КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Налоговые правоотношения
Понятие, признаки налоговых правоотношений. Классификация налоговых правоотношений (материальные, процессуальные налоговые правоотношения, регулятивные и охранительные правоотношения). Структура налоговых правоотношений (субъекты, объекты и содержание). Субъекты налогового правоотношения: налогоплательщики и плательщики сборов; взаимозависимые лица; налоговые агенты; законные или уполномоченные представители налогоплательщиков; налоговые органы; таможенные органы; финансовые органы; органы внутренних дел. Органы, обеспечивающие налоговое администрирование, как участники налоговых отношений. Объекты налогового правоотношения и объекты налогообложения (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказание услуг) или иное экономическое основание, предусмотренное законодательством о налогах и сборах). Содержание налогового правоотношения. Права и обязанности налогоплательщика (плательщика сборов), налоговых агентов, налоговых органов и их должностных лиц. Юридические факты в налоговом праве. Классификация юридических фактов: по волевому признаку (события и действия, бездействие); по характеру последствий (правообразующие, правопрекращающие, правоизменяющие); презумпции и фикции; фактический состав.
Понятие и признаки налоговых правоотношений Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Взимание налогов является одной из основ жизнедеятельности государства. В современных условиях развитие России как государства с рыночной формой экономики органически связано с налоговой деятельностью и ее правовым механизмом. Обязательный характер налога и его принудительное изъятие в доход бюджетной системы обусловлены необходимостью публичной деятельности государства в целях управления обществом, обеспечения безопасности, охраны материальных благ и удовлетворения элементарных потребностей социальной жизни. Современное налоговое право Российской Федерации активно воздействует на общественную жизнь, происходит постоянная смена правовых режимов налогообложения физических лиц и организаций. После введения в действие НК РФ налоговое регулирование пополнилось многими новыми механизмами, методами, стало охватывать большее количество общественных отношений. Налоговое право в целом призвано стабилизировать конфликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогообложением право способно не только реагировать на соответствующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении. Умелое использование налоговых норм, из которых состоит налоговое право, придает финансовой деятельности государства наибольшую эффективность. Вместе с тем налоговые нормы сами по себе не являются защитой от негативных процессов в сфере фискальных интересов государства, поскольку должны применяться комплексно и в строго определенном порядке. Законодатель, формируя, а правоприменитель — реализуя право, обязаны учитывать адекватность выбранных налоговых норм поставленным целям, поскольку эффективность регулирования определяется не только разовыми результатами, но и его регулярностью, устойчивостью. Налоговое право — официальный (государственный) регулятор общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Устанавливая юридические предписания (налогово-право-вые нормы), оно тем самым придает налогообложению правовую форму, в результате чего возникают особые, урегулированные правом общественные отношения — налоговые правоотношения. Через подобное нормативное воздействие государство придает процессу изъятия части частной собственности легитимный характер, переводит его под свою юрисдикцию и защиту. Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы. Будучи урегулированными нормами права, налоговые отношения систематизируются, приобретают устойчивость и начинают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых правоотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере. В целях достижения баланса между публичными и частными финансовыми интересами в сфере налогообложения государство максимально реализует все правовые регуляторы. В налоговом законодательстве содержатся регулирующие, запрещающие, обязывающие, поощрительные нормы, посредством которых налоговое право очерчивает необходимые, общественно значимые или полезные варианты поведения налогоплательщиков и государства, ограничивает в должной мере частные финансовые интересы и одновременно не позволяет публичному фискальному интересу преобладать в предпринимательской деятельности. Нормы налогового законодательства устанавливают и меры юридической ответственности за противоправное поведение субъектов. Таким образом, налоговые правоотношения — это центральное звено механизма налогово-правового регулирования, основной канал реализации налогового права. Важно обратить внимание на то, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в качестве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государственным принуждением. С этих позиций правовое регулирование налогообложения является социально необходимым. Налоговые правоотношения возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессуальными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых правоотношений являются юридические факты и налоговая правосубъектность. «Налог» — экономическая категория, основанная на имущественных и стоимостных отношениях. Устанавливая налоговые правоотношения, государство не может правовыми средствами субъективно изменять изначальную природу этих отношений. В противном случае налоговое право разрушило бы сложившиеся экономические связи в обществе. Посредством создания налогово-правовых норм и их реализации в налоговых правоотношениях государство может лишь направлять экономическую деятельность в желаемое для себя русло, поощрять определенные финансовые процессы либо, напротив, сдерживать отдельные имущественные отношения, противостоять неблагоприятному для себя поведению частных субъектов в финансовой сфере. Не будем забывать и о том, что государство крайне заинтересовано в правовом регулировании налоговых отношений. После правового оформления налоговые отношения не утрачивают своего экономического (имущественного) содержания. Налоговое право придает юридическую оболочку процессам формирования собственности частных субъектов в целях последующего отслеживания правильности налоговых отчислений в бюджет. Пределы правового воздействия на налоговую сферу могут меняться в зависимости от конкретных экономических, политических и исторических условий развития государства. Следовательно, налоговые правоотношения возникают не в силу того, что законодатель изобрел норму налогового права, а потому, что отношения по изъятию части частной собственности в доход государства не могут существовать ни в какой иной форме. Формирование бюджета государства за счет налоговых отчислений обусловлено рядом экономических и социальных причин, проверено историческим опытом всех развитых цивилизаций. В финансовой сфере государство старается в должной мере сочетать публичные и частные интересы, выражая их баланс в нормах налогового права и в конечном счете реализуя в налоговых правоотношениях. Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты. Налоговым правоотношениям свойственны следующие общеправовые признаки. 1. Налоговые правоотношения формально определены. Налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, возникающие между определенными субъектами. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно моделируют налоговые правоотношения и реализуются через них. Именно правоотношения придают Движение налоговым нормам, реализуют их цели и задачи, выражают регулятивный и охранительный потенциалы, показывают степень эффективности правового воздействия на сферу налогообложения. В налоговом праве норма и правоотношение находят ся в причинно-следственной связи «налоговая норма—налоговое правоотношение». 2. Участники налоговых правоотношений взаимно связаны юридическими правами и обязанностями. В рамках налогового правоотношения праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участники налоговых правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязан-ные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через деяния другого. Например, п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Названному праву корреспондирует установленная абз. 4 п. 2 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов бесплатно предоставлять такую информацию и документы налогоплательщику. Правовое отношение (и налоговое в том числе) может быть установлено только между самостоятельными и равными (с точки зрения закона) сторонами. Применительно к налоговому праву такое равенство не следует понимать в абсолютном смысле слова, как, например, равенство сторон договора в гражданском праве. Здесь нет равенства и в смысле «выравнивания» по каким-либо критериям, как, например, финансовое выравнивание субъектов РФ в бюджетном праве. В налоговых правоотношениях равенство сторон означает наличие у каждого участника прав и обязанностей, а не прав у одной и обязанностей у другой. Так, в НК РФ ст. 21 устанавливает права налогоплательщиков, а ст. 23 — их обязанности; ст. 24 — права и обязанности налоговых агентов; ст. 31 — права налоговых органов, а ст. 32 — их обязанности. Равенство и самостоятельность участников налоговых правоотношений означает также наличие у каждой из сторон реальной возможности вернуть другую в русло законно установленного поведения, если последняя выходит из него и нарушает тем самым законные права другой. В отношении налогоплательщиков со стороны государства применяются меры ответственности за нарушения налогового законодательства (гл. 16, 18 НК РФ); в свою очередь налогоплательщик имеет право на обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (гл. 19 НКРФ). Наличие законодательно установленных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений дает основания каждой стороне рассматривать себя в качестве равной другой. Вместе с тем, учитывая публичную природу и властный характер налогового права, следует отметить, что каждая из сторон налогового правоотношения видит в другой средство для достижения желаемой цели. Каждая сторона вправе рассчитывать на определенное, ожидаемое поведение другой стороны. В свою очередь последняя также ожидает, что первая точно выполнит лежащие на ней юридические обязанности, т. е. будет вести себя надлежащим образом. Например, устанавливая в ежегодно принимаемых федеральных законах о федеральном бюджете нормы о налоговых доходах, государство рассчитывает на добросовестное выполнение налогоплательщиками своих фискальных обязанностей и ожидает своевременного и в полном объеме поступления запланированных доходов. Налогоплательщик же, выполняя налоговую обязанность перед государством, вправе рассчитывать на соблюдение его прав при налогообложении, стабильность налоговых ставок, поощрение его правомерного поведения и т. д. 3. Налоговые правоотношения имеют волевой характер, который проявляется в двух аспектах. Во-первых, налоговые правоотношения возникают только на основе нормы налогового права, которая устанавливается по воле государства; во-вторых, налоговые правоправоотношения возникают и реализуются не автоматически, а только при наличии к тому воли хотя бы одной из его сторон. Например, на основании абз. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством. Вместе с тем п. 2 ст. 56 НК РФ предоставляет налогоплательщику в отдельных случаях право отказаться от использования льгот или приостановить их использование. Таким образом, при наличии норм права, разрешающих льготное налогообложение, правоотношение о использованию налоговых льгот может возникнуть и быть реализовано только при проявлении к тому воли налогоплательщика и совершении им активных действий (исключении имущества из налогооблагаемой базы, ведении отдельного учета операций по роизводству и реализации подакцизных товаров и т. д.). Наличие налоговой нормы еще не означает, что на ее основе бязательно возникнет налоговое правоотношение. Без заинтере сованности в ее реализации и без осуществления действий со стороны хотя бы одного из субъектов налоговое правоотношение не возникнет и тем более не будет развиваться. Только в процессе взаимодействия участники налоговых правоотношений смогут реализовать предоставленные им права и выполнить возложенные на них обязанности. Качество юридического взаимодействия сторон, а также полнота достигнутого ими в результате такого взаимодействия результата оказывают прямое влияние на эффективность налогового правоотношения. 4. В налоговых правоотношениях происходит индивидуализация субъектов. Налоговые правоотношения отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения. Участники налоговых правоотношений всегда известны. Учитывая властный характер налоговых отношений, одной стороной всегда будет выступать государство — самостоятельно или в лице компетентного органа. При постановке на налоговый учет каждый налогоплательщик получает индивидуальный номер, прикрепляется к определенной налоговой инспекции. В результате налоговые правоотношения являются не абстрактной связью, а упорядоченным правовыми нормами взаимодействием известных лиц. Степень конкретизации налоговых правоотношений может быть различной. Минимально конкретизированы налоговые правоотношения, возникающие непосредственно из законодательства. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам. В подобных случаях адресаты юридической нормы индивидуально не определены, они имеют общие и одинаковые права и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Конкретизация подобных налоговых правоотношений будет осуществляться по мере появления объектов, подлежащих налогообложению или декларированию, субъектов, осуществивших расходы, не соответствующие их доходам, и т. д. Средняя степень конкретизации присуща налоговым правоотношениям, в которых индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Так, организации обязаны уплачивать налог на прибыль по ставке 20%, физические лица — налог на ДОходы по ставке 13%, налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных налогов и т. д. Максимальная степень конкретизации присуща тем налоговым правоотношениям, в которых точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомо-ченного. Здесь индивидуально определены объект, субъекты и содержание их прав и обязанностей. Например, в правоотношении по производству камеральной налоговой проверки известны субъекты — налоговый орган определенного территориального уровня и индивидуально-определенный налогоплательщик, объект — налоговые декларации за отчетный период, а также права и обязанности сторон, установленные ст. 88 НК РФ. 5. Налоговые правоотношения охраняются государством. Каждая налоговая норма и, как следствие, возникающее на ее основе налоговое правоотношение имеют санкции за нарушение установленного порядка поведения. В идеальном варианте реализация налоговых правоотношений должна иметь место без применения мер государственного принуждения. В случае же нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма: НК РФ установлена ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах (гл. 16 и 18), другие федеральные законы устанавливают меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков, за неправомерные действия или бездействие должностных лиц и иных работников органов внутренних дел, допущенные ими при реализации налоговых полномочий. Государственная защита налоговых правоотношений показывает заинтересованность властного субъекта в наличии и поддержании установленного порядка в налоговой сфере. Даже деликтные налоговые правоотношения (возникающие из совершения налогового правонарушения) охраняются государством. Это не свидетельствует о том, что государство заинтересовано в совершении налоговых правонарушений. Публичный интерес при обнаружении таких деликтов заключается в обеспечении законности и сохранении правопорядка в процессе привлечения виновных к ответственности. Поэтому при производстве дела о налоговом правонарушении государство устанавливает и гарантирует соблюдение необходимых процедурных и процессуальных действий, направленных на пресечение, выявление правонарушения, компенсацию государству причиненного имущественного вреда и убытков, наказание виновного с одновременным соблюдением прав человека (ст. 100-105 НКРФ). Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений — финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты налоговых правоотношений. 1. Налоговые правоотношения возникают и функционируют в процессе налоговой деятельности государства, т. е. деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях. 2. Налоговые правоотношения имеют имущественный характер. Они являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, имеющие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере. 3. Налоговые правоотношения направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств. 4. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих же правоотношениях государство или муниципальное образование будет обязательным участником, которому принадлежит право-требование об уплате налогов. Таким образом, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении. 5. Для налоговых правоотношений характерно наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым Кодекс допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно ст. 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обусловливает особенность последних. Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но они позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества. При этом следует иметь в виду, что существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, контрольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т. п.), каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников ит. д. Виды налоговых правоотношений Налоговые правоотношения классифицируются по различным основаниям. 1. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования все они подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативных правовых предписаний и выражают нало-гово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (ст. 34631 НК РФ). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ (для государства — аккумулирование доходной части бюджетов, для налогоплательщика — формирование оптимальной налоговой базы, использование налоговых льгот и т. д.). Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определенные процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и т. д. Поскольку одной из важных задач налогового права является обеспечение баланса частных и публичных интересов при правовом регулировании взимания налогов, то особое значение приобретает регламентация процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, специфика производства налогового контроля, выявления и пресечения налоговых правонарушений, защиты нарушенных прав налогоплательщиков, восстановления фискальных прав государства и т. п. Именно с помощью налоговых процессуальных норм деятельность субъектов публичной власти переходит в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения. Налоговые процессуальные правоотношения закрепляют: действия субъектов налогового права и последовательность этих действий; подведомственность дел о налоговых правонарушениях; порядок осуществления налогового контроля; подведомственность производства отдельных контрольно-проверочных действий; порядок фиксации налоговозначимой информации; сроки совершения действий; виды и источники доказательств по делу о налоговом правонарушении; гарантии соблюдения налогово-правовых норм, законности и обоснованности принимаемых актов в сфере налогообложения, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил; порядок восстановления нарушенных прав субъектов налогового права; и т. д. 2. В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями: а) они возникают на основе регулятивных норм права; б) обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; в) имеют позитивный характер (во-первых, в них устанавливаются позитивные налоговые права и обязанности субъектов; во-вторых, в рамках правоотношений осуществляются позитивные функции налогового права (регулятивная и экономическая)); г) служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства. Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и др., т. е. все те правоотношения, в которых субъекты налогового права ведут себя правомерно. Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные. Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне — той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право и исполнять возложенные обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право представительного (законодательного) органа на введение на соответствующей территории региональных или местных налогов; право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Несмотря на то что отмеченная конституционная обязанность является основой для создания всех последующих налогово-правовых норм, на ее основе конструируются остальные налоговые правоотношения, следует заметить, что абсолютные правоотношения не часто складываются в налоговом праве. Наиболее характерны для налогового права относительные налоговые правоотношения. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно-определенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомо-ченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально-определенного субъекта. К относительным налоговым правоотношениям относятся отношения по постановке на налоговый учет, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставлению отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т. д. Помимо отмеченного, регулятивные налоговые правоотношения подразделяются на активные и пассивные. Активные налоговые правоотношения выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязываю щих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности. Пассивные налоговые правоотношения выражают статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управо-мочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъективном праве. Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных способов и средств государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и т. д. Охранительные налоговые правоотношения характеризуются следующими особенностями: а) они возникают на основе охранительных норм налогового права (например, гл. 11, 16, 18 НК РФ): б) они возникают на основе как налоговых правонарушений, так и определенного рода событий и правомерных актов (например, на основе решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке); в) в их рамках реализуются меры налогово-правовой ответственности, предупреждения и пресечения совершения налоговых правонарушений, восстановления нарушенных фискальных прав государства, иные меры правовой защиты и превенции; г) в них устанавливаются юридические обязанности субъектов налогового права, реализация которых требует претерпевания налагаемых на субъектов мер правовой защиты и налогово-правовой ответственности (обязанность не пользоваться арестованным имуществом, исчислить сумму налога с учетом процентов по налоговому кредиту, погасить налоговую недоимку, выплатить сумму штрафа и начисленные пени и т. п.); д) они возникают на основе нормы налогового права или правоприменительного акта и, как правило, по инициативе властной стороны — государства; е) в их рамках осуществляется охранительная функция налогового права во всех ее разновидностях — карательной, компенсационной, правовосстановительной и др. Важное значение имеет классификация по юридическим основаниям, которые лежат в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Здесь можно выделить правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и т. д. Помимо рассмотренных видов, налоговые правоотношения в зависимости от оснований классификации могут быть подразделены: по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; объекту — на имущественные и неимущественные; юридическому характеру взаимоотношений участников — на вертикальные и горизонтальные; форме проявления — на двусторонние и многосторонние; принадлежности к какому-либо налогово-правовому институту — на отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов, налогово-учетные отношения, налогово-контрольные, отношения по правовому регулированию конкретного налога и т. д.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |