Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический подход к воспитанию





Антропологический подход – термин, чрезвычайно популярный в современной педагогике, бытующий в научно-педагогическом словаре как близкий по смыслу термину гуманистический подход. И это неудивительно: в переводе на русский язык корни латинского и греческого слов «гуманистический» и «антропологический» обозначают одно и то же - человек. В связи с этим и названные подходы должны быть едва ли не синонимами. Однако анализ практики употребления названных терминов свидетельствует о некотором различии в их смыслах. Гуманистический подход акцентирует внимание педагога на том, что ребенок как всякий человек - это социальное существо, член общества и, воспитывая его, следует исходить из следующих установок:

· все люди равны в своих основных правах,

· всякий человек заслуживает любви,

· особенно необходима любовь ребенку как существу слабому, нуждающемуся в понимании, защите, поддержке и т.п.

Гуманистический подход – скорее принцип педагогической деятельности, а антропологический – научное обоснование целостного (гуманного по своей сути) педагогического мировоззрения. Анализ показывает, что антропологический подход дает возможность ребенку полноценно проживать каждый период детства, последовательно решать возрастные задачи, успешно социализироваться, сохранять и развивать свою индивидуальность, целостно развиваться.

 

Антропологический подход ориентируется на аксиологию (систему ценностей), опирается на аксиоматику(незыблемые представления) и культивирует антропологически грамотную педагогическую технологию.

Основными ценностями антропологического подхода являются:

· жизнь и здоровье ребенка, его целостное развитие;

· полноценность проживания детства;

· свобода и ответственность как право и обязанность каждого участника образовательного процесса;

· сотрудничество как главный принцип совместной жизни людей друг с другом.

Основными аксиоматическими положениями антропологического подхода являются следующие.

· Каждый ребенок в отдельности и детское население страны в целом чрезвычайно значимы для взрослого общества, дети выполняют в жизни человечества особую, функцию: они делают взрослых более гуманными, заботливыми, нежными, обеспечивают им реальное и идеальное бессмертие.Дети психологически поддерживают взрослых (внушают им оптимизм, самоуважение, ответственность и пр.), стимулируют их креативность и разностороннее развитие.

· Каждый ребенок - не только и не столько «будущий», сколько вполне «настоящий» человек, имеющий определенные особенности физического и психического развития, права и обязанности перед собой и другими, включен в социально-педагогические процессы и в качестве их субъекта, и в качестве объекта заботы взрослых.



· Природа ребенка, по сути, совпадает с природой взрослого, а по форме проявления зависит от генеральных особенностей конкретного возраста. Поэтому ребенок потенциально может являться полноправным, в определенной мере автономным, участником педагогического процесса и всегда во многом, действительно, определяет его эффективность. В силу этого в процессе воспитании дети и взрослые взаимозависимы, являются в определенном смысле условием бытия и развития друг друга.

· По своей природе любой человек (и ребенок) – существо целостное, сверхсложное, во многом загадочное, до конца непредсказуемое, противоречивое. Природа человека одновременно материальна и духовна, разумна и креативна, динамична и консервативна, социальна и индивидуальна. Любой человек (и ребенок) – это и живой, активный организм; и существо разумное - владеющее речью и способностью мыслить, и личность, обладающая потребностью и способностью ориентироваться на другого человека (не только близких, знакомых, реальных, но и далеких, незнакомых, воображаемых людей), на высшие нематериальные ценности, самосовершенствоваться, воспитываться и быть воспитанным. В этом смысле любой ребенок, независимо от возраста, характера, успеваемости, других индивидуальных особенностей равен взрослому.

· Имея общую с взрослыми природу, дети проявляют и реализуют ее несколько иначе. Их организм более, чем у взрослых, хаотичен, чувствителен к космическим и природным явлениям. Дети более пластичны, адаптивны, максимально активны в освоении окружающего, в овладении физическими и социальными условиями своей жизни, в созидании внутреннего мира. Ребенку больше, чем взрослому, свойствена неравновесность развития, а изменения, происходящие с детьми, более наглядны и интенсивны. Дети более непосредственно отзываются на воздействие искусства, острей переживают все эмоции. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка, с одной стороны, взаимно определяют друг друга, а с другой, обусловливаются не только и не столько внутренними, врождёнными особенностями, сколько сензитивностью к внешним социокультурным условиям.

· Особенно отзывчивы дети к общению с взрослыми и сверстниками;

к разнообразной деятельности, в особенности – к познанию, игре, творчеству; к интеллектуальной, эмоциональной и ценностной атмосфере окружающей среды; к насыщенности жизни событиями, впечатлениями и пр. Отзывчивы дети и на конкретные особенности той воспитательной системы, в которую они оказываются включены.

· Любой период жизни человека объективно и субъективно ценен, но детство в большинстве случаев имеет определяющее, фундаментальное значение для его будущего, что вступает в противоречие с восприятием самого ребенка, для которого детство – это, прежде всего, чрезвычайно актуальная, во многом несовершенная реальность.

Антропологической аксиологии и антропологической аксиоматике соответствуют определённые педагогические технологии.В частности, организация обучения без школьной отметки (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, С.Френе, Р.Штайнер и др.), организация учебной деятельности как совместно-распределенной, коллективной (В.В. Давыдов, И.Б.Первин и др.), организация со-действия взрослого и ребёнка друг другу (Мещеряков), «коммунарская методика» (И.П.Иванов, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, А.Н.Тубельский и др.), «ненасильственная педагогика» (В.А. Ситаров и др.), «игровая педагогика» (Н.П.Аникеева, О.С.Газман, С.А.Шмаков и др.); психолого-педагогическая поддержка ребенка (М. В. Битянова, О. С. Газман, И. Ю. Шустова, С. М. Юсфин) в трудных для него ситуациях и др.

Специальные исследования показывают, что педагог с антропологическим мировоззрением: присвоивший ценности и научно обоснованную аксиоматику антропологического подхода, владеющий антропологически адекватными технологиями своей деятельности - во многом отличается от своих коллег.

Он «детоцентричен», для него характерны эмпатия, ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, личностная заинтересованность в развитии ребенка как человека, а не только как существа обучающегося (в широком смысле этого слова). В связи с этим он видит смысл и цель своей деятельности не столько в сообщении детям некоторой информации, приучении их к дисциплине, развитии отдельных индивидуальных особенностей, сколько в превращении ребенка в счастливого (деятельного, целеустремлённого, по Ушинскому) человека, в содействии совершенствованию ребенка как целостного существа.

Он способен мыслить диалектически, обнаруживать противоречия педагогических явлений, вербализовать принципы своей деятельности, осуществлять целеполагание и рефлексию своей деятельности, адекватно оценивать промежуточные и итоговые результаты педагогического процесса, ориентироваться на дальнюю, среднюю и ближнюю жизненные перспективы детей.

Он владеет навыками организации воспитания не столько как воздействия старших на младших, сколько как совместного бытия, диалога, содействия, взаимного движения взрослого и ребёнка навстречу друг другу в том числе - демократическими процедурами принятия решений, способами делегирования определённых воспитательных функций детям, введения традиций смены организационных лидеров, совместного планирования, коллективной рефлексии в воспитательном сообществе и др.

Он умеет создавать возможности для осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; строить свою педагогическую деятельность как сотрудничество не только с детьми, но и их родителями, а также - коллегами, администрацией. Он добивается совпадения представлений взрослых и детей о совершенном человеке, достойном поведении, добре и зле.

Он относится ко времени как значимому фактору воспитания и самовоспитания: осуществляет своевременные, адекватные возрасту воспитанников, педагогические действия; разумно экономит и уплотняет педагогически организованное время; устанавливает для себя и детей разумный режим труда и отдыха; учитывает колебания индивидуальных и коллективных биоритмов.

Он умеет осознано и системно строить воспитательный процесс, опираясь на индивидуальные особенности, жизненный опыт и интересы практически каждого ребенка, включать его в процесс преодоления трудностей относительно высокого уровня, авансировать успех; насыщать воспитательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством.

Он умеет насыщать пространство жизни детей не только трудовой, учебной и познавательной деятельностью, но и в меру разнообразными впечатлениями, игрой, разновозрастным и разноуровневым общением, ненасильственно утверждать в детской среде атмосферу солидарности, сопереживания, внимания, уважения и терпимости друг к другу, доверительного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведениям).

Он полноценно реализует свою собственную человеческую природу, и в то же время остро ощущает свой педагогический долг и ответственность.

Овладение антропологическим подходом, который кажется совершенно естественным и здравым, требует, тем не менее, серьезных усилий со стороны воспитателя и сопряжено с преодолением им определенных трудностей. Главная трудность для взрослого в овладении антропологическим подходом заключается в том, что приходится пересматривать укорененные, но не соответствующие современной ситуации воспитания детей стереотипы. А затем – менять себя: культивировать в себе оптимизм, терпение, толерантность, самокритичность, способность к рефлексии, усмирять свои амбиции и т.д. Не менее важно совершенствовать свое умение поставить себя на место ребенка, свое чувство юмора, меры, такта.

Итак, для антропологического знания характерно следующее отношение к воспитанию. Воспитание - это одновременно и прирождённый долг человека, специфически человеческий способ бытия и специальная, имеющая чрезвычайную ценность, человеческая деятельность, суть которой - духовное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершенствования, реализации своего потенциала. Все смыслы воспитания как сверхсложного явления, все его пласты и грани взаимосвязаны, взаимно влияют друг на друга.

Потребность и способность к воспитанию врождены человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитания как профессиональной деятельности зависит и от социокультурной ситуации, и от антропологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребёнка быть воспитанным.

По мере развития человечества воспитание становится всё более антропологически ориентированным, антропологические основания воспитания всё более укрепляются.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.