Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Монополистическая конкуренция

1. Характерные черты монополистической конкуренции.

2. Модель краткосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренции.

3. Долгосрочное равновесие фирмы и эффективность монополистической конкуренции.

 

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В микрокономике выделяют четыре характерные черты монополистической конкуренции на рынке.

1. В отрасли, производящей сходную продукцию, функционирует много фирм-производителей. Из них каждая фирма удовлетворяет, как правило, не менее 1% рыночного спроса. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж в течение года.

2. Каждая фирма производит дифференцированный продукт, который не является стандартизированным. Эта дифференциация товара может быть обусловлена как действительными качественными отличиями, так и предполагаемыми отличиями, которые проистекают из-за различий в рекламе, престиже торговой марки и т.д.

3. На основании дифференциации продукта продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цену на свои товары или когда определяют свои объемы годовых продаж. По сути, они используют эффекты монополистической власти, базирующейся на дифференциации ппродукта. Однако использовать эти эффекты власти возможно только в краткосрочном периоде.

4. На рынке имеются условия для свободного входа, кроме одного – в обязательном порядке от фирмы требуется заявить об особенностях своего дифференцируемого продукта. Как следствие, предполагается активное применение рекламы этой новоявленой дифференциации продукта.

Таким образом, фирма выходящая на монополистически конкурентный рынок, сталкивается с более высокими финансовыми и маркетинговыми припятствиями, по сравнению с фирмой, выходящей на рынок совершенной конкуренции.

 

2. МОДЕЛЬ КРАТКОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ

ПРИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Обладая некоторой монопольной властью, размер которой зависит от успеха в дифференциации своего продукта по отношению к продуктам других фирм, монополистически конкурентная фирма является ценоискателем и стремится установить цену, максимизирующую прибыль (рис. 5.2.).

Р убытки

S=MC

AC2 AC2

 

PM A

AC1 AC1

Ем

прибыль D

 

МR

 

Q

QM

 

Рис.5.2. Максимизация прибыли и минимизация убытков

фирмой в условиях монополистической конкуренции

 

Кривая спроса на продукцию фирмы более пологая, чем у чистой монополии, так как потребителям легче переключиться на товары-заменители при повышении цены. Как следствие, фирма в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде может получать прибыль или нести убытки – это зависит от соотношения уровней цены Рм и средних издержек АС. По сути, возможны две ситуации:

а) максимизация прибыли происходит в том случае, если разнице (Рм-АС1) есть прибыль на единицу продукции. Тогда совокупная максимальная прибыль равна (Р-АС1)XQM;

б) минимизация убытков имеет место, когда разница (АС2-Рм) выражает убытки на единицу продукции, а совокупные убытки составляют величину (АС2-Рм) XQM.

Естественно, убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. И поскольку часть фирм покидает рынок, количество видов дифференцированного продукта сокращается. Уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию оставшихся фирм растете, убытки сокращаются. Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигает нулевой отметки.

3. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

В монополистической конкурентной отрасли рыночные силы не столь мощны, чтобы заставить фирмы действовать в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек, т.е. LАC min, (рис.5.3.)

 

P S= LMC

 

 


AC=PM A B LAC

 

 


EM D

 

MR

 

Q

QM QK

 

Рис. 5.3. Долгосрочное равновесие на рынке

монополистической конкуренции

 

На рис.5.3. кривая спроса D лишь касается LАC в точке А в тот время как минимум этой кривой находится в точке В. Следовательно, цена устанавливается на уровне средних издержек (Р=АС). Однако сохраняется условие максимизации прибыли (Р>МС), поскольку точка А располагается на проекции точки равновесия Ем, в которой МR= LMC. Данное условие и определяет тенденцию к безубыточности долгосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренцию.

В сравнении с фирмами, действующими при совершенной конкуренции, монополистически конкурентные фирмы производят несколько меньший объем продукции (QM<QK). В долгосрочном периоде эти фирмы должны назначить более высокую цену по сравнению с конкурентной ценой, чтобы добиться нормальной прибыли.

Разница между уровнем выпуска в условиях монополистической конкуренции конкурентно-эффективным объемом выпуска (LАС min соответствует QК) называется избыточной мощностью, ее наличие говорит о недостаточно эффективном использовании ресурсов. Недогруженные производственные мощности, а также потребители «наказанные» за эту недогрузку ценами, превышающими конкурентный уровень, составляют издержки монополистической конкуренции. К этим издержкам необходимо добавить затраты, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда производитель стремится убедить потребителей в преимуществах своего товара, его отличиях от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки изобилуют товарными знаками, брендами известных и не очень компаний.

Фирмы будут предпинимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции являются:

1) дифференциация продукта и его совершенствование;

2) реклама;

3) торговые знаки и т.д.

Отметим, что оптимальное количество рекламы для фирмы будет таким, при котором доход от дополнительной рекламы (MRч) равен затратам на нее (MСч). До тех пор, пока MRч>MСч, дополнительная реклама будет приносить прибавки на рекламу, приводят к все меньшему увеличению продаж, поэтому MRч падает. В точке, где MRч=MСч, не будет получено никакого приращения прибыли. Это и есть максимальное значение количества рекламы для фирмы.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Чистая монополия | Тема 6. Олигополия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.