КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект налогообложения. Реализация товаров, работ, услуг
Статьей 38 НК РФ установлены следующие группы объектов налогообложения в Российской Федерации: 1) операции по реализации товаров (работ, услуг); 2) имущество; 3) прибыль; 4) доход; 5) стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); 6) иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Таким образом, в части первой НК РФ установлен открытый перечень объектов налогообложения. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Пункт 2 ст. 38 НК РФ содержит бланкетную норму и для определения понятия имущества для целей налогообложения отсылает к нормам ГК РФ. Таким образом, имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Статья 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит: 1) вещи, включая деньги и ценные бумаги; 2) иное имущество, в том числе имущественные права; 3) работы и услуги; 4) информацию; 5) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); 6) нематериальные блага. Объектом налогообложения может быть каждое из объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 11 ноября 2004 г.). Подпункт 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ к товарам причисляет любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к товарам не относятся. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ. Не признается реализацией товаров, работ или услуг: 1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); 2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; 3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; 4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов); 5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; 6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; 7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации; 8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ; 9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Пункт 3 ст. 40 НК РФ устанавливает правило, согласно которому в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: 1) сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); 2) потерей товарами качества или иных потребительских свойств; 3) истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; 4) маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; 5) реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, но только если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Рынок товаров (работ, услуг) - это сфера обращения таких товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок. Под взаимозависимыми лицами для целей налогообложения понимаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как: 1) количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии); 2) сроки исполнения обязательств; 3) условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида; 4) иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя в следующих случаях: 1) при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам; 2) при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг; 3) при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4-11 ст. 40 НК РФ. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). В соответствии с Налоговым кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" НК РФ. Налоговое право РФ знает два виды доходов налогоплательщика: 1) доходы от источников в РФ; 2) доходы от источников за пределами РФ в соответствии с главами "Налог на прибыль организаций", "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств. Не признаются дивидендами: 1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации; 2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность; 3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов — участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Субъективное право участника налогового правоотношения включает в себя три правомочия: 1) совершать определенные действия самому (например, право налоговых органов проводить налоговые проверки); 2) требовать совершения определенных действий от другого (например, право налоговых органов требовать исполнения налогоплательщиками возложенных на них законодательством обязанностей); 3) обратиться за защитой к органам государства (например, право налогоплательщика обращаться к государству за административной и судебной защитой его нарушенных налоговым органом прав и законных интересов, т.е. осуществить правопритязание).
Юридические факты в налоговом праве Юридические факты в налоговом праве — это определенные обстоятельства реальной жизни (условия, ситуации, состояния, поступки), с которыми юридические предписания (нормы и принципы налогового права, индивидуально-правовые акты) связывают возникновение, прекращение или изменение налоговых правоотношений. С наличием тех или иных фактов связано не только участие субъекта налогового права в налоговых правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности. Например, с момента государственной регистрации юридического лица возникает обязанность поставить его на налоговый учет, тем самым юридическое лицо приобретает налоговую правосубъектность; начисление и выплата предприятием каких-либо денежных доходов своим работникам порождают обязанность исчислить, удержать с этого дохода необходимые налоги и перечислить их в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, т. е. при наличии указанных юридических фактов предприятие приобретает статус налогового агента. Поэтому в налоговом праве юридические факты служат основанием не только возникновения, изменения или прекращения налогового правоотношения. Однако будет справедливым отметить, что все же динамика налоговых правоотношений является главным и наиболее распространенным следствием юридических фактов. Поскольку большинство налоговых правоотношений возникает на основе правовых норм, то такие факты становятся юридическими в силу признания их в данном качестве государством. Фискальная деятельность государства и финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков представляют собой непрерывную цепь разнообразных фактов, явлений, событий, действий, случаев, но не все из них имеют юридическое значение, а только те, которые затрагивают наиболее существенные финансовые интересы государства и частных лиц, входят в сферу налогово-право-вого регулирования и могут повлечь известные юридические последствия. Таким образом, в налоговом праве признание юридически значимого характера тех или иных обстоятельств полностью зависит от властной стороны налоговых правоотношений — государства. Так, согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора). Жизненные обстоятельства, с наличием которых связано возникновение налоговых правоотношений, могут существовать и «до права», т. е. быть объектами или обстоятельствами реального мира, но только налоговые нормы придают им статус юридических в целях регулирования и упорядочения общественных процессов в финансовой сфере. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования налоговых правоотношений. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы нрава связывают возникновение, изменение, прекращение налоговых правоотношений, — юридические факты — описываются в гипотезе налогово-правовой нормы. Юридические факты приводят в действие диспозицию нормы налогового права, иные нормативные правовые предписания, определяют границу возможного и должного поведения сторон в налоговых правоотношениях. В реальную налоговую деятельность юридические факты воплощаются путем их соблюдения, исполнения, применения, использования индивидуализированными субъектами налоговых правоотношений. Юридические факты в налоговом праве имеют определенные признаки, обусловленные сферой своего проявления — фискальной деятельностью государства. Во-первых, они содержат информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет налогового права. Помимо таких элементов правового механизма, как предмет и методы правового регулирования, юридические факты помогают отграничить налоговое право от иных подотраслей финансового права. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые прямо или косвенно влияют на сферу налогообложения в государстве, затрагивают финансовые права субъектов налогового права. Во-вторых, юридические факты определенным образом объективированы, т. е. выражены вовне. В налоговом праве, как в иных правовых образованиях, юридическими фактами не могут быть бессодержательные события и действия, абстрактные понятия, мысли и т. д. Вместе с тем налоговое законодательство при квалификации налоговых правонарушений учитывает их субъективную сторону, в частности такие элементы, как вина, мотив, интерес, цель. Но эти юридические факты сами по себе не порождают налоговых правоотношений, они оказывают на них влияние только в составе сложного юридического факта, будучи его элементами. Своеобразным исключением из числа объективированных юридических фактов в налоговом праве выступают презумпции и фикции, поскольку они могут быть закреплены в законодательстве с известной долей абстракции или выводятся из него посредством толкования. В-третьих, в налоговом праве юридические факты характеризуют наличие либо отсутствие определенных явлений реальной жизни. В сфере налоговой деятельности юридическое значение могут иметь не только позитивные, но и негативные факты. Позитивные юридические факты — это реальные явления природы или общественной жизни, влияющие на динамику налоговых правоотношений. К ним можно отнести доход налогоплательщика, переход права собственности, реализацию товаров, использование объектов животного мира и другие факты и события, имеющие значение для налогообложения. Негативные юридические факты, напротив, отражают отсутствие чего-либо (объектов, действий, состояния и т. д.), что также влияет на движение налогового правоотношения. Юридическими фактами такого вида в налоговом праве могут выступать отсутствие налоговых льгот, непредставление налоговой декларации, отсутствие взаимозависимости между субъектами налогового права и т. д. В-четвертых, юридические факты в налоговом праве нормативно определены. Большинство юридических фактов четко зафиксировано в налоговом законодательстве (НК РФ, законодательство о налогах и сборах субъектов РФ). Вместе с тем в процессе индивидуального регулирования правоприменительными органами (Минфином России, налоговыми органами, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований) может производиться конкретизация юридических фактов, необходимых для наделения правами или возложения обязанностей. Так, согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В приведенной норме законодательно установлен юридический факт, наличие которого влечет возникновение охранительного налогового правоотношения, — непредставление документов. Вместе с тем закон определяет, что сроки для их представления должны быть определены органом налогового контроля. Тем самым в процессе проведения налоговой проверки индивидуально-определенного налогоплательщика проверяющий налоговый орган (налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика) конкретизирует такой юридический факт, как срок представления необходимых документов. Поэтому в реальной жизни хранительное налоговое правоотношение по привлечению налогоплательщика к ответственности за непредставление документов может возникнуть только по истечении этого срока. В-пятых, в налоговом праве юридические факты зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Налоговое право достаточно формализированно, поэтому подавляющее большинство юридических фактов имеет правовое значение лишь в том случае, если оно надлежащим образом оформлено и зафиксировано. Так, один из основных объектов налоговых правоотношений — налог — считается законно установленным только при соблюдении всех требований, предъявляемых к подобному процессу ст. 17 НК РФ. Напомним, что согласно названной норме налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В отдельных случаях юридические факты должны быть подтверждены (доказаны) на основе иных нормативных правовых актов. Например, согласно ст. 165 НК РФ для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% налогоплательщик обязан представить в налоговые органы определенные документы, перечень которых зависит от вида его деятельности. Сведения, содержащиеся в этих документах (контрактах, выписках из лицевого банковского счета, таможенных декларациях и т. д.), будут выступать юридическими фактами, на основании которых налоговый орган сможет принять решение о правомерности исчисления налогоплательщиком НДС по ставке 0%. В-шестых, юридические факты влекут предусмотренные налоговым законодательством правовые последствия. Такими последствиями являются возникновение, изменение или прекращение налоговых правоотношений. В налоговом праве юридические факты довольно разнообразны и классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юридические факты во всех отраслях права, в том числе в налоговом, делятся на события и действия. События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, по достижении 16-летнего возраста гражданин становится деликтоспособным, т. е. может нести ответственность за совершение налогового правонарушения; со смертью налогоплательщика прекращается его налоговая обязанность; истечение срока давности взыскания санкций прекращает право государства на привлечение налогоплательщика к ответственности. Стихийные бедствия также относятся к событиям, влекущим наступление налоговых правоотношений: на основании п. 1 ст. 111 НК РФ совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Болезнь налогоплательщика может послужить обстоятельством, смягчающим налоговую ответственность. События относятся к природным явлениям и юридических критериев не содержат, поэтому автоматически никаких обстоятельств не порождают, но служат причинами, предпосылками для возникновения налоговых правоотношений. Так, если налогоплательщик не смог вовремя представить в налоговый орган запрашиваемые документы в силу действия обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение и т. п.), то он не может быть привлечен к ответственности за данное правонарушение. Однако проявление таких обстоятельств должно быть установлено наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания; после прекращения действия указанных обстоятельств налогоплательщик обязан выполнить возложенные на него обязанности. Существенное значение в механизме налогово-правового регулирования имеет такая разновидность юридических фактов-событий, как сроки. Исполнение налоговой обязанности и остальные налоговозначимые деяния проистекают в пространстве и во времени. Временная протяженность — важнейшая характеристика общественных отношений в налоговой сфере. Установление сроков совершения налоговых действий невозможно переоценить, поскольку каждый налог должен уплачиваться в строго установленные именно для этого вида платежа сроки, каждые налоговые процессуальные поступки должны совершаться в точно отведенные промежутки времени. До истечения срока давности необходимо выявлять налоговые правонарушения; до истечения сроков обращения в суд необходимо подать исковое заявление и т. д. В противном случае государство сможет потерять контроль за поступлением налогов в бюджеты, а субъекты будут лишены возможности защитить свои права. Как юридические факты сроки могут выступать только в качестве элементов фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с иными событиями и фактами в налоговой сфере, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо. Общий порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6 НК РФ. В налоговом праве характерной чертой срока является определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит от установленных в налоговом законодательстве фактов. Статья б1 НК РФ определяет, что течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Так, согласно ст. 84 Н К РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет налогоплательщика в течение пяти дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. В приведенном примере началом течения срока постановки на учет будет день, следующий заднем, в котором налогоплательщик представил в налоговый орган все необходимые документы. По такому же принципу в налоговом законодательстве исчисляется срок давности привлечения к налоговой ответственности: согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года. Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Например, п. 2 ст. 204 НК РФ установлено, что уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Элементом срока является сознательно выбранный законодателем масштаб времени. В налоговом праве, как и в большинстве иных отраслей права, закреплены универсальные масштабы времени — год, квартал, месяц, неделя, день. Кроме точно определенных временных промежутков юридическими фактами в налоговом праве могут выступать и другие характеристики времени — сезонный характер работ, срок проведения налоговой проверки, срок уклонения от уплаты налогов, срок действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и т. д. В соответствии со ст. б1 Н К РФ срок может определяться также указанием на событие, которое неизбежно должно наступить. Например, датой получения внереализационных доходов признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (п. 4 ст. 271 НК РФ), датой окончания действия льгот для родителей по уплате подоходного налога — достижение их ребенком 18-летнего возраста, а если он является студентом дневной формы обучения — 24-летнего возраста (п. 4 ст. 218 НК РФ). функции фактов-сроков в налоговом праве чрезвычайно многообразны. Они выполняют предупредительную, пресекательную, стимулирующую функции, служат юридической гарантией защиты прав субъектов налогового права и надлежащего исполнения ими обязанностей, стабилизируют налогово-правовое регулирование. Действия — это факты, зависящие от воли людей, совершаемые людьми и направленные на появление юридических последствий. В налоговом праве действия проявляются в двух аспектах — правомерном (установление налога, подача налоговой декларации, постановка на налоговый учет и т. д.) и неправомерном (налоговые правонарушения). Правомерные действия соответствуют предписаниям налогово-правовых норм, в них выражается правомерное (с позиций законодателя) поведение субъектов налогового права. Правомерные действия — это волеизъявление субъекта налогового права, выражающееся в таких формах, как жалоба, заявление, договор и т. п. К числу правомерных действий, оказывающих влияние на динамику налоговых правоотношений, относятся и акты — документы различных государственных органов и должностных лиц: приказы Минфина России, разъяснения ФНС России, решения налогового органа о взыскании налоговой недоимки, предоставлении отсрочки по уплате налога и т. д. В налоговом праве юридические факты в виде правомерных действий разнообразны и играют значимую роль в механизме на-логово-правового регулирования. В целях эффективного регулирования налоговых отношений правомерные юридические факты-действия можно подразделить по различным основаниям: 1) по объекту — действия налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов и др.; 2) по юридической направленности — действия-акты, действия-поступки; 3) по способу совершения — очно либо через налогового агента или налогового представителя. Неправомерные действия противоречат налогово-правовым предписаниям, причиняют вред фискальным правам государства, подобными юридическими фактами выступают все виды налоговых правонарушений и иное поведение правообязанного субъекта, противоречащее нормативным предписаниям. В связи с этим для налогового права наибольшее значение имеет подразделение юридических фактов в виде неправомерных действий по форме на (умышленные и неосторожные). Следует также иметь в виду, что к разновидности действия как юридического факта относится и бездействие. Таких юридических фактов в налоговом праве достаточно много. Например, субъект налогового права вместо действий бездействует, не выполняет своих обязанностей, причиняет бездействием вред и т. д. Как правило, бездействие приводит к нарушению финансовой дисциплины и поэтому становится юридическим фактом для возникновения охранительных налоговых правоотношений. Так, в форме бездействия совершаются такие правонарушения, как неуплата налогов, непредставление налоговым органам документов, невыполнение банком поручения налогового органа о списании налоговой недоимки, отсутствие ведения бухгалтерского учета, неявка свидетеля в налоговые органы и т. п. В налоговом праве к юридическим фактам также относятся правовые состояния — состояние гражданства, нахождение в должности, которая обязывает нести ответственность за состояние бухгалтерского учета на предприятии, состояние в браке или родстве, нахождение во взаимозависимости от иного лица (организации) и проч. По характеру последствий в налоговом праве следует различать правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты. Например, регистрация юридического лица порождает обязанность встать на налоговый учет, ликвидация этого лица прекращает налоговые обязанности, а реорганизация видоизменяет ранее возникшие налоговые правоотношения с его участием. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления материальных налоговых правоотношений. Вторые связаны с налоговым процессом, его движением и развитием. Так, материальным юридическим фактом будет получение предприятием прибыли, поскольку данное явление влечет возникновение налоговых правоотношений по исчислению и уплате налога на прибыль, процессуальным юридическим фактом — решение руководителя налогового органа о назначении налоговой проверки у индивидуально-определенного налогоплательщика. На основе вынесенного решения возникают налогово-контрольные правоотношения. По признаку их документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные и неоформленные-Как уже отмечалось выше, в налоговом праве подавляющее боль111Инство юридических фактов существует в оформленном, документально зафиксированном виде. Иного, учитывая публичный характер налоговых правоотношений и их изначальную предопределенность государством, и не должно быть. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства существуют в неоформленном виде. В налоговом праве к таким юридическим фактам следует отнести прежде всего скрытые, т. е. латентные, налоговые правонарушения. Большое значение в налоговом праве имеют такие юридические факты, как презумпции и фикции. Кроме реальных жизненных обстоятельств налоговое право выделяет и те ситуации, которые имеют вероятностный характер. Эти вероятностные обстоятельства — презумпции — имеют юридическое значение для возникновения и движения многих налоговых правоотношений. Так, предположение законодателя о наличии дохода у индивидуального предпринимателя влечет установление обязанности уплачивать единый налог на вмененный доход. Само понятие «вмененный доход» является презумпцией, так как законодатель только предполагает о наличии (да и то в будущем) у налогоплательщика какого-либо дохода и предписывает ему уплачивать налог не с фактически полученного, а только с предполагаемого дохода. Презумпция невиновности налогоплательщика влечет обязанность налоговых органов доказывать его вину в судебных органах. Презумпция правомерности актов налоговых органов порождает обязанность налогоплательщиков выполнять содержащиеся в них предписания. Юридические факты-фикции — это несуществующие положения, которые, однако, налоговым правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Одними из наиболее значимых по правовым последствиям являются фикции терминов «организация» и «юридическое лицо», используемых для целей налогообложения. Существующая в налоговом законодательстве Фикция в виде приравнивания адвокатов к индивидуальным предпринимателям влечет возникновение у адвокатов всех налоговых обязанностей, присущих последним. Фикции как юридические Факты часто порождают процессуальные налоговые правоотношения. Так, согласно п. 4 ст. 100 НК РФ, если акт налоговой проверки направляется налоговым органом по почте заказным письмом, т° Датой вручения акта налогоплательщику считается шестой день Начиная с даты его отправки. Еще одна, но далеко не последняя, Фикция в налоговом праве — признание налогоплательщика не Привлекавшимся к налоговой ответственности, если он в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции не совершил нового налогового правонарушения. Все вышерассмотренные юридические факты способны сами по себе, «в одиночку», вызывать к жизни, изменять или прекращать налоговые правоотношения. Вместе с тем для функционирования многих налоговых правоотношений таких фактов бывает недостаточно, им требуется не одно, а несколько условий. Поэтому кроме обычных «односложных» юридических фактов на возникновение и развитие налоговых правоотношений большое влияние оказывают сложные, комплексные юридические факты — фактические составы. Фактический состав представляет собой совокупность (систему) юридических фактов, необходимых для наступления налогово-правовых последствий. Например, для возникновения правоотношения по предоставлению налогового кредита необходимо: 1) наличие одного из оснований, указанных в ст. 64 НК РФ: причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, тяжелое имущественное положение физического лица, сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг; 2) заявление налогоплательщика о предоставлении налогового кредита; 3) решение уполномоченного органа о предоставлении налогового кредита; 4) заключение договора между уполномоченным органом и налогоплательщиком о предоставлении кредита. Обычно каждый из фактов, входящих в юридический состав, имеет относительно самостоятельное правовое значение и порождает промежуточные юридические последствия. Однако для возникновения, изменения или прекращения полноценного налогового правоотношения, достижения конечного результата требуется комплекс (система) всех юридических фактов. Юридические факты в налоговом праве играют важную роль, отражающую взаимосвязь налогово-правовой нормы с событиями и фактами реальной жизни. Налоговое право не может да и не должно регулировать все стороны финансовой деятельности налогоплательщиков. Правовое регулирование должно быть направлено на упорядочение только тех фискальных процессов, которые объективно необходимы для формирования доходной части бюджетов. В связи с этим необходимо правильно выбирать факты, могущие вызывать налоговозначимые последствия и в силу этого требующие юридического оформления. С помощью грамотно продуманного набора юридических фактов, своеобразной шкалы ценностей реальной жизни для налогового права, государство способно адекватно регулировать финансовые отношения, формировать государственную казну и не нарушать финансовых интересов частных лиц.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |