Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11 внешние эффекты

1. Сущность и формы проявления внешних эффектов.

2. Интернализация внешних эффектов.

3. Использование внешних эффектов в экономической практике.

4. Формирование эколого-экономического механизма природопользования.

 

1. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ.

До сих пор анализ функционирования рынков основывался на допущении, что не существует никаких побочных эффектов, связанных с производством и потреблением благ.

Однако нередко последствия частной сделки оказывают влияние на экономическое положение третьих лиц, не принимающих в ней участие. Эти лица в одних случаях несут издержки, в других – получают выгоду, но рыночная цена этого не отражает. По сути, в таких случаях цена не способна передавать достоверную информацию. В итоге рыночное распределение ресурсов оказывается неэффективным.

Данная проблема получила название внешних эффектов, или внерыночных взаимозависимостей. Одним из первых ее исследователей был английский экономист Артур Пигу (1877-1959).

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Внешние эффекты отличаются двумя основными чертами: а) они сказываются на благосостоянии (вред или польза) третьих лиц; б) рыночные субъекты, создающие эти эффекты, не несут издержки и не получают компенсации в размере изменения благосостояния третьих лиц.

Не будучи отражёнными в рыночных ценах, внешние эффекты рассматриваются в виде разницы между издержками (выводами) по осуществлению самой рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают все последствия внешних воздействий с точки зрения общества. Поэтому различают:

1. Частные издержки (РС) – это связанные с производством блага затраты участников рыночной операции. Соответственно, выделяются предельные частные издержки:

MРC= ∆PС/∆Q

2. Внешние издержки (ЕС) – это затраты третьих лиц, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Аналогично выделяются предельные внешние издержки:

MЕC=∆ЕC/∆Q

3. Общественные (социальные) издержки (SC) – это совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц (SC= PС+ ЕC).

По результатам воздействия на третьих лиц внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные. Воздействие считается положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя, т.е. третьих лиц. При этом различаются:

а) частная выгода (РВ) – это увеличение благосостояния непосредственного потребителя данного блага;

б) внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц;

в) общественная выгода (SВ) – это совокупная выгода, равная сумме SВ= РВ+ЕВ. Например, поддерживая свой сад и лужайку в привлекательном виде, вы доставляете удовольствие и соседям, т.е. вы создаете положительный внешний эффект, если соседи не платят за получаемое удовольствие.

Отрицательными называются внешние эффекты, ведущие к снижению полезности стороннего потребителя, т.е. третьих лиц. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Механизм действия отрицательного внешнего эффекта иллюстрируется графически (рис.11.1).

Р

РВ В МSС

 

РА А МРС

 

 


РС С точка рыночного

равновесия

МРВ=МSВ=D

 

QA QC Q

Рис. 11.1 Последствия воздействия отрицательного внешнего эффекта

Из рис.11.1 видно, что спрос D на благо отражается его предельной общественной полезностью МSВ и соответствует предельной частной выгоде МРВ. Кривая рыночного предложения данного блага формируется в соответствии с предельными частными издержками МРС его производства. Рыночный выпуск (QC) и цена РС установятся в соответствии с проекциями точки С на оси координат.

Если производство данного блага сопровождается вредными выбросами, то предельные общественные издержки (МSС= МРС+МЕС) показывают, во что реально обходится производство блага. Так, при включении МЕС в цену, Парето-эффективное равновесие установилось бы в точке А. Проекции этой точки А на оси координат дают два значения: цена РА и оптимальный объем выпуска QA.

Таким образом, следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага (QC >QA) и занижение его цены (РА> РС).

В условиях наличия внешних эффектов невозможно использование критериев Парето-эффективности. Поэтому оптимум Парето был заменен «золотым правилом» максимизации благосостояния Питу: уравнением предельных частных и предельных общественных затрат и выгод. Одновременно возник вопрос о возможных путях такой трансформации.

 

2. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Под интернализацией (от лат. internus – внутренний) понимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения МРС (или МРВ) к МSС (или МSВ). В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации.

Первый подход был предложен в 1920-х гг. Артуром Пигу, считавшим, что для интернанализации отрицательных внешних эффектов необходимо использовать корректирующий налог. Такой налог повышает предельные частные издержки (МРС) до уровня предельных общественных издержек (МSС). По сути, налог, равный предельным внешним издержкам (t=MEC), приближает рыночное равновесие к эффективному уровню, когда МSВ= МSС.

Аналогичным образом действует корректирующая субсидия, т.е. помощь, оказываемая производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами. Так субсидия, равная предельным внешним выгодам (S=МЕВ), повышает спрос (производство)до уровня, при котором МSВ= МSС. Примерами такого регулирования может быть субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства, образования и т.д.

Другой подход к интернализации был предложен в 1960-х гг. американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1931 г. Рональдом Коузом. Ключевая идея, выдвинутая Р.Коузом, заключалась в том, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Поэтому доказательный смысл теоремы Коуза-Стиглера сводится к следующему: при четком распределении прав собственности и нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные издержки равны.

Для понимания сути данной теоремы необходимо разобраться с такими ключевыми категориями, как права собственности и трансакционные издержки.

Права собственности – это совокупность властных прав, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. В общем виде права собственности подразделяются на три правомочия: владение, распоряжение и пользование. Более подробная классификация включает 11 правомочий:

а) владение, распоряжение, пользование;

б) право на доход, право на капитальную стоимость, право на безопасность, право на наследование, бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания, остаточный характер.

В процессе общественного развития права собственности подвергаются спецификации или размыванию. Спецификация прав собственности – это определение субъекта, объекта собственности и способов наделения ею; четкое определение правомочий собственника. Размывание прав собственности – это ослабление спецификации прав собственности. Для функционирования рыночного механизма важнейшей предпосылкой является четкая спецификация всех возможных прав собственности.

Согласно Р.Коузу, право на совершение определенных действий является фактором производства (например, право загрязнения окружающей среды). Если права на совершение определенных действий могут быть проданы и куплены, их в конце концов приобретут те, кто наиболее высоко их ценит. При этом МРС (или МРВ) стремится к уровню МSС (или МSВ), Трансакционные издержки – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Различают трансакционные издержки следующих типов:

- затраты на поиск информации;

- затраты на ведение переговоров и заключение контракта;

- затраты измерения, спецификации и защиты прав собственности;

- затраты на представление и установление последствий оппортунистического поведения.

Перераспределение прав собственности состоится лишь тогда, когда трансакционные издержки меньше, чем возрастание ценности, получаемой за счет приобретенного права собственности.

 

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Наиболее широкое применение теория внешних эффектов получила при решении экологических проблем. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды (МSВ) контроля с предельными общественными издержками (МSС), необходимыми для проведения ее в жизнь (рис.11.3)

На рис.11.3 точка Е, в которой пересекаются кривые МSВ и МSС, позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов, выраженных в процентах. Однако предельные общественные затраты (МSС) резко возрастают по мере снижения процента загрязняющих окружающих среду выбросов. Поэтому каждый дополнительный процент снижения выбросов обходится все дороже и дороже.

 

МSВ,

МSС МSВ МSС

 

Е

 


QЕ 100 Q

Рис.11.3 Определение эффективного уровня выбросов

Чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние, используются правовые, административные и экономические методы. Так, на основании правовых норм законодательства устанавливаются стандарты по вредным выбросам – это устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих выбросов, а также пределы концентрации вредных веществ в отходах. Эти стандарты являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов. Тем не менее, установление таких стандартов имеет недостатки – они разрешают в определенных пределах бесплатно (безответственно) сбрасывать вредные вещества.

Среди административных природоохранных мероприятий широкое распространение имеет мониторинг, применяемый для отслеживания норм, выбросов по каждому отдельному загрязнителю. Данные мониторинга могут быть использованы для снижения издержек фирмы по соблюдению установленных норм выбросов.

В системе экономических методов, в первую очередь, выделяется налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятие избегать неблагоприятного воздействия на природную среду (т. наз. налог Пигу). Однако еще большей гибкостью обладает плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.

В последнее время получают все более широкое распространение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды, в том числе:

1. Продажа прав на загрязнение окружающей среды. При этом государство определяет объем вредных веществ, допустимой в данном регионе, и подает его «порциями» в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ.

Цена лицензии будет зависеть от спроса на них. Интересно и то, что государство, как и партия «зеленных», могут купить часть лицензий, т.е. изъять их из обращения, и тем самым улучшить экологическую ситуацию в регионе.

2. На рынке прав на загрязнение может использоваться механизм «компенсаций». Он представляет собой соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнение, разумеется, с учетом компенсационных выплат друг другу.

3. Используется также механизм «кредитования». Он сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают, не только право («кредит») на равновесное превышение норм загрязнений в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать весьма значимым стимулом для дальнейшего снижения выбросов.

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Понятие «устойчивое развитие» вошло в научный оборот мирового сообщества в 1987 г. со времени опубликования доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В докладе под устойчивым развитием понимается такая модель устойчивого социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесения ущерба будущим поколением.

В 1992 г.Республика Беларусь совместно с 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де–Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все услилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепление климата более чем на 2 градуса. Для того чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, в Киотском протоколе были сформулированы три главные задачи:

- установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;

- использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие как налог на выброс двуокиси углерода;

- добиться серьезного участия развивающихся стран. Кроме того, Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. Эта стратегия корректируется один раз в 5 лет на 15 летний период. В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020года.

Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020 г. является:

- развитие механизма экономического природопользования;

- экономическая оценка природных ресурсов и определение ущерба, связанного с их использованием;

- лицензирование видов деятельности;

- развитие мониторинга окружающей среды.

В целом, противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10 общее равновесие и общественное благосостояние | Тема 12 информация, неопределенность и риск в экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.