В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
На сегодняшний день изменения в сфере образования касаются следующего:
1) трансграничный характер образования. Под транснациональным, или трансграничным, образованием подразумеваются все виды программ высшего образования, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования. Есть несколько преимуществ трансграничного образования.
а) Во-первых, транснациональное образование заметно расширяет возможности индивида по доступу к обучению и профессиональной подготовке в очень широком спектре.
б) Во-вторых, его появление на образовательном ландшафте любой страны приводитк повышению уровня конкуренции среди учебных заведений традиционного типа, что позитивно сказывается на образовательной сфере в целом. Кроме того, страна-экспортер обеспечивает образовательным услугам своих учебных заведений большую конкурентоспособность на мировом рынке, что создает возможности для получения доходов.