Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология государственного управления в сфере обеспечения информационной безопасности




Лекция 4. Эффективное управление в сфере обеспечения информационной безопасности как важнейшее условие принятия конкурентоспособных государственных решений

Основные понятия:

информация; информационные технологии; технологическая и концептуальная зависимость; информационное противоборство; технократический, политико-идеологический и технологический подходы в обеспечении информационной безопасности; механизм причинения ущерба; информационная сфера; национальные интересы в информационной сфере; информационная безопасность; структура и содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности; система обеспечения информационной безопасности; факторы, создающие угрозу безопасности; основные функции системы; реализация функций; функционально–логическая структура системы; система функций государственного управления; направления совершенствования госуправления; нормативно-правовая, организационная, технологическая и кадровая составляющие.

Сегодня уже никто не берется оспаривать утверждение, что информация является главным фактором управления современным миром, основным ресурсом и инструментом власти. Справедливы слова: «кто владеет информацией, тот владеет миром».

По утверждению Окинавской Хартии Глобального Информационного общества «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века», поскольку их «революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия Правительства и гражданского общества».

Информация и знания, являясь системообразующими факторами, оказывают активное влияние на все сферы жизнедеятельности современного общества: общественно–политическую, социально–экономическую, оборонную, научно–техническую и т.д.

В сфере государственного управленияинформационные технологии (ИТ) становятся ключевым фактором повышения эффективности управления, позволяя перейти на качественно новый уровень реализации всех функций госуправления, прежде всего контроля, сбора и анализа информации, организации системы информационно–аналитического обеспечения выработки, принятия, реализации и оценки эффективности управленческих решений.



ИТ способствуют установлению оперативной обратной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой – появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе, по отдельным социальным группам). ИТ дают возможность свободного доступа широких слоев населения к информации и их активного участия в общественно–политической жизни страны.

Вместе с тем активное внедрение ИТ в повседневную деятельность наряду с преимуществами несет в себе вполне реальные угрозы. Менее развитые общественные системы невольно попадают в технологическую и концептуальную зависимостьот мировых лидеров, становятся полигоном для демонстрации превосходства, в том числе и информационно–аналитического. Все чаще в обиходе специалистов в области ИТ фигурируют такие понятия, как «информационное противоборство», «информационные операции», «информационное воздействие» и т.д.

В 1995 году американская корпорация RAND подготовила отчет MR–661–OSD, одним из результатов которого стало введение термина «strategic information warfare» – стратегическоеинформационное противоборство, определяемое авторами как «использование государствами глобального информационного пространства»..

Среди наиболее серьезных по своим негативным последствиям проблем, связанных с информационным воздействием,можно выделить следующие:

· снижение уровня информационно–аналитического обеспеченияорганов власти и управления, инспирирование ошибочных управленческих решений, деморализация ЛПР;

· манипулирование общественным сознанием с целью создания политической напряженности;

· дезинформированиенаселения о работе государственных органов, подрыв международного авторитета государства, дискредитация ЛПР как внутри страны, так и за рубежом;

· дестабилизация политической ситуации в целях разжигания социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, инициирования забастовок, массовых беспорядков и т.д.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отмечается, что «информационное пространство республики характеризуется открытостью для воздействия зарубежных радио– и телекоммуникационных средств, печатных изданий, глобальной компьютерной сети Интернет». Указывается также, что «несовершенство законодательства в информационной сфере создает возможности для манипулирования информацией, негативного воздействия на людей, культуру, нравственные и духовные устои белорусского общества».

Как показывает опыт, к настоящему времени в научном мире пока не сложилось единого подхода к определению понятия безопасности (защищенности) в информационной сфере. Обзор научных публикаций свидетельствует, что наибольшее число работ в этой области за последние годы сгруппировались вокруг трех основных подходов.

1. Первый из них определяется как технократический,когда деятельность по обеспечению безопасности государства в информационной сфере рассматривается исключительно через призму защиты самой информации и информационных (телекоммуникационных) систем. При этом необходимыми элементами государственной информационной стратегии являются достижение технического превосходства либо преодоление отставания в области ИТ. Сторонники данного направления чаще оперируют понятиями безопасность информации, государственные секреты, сертификация, криптография, средства технической защиты и т.д.

2. Другой подход составляютидеи, связанные с политико–идеологическим контекстом,когда государственная информационная политика рассматривается как средство воздействия на массовое сознание. Сторонники данного направления исходят из необходимости защиты интересов личности, общества и государства от вредоносного воздействия информации, разрабатывают и «продвигают» информационные доктрины, оправдывающие применение сил и средств т.н. информационно–психологического воздействия в интересах национальной безопасности. В большинстве случаев речь идет о регулировании медиа-рынка, обеспечении конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, защите тайны личной жизни и прав интеллектуальной собственности. Сторонники второго направления оперируют понятиями: информационное воздействие, информационная кампания (война, операция), информационно–психологическое противоборство, информационно–психологическая безопасность, рейтинг страны за рубежом, формирование общественного мнения и т.д.

3. Третий подход можно назвать технологическим, когда во главу угла ставятся проблемы рационализации управленческих процессов и технологий, повышения эффективности принимаемых государственных решений путем оптимизации систем поиска, сбора, анализа, структурирования и представления информации. При этом чаще всего оперируют понятиями: информатизация, информационно–аналитическое обеспечение ЛПР, система поддержки принимаемых решений, ситуационно–аналитический центр, контур государственного управления.

С развитием теории и практики государственного управления актуализируется необходимость комплексного подхода к проблеме с точки зрения защищенности политических, экономических и иных национальных интересов в информационной сфере.

Подобный подход основан на утверждении, что информационные ресурсы и информационная инфраструктура выступают в роли основных средств коммуникации в современном обществе. Поэтому негативные воздействия через информационную сферу становятся одним из главных факторов угроз безопасности государства. Постановка проблемы в подобном контексте способствует комплексному решению задач по обеспечению информационной безопасности государства.

Механизм причинения ущерба интересам личности, общества и государства через информационную сферу иллюстрируется рис.4.1.

Под информационной сферой будем понимать совокупность элементов социальной структуры (личность, общество, государство), взаимодействующих в системе регулируемых общественных отношений, связанных с формированием и эксплуатацией информационных ресурсов и информационной инфраструктуры.

Как область правового регулирования информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Не вызывает сомнения тот факт, что для каждого государства, находящегося на определенном этапе общественного развития, конфигурация информационных интересов и угроз этим интересам определяется состоянием информационно–аналитической инфраструктуры, научно–техническим и производственным потенциалом государства, уровнем развития информационно–телекоммуникационных технологий, направленностью государственной идеологии, развитостью структур гражданского общества, национальными и культурными особенностями и т.д.

 

 

В наиболее общем виде национальные интересы в информационной сфереможно сгруппировать следующим образом:

· информационно–аналитическое обеспечение принятия решений в контуре государственного управления;

· развитие отечественной индустрии ИТ, формирование и эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита внутреннего рынка от экспансии зарубежной информационной продукции и т.д.;

· доведение до населения и международной общественности достоверной информации о деятельности государства по реализации политического и социально–экономического курса и т.д.;

· соблюдение конституционных прав граждан в области получения и распространения информации; охрана авторского права и интеллектуальной собственности и т.д.;

· защита информационных ресурсов и информационной инфраструктуры от несанкционированного доступа, а также сведений, составляющих государственную тайну.

Каждой группе национальных интересов соответствуют вполне реальные угрозы, направленность и содержание которых варьируется в зависимости от складывающейся на данный момент ситуации.

По мнению ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь профессора С.Н.Князева: «под информационной безопасностью понимают состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере, определяющееся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

В общем виде структуру понятия «деятельность по обеспечению информационной безопасности» можно представить в виде
(см. рис.4.2).

Таким образом, обеспечение информационной безопасности представляет собой целенаправленную деятельность по регулированию отношений в информационной сфере, формированию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасностии реализации ею комплекса организационно–правовых мероприятий по недопущению нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере.

Содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности иллюстрируется в Приложении 2.

Как следует из данной схемы, система обеспечения информационной безопасностипредставляет собой совокупность правовых, организационных, технологических и технических мероприятий, органов, сил и средств, направленных на предотвращение или минимизацию ущерба информационным интересам личности, общества и государства.

В развитие положений Конституции, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет жизненно важные интересы и факторы, создающие угрозу безопасности государства в информационной сфере, а также приоритетные направления обеспечения этой безопасности.

 
 

 


В числе факторов, создающих угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, включены:

· несоответствие информационного обеспечения государственных и общественных институтов современным требованиям управления политическими, экономическими и социальными процессами;

· распространение недостоверной, или умышленно искаженной информации, направленной на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни;

· выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;

· зависимость информационной инфраструктуры республики от импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения;

· несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем;

· недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем ИТ и аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями безопасности информации;

· использование при создании и модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных ИТ, средств защиты информации, средств информатизации и связи;

· деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, направленная на нанесение ущерба национальным интересам;

· формирование международного общественного мнения, оправдывающего применение военной силы при разрешении противоречий.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Экономические методы управления.
  2. XIV. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  3. Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП)
  4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
  5. Автоматизированные системы управления технологическими процессами
  6. Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере
  7. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  8. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития.
  9. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования.
  10. Административно-правовое регулирование управления внутренними делами.
  11. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
  12. Административно-правовое регулирование управления юстицией.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.02 сек.