Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы, обеспечивающие налоговое администрирование, как участники налоговых отношений

Органы, регистрирующие (учитывающие) физиче­ских лиц, организации, индивидуальных предпринимате­лей и осуществляющие лицензирование. Напомним, что ко второй группе участников налоговых отношений отно­сятся лица, непосредственно не участвующие в проведении мероприятий налогового администрирования, но осущест­вляющие информационно-техническое обеспечение эффек­тивности его проведения. В первую очередь это источники фискально значимой информации и лица, без содействия которых технически затруднена уплата налогов (сборов), а равно невозможно проведение мероприятий налогового контроля. К участникам налоговых правоотношений рас­сматриваемой группы можно отнести:

1) органы, регистрирующие физических лиц (ведущие учет) по месту жительства (месту пребывания);

2) органы, выдающие лицензии, иные подобные им до­кументы частным нотариусам и другим лицам;

3) органы ЗАГС;

4) органы и уполномоченные лица, регистрирующие не­движимость, транспортные средства, а также сделки с ними, и др.

Все вышеперечисленные субъекты участвуют в нало­говых правоотношениях с налоговыми органами как «по­ставщики» имеющей значение для учета налогоплатель­щиков и налогового контроля информации. Неисполнение или ненадлежащие исполнение этими органами указанной налоговой обязанности влечет для них наступление пред­усмотренной нормами налогового права юридической от­ветственности согласно ст. 129.1 НК.

Налоговый учет физических лиц осуществляется нало­говыми органами на основе сведений, которые предостав­ляют органы, регистрирующие факты рождения и смер­ти, — ЗАГСы. В свою очередь, органы ФМС России и ее территориальные подразделения осуществляют регистра­цию физических лиц по месту жительства (месту пребыва­ния), постановку на учет (снятие с учета) по месту пребы­вания иностранного работника. Обе эти структуры обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц либо о фактах рождения и смерти в налоговые органы в течение 10 дней.

Согласно НК соответствующую юридически значимую информацию налоговым органам обязаны представлять ор­ганизации и уполномоченные лица, регистрирующие:

—транспортные средства, а именно ГИБДД, Федераль­ная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснад-зор), а также иные органы, уполномоченные осуществлять регистрацию воздушных судов, морских, речных и других транспортных средств. Эти органы обязаны сообщать ин­формацию о транспортных средствах, их владельцах, а так­же правах и сделках, зарегистрированных в этих органах;

—права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также осуществляющие кадастровый учет, ведение госу­дарственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию. Данной информацией обладает Росреестр и его территориальные органы.

Налоговый кодекс РФ также налагает обязанность на органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Феде­рации на территории РФ (ФМС России и ее территориаль­ные органы и подразделения), сообщать сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяюще­го личность гражданина Российской Федерации на терри­тории РФ, и об изменениях персональных данных, содер­жащихся во вновь выданном документе, а также о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате до­кумента, удостоверяющего личность гражданина Россий­ской Федерации на территории РФ.

Для целей налогообложения налогом на имущество ор­ганы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые ор­ганы сведения об инвентаризационной стоимости недви­жимого имущества и иные сведения по состоянию на 1 ян­варя текущего года. А для целей правильного исчисления и уплаты земельного налога органы местного самоуправле­ния обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объ­ектом налогообложения, по состоянию на 1 января текуще­го года.

Представляемые указанными органами сведения не­обходимы налоговому органу для целей эффективного налогового контроля. К числу органов, представляющих необходимую информацию, также относятся органы, осу­ществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятель­ности, связанной с пользованием этими ресурсами. Они обязаны передавать налоговым органам сведения о предо­ставлении прав на такое пользование, являющееся объ­ектом налогообложения. Такими органами являются тер­риториальные органы Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России). Выдача лицензий на пользование недрами осуществляется органами Фе­дерального агентства по недропользованию (Роснедра). Органы местного самоуправления вправе предоставлять разрешения на разработку месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых. Срок исполнения ука­занными органами обязанности по предоставлению сведе­ний в налоговый орган — 10 дней с момента регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представ­ляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подле­жащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Законодатель возложил выполнение этих обязанностей: на Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболов-ство) и его территориальные органы (Росрыболовство вы­дает разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов); специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулирова­нию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (уполномочен вы­давать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исклю­чением охотничьих животных, находящихся на особо охра­няемых природных территориях федерального значения); Федеральную службу по надзору в сфере природопользова­ния (Росприроднадзор) (уполномочена выдавать именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и разре­шения (распорядительные лицензии) на оборот диких жи­вотных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ).

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы. Нотариусы госу­дарственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного само­управления, уполномоченные в соответствии с законода­тельными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов Федерации на совершение нотариальных дей­ствий, а также нотариусы, занимающиеся частной практи­кой, являются важными участниками налоговых правоот­ношений.

Нотариус вступает в налоговые правоотношения с нало­говыми органами, в том числе и как «поставщик» имеющей значение для учета налогоплательщиков, уплаты налогов и налогового контроля информации. Он представляет све­дения о зарегистрированном юридическом факте принятия наследства или сделке дарения в налоговый орган. Значение этой обязанности нотариуса заключается в информирова­нии налогового органа о налоговых последствиях договора дарения, а именно о возникновении обязанности уплатить одариваемым по этой сделке НДФЛ. Налоговым органам в рамках налогового контроля также необходимо обладать информацией о физических лицах, получающих доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследни­кам авторов произведений науки, искусства, литературы и т.д. Данные лица сами исчисляют и уплачивают НДФЛ. По наследованию имущества и дарению налоговый орган именно на основе представленных нотариусом данных ис­числяет НДФЛ, транспортный налог, налог на землю и уве­домляет нового налогоплательщика о возникновении этой обязанности и о необходимости уплатить налог.

В соответствии с п. 6 ст. 85 НК устанавливается обязан­ность органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частных нотариусов представ­лять в налоговые органы по месту своего нахождения, ме-у жительства соответствующие сведения не позднее пяти \ей со дня нотариального удостоверения договора дарения и выдачи свидетельства о праве на наследство.

За непредставление или несвоевременное представление ой информации нормами налогового права предусмотре­на юридическая ответственность.

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Этих участников налоговых правоотношений обязали сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) фи­лиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккреди­тации).

В частности, к органам, на которые возложены такие обязанности, относятся Федеральное агентство воздушно­го транспорта (Росавиация), Федеральное государственное учреждение «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». Пала­та в соответствии со своими полномочиями осуществляет аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Минюст Рос­сии ведет также реестр филиалов и представительств меж­дународных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. К органам, осущест­вляющим аккредитацию, принадлежит также Банк России, который согласно ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде­ рации (Банке России)» осуществляет аккредитацию пред­ставительств кредитных организаций иностранных госу­дарств на территории РФ.

Органы опеки и попечительства, социальные учреж­дения. Следующая группа участников налоговых право­отношений — органы опеки и попечительства, воспита­тельные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, ко­торые осуществляют опеку, попечительство или управле­ние имуществом подопечного. Эти лица обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении иму­ществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управ­лением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответ­ствующего решения.

Получаемая от вышеперечисленных участников налого­вых правоотношений информация используется налоговы­ми органами для осуществления учета налогоплательщиков и налогового контроля.

Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица). При осуществлении мероприя­тий налогового контроля, когда возникает необходимость в проведении специальных действий и процедур, к их со­вершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, — эксперты, специалисты, переводчики.

Экспертом признается лицо, достоверно обладающее специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле.

Специалист — лицо, обладающее определенными про­фессиональными знаниями и навыками, не заинтересо­ванное в исходе дела. Функции специалиста при проведе­нии мероприятий налогового контроля состоят, в отличие от функций эксперта, не в оценке добытых в ходе налоговой проверки материалов с использованием профессиональных знаний, а в техническом и информационном обеспечении самого процесса добывания таких материалов.

Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, а также правовой статус указанных лиц как участников налоговых правоот­ношений регулируются нормами ст. 95—97, 129 НК.

В необходимых случаях для участия в действиях по осу­ществлению налогового контроля может быть привлечен переводчик. В качестве переводчика может выступать любое физическое лицо, включая иностранного гражданина или человека без гражданства, пребывающего на территории рф, свободно владеющего соответствующим иностранным языком или языком народа (народности), преимуществен­но проживающего в Российской Федерации.

Ответственность указанного участника налоговых пра­воотношений за нарушение налогового законодательства (отказ от участия в проведении мероприятий налогово­го контроля, ложный перевод) установлена ст. 129 НК. Об ответственности переводчика, специалиста и эксперта за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, говорится в отсылочной норме ст. 102 НК, а сама ответ­ственность предусмотрена ст. 183 УК.

Другим участником налоговых правоотношений рассма­триваемой группы является процессуальное лицо, вступаю­щее в указанные правоотношения с налоговыми органами на стадии налогового контроля в качестве свидетеля. Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства или сведения, имеющие значе­ние для осуществления налогового контроля.

Не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

1) лица, которые получили интересующую налоговые ор­ганы информацию при исполнении своих профессиональ­ных обязанностей, и она относится к их профессиональной тайне. Таким образом, священники, адвокаты и аудиторы не могут давать свидетельские показания о фактах, ставших им известными в ходе оказания консультационных, право­вых и других услуг;

2)лица, в силу своих физических или психических не­достатков не способные правильно воспринимать действи­тельность, а значит, и обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Кроме того, от дачи свидетельских показаний вправе отказаться и иные лица в соответствии со ст. 51 Консти­туции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетель­ствовать против себя самого, своего супруга и близких род­ственников».

Нормами НК устанавливается ответственность свиде­телей за отказ или уклонение от показаний либо за заве­домо ложные показания. Так, в соответствии со ст. 128 НК лицо, вызванное в качестве свидетеля, может быть нака­зано за неявку или уклонение без уважительных причин от явки в налоговый орган, а также за неправомерный от­каз от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний.

Кредитные организации. В первую очередь необходимо отметить, что налоговое и банковское законодательство по-разному трактуют понятие «банк». В соответствии с бан­ковским законодательством банк — это одна из разновид­ностей кредитной организации (наравне с небанковской кредитной организацией). В НК же термин «банк» ис­пользуется как синоним термина «кредитная организация» (вместо этого термина).

Легальное юридическое определение понятия «кре­дитная организация» содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской дея­тельности»: «Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (ли­цензии) Центрального банка Российской Федерации (Бан­ка России) имеет право осуществлять банковские опера­ции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».

В свою очередь, банк — это кредитная организация, имеющая право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств фи­зических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, откры­тие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц.

Важность роли кредитных организаций как участников налоговых правоотношений заключается в экономическом значении банковских институтов для финансовой системы любого государства и его экономики в целом. Кредитные организации — это главные финансовые посредники, обе­спечивающие функционирование системы безналичных банковских расчетов между всеми хозяйствующими субъек­тами (организациями и индивидуальными предпринимате­лями), поэтому в силу специфики своего функционального экономического положения налоговым законодательством эти субъекты наделяются дополнительными обязанностя­ми публично-правового характера. Одновременно кредит­ные организации, как и другие хозяйствующие субъекты, сами являются налогоплательщиками.

Налоговым законодательством на банк как участника налоговых отношений возлагаются определенные обязан­ности.

1.Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщика­ми банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК кредитные организации обязаны в трехдневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закры­тии банковского счета, об изменении реквизитов счетов организаций, индивидуальных предпринимателей (нота­риусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты).

2.Кредитная организация не вправе осуществлять дви­жение по банковским счетам налогоплательщика при нали­чии у нее решения о приостановлении операций по счетам этого лица, за исключением платежей, очередность испол­нения которых в соответствии с гражданским законодатель­ством РФ предшествует исполнению обязанности по упла­те налогов (сборов), а также списанию денежных средств в счет уплаты фискальных платежей, пеней и штрафов.

3.Кредитные организации обязаны своевременно вы­полнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного опера­ционного дня. Плата за обслуживание по таким операци­ям не взимается (п. 2 ст. 60 НК). При наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков или налоговых агентов банки не вправе задерживать исполнение поруче­ний на перечисление или решений о взыскании налогов (сборов) в соответствующий бюджет. За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, однако это не освобождает их от обязанности перечислить в бюджетную систему сум­му налога.

Обязанность кредитных организаций исполнять реше­ния налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента также входит в обязанности банков.

5.Кредитные организации обязаны исполнять поруче­ния налоговых органов о принудительном взыскании на­логов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков. Поручения об их взыскании должны исполняться банками не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения ими указанного поручения, если взыскание на­лога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, когда взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередно­сти платежей, установленный гражданским законодатель­ством РФ. Плата за обслуживание по указанным операци­ям не взимается.

6.Кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остат­ках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и граждан-предпринимателей в те­чение трех дней со дня получения мотивированного запро­са налогового органа.

Ответственность за неисполнение кредитными организа­циями публично-правовых обязанностей, возложенных на­логовым законодательством на этих участников налоговых правоотношений, предусмотрена положениями гл. 18 НК.

 

Объекты налоговых правоотношений

Объектом налоговых правоотношений является все то, по по­воду чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Каждый налог имеет самостоятель­ный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 НК РФ и в соответствии с частью второй НК РФ. Согласно названной норме объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, при­быль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных ра­бот, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием ко­торого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение налоговой обязанности.

Закрепленный ст. 38 НК РФ перечень объектов налогообло­жения не является исчерпывающим, поскольку в каждом опреде­ленном налоговом правоотношении объект детализируется на ос­новании положений соответствующих глав части второй этого Кодекса. Таким образом, положения ст. 38 НК РФ являются об­щими, а нормы части второй НК РФ, устанавливающие объект налогообложения по каждому отдельному налогу, — специаль­ными. В качестве основания налоговых правоотношений может выступать практически любой объект, имеющий денежную (стоимостную) оценку, обозначенный (выраженный) в каких-ли­бо единицах измерения и закрепленный нормой налогового за­конодательства.

Статья 3 НК РФ устанавливает, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения. Необходимость Правового закрепления объекта налогообложения подчеркивает п. 1 ст. 53 НК РФ, согласно которому налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объек­та налогообложения. Следовательно, обязанность исчислить на­логовую базу возникает лишь в случае, если объект налогообложе­ния прямо указан в качестве такового в налоговом законодатель­стве применительно к конкретному налогу.

Наличие объекта налогообложения является предпосылкой и необходимым условием возникновения налогового правоотноше­ния. Обязанность по уплате налога может возникнуть только при наличии объекта, подлежащего налогообложению. Следует разли­чать ситуации, в которых налоговая обязанность не возникает ввиду отсутствия объекта налогообложения, и ситуации, когда на­логовая обязанность не возникает ввиду предоставления налого­плательщику налоговых льгот. Например, неполучение прибыли предприятием в отчетном налоговом периоде не влечет правоот­ношений по уплате этим субъектом налога на прибыль; наследо­вание пережившим супругом имущества после смерти другого супруга не порождает налоговых последствий.

Поскольку налоговые правоотношения могут быть не только материальными, но и процессуальными, то объектом налоговых правоотношений может выступать поведение участников данного правоотношения, урегулированное в целях реализации фискаль­ной функции государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представительство в налоговых правоотношениях | Объект налогообложения. Реализация товаров, работ, услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.