КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы, обеспечивающие налоговое администрирование, как участники налоговых отношений
Органы, регистрирующие (учитывающие) физических лиц, организации, индивидуальных предпринимателей и осуществляющие лицензирование. Напомним, что ко второй группе участников налоговых отношений относятся лица, непосредственно не участвующие в проведении мероприятий налогового администрирования, но осуществляющие информационно-техническое обеспечение эффективности его проведения. В первую очередь это источники фискально значимой информации и лица, без содействия которых технически затруднена уплата налогов (сборов), а равно невозможно проведение мероприятий налогового контроля. К участникам налоговых правоотношений рассматриваемой группы можно отнести: 1) органы, регистрирующие физических лиц (ведущие учет) по месту жительства (месту пребывания); 2) органы, выдающие лицензии, иные подобные им документы частным нотариусам и другим лицам; 3) органы ЗАГС; 4) органы и уполномоченные лица, регистрирующие недвижимость, транспортные средства, а также сделки с ними, и др. Все вышеперечисленные субъекты участвуют в налоговых правоотношениях с налоговыми органами как «поставщики» имеющей значение для учета налогоплательщиков и налогового контроля информации. Неисполнение или ненадлежащие исполнение этими органами указанной налоговой обязанности влечет для них наступление предусмотренной нормами налогового права юридической ответственности согласно ст. 129.1 НК. Налоговый учет физических лиц осуществляется налоговыми органами на основе сведений, которые предоставляют органы, регистрирующие факты рождения и смерти, — ЗАГСы. В свою очередь, органы ФМС России и ее территориальные подразделения осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства (месту пребывания), постановку на учет (снятие с учета) по месту пребывания иностранного работника. Обе эти структуры обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц либо о фактах рождения и смерти в налоговые органы в течение 10 дней. Согласно НК соответствующую юридически значимую информацию налоговым органам обязаны представлять организации и уполномоченные лица, регистрирующие: —транспортные средства, а именно ГИБДД, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснад-зор), а также иные органы, уполномоченные осуществлять регистрацию воздушных судов, морских, речных и других транспортных средств. Эти органы обязаны сообщать информацию о транспортных средствах, их владельцах, а также правах и сделках, зарегистрированных в этих органах; —права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию. Данной информацией обладает Росреестр и его территориальные органы. Налоговый кодекс РФ также налагает обязанность на органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ (ФМС России и ее территориальные органы и подразделения), сообщать сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, а также о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ. Для целей налогообложения налогом на имущество органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения по состоянию на 1 января текущего года. А для целей правильного исчисления и уплаты земельного налога органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января текущего года. Представляемые указанными органами сведения необходимы налоговому органу для целей эффективного налогового контроля. К числу органов, представляющих необходимую информацию, также относятся органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами. Они обязаны передавать налоговым органам сведения о предоставлении прав на такое пользование, являющееся объектом налогообложения. Такими органами являются территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России). Выдача лицензий на пользование недрами осуществляется органами Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Органы местного самоуправления вправе предоставлять разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Срок исполнения указанными органами обязанности по предоставлению сведений в налоговый орган — 10 дней с момента регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя. Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора. Законодатель возложил выполнение этих обязанностей: на Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболов-ство) и его территориальные органы (Росрыболовство выдает разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов); специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (уполномочен выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения); Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (уполномочена выдавать именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ). Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы. Нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов Федерации на совершение нотариальных действий, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются важными участниками налоговых правоотношений. Нотариус вступает в налоговые правоотношения с налоговыми органами, в том числе и как «поставщик» имеющей значение для учета налогоплательщиков, уплаты налогов и налогового контроля информации. Он представляет сведения о зарегистрированном юридическом факте принятия наследства или сделке дарения в налоговый орган. Значение этой обязанности нотариуса заключается в информировании налогового органа о налоговых последствиях договора дарения, а именно о возникновении обязанности уплатить одариваемым по этой сделке НДФЛ. Налоговым органам в рамках налогового контроля также необходимо обладать информацией о физических лицах, получающих доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, искусства, литературы и т.д. Данные лица сами исчисляют и уплачивают НДФЛ. По наследованию имущества и дарению налоговый орган именно на основе представленных нотариусом данных исчисляет НДФЛ, транспортный налог, налог на землю и уведомляет нового налогоплательщика о возникновении этой обязанности и о необходимости уплатить налог. В соответствии с п. 6 ст. 85 НК устанавливается обязанность органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частных нотариусов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, ме-у жительства соответствующие сведения не позднее пяти \ей со дня нотариального удостоверения договора дарения и выдачи свидетельства о праве на наследство. За непредставление или несвоевременное представление ой информации нормами налогового права предусмотрена юридическая ответственность. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Этих участников налоговых правоотношений обязали сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации). В частности, к органам, на которые возложены такие обязанности, относятся Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». Палата в соответствии со своими полномочиями осуществляет аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Минюст России ведет также реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. К органам, осуществляющим аккредитацию, принадлежит также Банк России, который согласно ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде рации (Банке России)» осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ. Органы опеки и попечительства, социальные учреждения. Следующая группа участников налоговых правоотношений — органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного. Эти лица обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения. Получаемая от вышеперечисленных участников налоговых правоотношений информация используется налоговыми органами для осуществления учета налогоплательщиков и налогового контроля. Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица). При осуществлении мероприятий налогового контроля, когда возникает необходимость в проведении специальных действий и процедур, к их совершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, — эксперты, специалисты, переводчики. Экспертом признается лицо, достоверно обладающее специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле. Специалист — лицо, обладающее определенными профессиональными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела. Функции специалиста при проведении мероприятий налогового контроля состоят, в отличие от функций эксперта, не в оценке добытых в ходе налоговой проверки материалов с использованием профессиональных знаний, а в техническом и информационном обеспечении самого процесса добывания таких материалов. Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, а также правовой статус указанных лиц как участников налоговых правоотношений регулируются нормами ст. 95—97, 129 НК. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля может быть привлечен переводчик. В качестве переводчика может выступать любое физическое лицо, включая иностранного гражданина или человека без гражданства, пребывающего на территории рф, свободно владеющего соответствующим иностранным языком или языком народа (народности), преимущественно проживающего в Российской Федерации. Ответственность указанного участника налоговых правоотношений за нарушение налогового законодательства (отказ от участия в проведении мероприятий налогового контроля, ложный перевод) установлена ст. 129 НК. Об ответственности переводчика, специалиста и эксперта за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, говорится в отсылочной норме ст. 102 НК, а сама ответственность предусмотрена ст. 183 УК. Другим участником налоговых правоотношений рассматриваемой группы является процессуальное лицо, вступающее в указанные правоотношения с налоговыми органами на стадии налогового контроля в качестве свидетеля. Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства или сведения, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Не могут допрашиваться в качестве свидетелей: 1) лица, которые получили интересующую налоговые органы информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей, и она относится к их профессиональной тайне. Таким образом, священники, адвокаты и аудиторы не могут давать свидетельские показания о фактах, ставших им известными в ходе оказания консультационных, правовых и других услуг; 2)лица, в силу своих физических или психических недостатков не способные правильно воспринимать действительность, а значит, и обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Кроме того, от дачи свидетельских показаний вправе отказаться и иные лица в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Нормами НК устанавливается ответственность свидетелей за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. Так, в соответствии со ст. 128 НК лицо, вызванное в качестве свидетеля, может быть наказано за неявку или уклонение без уважительных причин от явки в налоговый орган, а также за неправомерный отказ от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний. Кредитные организации. В первую очередь необходимо отметить, что налоговое и банковское законодательство по-разному трактуют понятие «банк». В соответствии с банковским законодательством банк — это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с небанковской кредитной организацией). В НК же термин «банк» используется как синоним термина «кредитная организация» (вместо этого термина). Легальное юридическое определение понятия «кредитная организация» содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: «Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». В свою очередь, банк — это кредитная организация, имеющая право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Важность роли кредитных организаций как участников налоговых правоотношений заключается в экономическом значении банковских институтов для финансовой системы любого государства и его экономики в целом. Кредитные организации — это главные финансовые посредники, обеспечивающие функционирование системы безналичных банковских расчетов между всеми хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), поэтому в силу специфики своего функционального экономического положения налоговым законодательством эти субъекты наделяются дополнительными обязанностями публично-правового характера. Одновременно кредитные организации, как и другие хозяйствующие субъекты, сами являются налогоплательщиками. Налоговым законодательством на банк как участника налоговых отношений возлагаются определенные обязанности. 1.Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК кредитные организации обязаны в трехдневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета, об изменении реквизитов счетов организаций, индивидуальных предпринимателей (нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты). 2.Кредитная организация не вправе осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у нее решения о приостановлении операций по счетам этого лица, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов), а также списанию денежных средств в счет уплаты фискальных платежей, пеней и штрафов. 3.Кредитные организации обязаны своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК). При наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков или налоговых агентов банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление или решений о взыскании налогов (сборов) в соответствующий бюджет. За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, однако это не освобождает их от обязанности перечислить в бюджетную систему сумму налога. Обязанность кредитных организаций исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента также входит в обязанности банков. 5.Кредитные организации обязаны исполнять поручения налоговых органов о принудительном взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков. Поручения об их взыскании должны исполняться банками не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения ими указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, когда взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ. Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. 6.Кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и граждан-предпринимателей в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Ответственность за неисполнение кредитными организациями публично-правовых обязанностей, возложенных налоговым законодательством на этих участников налоговых правоотношений, предусмотрена положениями гл. 18 НК.
Объекты налоговых правоотношений Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 НК РФ и в соответствии с частью второй НК РФ. Согласно названной норме объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение налоговой обязанности. Закрепленный ст. 38 НК РФ перечень объектов налогообложения не является исчерпывающим, поскольку в каждом определенном налоговом правоотношении объект детализируется на основании положений соответствующих глав части второй этого Кодекса. Таким образом, положения ст. 38 НК РФ являются общими, а нормы части второй НК РФ, устанавливающие объект налогообложения по каждому отдельному налогу, — специальными. В качестве основания налоговых правоотношений может выступать практически любой объект, имеющий денежную (стоимостную) оценку, обозначенный (выраженный) в каких-либо единицах измерения и закрепленный нормой налогового законодательства. Статья 3 НК РФ устанавливает, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения. Необходимость Правового закрепления объекта налогообложения подчеркивает п. 1 ст. 53 НК РФ, согласно которому налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Следовательно, обязанность исчислить налоговую базу возникает лишь в случае, если объект налогообложения прямо указан в качестве такового в налоговом законодательстве применительно к конкретному налогу. Наличие объекта налогообложения является предпосылкой и необходимым условием возникновения налогового правоотношения. Обязанность по уплате налога может возникнуть только при наличии объекта, подлежащего налогообложению. Следует различать ситуации, в которых налоговая обязанность не возникает ввиду отсутствия объекта налогообложения, и ситуации, когда налоговая обязанность не возникает ввиду предоставления налогоплательщику налоговых льгот. Например, неполучение прибыли предприятием в отчетном налоговом периоде не влечет правоотношений по уплате этим субъектом налога на прибыль; наследование пережившим супругом имущества после смерти другого супруга не порождает налоговых последствий. Поскольку налоговые правоотношения могут быть не только материальными, но и процессуальными, то объектом налоговых правоотношений может выступать поведение участников данного правоотношения, урегулированное в целях реализации фискальной функции государства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |