![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В образовании
Й учебный вопрос: Негативные последствия использования ИКТ
Использование в образовании возможностей средств технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» порождает ряд серьезных проблем, связанных с возможным негативным воздействием этих технологий на здоровье учащегося. Первая группа проблем обусловлена появлением негативных последствий медицинского характера, связанных с невыполнением правил использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Вторая группа проблем связана с появлением негативных последствий психолого-педагогического характера. Педагогико-эргономические и физиолого-гигиенические условия организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе перечисленных выше технологий, должны опираться на утвержденные Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ нормативно-методические материалы. Безопасное применение этих систем предполагает • нарушение эргономики рабочего места пользователя, оснащенного современными средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации; • недопустимый временной интервал использования • использование недопустимого объема информации (информационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное
• несоответствие предоставляемой информации индивидуальным возможностям личности. Анализируя перечисленные выше факторы воздействия Учитель (преподаватель) должен быть знаком с санитарно-гигиеническими требованиями к организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, которые изложены в специальных нормативно-методических документах, утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования и науки РФ. Ниже приведем краткое содержание этих документов. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы включают в себя следующие разделы: 1. Общие положения и область применения. 2. Требования к ПЭВМ. 3. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ. 4. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и 5. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих 6. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ. 7. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ. 8. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах. 9. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ. 10. Требования к организации и оборудованию рабочих
11. Требования к организации и оборудованию рабочих 12. Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста. 13. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ. 14. Требования к проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля. Необходимость неукоснительного выполнения этих требований не вызывает никакого сомнения, хотя на местах, как Рассмотрим возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия технологий телекоммуникации, мультимедиа и «Виртуальная реальность» на учащегося. К ним прежде всего следует отнести возможные негативные последствия, связанные с психологическими аспектам информационного взаимодействия в сети Интернет и восприятия виртуальных экранных миров; а также возможные негативные последствия, связанные с философскими аспектами информационного взаимодействия, реализуемого рассматриваемыми технологиями. Современных исследователей, особенно психологов, педагогов, медиков, настораживают, если не пугают, возможные негативные последствия, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир современного человека неестественных, иллюзорных виртуальных впечатлений от виртуальных сюжетов и
Увлеченность яркими и необычными, порой призрачными, впечатлениями, отличными от реальных, вполне понятна Участие человека в наблюдениях за сюжетами виртуальной Формирование многофункционального и информационноемкого виртуального мира с его ирреальными и фантазийными отображениями действительности, пусть даже созданными опытными и талантливыми методистами, психологами и дизайнерами, происходит в настоящее время лишь на базе эмпирики и эксперимента. Использование подобных технологий в учебном процессе должно быть направлено на раскрытие
Следует также отметить и то, что в настоящее время Следовательно, необходимость обеспечения психологической комфортности информационного взаимодействия в сети Интернет и в виртуальных экранных мирах следует считать важным аспектом безопасного использования современных технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность». Особо следует обратить внимание и на философские аспекты реализации информационного взаимодействия с объектами виртуального экранного мира, общения с ними. Существенную роль при этом играет «обманчивость природы» как самих объектов, представленных технологиями мультимеди или «Виртуальная реальность», так и взаимодействий с ними. Даже само название «Виртуальная реальность» уже наводит на мысль о неправдоподобности всего происходящего на экране. В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если мир, сгенерированный той или иной технологией с помощью компьютера, станет слишком реалистичным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию — «суперпространство». Однако существуют и другие мнения. Например, некоторые ученые считают, что технология виртуальной
Рассмотрим следующие вопросы: каким образом с помощью дружественного интерфейса обеспечивается комфортность информационного взаимодействия? Как предотвратить вторжение во внутренний мир человека через излишне персонифицированный интерфейс? Как защитить ребенка от негативного воздействия ненужной информации? Как было показано во второй главе, дружественный Работа в виртуальном пространстве локальных и глобальной сетей способствует изменению межличностных отношений между пользователями (например: учителем и учеником или между учениками). Некоторые исследователи находят негативные моменты в межличностной близости между собеседниками в сети, которой способствует излишне Выделим еще два негативных аспекта проблемы использования ресурсов сети Интернет в школе и дома при выполнении домашних заданий. Первый аспект обусловлен тем, что язык большинства материалов, написанных в основном для использования взрослыми, тяжел для понимания учениками. Второй аспект обусловлен тем, что для учащихся существует потенциальная возможность найти в Интернет Выделим несколько способов предотвращения нежелательных психологических и социальных последствий работы школьников в Интернете. Этого можно достичь, во-первых за счет контроля преподавателей за действиями обучаемых на занятиях; во вторых, за счет создания и использования специальных предупреждающих подсказок; в-третъих, за счет широкого внедрения в учебный процесс новых методических подходов, предусматривающих эффективное, персонифицированное управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ. Помимо перечисленных выше способов, негативного информационного воздействия. Перечислим несколько технологических способов контроля и отслеживания доступа учащихся к интернет-ресурсам: • обеспечение так называемого «огражденного сада», в котором интернет-провайдер выбирает, что включать в информацию, которая используется в школах, вузах; • использование системы фильтров, которая позволяет • обеспечение свободного доступа ко всему Интернету, но • установление так называемой системы честности (иногда в комбинации с такими санкциями, как исключение из В заключение следует отметить, что каждая прикладная
Заключение - обобщить наиболее важные, существенные вопросы лекции; - сформулировать общие выводы; - поставить задачи для самостоятельной работы; - ответить на вопросы студентов.
Лекция разработана «___»________20__г. _______________________(___________) (подпись, фамилия и инициалы автора)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |