Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ш. Расчет учебного времени

Вопрос

Вопрос

Стратегии поведения

«контролеры» «пониматели»
Навязать свое понимание ситуации, принять свой план взаимодействия Адаптация к партнеру

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. «Контролеры» стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующими позициями «вертикального взаимодействия».

«Пониматели» стремятся к равным горизонтальным взаимодействиям.

Существуют и обратные влияния: положение руководителя или преподавателя как бы обязывает к позиции «контролера». Следовательно, именно руководитель или преподаватель должен регулировать взаимодействие.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Это предполагает решение следующих вопросов:

1) каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

2) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на 2 большие группы:

- вербальные

-невербальные.

По данным ученых, доля различных средств общения в передаче информации различна:

- вербальные средства (слова) – 7%

- звуковые средства (включая тон голоса, интонации) – 38%

- невербальные – 55%.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций:

- по словесному каналу – передача чистой информации

- по невербальному – отношение к партнеру по сообщению.

Но сначала остановимся на вербальных средствах общения, т.к. как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но в учебном процессе прежде всего важна передача информации.

 

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Пример: передача указаний по цепочке или детская игра «сломанный телефон».

Таким образом, сам процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения.

Рассмотрим потери информации на основе схемы, разработанной Мицичем.

При передаче информации нужно возникшую идею сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понять.

 

Таблица 7

Схема потери информации

Предел воображения Активные языковые фильтры Языковой барьер словарных запасов Фильтр воображения и желания Объем запоминания
Задумано и приобрело словесные формы Высказано собеседником Услышано Понято Осталось в памяти
100% 80% 70% 60% 24%

 

На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется разными факторами:

1) общее несовершенство человеческой речи;

2) невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы (Тютчев «Мысль изреченная есть ложь»);

3) наличие/отсутствие доверия к собеседнику;

4) личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное)

5) совпадением/несовпадением словарного запаса и др.

И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение – это не просто передача информации, а обмен информацией, предполагающий обратную связь.

Как же услышать то, что действительно сообщается?

Максимальное сближение между передающим и воспринимающим информацию возможно:

1) когда задается достаточно много вопросов;

2) когда отправителю информации возвращается посланный им «мяч», и он может узнать, что получатель информации ее воспринял.

Таким образом, необходима обратная связь. Если перейти от теории к практике, то для общения это означает умение говорить и умение слушать.

Невербальные средства общения:

1) кинесика – зрительно воспринимаемые движения другого человека.

Включает экспрессивно-выразительные движения (поза, жесты, мимика, походка) и визуальный контакт (направления движения глаз, длина паузы, частота контакта).

2) просодика и экстралингвистика – это средства общения, связанные с голосом. К средствам данной группы относят интонации, громкость голоса, тембр, паузы, вздохи, смех, плач, кашель.

3) Такесика – динамические прикосновения. Это рукопожатие, поцелуй, похлопывание.

4) Проксемика – пространственно организованное общение. Это ориентация в пространстве и дистанция (0-45 см – интимная зона, 45-120 см – личная зона, 120-400 см – социальная, свыше – публичная).

 

Любое наше занятие, наша лекция – это акт коммуникации как процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель (преподаватель) оказывает на получателя определенное воздействие и передает то или иное сообщение с помощью кода: лекция, диалог во время практического занятия и т.п.

Существует несколько приемов, правил «искусства нравиться людям»

- «Правило 15 секунд». Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд, поэтому не стоит сразу «рваться в бой», пусть включится в работу первая фаза контакта – взаимовосприятие, когда преподаватель и студенты как бы прислушиваются друг к другу.

- «Правило 3 плюсов»: комплимент, улыбка, имя собеседника.

- «Правило психологического поглаживания» как единица нашего интереса к собеседнику. Реализуется через речевые фразы-вопросы: «Здравствуйте! Добрый день. Как дела?»

- Правило юмора».

Во время лекции нас подстерегают разные неожиданности:

1. Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Повторите последнюю фразу дословно, а затем другими словами, при этом вспоминая или подглядывая в план. За это время вам удастся поймать смысл забытого. Если же все абсолютно забыто, то сделайте паузу и переходите к следующему вопросу словами «Теперь я расскажу о…»

2. Вы оговорились, аудитория смеется. Следует тоже посмеяться, прибегнуть к юмору. Если реакции не последовало, надо продолжать дальше, как ни в чем не бывало. (рассказать, как упала со стула).

3. Студент в резкой, неприятной форме перебивает, требует уточнить, не соглашается с вами. Переведите разговор в простое обсуждение содержания – этот прием обезоружит собеседника.

4. Вам задают вопросы, на которые вы не знаете ответа (вам так кажется). Подумайте, к чему относится этот вопрос. Прежде чем ответить, сформулируйте в уме. Если не знаете ответа, скажите об этом. Отвечая на вопрос, надо его повторить. Не показывайте, что вы чувствуете себя задетым. Помните об одной из аксиом педагогической этики, которая в данном случае перефразирована и будет работать на вас: «Преподаватель, так же как и студент, имеет право на незнание».

5. Вы не закончили говорить, но вдруг вспомнили, что забыли сказать о чем-то важном. Не говорите: «Да, я забыл сказать…», лучше дать такую формулировку: «Вернемся к…», «Необходимо добавить к сказанному…», «Кроме того, надо сказать, что…». В этой забывчивости есть свой резон, т.к. в восприятии действует закон края, поэтому то, на чем вы акцентируете внимание в конце выступления, и запомнится лучше.

 

Рассматривая технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного общения, общения позитивного. Считается, что если субъект имеет срывы в общении, если его общение приводит к конфликтам, то причинами этого являются незнание техник общения или невладение ими на уровне умений. В принципе это, конечно, верно.

А если субъект здесь и сейчас хочет общаться деструктивно?. Если агрессивное общение в данном случае есть необходимое и важное или полезное для его поведения? Например, с помощью вербальной агрессии он достигает разрядки внутренней агрессивности, напряжения.

Это ведь уже не проблема техник общения. Это проблема психологии личности. Дело здесь не в том, что субъект не знает технологии позитивного общения. Дело в том, что он не хочет здесь и сейчас о них вспоминать, не хочет конструктивно общаться.

Так, например, если известный политик постоянно демонстрирует образцы казалось бы неконструктивного общения, основанного на агрессии. Только очень наивный человек может полагать, что этот политик нуждается в уроках общения. Кажущаяся деструктивность может оказаться вполне целесообразным поведением. Все зависит от того, какие цели преследует человек. В данном случае цель – показать себя, завладеть вниманием, а не договориться.

Рассматривая техники конструктивного общения, мы будем исходить из традиционной парадигмы позитивного общения. Но хотелось бы, чтобы указанные замечания имелись в виду.

1 правило:

Пример: анекдот

Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

- Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

- Дело в том, - отвечает отец, - что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе – железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, который есть в воздухе, в химическую реакцию. То получается окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина. Потом ребенок робко спрашивает:

- Пап, а ты с кем сейчас разговаривал?

Говорить на языке партнера. Это очень простое правило, которое, несмотря не его очевидность, очень часто нарушается.

Пример: сконструируем фразу, которая несет определенную психологическую информацию, но при этом сформулирована на обычном, доступном любому человеку языке: «Речь человека играет важную роль не только в общении людей, но и восприятии одного человека другими людьми». Теперь переведем фразу и сформулируем ее на языке «плохой академичности», с использованием психологической терминологии: «Вербальное поведение индивида является детерминантой не только субъект-субъектной интеракции, но и фактором, детерминирующим перцепцию индивида другими реципиентами».

Не стоит думать, что ошибки такого рода являются редким исключением и встречаются только у крайне неопытных преподавателей.

Пример: учебник русского языка для 5-9 классов. Авторы учебника, очевидно, полагая, что говорят со школьниками на одном с ними языка, объясняют им следующее: «В предложениях с глагольными сказуемыми выражено лишь действие, а деятель не назван, хотя он мыслится как определенное или неопределенное лицо. В безличных предложениях не мыслится активный деятель. Определенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседник» (Без комментариев!).

2 правило: подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему. Это не просто правило, это фундаментальный принцип конструктивного общения. Конкретная реализация этого правила может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Главное: искреннее уважение к партнеру. Иначе человек почувствует неискренность и неприятие собственной личности даже тогда, когда им по полной программе внешне демонстрируется «подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему».

3 правило: подчеркивание общности. Варианты бесчисленны: общность интересов, целей, задач, позиций, личностных особенностей. Мастера общения умудряются использовать это правило даже за счет подчеркивания общности негативных личностных особенностей («Как мы в этом похожи – обе такие рассеянные!»).

Неэффективное поведение – подчеркивание различий, когда акцент делается на несхожести. Учитель родителям: «Ну, вы же инженер, а я педагог, так что вы мне там говорите о воспитании».

4 правило: проявление интереса к проблемам партнера. Противоположное – пренебрежение проблемами партнера. Такой ошибки достаточно, чтобы конструктивное общение не состоялось. Интерес к проблемам партнера должен быть явным.

 

Рассмотрим группу техник, которую обычно называют техниками выравнивания напряжения. Заодно оговорим и «анти-техники»

1. Предоставление партнеру возможности выговориться. Как ни парадоксально, но для снижения напряжения у партнера по общению совсем не обязательно выполнять все то, на чем он настаивает. Достаточно часто ему просто необходимо высказаться, вербализовать свои взгляды без ограничений, без того, чтобы его перебивали. Соблюдение этого правила кажется банальным, но, как показывает практика, далеко не все ему следуют.

  1. Вербализация эмоционального состояния. Техника имеет 2 подвида:

а) вербализация своего эмоционального состояния: «То, что вы сейчас сказали, меня очень расстроило. Я даже не знаю, что делать дальше». Что происходит? Во-первых, человек не аккумулирует в себе негативные эмоции, а вербализует их. Во-вторых, вербализация подсказывает партнеру, какое действие оказывают его слова. В-третьих, формально это не выглядит как замечание (хотя идея та же, но форма другая), отсутствует прямая оценка слов партнера.

б) Вербализация эмоционального состояния партнера: «Кажется. Вы сейчас напряжены».

3. Позиция «на равных». Достоинства: подчеркивание значимости партнера и проявление уважения к нему. Неконструктивная противоположность – позиция «над».

Позиция «над» таит в себе большую опасность в педагогическом общении, поскольку там она неявным образом заложена изначально. Основание этой позиции в педагогическом общении связано с двумя факторами – функциональным и возрастным. Учитель заведомо старше учеников, и по профессии ему положено учить. В этом смысле абсолютное равенство в общении ученика и учителя вряд ли достижимо. Однако позиция «над» зачастую реализуется неадекватно подчеркнуто и сильно.

4. Техника получения утвердительных ответов. Она состоит в том, что собеседник старается получить не одно «да», а много «да» в подтверждение даже самых бесспорных положений или незначительных, частных мелочей. Это подведет партнера к тому, чтобы ответить «да» и на какой-то существенный, важный вопрос. Причина в формировании стереотипной логики беседы: после серии утвердительных ответов трудно ответить отрицательно. Это и действие речевой инерции, и логики: собеседники задумается, почему, столько раз сказав «да», он вдруг ответит «нет». Как правило, даже если в этой ситуации все-таки и раздается «нет», оно обычно не бывает слишком категоричным.

5. Техника ответа со слова «да»: даже если это будет «да, но..» Негативный эффект чаще всего дает ответ партнеру, начатый со слова «нет». Причем даже если далее и делается попытка пояснить свое несогласие, она уже не является эффективной, какой могла бы быть. Собеседник, отреагировав на услышанное «нет», уже не слушает партнера. Основную информацию он уже получил: сказанное им партнер не принял.

6. Техника «айкидо». Как и приемы этого вида восточных единоборств, построена не на защите или нападении, а на том, чтобы позволить партнеру сделать то, что он хочет, и усилить его действие. Можно позволить партнеру, например, реализовать его желание сконфузить или подавить вас, и даже помочь ему в этом. Партнер вряд ли открыто проявляет свою агрессию, скорее, он добивается своей цели замаскированными приемами. Можно сделать тайное явным: «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». В большинстве случает прием оказывается эффективным, удар партнера обрушивается на него самого, и он поспешно начинает оправдываться: «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?». Желая загнать в тупик собеседника, «агрессор» попадает в него сам.

 

Правило техники безопасного общения: не расширять зону конфликта.

Бывают ситуации, когда негативное оценивание необходимо. Суть правила: Если негативное оценивание необходимо, то порицанию, негативной оценке подлежит только само действие, проступок, промах, но ни в коем случае не личность того, кто ее допустил.

Пример: два хорошо знакомых человека в очередной раз оказываются на грани конфликта. Что может прозвучать в ответ на очередной упрек или колкость. Сравним фразы:

1) «надо научиться на тебя не реагировать»

2) «надо научиться не реагировать на твои выпады»

3) «надо научиться не реагировать на твои срывы».

Первая – очень конфликтная. Подсознательно партнер может воспринять «Ты пустое место, что с тобой ругаться, надо научиться тебя не замечать». Вторая – гораздо предпочтительнее. Она оценивает поступок, но в слове «выпады» есть доля негативной оценки. Третья – самый лучший вариант. Слово «срывы» - проявляем сочувствие к человеку, что это не его вина, а беда.

Конечно, рассмотренные техники далеко не охватывают всех существующих техник и правил общения. Но все эти техники объединяет одна общая закономерность: не механическое его выполнение, а адекватность его использования «здесь» и «сейчас». Есть правила, которых, конечно, нельзя менять, они являются универсальными, например проявление уважения к партнеру по общению. Но все-таки важно помнить, что одинаковых ситуаций не бывает. И случается, что человек в каком-то конкретном случае добивается успеха, избегает конфликта, располагает к себе партнера по общению, действуя вопреки правилам. И при этом его поведение оказывается эффективным.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие общения в психологии. Структура общения.

2. Коммуникативная сторона процесса общения.

3. Интерактивная сторона процесса общения.

4. Перцептивная сторона процесса общения. Принципы социальной перцепции.

5. Источники ошибок при восприятии одного человека другим.

6. Правила конструктивного общения.

 

Содержание и порядок проведения занятий

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы

1. Принципы и техники работы по методу избавления
от горя

2. Способы выражения соболезнования

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Время, мин.

10 минут 70 минут 40 минут 30 минут 10 минут

III. Литература

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скрытые трансакции | V. Текст лекции Вводная часть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.