КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наследование умственных способностей
Исследование способностей человека и животных, возможности их наследования — это вопрос очень непростой. И поднимая этот вопрос, конечно, имеют в виду не столько принципиальную возможность наследственной передачи специфических для данного вида форм поведения, сколько об индивидуальных возможностях к их развитию: скорости и способе освоения, полноте, возможности надстраивать (развивать). Следовательно, способности — это особые свойства высшей нервной деятельности, психики, которые обеспечивают успешность осуществления и уровень развития процесса той или иной деятельности. Психологи выделяют множество типов способностей, например: сенсорные, кинестетические, мнес-тические (мнемические), креативные и прочие. Психологов и педагогов особенно волнует вопрос — наследуются ли интеллектуальные способности, или они практически полностью определяются средой, окружением? На сегодняшний день существуют вполне достаточные основания для утверждения, что умственные способности наследуются по обычным генным каналам. Наибольшее количество данных получено методами популяционной генетики по наследованию «коэффициента умственного развития» — ИК (IQ). Многочисленные исследования, проведённые в течение последних пятидесяти лет показали, что ИК находится под контролем множества генов (по разным оценкам их от 20 до 100 и более). Кроме того, исследование генетики человека затруднено принципиальными ограничениями, связанными с категорической невозможностью постановки запланированных экспериментов со скрещиванием. Остаются, конечно, методы популяционной генетики, но они требуют несравненно большего времени наблюдений и больших объёмов исследуемого «материала», И ещё — мы знаем, что человек является существом необычайно пластичным и чувствительным к социально культурным модификаторам фенотипа (по формам поведения), что' делает задачи генетиков невероятно трудными. Собственно говоря, исследование генетики «интеллектуальных способностей» человека в настоящее время стали сводиться к выявлению закономерностей наследования частных способностей, таких как — а) беглость речи; б) пространственное воображение; в) арифметические способности; г) логика; д) память и другие. На основании такого рода исследований выявлено, что по крайней мере для первых четырёх из перечисленных «первичных» умственных способностей влияние наследственности считается доказанным. Более того есть основания считать, что первичные способности наследуются как независимые компоненты*, но вместе с этим в каждом конкретном человеке они объединяются в динамичные непрерывные комплексы. Вероятно поэтому такие инструменты, как IQ-тест, оценивающий их лишь суммарно, дают весьма противоречивые и спорные результаты. Несмотря на это, убедительные данные, полученные Э. Уилсо-ном в 70-е годы при исследовании близнецов (6, 7, 8 лет) и их родителей с использованием совершенно адекватного статистического анализа и учётом влияния «средовых» и «наследственных» факторов, позволили ему утверждать: Индивидуальные различия интеллекта у людей никогда не будут сглажены, несмотря на всесовершенства мотодов воспитания и энтузиазм воспитателей. Генотипически обусловленные различия имеют слишком глубокие корни, чтобы их могла устранить специальная тренировка. Но максимальная реализация умственных способностей каждого ребёнка — цель вполне реальная, и подчинённые ей воспитательные меры должны быть делом первостепенной важности. * И всё же взаимодействие наследственности и среды непосредственно на. человеке изучать очень трудно. Трудно представить методически безупречный эксперимент на человеке — нормальных людей (тем более детей) никто не станет полностью изолировать от социального окружения. В этом отношении поучительны эксперименты по способности к обучению животных в лабиринте. В долговременных опытах с помощью направленного отбора были выведены две линии мышей («умных» и «глупых»), которые отличались по способности ориентироваться в лабиринте. 1) В обычных лабораторных условиях, «умные» животные совершали в среднем 120 ошибок при прохождении лабиринта, а «глупые» — около 170 ошибок. 2) В обеднённой среде различия в скорости обучения между линиями исчезали, поскольку «умные» опускались до «глупых». Этот факт свидетельствует, что «умные» в большей степени реагируют на обеднение среды, чем «глупые». 3) В обогащенной среде что удивительно «глупые» крысы обучались намного успешнее, чем «умные». Следовательно; создание более благоприятных условий в гораздо большей степени раскрывает способности «глупых» животных, чем «умных»! Даже у крыс взаимодействие генотипа и среды оказывается граздо сложнее, чем можно было предположить. Психогенетические дефекты (или особенности), затрагивающие высшие отделы мозга у человека могут быть очень трудно выявляемыми, но при этом оказываются способными решительным образом влиять на его судьбу. Самый простой тому пример — левору-кость. Но известны и более серьёзные страдания, обусловленные наследуемыми психоинтеллектуальными свойствами. Так, один из локусов на седьмой хромосоме человека жёстко связан с дислексией*. Генетический дефект приводит к недоразвитию коры мозга в речевых зонах левого полушария. Оказалось, что это нередкое явление, и около 10% людей, хотя и в разной мере, страдают от данного расстройства. В поведении дислексия выражается в затруднениях чтения текстов, в замедленном и угадывающем его характере, к потере букв, путанице их порядка и нередко в не улавливании смысла прочитанного. В крайних случаях учителя (гораздо реже и родители) диагностируют здесь элементы умственной отсталости. Потому что текст в школе нередко становится тестом на интеллектуальную полноценность. Однако дислектики, которые нашли своё истинное призвание, свободно могут стать не только абсолютно полноценными людьми (так и бывает сплошь и рядом), но и выдающимися деятелями, например: учёными и изобретателями (Эдисон), дипломатами (Талейран), святыми (Сергей Радонежский). Более того — знаменитый современный английский архитектор Р. Роджерс (создатель центра Помпиду в Париже) считает, что для его профессиональной деятельности (сам он дислек-тик) это заболевание создаёт огромные преимущества, и поэтому набирает в свою творческую группу преимущественно дислекти-ков. ■
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |