Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Хозяйственные организации





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Понятие хозяйственной организации. Хозяйственная организация есть разновидность социальной организации, какая образуется для ведения хозяйства. По мере исторического развития этой организации происходит рост ее продуктивности, что сопровождается переходом от натурального хозяйства к товарному, ориентированному на внешний спрос. И как только хозяйственные организации начинают создаваться для извлечения прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей в определенных производимых ими продуктах и/или оказываемых услугах происходит их трансформация в коммерческие организации. Существует также понятие производственная организация, под которым имеется в виду как непосредственно организация производства какого - либо материального изделия, так и то предприятие, на котором оно дислоцировано. Однако структура производства в чистом виде, т.е. сугубо в технологическом отношении (основное производство) реализована быть не может: требуются объекты инфраструктуры, выполняющие функции снабжения и сбыта, оказывающие транспортные, энергетические, ремонтные и другие услуги (вспомогательное производство). Обрастая этими объектами, а также другими непрофильными, как, например, “подсобное хозяйство”, предприятие, даже узко специализированное, из производственной становится производственно-хозяйственной или просто хозяйственной организацией. Слово же предприятие этимологически происходит от слова предприниматель, обозначающего лицо, предпринимающее по собственной инициативе практические шаги и затрачивающее на свой риск необходимые средства с целью реализации мероприятий, приносящих ему доход. Поэтому предприятие не обязательно должно ассоциироваться с заводом или фабрикой, расположенной на определенной огороженной забором и охраняемой территории. Предприятие в этом смысле может быть “невидимым” и представлять собой деловую поездку по торговым делам, эмиссию ценных бумаг, заключение договора о намерениях, участие в кредитовании инвестиционного проекта и т.д. Многие международные спортивные соревнования, чемпионаты становятся крупными коммерческими предприятиями. Но предприятие как система, заметная по своим объемно-вещественным границам, обычно является юридическим лицом, тогда как даже системное занятие предпринимательской деятельностью возможно и без регистрации юридического лица. Важнее то, что в рыночных условиях организации всего народного хозяйства любое предприятие как субъект хозяйствования есть коммерческая организация. Только в условиях планово-командной экономики были возможны планово-убыточные предприятия, следовательно, не являвшиеся коммерческими организациями. Но сама такая директивная экономика оказалась невозможной как не обеспечивающая эффективное ведение хозяйства.



Считается, что “термин “фирма”, “бизнес” и “предприятие” часто используются как синонимы и обозначают одно и тоже”. Но, во-первых, понятие хозяйственной или коммерческой организации шире понятия предприятия, так как соответствующий термин может обозначать и объединение или союз предприятий. Во-вторых, “предприятие как формальная организация может быть описано в виде системы узаконенных безликих требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний”. Вряд ли столь определенными могут быть условия бизнеса в целом, поскольку предпринимательская деятельность предполагает и интуицию, и фантазию, и риск, и ситуационно целесообразные, согласно обстановке, действия.

Предприятие всегда есть социальная система, в узком толковании социальной организации, т.е. как состоящей только из индивидов и групп. В более широкой трактовке социальная организация есть система, в которой помимо человеческих элементов или людских ресурсов интегрируются также финансовые, материальные, информационные и технические ресурсы, также служащие необходимыми компонентами для образования системы. И такая трактовка больше подходит для предприятия. Оно может рассматриваться не только как социальная, но и как экономическая система, поскольку служит инструментом для удовлетворения экономических интересов своих владельцев и взаимодействующих с ним внешних агентов (поставщиков и потребителей, клиентов и кредиторов и т.п.) и поскольку имущество предприятия имеет стоимость (основных и оборотных средств), которая может быть оценена и выражена в денежных измерителях, характеризующих величину его активов. В свою очередь, экономическая система и экономические системы, рассматриваемые не в масштабах отдельного предприятия, а в пределах всего социума, трактуются как “формы организации хозяйственной жизни общества”. Предприятие (производящее) может рассматриваться и как техническаясистема, образованная технологически скомпанованными (например, в поточную линию) единицами оборудования – машин, станков, аппаратов и приборов. Предприятие есть также информационная система, ибо в нём постоянно, как кровь и лимфа или как импульсы в нейронной сети живого организма, циркулируют потоки сведений, имеется собственная память (канцелярия, архив, электронные банки данных) и профессиональные знания персонала.

Помимо всего вышеназванного, предприятие безусловно является также и организационной системой, какая устанавливает соотношения между всеми предыдущими, а также порядок их сочленения. “Создание организационной системы предприятия со структурированием всего производственного процесса на основе организации труда относится к числу важнейших задач менеджмента. Оно включает в себя расчленение глобальных задач на отдельные элементы, которые приписываются инстанциям, отделам, производственным единицам, а также характеристику ответственности отдельных подразделений в отношении принимаемых решений и степени их автономии”. Приведенная характеристика организационной системы ориентирована на динамику, но есть и дефиниции, ориентированные на статику (социальную). Например, - “организационными мы называем системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей… Поведение людей в организационной системе определяется целым рядом факторов престижного, морального, социального, экономического, политического и прочего характера. Всесторонний учет в формальных моделях всех этих факторов является нерешенной на настоящее время проблемой теории организации”. И подобно тому, как в живом организме аналитически можно выделить костно-мышечную, нервную, пищеварительную, эндокринную, кожно-волосяную и другие подсистемы, из которых он и состоит, так и предприятие как хозяйственный и обладающий системной целостностью организм образуется из социальной, экономической, технической, информационной и организационной подсистем.

Признаки классификации предприятий. “Выбрать критерий классификации – значит, установить достаточно универсальную и достаточно точную характеристику, которая позволила бы упорядочить совокупность хозяйственных организаций. …глубокая научная типология требует весьма разработанной теории. ее у нас пока нет. И всё же усилия по разработке классификации…обеспечивают значительное обогащение наших знаний об организациях, побуждая в анализе сочетать составные части… в рамках общей структуры”

. Так же как и социальная организация вообще, предприятия могут различаться по используемой технологии, что обычно отражается на их отраслевой принадлежности. Это не зависит от того, выделены ли в структуре народного хозяйства отрасли как крупные организационные единицы, управляемые министерствами или иными органами специальной компетенции. Дело в том, что наряду с понятием “хозяйственная отрасль”, какая включает в себя, наряду с определяющими ее лицо предприятиями, и непрофильные для нее предприятия и организации (например, в промышленной отрасли это могут быть строительные, монтажные, пуско-наладочные и другие организации) и образует хозяйственный комплекс, являющийся управляемым объектом для органа управления отраслью, есть понятие “чистая отрасль”. Это – абстрагированное представление о совокупности имеющихся реально в народном хозяйстве предприятий и организаций, обладающих предметно-технологическим единством, а потому всё равно предприятие может относится к определённой отрасли, даже при отсутствии ее “хозяйственного” варианта. Другими признаками, какие могут использоваться для различения предприятий, являются: собственность, размеры, статус в альянсе.

Предприятия классифицируемые по признаку собственности могут в соответствии с видами собственности быть частными или приватными, групповыми (паевыми), муниципальными, совместными, государственными, общественными, смешанными. Вследствие проведенной приватизации, на начало 1997 года доля предприятий и организаций, находящихся в частной собственности (включая и не выделяемую статистиками групповую), составляла уже 69,1%, тогда как на долю государственной оставалось 9,3%.

По признаку размера или величины принято подразделять предприятия на малые, средние и крупные. В качестве критериев для отнесения предприятия к какой-то из этих групп издавна принято использовать три группы показателей. Это показатели, характеризующие численность занятого в нём персонала или количество работающих, стоимость имущества (зданий, сооружений, оборудования, инвентаря и пр.), объём продаж или размер годового коммерческого оборота. Рациональная организация народного хозяйства предполагает наличие объективно обусловленного соотношения в нём между количествами малых, средних и крупных предприятий. В экономике развитых стран доля малых предприятий во внутреннем валовом продукте составляет не менее 50%. Поэтому хозяйственная политика ориентированная на цивилизованный рынок включает в себя систему мер поддержки мелкого бизнеса. В России на начало 1996 года насчитывалось, без малого, около 900 тысяч малых предприятий. Однако к основному товаропроизводящему сектору экономики – промышленности относилась лишь седьмая их часть. В структуре государственного управления имеются органы – комитет и фонды, в том числе и на региональных уровнях, предназначенные оказывать поддержку малому предпринимательству. В советский же период промышленное планирование способствовало тенденции к гигантомании предприятий. Это “становилось похоже на то, как если бы на каком-то ареале всё разнообразие обитающего там или готового к расселению на нём сообщества организмов попытались ограничить только одним классом (видом, подвидом и т.п.) животных, например, млекопитающими, а в нём многообразие видов свести к одному-двум наиболее габаритным, скажем, к слонам и бегемотам. Что произошло бы с экологией – не вызывает сомнений”. А вот в экономике подобное приводило к искусственному созданию монополизма производителя, ибо тысячи наименований достигали виды продукции, каждый из которых выпускался одним предприятием.

Всякое новое дело начинается с малого, и, если толково организовано, то может вырасти в крупное предприятие. А чем крупнее предприятие, тем острее возникающие в нём организационные проблемы, тем актуальнее предупреждение “осознавать организационную опасность неконтролируемого роста вашей фирмы”. И если с управлением малым предприятием вполне может справляться сам предприниматель, то крупное предприятие требует уже профессионально подготовленных управляющих – менеджеров. Малые же предприятия создают конкурентную среду; большая часть банкротств приходится на них, но ежегодно на смену погибшим возникают тысячи новых. В этом смысле малые предприятия подобны подлеску: не всякое растение одно- или двухлетка способно вырасти и стать деревом. “Основой успеха малого бизнеса является эффективное управление”, а потому “отсутствие хороших руководителей – это самая частая причина неудачи предприятия”. Есть малые предприятия, какие являются таковыми потому, что находятся на начальном этапе своего развития, и есть малые предприятия, которым, в силу ли их технологических особенностей или географического размещения, суждено оставаться таковыми. Но и те, и другие малые предприятия являются более гибкими, чем средние и крупные, они оперативнее откликаются на колебания конъюнктуры.

По статусу в альянсе, т.е. союзе или объединении предприятий различают предприятия родительские или так называемые “материнские компании” и “дочерние фирмы”. Последние представляют собой предприятия, активы которых принадлежат в интервале от 20% до 50% материнской компании. Предприятия, собственность которых во владении материнской компании не превышает 20%, называются “ассоциированными компаниями”, а предприятия, контрольным пакетом акций которых владеет материнская компания, т.е. входящие в ее состав, именуются “филиалами”. В последнем случае материнскую компанию называют также “холдингом”. “По характеру деятельности холдинговые компании могут подразделяться на так называемые “чистые холдинги”, т.е. компании, занимающиеся исключительно контрольно-управленческой деятельностью, и смешанные холдинги, в ведении которых помимо функций контроля и управления находятся также вопросы ведения предпринимательской деятельности”. Очевидно, не следует отождествлять смешанный холдинг и смешанное, по сочетанию разных форм собственности, предприятие. Статус в альянсе определяет способ осуществления властных полномочий, степень участия в решениях и их обязательности для участников.

В зависимости от условий хозяйственной деятельности возникают своеобразные виды предприятий. Градообразующее предприятие – крупная индустриальная организация, строительство и монтаж объектов которой –послужило толчком к возникновению нового города. На балансе такого предприятия обычно числятся все объекты социальной инфраструктуры и оно обеспечивает занятость большинства населения. Предприятия, находящиеся в государственной и в муниципальной собственности могут быть унитарными. Унитарное предприятие – коммерческая организация, - по определению Гражданского кодекса РФ (статья 113.1.), - не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество, а значит, и возможностью разделять его по вкладам или паям. В литературе, правда, дается и другое истолкование унитарной организации. Под ней понимается обособленное, т.е. обладающее большой самостоятельностью, но не обязательно самодостаточное структурное подразделение. У таких единиц “есть организационная цель, значимая сама по себе, а не как средство достижения более общих целей. Организации, имеющие такую социально значимую цель, мы назовем унитарными организациями”. Казенное предприятие – хозяйственная организация, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Перевод предприятия в эту категорию трактуется как альтернатива банкротству и возможен при наличии хотя бы одного из следующих условий: в течение двух лет нет прибыли, имеет место нецелевое использование выделяемых федеральных средств, имеют место нарушения законодательства в использовании закрепленного имущества. Однако процедура такого перевода, как впрочем и процедура банкротства в реформируемой российской экономике, пока не получила широкого распространения. Перебазируемое предприятие – хозяйственная организация не функционирующая постоянно в данной местности, меняющая свою региональную дислокацию. Сезонное предприятие - хозяйственная организация, функционирующая лишь в определенные календарные периоды года, характеризующаяся сезонным производством, например, переработкой собранного урожая сельскохозяйственных культур. Предприятия, и прежде всего промышленные, различаются также в зависимости и от других особенностей производства, характеристики которого в значительной мере становятся и характеристиками предприятия как производственной организации. Возможны следующие характеристики производства:

- по масштабу: единичное (позаказное), серийное (мелкое и крупное), массовое;

- по степени специализации: специализированное (подетально, предметно, технологически), неспециализированное (универсальное), диверсифицированное;

- по временному режиму: дискретное или прерывное и непрерывное, где производственный процесс идет круглосуточно, т.е. 24 часа;

- по продуктивности целевого выхода: монопородуктовое и полипродуктовое, в том числе комплексное, где одновременно из одного и того же сырья и на одном и том же оборудовании выпускается гамма продуктов, а также комбинированное.

Влияние рыночной среды на организационно-правовые формы предприятий. В условиях рыночной экономики возникают обусловленные законами рынка и их юридическим оформлением специфичные для них виды предприятий.

Франчайза” - мелкое предприятие или индивидуальный предприниматель, являющиеся организационно-правовой формой льготного предпринимательства. Франчайза рассматривается как “предприятие – оператор” действующее на основе соглашения с родительским предприятием или крупной компанией – франчайзером и под его фирменным знаком. При этом франчайзер обязуется снабжать франчайзу своими ноу-хау, рекламными и другими услугами, товарами для реализации на оговоренной территории, а франчайза, в свою очередь, принимает на себя обязательства иметь дело только с франчайзером, перечислять ему часть вырученных средств и вести бизнес в соответствии с рекомендациями франчайзера, “включая организацию предприятия, рекламные мероприятия, маркетинг, деловые связи”.

Венчур” - рисковое предприятие, обычно образуемое крупными компаниями для отработки научно-технических нововведений, освоения новых видов продукции в относительно небольших объемах для того, чтобы не рисковать издержками в масштабах целой фирмы. Оно – разновидность “инновационной организации, создаваемой для воспроизводства в рамках крупной компании многих атрибутов, присущих небольшому предпринимательскому предприятию”.

Концессия” - предприятие организуемое на основе договора о сдаче в аренду принадлежащих государству земельных участков частным и чаще – иностранным компаниям с правом разработки и использования полезных ископаемых. Концессионным может быть и уже действующее на предприятие, расположенное на соответствующей территории.

“Оффшорное предприятие” - коммерческая организация, создаваемая и регистрируемая в регионе (зоне, стране) со льготным или нулевым налогообложением и принадлежащая лицам, не имеющих там постоянного местопребывания.

Межнациональное предприятие” - коммерческая организация, контролирующая производство и/или торговые базы более чем в одной стране.

Оболочечное предприятие” - мобильная форма коммерческой организации, получающая всё большее распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Особенностью ее является то, что в такой компании многие производственные и хозяйственные функции, а соответственно, и занятые их выполнением структурные единицы, наличием которых принято обозначать содержание предприятия как системы, как бы вынесены за его пределы и осуществляются другими организациями. Остается лишь “оболочка”, так как средства производства такому предприятию, с “вынутой сердцевиной”, не принадлежат, и оно представляет собой пустотелую фирму (hollow firms), где относительно небольшое число менеджеров координирует работу сторонних субподрядных организаций, которым на контрактной основе переданы все функции от разработки идеи товара до продажи его конечному покупателю.

Такой подход, получивший наименование “сетизации” организационных структур и ведущий к образованию на основе сети коммерчески выгодных взаимодействий “безграничных” предприятий, получает всё большее распространение. Сетевые организации побуждены к жизни ростом ресурсной зависимости компаний и вместе с тем они способствовали ее усилению настолько, что их члены “наряду с собственными мощностями и персоналом использовали необходимые здания, транспортные средства, компьютерную технику и персонал на условиях лизинга”. Их деятельность возможна благодаря развитию информационных технологий, а потому такие организации называют также виртуальными. Вот и в столице России проявилась тенденция к формированию фирменных гостиничных сетей. Это позволяет эффективнее загружать гостиницы при больших “наплывах” туристов за счет перераспределения нахлынувших клиентов. “Единая база снабжения, материально-технического обеспечения, автопарк и другие централизованные службы позволяют экономить, - сообщала газета “Финансовые известия” (1997, № 200), - значительные суммы накладных расходов”.

Крупные предприятия, выпускающие наукоемкие виды продукции – сложные изделия длительных сроков пользования, организуют, в целях более гибкого приспособления к рыночной конъюнктуре, в качестве “дочерних фирм” лизинговые компании, предоставляющие на определенных условиях (аренды, проката) потребителям право временной их эксплуатации.

Влияние стратегии на тип предприятия. Предприятия различаются также и по стратегии поведения, характеризующейся такими переменными как профиль производства, размер и устойчивость компании, уровень расходов на НИОКР, выносливость в конкурентной борьбе. По этому признаку выделяют предприятия:

- коммутанты – организация мелкого и неспециализированного производства для удовлетворения текущих потребностей локализованного рынка – приспособительная стратегия;

- патиенты – предприятия, специализирующиеся на удовлетворении потребностей узкого круга потребителей – нишевая стратегия;

- эксплеренты – предприятия готовые идти на высокие риски в затратах на совершенствование товаров и услуг ради прорыва на новые рынки и завоевание новых рыночных ниш в целях опережения конкурентов – пионерская стратегия;

- виоленты – компании, ориентирующиеся на широкий рынок и массовые спрос и выпуск продукции – силовая стратегия. Образно предприятия коммутанты, патиенты, эксплеренты называют соответственно фирмами “мышь”, “лиса”, “ласточка”. Бизнес фирмы “мыши” уподобляют также “жизни бабочки-однодневки, которая уже завтра будет дрожать, размышляя, останется ли она жива послезавтра”. Для хозяйственных и коммерческих организаций считаются возможными и желательными метаморфозы фирменных видов. Например, “мыши” жизненно важно вовремя превратиться в “лисицу”, а та, в свою очередь, может трансформироваться в иной вид. А вот предприятие виолент, в зависимости от стадии развития, на которой она находится, сравнивают со львом, слоном и бегемотом. ““ Гордые львы” - первая стадия в развитии гигантских фирм – виолентов. Компания – лев быстро растет благодаря рыночному успеху своей продукции и почти не имеет побочных производств (т.е. слабо диверсифицирована). Как правило, возглавляет технический прогресс в своей отрасли. “Могучие слоны” - вторая стадия развития виолента. Фирмы – слоны отличаются особо крупными размерами; средним по темпу, но очень устойчивым ростом; широкой диверсифицированностью и наличием сети зарубежных филиалов. В завидном состоянии фирмы – слона виолент может пребывать долгие десятилетия. … “Неповоротливый бегемот” - завершающая стадия развития виолента. Фирма – бегемот сохраняет большие размеры, но теряет динамичность развития. Для нее характерна излишняя диверсификация (распыление сил по разным направлениям) постепенное нарастание технологического отставания”. Такую зоологически символичную классификацию для обозначения хозяйственных организаций, придерживающихся разных стратегий, предложил швейцарский эксперт по маркетингу Х.Фризевинкель.

Основные рыночные формы предприятий. При всём разнообразии предприятий, в качестве базовых форм организации предпринимательства, коррелирующихся с формами собственности, присущими рыночным отношениям в экономике, выделяют трайдерское предприятие (единоличное владение), партнерское предприятие (товарищество) и общество (корпорация).

Трайдерское предприятие возникает уже при индивидуальной предпринимательской деятельности, но возможны и формы семейного или домашнего предприятия. Достоинствами этой формы являются личное знакомство предпринимателя с клиентами – потребителями, быстрое реагирование на изменение их запросов, хорошая мотивация труда, так как работает на себя – стимул для напряженной работы, и “вечное существование”. - “Большинство индивидуальных предпринимателей желают организовать такое предприятие, которое может затем перейти наследникам, обеспечивая последних средствами существования и сохраняя название фирмы”. Именно среди таких предприятий встречаются предпринимательские организации. Среди преимуществ формы частного предприятия называется и то, что “в единоличном владении относительно легко изменить организационно-правовую форму предпринимательства (например, создать компанию с ограниченной ответственностью)”. В то же время данная форма характеризуется и недостатками. Типичными из них являются: ограниченность финансовых ресурсов, недостаточная компетентность из–за нехватки знаний, неограниченная личная ответственность за все результаты хозяйственной деятельности, невозможность длительного лечения болезни, пребывания в отпуске и невозможность крупных поставок, а, значит, и относительно низких цен, что ослабляет конкурентную позицию. В силу действия всех этих факторов предприниматель трудится “от зари до зари”, а предпринимательство расценивается не как работа, а как образ жизни.

Партнерское или паевое предприятие образуется, когда предпринимательством занимается группа сотрудничающих друг с другом лиц, и оно частично компенсирует недостатки единоличного предприятия. “Партнерство- это объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли”. К сравнительным достоинствам этой формы относят: концентрирование капитала, создающее возможность расширения масштабов деятельности, функциональную специализацию партнеров, курирующих определенные направления деятельности фирмы, равномерное распределение ответственности и соответственно уменьшение нагрузки и стресса. Но остается недостаток – неограниченная ответственность и добавляется еще один – малая оперативность решений. Партнерскими предприятиями являются производственные кооперативы (артели), представляющие собой добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, причем, члены участвуют не только своими паевыми взносами, но и личным трудом. Партнерские предприятия иногда называют просто партнерствами, но чаще – товариществами. Уже первый анализ этой формы в самом начале ее становления привел к выводу о том, что “предпринимательский элемент остался сосредоточенным в руках тех, на средства и за страх которых организовалось предприятие”. А так как оно “ведется за счет, на риск предпринимателя… очевидно, что тот, за чей счет ведется предприятие, не может быть безучастным и бесправным свидетелем его судьбы. Иначе говоря, участия в предприятии в качестве товарища не имеется тогда, когда нет на лицо этих двух моментов: участия в убытках и прибылях и участия в управлении. Наличность только одного из них не делает участника товарищем, не обращает его в предпринимателя” (там же).

Современное российское законодательство признаёт следующие виды товариществ:

- полное, участники которого в соответствии с заключенным между ними соглашением занимаются предпринимательской деятельностью и отвечают по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом;

- коммандитное (на вере), включающее в свой состав наряду с полными товарищами и вкладчиков – коммандитистов, какие не принимают участия в предпринимательстве и несут риск убытков предприятия лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов;

- простое, при котором участники договариваются соединить свои вклады и совместно действовать, не образуя юридического лица, т.е. этот вид товарищества представляет собой неформальную организацию, деятельность которой не раскрывается для посторонних лиц, а потому называется также негласным.

При этом правовая норма дает общее определение для хозяйственных “товарищества” и “общества” - ими признаются “коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности.” (статья 66.1. ГК РФ). Единство дефиниции означает, что сюда же должны быть отнесены и акционерные общества, какие могут быть закрытыми (или частными) и открытыми (или публичными). Основное различие между ними состоит в том, что вторые могут распространять свои акции путем публичной подписки и подлежат публичной отчетности, а их участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Последнее означает, что, несмотря на единство определения хозяйственных товарищества и общества, между ними имеется весьма существенная разница, а именно, при выбытии акционера, решившего продать свои акции, из общества, стоимость принадлежащего ему имущества (величина активов) не меняется, тогда как при выходе члена из товарищества размер его собственности уменьшается.

Уже после принятия ГК РФ появилось понятие акционерного общества работников или народного предприятия. Законодательно установлено, что оно может быть образовано путем преобразования любой коммерческой организации согласно решению, принимаемому ее участниками. Исключение составляют унитарные предприятия, государственные и муниципальные, а также открытые акционерные общества. Основными отличительными признаками этой формы организации являются:

- среднесписочная численность работников должна составлять не менее 51 человека: в противном случае народное предприятие в течение года должно либо увеличить занятость до названной цифры, либо трансформироваться в коммерческую организацию другой формы;

- работникам должно принадлежать не менее 75% уставного капитала;

- номинальная стоимость акций, какими может владеть один работник как акционер не должна превышать 5% уставного капитала.

Кроме того, ей присущ ряд других особенностей.

Помимо акционерных существуют и другие хозяйственные общества:

- с ограниченной ответственностью, участники которого несут риск убытков общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов;

- с дополнительной ответственностью, участники которого отвечают по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами, и несут субсидиарную ответственность. Так, при банкротстве одного из членов, или, если другой член, оказавшись должником, не может удовлетворить требования кредитора, ответственность их по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок возмещения задолженности не предусмотрен учредительными документами.

Корпоративное предприятие или корпорация – акционерная компания, “которая представляет объединение лиц, причем ее существование, права и обязанности полностью независимы от лиц, входящих в ее состав. Такая компания осуществляет свои права, может приобретать дополнительные права и нести потери, независимо от того, кому она принадлежит полностью или частично в результате владения акциями, или от тех, кто в ней работает”. Поэтому долги корпорации – это ее собственные долги, а не ее членов, т.е. “акционеры (пайщики) являются собственниками корпорации, но не отвечают лично по ее обязательствам и долгам”.

Более подробная сопоставительная характеристика основных рыночных форм предприятий дается по параметрам: “собственность, финансовая ответственность владельцев, издержки, связанные с учреждением предприятия, срок жизни предприятия, передача собственности, источники финансирования, формы управления, распределение прибылей и убытков, привлечение дополнительных средств”. Для различных субъектов хозяйствования, равно как и для организаций с разными миссиями, значимость этих переменных неодинакова.

Сравнительные достоинства и изъяны основных форм предприятий. Каждая хозяйственная организация как открытая система взаимодействует со своим окружением. Это значит, что от того, каким оно складывается, производна не только эффективность ее функционирования, но также и сравнительные достоинства (преимущества), и относительные изъяны (недостатки) организационно-правовых форм предприятий как коммерческих организаций, по-разному проявляющихся в зависимости от внешней среды. Так, для условий внешней среды, присущей бизнесу в США, для выбора организационно-правовой формы предприятия рекомендуется взвешивать следующие сопоставительные плюсы и минусы (табл.3.1).

 

 

Критерии выбора организационно-правовых форм Табл.3.1.

Организационные формы предприятия Сравнительные преимущества (плюсы) Относительные недостатки (минусы)
Частное (трайдерское, индивидуальное) предприятие 1. Простота организации и регистрации 2. Свобода владельца в принятии решений 3. Возможность владельца распоряжаться всей прибылью 4. Отсутствие правовых ограничений 5. легкость ликвидации предприятия 6. Преимущества в налогообложении 1. Возможное отсутствие у владельца опыта и умения 2. Трудности в привлечении и удержании квалифицированных служащих 3. Трудности в увеличении капитала 4. Ограниченный срок жизни фирмы 5. Неограниченная ответственность владельца
Товарищество 7. легкость организации и ликвидации 8. Возможность объединить индивидуальные таланты и способности 9. Доступность фирме большого объема капитала 10. Определенный правовой статус фирмы 11. Преимущества в налогообложении 6. Неограниченная и взаимная ответственность партнеров 7. Ограниченный срок жизни фирмы с вынужденным концом 8. Разделение полномочий 9. Опасность разногласий между партнерами
Корпорация 12. Ограниченная ответственность держателей акций 13. Бесконечный жизненный цикл фирмы 14. Легкость передачи права собственности 15. Легкость расширения 16. Применимость для больших и малых фирм 10. Правительственное регулирование 11. Расходы на организацию 12. Налог на акционерный капитал

(Таблица составлена по материалам издания: Дж.Ф.Берджес, Дж.Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. – М.: БИНОМ, 1997, с. 111 – 117).

 

Приведенные в таблице характеристики организационных форм предприятий можно, конечно, не столь однозначно интерпретировать. Например, разделение полномочий при форме товарищества обладает тем достоинством, что устраняет такой недостаток формы частного предприятия как низкий уровень профессионально необходимых специализированных знаний у владельца, что повышает уровень компетентности в руководстве предприятием. Тем более, что значения названных характеристик, равно как и их состав, подвержены влиянию характеристик окружающей среды. Так, высказывалось мнение о том, что если бы российские предприятия добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности можно было переместить в географические координаты с иным политическим климатом, то их рыночная стоимость, величина которой нужна хотя бы для проведения аукционных торгов при приватизации, возросла бы как минимум на порядок. Отсутствие в органах власти и государственного управления должного понимания механизма взаимосвязи организации с ее окружением вызывает вредный изоляционизм в подходе к разрешению разных организационно-экономических проблем переходного периода. Так, правительственная программа реструктуризации предприятий готовилась в отрыве от государственной же программы демонополизации, т.е. создания конкурентной среды.

Организационно-правовые формы объединений предприятий. Различают следующие формы объединений:

- ассоциация – добровольный союз, образуемый для решения проблем, представляющих интерес для определённой группы организаций. Имущество ассоциации складывается из вступительных взносов членов и взносов в специальные фонды, доходов от собственной деятельности, кредитов и других источников;

- корнер – простейшая форма союза, предусматривающая объединение капитала и применяемая в целях овладения рыночной нишей, контрольным пакетом акций и т.п.;

- трест – все входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются одному и тому же органу (аппарату) управления;

- синдикат – выполняет все функции коммерческой деятельности (политику цен и другие условия сбыта) объединившихся предприятий при сохранении их производственной и юридической самостоятельности;

- комбинат - соединение промышленных предприятий разных отраслей, но связанных технологически производств так, что “выход” одних служит “входом” для других, т.е. продукты одних предприятий (производств) используются другими как сырьё, полупродукты или материалы;

- конгломерат – соединение промышленных предприятий разных отраслей и производящих многие различные товары и услуги, но обычно не имеющих ни технологических, ни кооперационных взаимосвязей, является системой диверсифицированного производства;

- концерн – добровольный союз организаций, который может быть как отраслевым, так и межотраслевым, но объединяющий, как правило, совместную деятельность предприятий разного профиля, имеющих устойчивые кооперационные связи. Концерн, в котором обобщаются финансовые и другие ресурсы участников и централизуются функции управления, представляет интересы входящих в него во взаимоотношениях с внешним миром – смежниками, органами государства и общественностью. В концерне реализуется полный воспроизводственный цикл изготовления сложной продукции, обеспечивается ее технический уровень, качество и конкурентоспособность, а также возможность развития производства. Хозяйственные организации, производственные предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские) могут быть участниками только одного концерна, но одновременно входить и в другие союзы, образуемые на других основаниях;

- корпорация как форма объединения увязывает усилия изготовителей однотипной продукции, чем способствует монополизации производства. Обеспечивая концентрацию ресурсов на научно-техническое развитие, корпорация имеет наибольшее значение для быстро прогрессирующих отраслей, где часты смены поколений сложных наукоемких изделий. В крупных, имеющих дивизиональное строение корпорациях, основной структурной единицей, подчиненной ее “штаб-квартире”, является отделение. В отделение группируется несколько предприятий по продуктовому или территориальному принципу. “Корпорация – это организация, предназначенная для выполнения конкретного вида деятельности. Корпорации принадлежат своим акционерам (или пайщикам). Каждая корпорация имеет совет директоров, избираемый акционерами для найма и контроля за деятельностью управляющих, которые фактически руководят фирмой. …корпорации являются доминирующей формой организации крупного бизнеса”.

Корпорации могут заниматься и посреднической деятельностью. Так, например, “фондовые биржи США создаются и функционируют как корпорации с ограниченным числом членов”, которыми “обычно являются брокерские компании. Они представляют своих клиентов по покупке и продаже ценных бумаг, но могут также осуществлять биржевые сделки за свой счет”. Функции брокеров, как и других субъектов (агентов) рыночных отношений, признаются полезными для “финансовых джунглей” рынка в целом, но для отдельного действующего там бизнесмена рекомендуется всё же больше прислушиваться к мнению банкира, ибо он, если и “не знает тропинок в Джунглях, то ему известны хотя бы способы защиты от подстерегающих там опасностей. Всю свою жизнь он проводит изучая их признаки”, а потому “всегда ведет дело надежно”. Действительно, даже крупнейшие брокерские компании США – “Джей энд Эйч Марш энд Макленнан” и “Эон груп” помимо посреднических комиссионных, получаемых с клиентов, вымогают еще “поощрительные” и “премиальные” со страховых компаний, какие собираются риски этих клиентов покрывать (в том числе и за дополнительную информацию, подтверждающую их надежность и платежеспособность), т.е. получая как бы двойную плату. Без таких платежей страховым андеррайтерам бывает трудно пробиться на жестко контролируемый брокерскими фирмами рынок, и хотя эта практика не является правовым нарушением, но не отвечает этическим нормам бизнеса, поскольку в этом случае брокеры не добиваются максимально выгодных условий для своих клиентов;

- консорциум – добровольный временный союз, образуемый соглашением участников для решения значимой для них проблемы – реализации комплексной программы, проекта (инвестиционного, научно-технического, строительного, экологического и др.). В консорциум могут входить организации разных форм собственности, размеров, профиля деятельности и специализации, сохраняющие при этом свою полную хозяйственную самостоятельность. За счет взносов участников создаются единые фонды финансовых и материальных ресурсов для реализации намеченной цели, по достижении которой консорциум расформировывается;

- финансово-промышленная группа (ФПГ) – комплексная организация, образуемая за счет слияния банковского и промышленного капитала. Она состоит из кредитных и хозяйственных единиц, разного профиля и форм собственности, объединяющих свои ресурсы на взаимовыгодных условиях для повышения эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса и увеличения экспортного потенциала. Входящие в ФПГ промышленные предприятия получают возможность доступных долгосрочных кредитов на модернизацию, расширение и реконструкцию производства, обеспечения воспроизводственного цикла. Входящие в ФПГ коммерческие банки также получают преимущества: расширяется сфера их деятельности; материализуются банковские активы с приобретением, при помощи компетентных технических специалистов, производственных мощностей; под гарантию общего имущества (фондов), каким располагает группа, появляется возможность привлекать дополнительно значительные депозиты, и т.д.;

- картель – договор о размерах производства и сбыта, уровнях цен, сроках платежей, условиях найма рабочей силы и т.п. с целью ограничения дорогостоящей конкуренции между участниками соглашения путем раздела рынка. Картели бывают внутренними и международными, в обоих случаях они ведут к монополизации. Участники картельных соглашений сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Картельная форма проявляется и в организации совместных предприятий. “Такой картель контролирует международные рынки не путем договора, а посредством объединения конкурентов на основе общей собственности или общего управления. Таким образом, акционерная организация становится базой для контроля рынков” ;

- пул - разновидность картельной формы, при которой прибыль участников (а равно и убытки) поступает в “общий котел”, а затем распределяется в заранее согласованном порядке;

- тендер – форма соединения усилий не в производстве, а в процессе реализации, применяемая организаторами торгов при выдаче заказов, а также подрядов на выполнение определенных работ, когда привлекаются предложения от нескольких поставщиков или подрядчиков. Ее преимуществом является возможность выявить и выбрать экономически наиболее выгодный вариант соглашения;

- сого-шоша – возникшие в Японии крупные внешнеторговые организации, объединяющие и координирующие усилия многих производственных предприятий на основе кооперации и технического сотрудничества в целях укрепления позиций на внутреннем и мировом рынке;

- кэйрэцу – японская разновидность ФПГ, представляющая собой универсальный многоотраслевой концерн, включающий в качестве участников десятки организаций разного профиля при высокой доле предприятий тяжелой промышленности. Среди других особенностей этой формы: взаимное владение акциями, организация общей торговой фирмы, регулярные совещания руководителей входящих в объединение организаций, взаимный обмен сотрудниками.

Механистический и организмический типы (модели) организаций. Если под механистическим типом понимают жесткую организационную систему, похожую на механизм, то под организмическим типом имеют в виду более пластичную организационную систему, скорее ассоциирующуюся с живым организмом, чем с техническим устройством. Первый тип более присущ западной цивилизации, тогда как второй – восточно-азиатской: это связано с этно-культурными особенностями окружающей социальной среды. Для организмического типа свойственен такой стиль внутриорганизационного поведения, какой характеризуют как “анархическое лидерство”, которое в конце 30-х годов предложили называть “теорией Z”. Дело в том, что к этому времени уже имелись две организационных концепции управления, предложенные американским аналитиком Д.Макгрегором, обозначенные как “теория X” - авторитарный стиль и “теория У” - демократический стиль. Стиль Х исходит из представления о том, что человек в организации склонен отлынивать от работы, избегает ответственности и предпочитает, чтобы им руководили. Поэтому его нужно контролировать, постоянно направлять и принуждать, угрожая санкциями, если он не будет делать то, что нужно для достижения целей организации. Напротив, стиль Y исходит из предположения о том, что работа для человека столь же естественна, как и игра, что он может разделять стремление к фирменным ценностям и что его кажущаяся пассивность есть результат прошлого разочарования, спровоцированного неумелым руководством. Отсюда надо создать ему такие организационные условия работы, где бы он мог проявлять свою инициативу и дарования.

В конце 70-х годов американец японского происхождения У.Оучи провел сопоставительный анализ модели Z, получившей распространение в организациях стран юго-восточной Азии, с одной стороны, с моделями Х и Y, распространенными в организациях Европы и Сев. Америки, что дало ему повод объединить их под названием “тип А”, с другой. Сопоставляемые переменные:

Тип АТип Z

- наем персонала на относительно - наем персонала на длительный срок короткий (оговоренный контрактом) (пожизненно)

срок

- индивидуальное принятие решения - групповое принятие решения

- индивидуальная ответственность - групповая ответственность

- формализованный контроль - неформализованный контроль

- специализированная профессиональ- - универсализированная профессиона-

ная подготовка льная

- частая оценка результатов работы - нечастая оценка результатов работы и быстрое продвижение и медленное продвижение

- специализированная карьера - неспециализированная карьера

- выдвижение на основе индивиду- - выдвижение на основе старшинства альных достижений и стажа работы

- доминирующий критерий отбора - доминирующий критерий отбора –управляющих – профессиональные способность осуществлять координа-навыки и инициативность цию и контроль в группе

- оплата труда на основе индивиду- - оплата труда на основе групповых

альных результатов результатов и стажа

Практика показала более высокую приспособляемость организаций типа “Z” к колебаниям рыночной конъюнктуры, и поэтому многие западные компании, например IBM, стали применять у себя элементы этого организационного стиля. Для переделки хозяйственной организации с типа “А” на тип “Z” рекомендуется действовать постепенно, проводя работу последовательно по одиннадцати этапам:

1. изучения основных принципов организации типа “Z”;

2. критического пересмотра сложившейся “философии” своей корпорации;

3. формулирования, с привлечением руководства, принципов нового организационного стиля;

4. изменений организационной структуры;

5. развития дополнительных профессиональных навыков у персонала;

6. апробирования нововведений;

7. введения системы аттестации и медленного продвижения;

8. расширения возможностей продвижения, “чтобы в каждом подразделении были люди, понимающие особенности работы других подразделений” ;

9. приготовления к началу нововведений с нижнего уровня, если только организация не зародилась как иерархически многоуровневая и централизованная, где “эволюционные изменения должны начинаться на верхнем уровне”;

10. привлечения сотрудников к участию в принятии решений;

11. развития комплекса неформальных взаимоотношений.

Внешняя среда хозяйственных организаций. Все хозяйственные организации являются открытыми системами, а потому испытывают на себе влияние окружающей среды, какое может сказываться и на их устройстве, и на порядке функционирования и взаимодействия с другими. Это влияние осуществляется по каналам, состав которых детерминирован набором тех компонентов или подсистем, наличие которых идентифицирует внешнюю среду как систему (надсистему) с определенными, присущими ей условиями. Наиболее существенными из них, по тому влиянию, какое оказывают, являются следующие переменные среды:

- политические: государственное устройство и государственная политика, в том числе внешняя и внутренняя, в том числе социальная, научно-техническая, промышленная, кадровая, экономическая, в том числе ценовая, налоговая, кредитная, таможенная, и др.;

- социо-культурные: духовные ценности, разделяемые обществом морально-этические нормы, уровень развития образования и искусств, национальная ментальность, обычаи и традиции, и др.;

- природно-климатические: рельеф местности, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность (сухость) воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, состояние экологии, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, площадь территории и др.

Следует понимать то, что в настоящее время, особенно для условий индустриально развитых стран, характерен выход на первое место экологической составляющей среди факторов, ограничивающих расширение производственно-хозяйственной деятельности. Если почти два тысячелетия назад знаменитый автор “Естественной истории” - Плиний Старший писал: “мы (люди – Я.Р.) и стрелы напитываем (ядом – Я.Р.) и самому железу сообщаем нечто еще более губительное; мы и реки отравляем, и самые стихии природы, и даже то, чем поддерживается существование, обращаем во вред живому”, то для современности проблема сохранения природной среды стала доминирующей. Ныне антропогенная нагрузка на нее, вследствие нерационального природопользования и применения грязных технологий, достигла гигантских масштабов. Ежегодные выбросы в атмосферу и со сточными водами отходов производства достигают сотен тысяч тонн, что грозит не только глобальными климатическими изменениями и сопутствующими им катаклизмами, но и уничтожением среды обитания самого Homo sapiens. В связи с этим высказываются суждения о фатальной неизбежности разрушения биосферы. “Чтобы выжить, социальный организм должен усилить свою антиэнтропийную (упорядочивающую – Я.Р.) активность, тем самым еще больше разрушая природную среду и (или) другие социальные объекты и создавая новые, более эффективные условия (“эффективные” или продуктивные для воспроизводства на данный момент – Я.Р.), продуцирующие последующий рост энтропии”. Разумеется, это – пессимистический взгляд, подпитываемый, к сожалению, статистикой и практикой. А они свидетельствуют о недальновидности человечества, проявляющейся в его “потребительстве” - эгоистическом устремлении к более полному удовлетворению текущих потребностей, в психологии властвующих временщиков, в самомнении относительно собственных способностей управлять всем и вся. Между тем справедливо предупреждение, высказанное выдающимся ученым: “Научно управлять природой мы не можем. Всякое искусственное вмешательство в естественные системы легко превращается в их разрушение. Очень важно это хорошо осознать”. Если же быть оптимистом и верить в человеческий разум, то надо надеяться на то, что “в будущем для предприятий станут характерны замкнутые технологические циклы, экологически равновесные окружающей среде подобно сообществам биоценозов”.

Не следует забывать, что высокоорганизованная жизнь возможна лишь в узком диапазоне значений природно-климатических параметров. Например, по мере подъема в стратосферу температура воздуха понижается до минусовых значений сильного мороза, а с проникновением в глубь земной коры температура повышается до жары. Постоянная и нормальная жизнь на уровне соответствующих слоев без специально созданных искусственных систем жизнеобеспечения, доступных ограниченному контингенту эксплуатационников или экспедиционных исследователей, в массовом порядке исключена. Противное требует нереальных затрат энергии на обогрев или охлаждение. Влияние температуры воздуха и других переменных естественной среды, особенно заметно, когда они выходят за привычные рамки во время стихийных бедствий: смерчей и ураганов, цунами и наводнений, землетрясений и вулканических извержений, вирусных пандемий, охватывающие огромные территории и делающих их непригодными для проживания. Подобные катаклизмы всё чаще провоцируются хозяйственной (точнее было бы назвать ее бесхозяйственной) деятельностью человека, чье воздействие на природу приобретает планетарные масштабы. Так, уже вызывают тревогу появившиеся над разными континентами “озоновые дыры”. Следует назвать и неверное ведение сельского хозяйства, вызывающее истощение и эрозию почв, и безоглядную вырубку лесов – “легких планеты”, влекущая за собой обезвоживание земли и неравномерность осадков, и постоянное откладывание до “лучших времен” рекультивационных мероприятий там, где ведется разработка месторождений минеральных ресурсов “открытым способом”, и промышленные загрязнения от переработки первичного сырья, особенно большие и выходящие из-под контроля при техногенных катастрофах. Экологическое равновесие слишком хрупко для того, чтобы продолжать беспечно относиться к его разрушению. К сожалению, в органах власти и управления часто верх берет психология временщиков. Сообщалось, например, что российское правительство приобрело “по дешевке” в Канаде уже не новую, морально устаревшую платформу для морского бурения нефти. Уже пробное бурение, приведшее к выбросам сопутствующих углеводородных фракций в Охотское море, показало, какую она представляет угрозу флоре и фауне этого уникального бассейна (где еще, например, сохраняется популяция серых китов), обеспечивающего треть потребностей россиян в животном белке;

- правовые: степень правовой урегулированности общественных отношений, особенности правового пространства, количество и состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности организаций и граждан, четкость формулировок правовых норм (Так, например, мелкие предприниматели, промышляющие “челночным бизнесом”, пытаются отстаивать свои права в споре с властями, постановившими оснастить, ради лучшей собираемости налогов, все торговые точки контрольно-кассовыми аппаратами, обращая их внимание на то, что есть разница между понятиями “прилавок” и “лоток”. Хороший закон обычно в ладу со здравым смыслом, тогда как дурной закон может погубить любое полезное дело), и др.;

- научно-технические: имеющийся научно-технический потенциал, основные направления фундаментальных и прикладных исследований, открытие новых закономерностей, наличие объектов научно-технической инфраструктуры: фирм, занимающихся лизингом лабораторных приборов и оборудования, технопарков, инкубаторов прогрессивных технологий, исследовательских фондов и программ, и др.;

- коммуникационные: уровень развитости транспортной сети, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, воздушных, речных и морских путей сообщений, уровень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций, уровень демократической гласности в обществе, доступность ведомственных баз данных, а также архивов и библиотек, и др.;

- экономические: состояние “экономического здоровья” общества, динамика изменений ВНП, уровень экономического развития регионов, соотношения между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, обменные курсы валют, основные источники и среднегодовые доходы на душу населения, объём платежеспособного спроса, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов, и др.

Таким образом, “окружающая организацию среда – это ее клиенты, конкуренты, поставщики и лица, отвечающие за государственное регулирование предпринимательской деятельности. Каждый из этих компонентов окружающей среды может оказать свое влияние на политику и направление деятельности… . Окружающая компанию среда представляет собой основную силу, определяющую направление развития фирмы. Важную роль играет и предшествующая история деятельности фирмы (“былое” окружение влияет и сегодня на состояние компании)”. А то, какие взаимоотношения складываются у хозяйственной организации с ее внешним окружением, зависит, в частности, от того, как оценивают деятельность компании ее владельцы и управляющие, с одной стороны, и внешние эксперты, с другой, какие критерии для этого применяются. Например, в Южной Корее составляется список “наиболее уважаемых компаний”, претенденты в который отбираются по таким критериям как качество продукции, компетентное управление, забота об экологии, умение привлекать таланты, финансовая стабильность и перспективное инвестирование. В других странах на имидж компании могут влиять иные приоритеты. Так, в 1996 году Московский нефтеперерабатывающий завод получил, - как одно из лучших российских предприятий по решению экологических проблем, - приз “Золотой Орел”. А в Италии, где ряд лет ведется кампания за честность в деловых отношениях – за “чистые руки”, устанавливаются призы для компаний с безупречной репутацией. В 1997 году премию, учрежденную бюджетным департаментом министерства финансов совместно с еженедельником “Иль мондо”, за “транспорентность” (прозрачность) своей бухгалтерии получил нефтегазовый концерн ЭНИ.

В целях стимулирования притока капитала органами государственного управления во внешней среде коммерческих организаций организуются некие “окна” – так называемые свободные экономические или оффшорные зоны. Будучи своего рода “налоговым раем”, наличие их действительно привлекает инвестиции и увеличивает налоговые поступления в экономику соответствующих регионов. Но такая идиллическая картина была бы неполной без теневой стороны – “оборотной стороны медали”, а именно того, что они одновременно служат и лазейкой для уклонения от уплаты налогов в полной мере, и средством для “отмывания” грязных денег, а то и местом для укрытия убегающего из другой страны капитала.

Внешняя среда крупных организаций, таких, как транснациональные корпорации, действующие на мировом рынке, характеризуется глобализацией деятельности и соответствующей масштабностью порождаемых ею проблем. И здесь существует опасный, по мнению бывшего госсекретаря США Г.Киссинжера, разрыв между политической и экономической организацией мира. Возникавшие здесь “стыковые” проблемы давали знать о себе и раньше. Например, имеющая предприятия по всему миру и широко известная компания “Хьюлетт – Паккард”, проводящая по отношению к своему персоналу политику участия в прибылях, дифференцировала фирменные программы доходности, “потому что в каждой стране существует своя организация получения доходов, определяемая местными законами и традициями”. Бизнес не знает границ и подчиняется экономическим законам рынка, тогда как правовое пространство государств ограничено определенными территориями, где действуют разные правовые нормы, функционируют различные политические устройства, с помощью которых страны проводят собственную политику. Поэтому, например, интеграция стран Западной Европы на основе Маастрихтских соглашений потребовала длительной подготовительной работы “с целью унификации права государств – членов во многих областях”. Она заключалась также во взаимной подгонке таможенных и ряда других правил, увязке тарифов и т.п., без чего объединяющиеся в европейское сообщество страны не могли быть совместимы как части одного и того же целого.

Вместе с тем, для поведения лидирующих компаний развитых стран, как и самих этих стран, в отношении еще только развивающихся стран, в том числе и трансформирующих свое экономическое пространство в рыночное, наблюдается диспаритет. Первые проявляют желание использовать территории вторых в качестве полигонов для захоронения ядовитых и не подлежащих утилизации и переработке промышленных отходов, а также мест для размещения производств с грязными технологиями. Они склонны также видеть во вторых прежде всего источники покрытия своих потребностей в минеральном сырье и дешевой рабочей силе. В значительной мере поэтому, их деловая стратегия ограничивается инвестиционной активностью лишь в приобретении контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий, в развитии которых усматривают своих потенциальных конкурентов на мировом рынке. При таких тенденциях “передачаконтроля за решением глобальных проблем человечества действительнодемократическим полновластным организациям, складывающимся в сфере добровольного международного сотрудничества и защищающим наиболее фундаментальные интересы жителей нашей планеты, вызванные обострениемглобальных проблем” расценивается как главнейшая задача преобразований начала ХХ1 века.

Механизм роста разнообразия хозяйственных организаций. Рост разнообразия форм хозяйственных организаций продиктован прежде всего действием экзогенных, лежащих вне их пределов факторов, какие как раз и характеризуются названными выше переменными. Изменения, происходящие в окружающей среде, требуют ответных реакций от находящихся в ней предприятий, и, если они хотят выжить в новых условиях, то должны к ним приспосабливаться. Это значит, что вся внутренняя организационная система предприятия есть ответ на те или иные воздействия извне. Увеличение разнообразия ведет к более гармоничному взаимодействию хозяйственных организаций разных форм или к более равномерному их распределению (прикреплению) к энергетическим и другим потребным ресурсам, имеющимся во внешней среде. В свою очередь, с позиций целого – экономики общества, в теле которого частью, и в большинстве случаев маленькой - “клеточкой”, состоит предприятие, рост разнообразия форм хозяйствования позволяет полнее использовать те ресурсные возможности, какими данная общественная среда располагает. То же самое, в сущности, происходит и в сообществах живых организмов, между которыми в ходе эволюционного процесса устанавливается равновесие, хотя и подверженное сезонным, миграционным, трофическим и другим колебаниям. При всём том, что там также ведется и внутри - и межвидовая конкурентная борьба, оно существует на разных уровнях, в том числе видовом и популяционном (биоценозном). Каждая таксономически обособленная биологическая единица в процессе освоения территории выбранного как среда обитания ареала (“стратегической зоны хозяйствования” - для компаний, согласно И.Ансоффу) находит на ней и занимает свободную экологическую нишу, либо вытесняет, когда это удается, с нее других, если она оказалась занятой. Таким образом, рост разнообразия форм хозяйственных организаций происходит в итоге:

- фактов изменений, и прежде всего политических и правовых, самих по себе, т. е. постепенно происходящих в трансформирующейся внешней среде (причем, чем больше накапливается последствий изменений, тем выше степень разнообразия);

- характеристик происходящих изменений, их частоты и широты диапазона различий между ними;

- дифференциации структуры потребностей, вследствие которой возникает спрос на новые виды изделий и услуг, остающийся в разряде неудовлетворенных потребностей до момента заполнения образовавшейся рыночной ниши продуктами ориентированных на нее и вновь учреждаемых для этого инициативными субъектами в сфере хозяйственной деятельности предприятий;

- специализации как отдельных структурных единиц, так и всей организации в целом в целях обеспечения ее выживаемости в условиях, когда прежде освоенного вида ресурсов, потребного для нормального функционирования, становится недостаточно, и приходиться осваивать (также как и “расщелину” в сложившейся рыночной - “экологической” нише) новый вид ресурсов – сырья, энергии (источников “пропитания”);

- неодинаковостью реакций существовавших изначально, т.е. на момент очередного изменения, организаций на одни и те же изменения.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2019; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. 1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  2. II. Оппозиционные организации и их роль в подготовке революции
  3. III. Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения
  4. III. Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
  5. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  6. Анализ имущества организации и источников его формирования
  7. Анализ организации оплаты труда персонала предприятия
  8. Анализ рентабельности организации
  9. Анализ стратегических факторов внешней среды организации. Основные составляющие и типы внешней среды. Применение методов PEST и SWOT анализа.
  10. Анализ уровня и эффективности организации труда
  11. Анализ финансовой устойчивости организации.
  12. Аудиторские организации

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.