективно функционировать без элементов планирования и прогнозирования. К сожалению, в России смена социально-экономических ориентиров привела к отходу от использования многих рациональных методов управления, в том числе планирования. И в условиях рынка любая хозяйственная деятельность должна предусматривать определение конечной ее цели, способы и механизмы их достижения, последовательность выполнения. Планирование является неотъемлемым элементом осуществления любой целенаправленной деятельности. Потребность в использовании плановых методов для эффективного функционирования агропромышленного производства предопределена специфическими особенностями сельского хозяйства. Характер экономических отношений определяет его формы и методы Соотношение плановых и рыночных методов должно решаться по принципу: рынок насколько возможно, план насколько необходимо. Это позволит использовать значительное количество вариантов соотношения «плана и рынка», которые будут функционировать как взаимодополняющие элементы экономического механизма, направленного на решение таких задач, как поддержание конкурентноспособности АПК на национальном рынке и обеспечение эффективности и социальной направленности сельскохозяйственной политики. Системе рыночных отношений более соответствуют индикативные формы и методы планирования, при которых используются «мягкие» формы воздействия, механизмы косвенного влияния на планируемый объект. Индикативные планы не ограничат рыночные отношения, а будут способствовать предсказуемости последствий принимаемых решений, позволят избежать нерациональных затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В системе управления планирование сочетается с механизмом государственного регулирования, которое включает в себя регулирование ценообразования, кредитную и бюджетную поддержку, систему страхования. Особенно остро ощущается необходимость регулирования сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. 5. На это влияет ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственные продукты, относительная немобильность сельскохозяйственных ресурсов, высокая степень риска и существенная зависимость от природных условий. В связи с этим, одной из основных задач государства является регулирование ценовых отношений. Цена является важнейшим элементом товарно-денежных отношений. В ее основе лежат общественно-необходимые затраты труда. В 1992 году правительство провело либерализацию цен. Далее кризисная ситуация в АПК была во многом вызвана диспаритетом цен в сельском хозяйстве и ресурсосберегающих отраслях, который стал наиболее ощутимым проявлением нарушения эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. За годы реформ цены на продукцию промышленности росли в 5-10 раз быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства. Увеличивающаяся за последние годы инфляция, ослабление государственной поддержки еще больше ухудшили положение сельских товаропроизводителей. В итоге более 50-52% сельскохозяйственных предприятий убыточны. В связи с этим, «...ведущая роль государственного регулирования принадлежит поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия, чтобы избежать разрушительных последствий. Во всех развитых странах наибольшая часть государственных затрат, направляемых в аграрный сектор, призвана смягчить рыночные колебания, поддержать соответствующий уровень цен». Обеспечение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики является непременным условием нормального функционирования агропромышленного рынка. По расчетам цены в сельском хозяйстве должны быть в 4 раза выше сложившихся на настоящее время. Для восстановления паритета цен необходимо, чтобы механизм ценообразования был направлен: на этапе переработки сельскохозяйственной продукции - на кооперацию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, на использование контрактной системы, на повышение доли сельских товаропроизводителей в конечной цене продукции за счет исключения из системы распределения продукции излишних посредников, на ограничение возможности увеличения торговых наценок и цен торговыми посредниками. Так, в аграрно-экономической науке сформировался подход к комплексной оценке уровня государственного регулирования аграрного сектора. Суть его заключается в том, что для каждого продукта подбираются цены, по которым сельскохозяйственные производители могли бы продать ее при полном невмешательстве государства. Многие предлагают ввести механизм гарантированных (защитных) цен на основные виды продукции Есть мнение, что должно существовать три варианта цен: свободные, регулируемые, а также сочетание нормированной и свободной продажи. Регулирование ценовых отношений может быть реализовано на базе определения гарантированных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения уровня рентабельности достаточной для ведения простого и расширенного воспроизводства, с одной стороны, и регулирования цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые сельскому хозяйству, с другой стороны, путем контроля за предельной ценой наиболее значимых видов промышленной продукции, применения налоговых льгот для предприятий, реализующих свою продукцию в АПК по пониженным ценам, расширения лизинговых операций, проведения политики протекционизма, выплаты компенсаций сельским товаропроизводителям и др. Изменение и совершенствование механизма ценообразования предполагает переход к экономически обоснованному типу ценообразования, с непосредственным участием в определении уровня цен первичных хозяйственных звеньев АПК. В современных условиях ценовой механизм представляет собой сочетание свободных цен с регулируемыми: целевыми, залоговыми, гарантированными (защитными), ориентированными (рекомендуемыми), пороговыми и др. ЛЕКЦИЯ 6ТЕМА: Экономический механизм регулирования земельных отношений ПЛАН 1. Понимание экономического механизма регулирования земельных отношений2. экономические регуляторы земельных отношений3. Задачи экономического механизма регулирования земельных отношений4. Рента 1. В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью. Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, само захвата.2. Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает: -земельный налог; -арендную плату за землю; -рыночную цену земли; -залоговую цену земли; -компенсационные платежи при изъятии земель; -компенсационные выплаты при консервации земель; -платежи за повышение качества земли; -штрафные платежи за экологический ущерб; -налоговое обложение при гражданском земельном обороте; -плату за право аренды и т. д.3. Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям: -обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений; -разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса; -использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.); -учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования; -стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства; -усиление экологической защиты земельных угодий.4. Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты. Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу. Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией. Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту. Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли. С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту. Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены производства. Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек. Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования. При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты. Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования. Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье. Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала).Формы и виды земельной ренты
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |