Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления совершенствования системы госуправления в сфере обеспечения информационной безопасности




Совершенствование госуправления в области обеспечения информационной безопасности включает как минимум четыре основные сферы:

· нормативно–правовую, обеспечивающую формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия информационным угрозам и механизмов их реализации;

· организационную, устанавливающую функциональную структуру органов, организаций и учреждений, занимающихся реализацией правовых норм в области информационной безопасности, отношения между ними и между субъектами системы;

· технологическую, обеспечивающую возможность безопасного формирования и развития информационных ресурсов и информационной инфраструктуры; предотвращения противоправного воздействия на них; своевременного обнаружения угроз безопасности государства; оценку возможного ущерба и организации эффективного противодействия;

· кадровую, призванную обеспечить формирование и поддержание необходимого кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационной безопасности.

Государственная политика по обеспечению информационной безопасности Республики Беларусь, как составляющая единой информационной политики, должна определять основные направления деятельности республиканских и региональных органов государственной власти, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Республики Беларусь в информационной сфере и базироваться на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Совершенствование правовых механизмов государственного регулирования отношений в информационной сфере является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь. Это предполагает:

· оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку концепции их совершенствования;

· разработку концепции обеспечения информационной безопасности;

· определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства в данной сфере;

· разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Республики Беларусь о государственной службе и т.д.

Назрела необходимость формирования Концепции правового обеспечения информационной безопасности и разработки нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственного управления, субъектов хозяйствования и юридических лиц в данной сфере.

В качестве первоочередных мер следует считать принятие Законов Республики Беларусь «Об информационной безопасности»,
«Об информации», «О государственной регистрации СМИ, использующих для распространения информации глобальные информационные сети», «Об участии в международном информационном обмене», «О праве граждан на информацию», а также разработку новой редакции Закона Республики Беларусь «Об информатизации».

По сути дела в настоящее время можно вести речь о необходимости становления и развития в республике новой отрасли права – информационного права, рассматривая в качестве стратегической цели разработку и принятие Информационного кодекса Республики Беларусь.

Организационная составляющая предполагает:

· организацию объективного мониторинга информационной сферы с целью глубокого и всестороннего анализа и прогнозирования угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

· разработку системы показателей и механизма оценки состояния безопасности государства в информационной сфере;

· повышение качества государственных информационных ресурсов за счет создания эффективной системы сбора, накопления и анализа информации;

· создание организационно–экономических условий для совершенствования процессов производства, развития, внедрения и экспорта передовых технологий, стимулирования деятельности предприятий в этой области;

· совершенствование организационно–правовых механизмов для эффективного использования и сохранения интеллектуального потенциала в информационной сфере;

· организация и осуществление контроля за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации и т.д.

Безусловно, одной из ключевых проблем в данной области следует считать повышение координации деятельности государственных органов. В данном контексте как нельзя актуален вопрос о целесообразности создания Межведомственной комиссии по информационной безопасности при Совете безопасности Республики Беларусь. В качестве основных полномочий данного коллегиального органа можно было бы считать:

· формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, разработка предложений по ее совершенствованию;

· координация деятельности государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности;

· формирование единой государственной технической политики в области информационных технологий, механизма централизованной разработки, закупки и поставки технических и программных средств для информатизации органов государственной власти и управления и т.д.

Нельзя обойти вниманием вопрос об усилении интеллектуально–аналитической составляющей системы обеспечения информационной безопасности, в частности, создание государственной сети экспертно–аналитических служб, работающих в режиме ситуационного анализа.


Кадровая составляющая предполагает:

· определение необходимого уровня подготовки персонала, занимающего ту или иную должность в государственном аппарате;

· разработка и ввод в действие учебных программ, лейтмотивом которых является подготовка и переподготовка научных кадров в области информационной безопасности, а также обучение студентов высших учебных заведений;

· подготовка и публикация специализированной литературы по проблемам информационной безопасности и т.д.

Объективный анализ складывающейся в Республике Беларусь ситуации показывает, что подход к организации государственного регулирования информационной сферы только как информатизации (компьютеризации) государственных органов представляется ошибочным. Проблема видится гораздо более широко – организация скоординированного управления информационным пространством государства, развитие информационной инфраструктуры в рамках единой долгосрочной стратегии.

Корректное определение компетенции республиканских органов исполнительной власти, организаций и учреждений в области противодействия угрозам национальным интересам в информационной сфере и организация их взаимодействия с Национальным собранием, Советом Министров и Государственным секретариатом Совета Безопасности и Администрацией Президента Республики Беларусь существенно влияет на эффективность деятельности по обеспечению информационной безопасности страны.

Контрольные вопросы к теме №3

1. Чем обусловлены, прежде всего, решения в случае субъективистской позиции ЛПР?

2. Чем обусловлены, прежде всего, решения с позиции ситуационализма?

3. Назовите группу факторов, образующих структуру проблемы принятия решения?

4. Назовите группу внепроблемных факторов, влияющих на принятие решения?

5. Что относится к среде прямого действия?

6. Что относится к среде косвенного действия?

7. Чем характеризуется сложность внешней среды?

8. Чем определяется уровень информационного обеспечения?

9. Под информационным противоборством сегодня следует понимать...

10. Что следует отнести к технократическому подходу в обеспечении безопасности в информационной сфере?

11. Что следует отнести к политико–идеологическому подходу в обеспечении безопасности в информационной сфере?

12. Что следует отнести к технологическому подходу в обеспечении безопасности в информационной сфере?

13. Что является целью деятельности по обеспечению информационной безопасности?

14. Какие органы осуществляют информационно–аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь?

15. Кто организует работу государственных органов по информированию населения и международной общественности о проводимой Президентом РБ государственной внутренней и внешней политике?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.