Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос № 1 принципы и техники работы по методу избавления от горя

НИМИ

 

 

Не разрешившееся горе часто становится неосознаваемой причиной возник­новения других проблем, с которыми люди обращаются к терапевту, и к та­ким проблемам можно отнести отсутствие мотивации, депрессию, непрекра­щающиеся болезни и кризис середины жизни.

При сравнении переживания людей, которые особенно хорошо справились с серьезными потерями, с переживаниями тех людей, которые продолжали ис­пытывать печаль и горе, можно выявить некоторые общие черты. Те люди, которые продолжали горевать (долго или коротко), делали то, что можно описать одним из следующих способов: 1. Воспоминание о финале

Часто эти люди поступали ошибочно, вспоминая самые последние моменты взаимоотношений, а не периоды радости и любви. Например, они могут вспоминать последний конфликт, который привел к разрыву, или утомитель­ный бракоразводный процесс, ужасную болезнь, приведшую к кончине, или какие-нибудь другие неприятные события, результатом которых стало пре­кращение взаимоотношений. И все это вместо того, чтобы вспоминать луч­шие моменты этих взаимоотношений.

Даже если они вспоминают эти неприятные события диссоцированно, как будто на экране телевизора, ощущения все равно остаются неприятными. Многие люди вспоминают эти события, как будто все это происходит с ними здесь и сейчас, в полной мере воспроизводя все неприятные моменты тех со­бытий. Финал взаимоотношений - - это не то, что дорого человеку, и не то, о чем он горюет, и это довольно распространенное ошибочное мнение мешает людям испытывать те особенные теплые ощущения, которые были связаны с близким человеком.

Если человек вспоминает последние моменты, на одном из первых шагов необходимо предложить ему подумать о том, что они любили и ценили в утраченных взаимоотношениях, вместо того, чтобы вспоминать финал этих взаимоотношений. Это предложение клиенту изменить содержание его внут­ренних представлений.

2. Диссоциация

Другие вспоминают теплые взаимоотношения, но при этом думают о них, как о чем-то далеком, отдельном, отсутствующем в настоящем и нереальном, что приводит к ощущению внутренней пустоты, а не полноты жизни, кото­рую он испытывал во время этих отношений. Существуют различные спосо­бы внутреннего представления этой отстраненности или диссоциации. Вы можете разместить образ утраченного человека на очень большом удалении или же вы можете увидеть себя рядом с этим человеком со стороны, так что наслаждаться взаимоотношениями будут эти двое, находящиеся в этом обра­зе. Вы можете увидеть смятую постель и в ней никого, или образ любимого человека, который стал прозрачным или размытым, или похожим на приви­дение. У одного человека отношения с любимой поддерживались в основном по телефону, и после того, как она умерла, он продолжал слышать ее голос, но этот голос стал похож на голос с магнитофонной записи, что подчеркива­ло его нереальность.

И во всех этих вариантах диссоциированного представления человека хоро­шие ощущения близости пропадают. Остается только чувство пустоты, и оно становится причиной печали и горя.

Смирение

Люди, которые заявляли, что им удалось справиться со своим горем, говори­ли о своей жизни с некоторым чувством смирения или печали. Когда их про­сили подумать о человеке, с которым пришлось расстаться, они обычно вздыхали, их плечи бессильно опускались, а дыхание становилось более по­верхностным. Затем они произносили: "Все хорошо", - - но звучало это не­сколько напряженно. И хотя это несколько лучше, чем неудержимые рыда­ния, было понятно, что горе этих людей не разрешилось полностью. Оно было "ослаблено" до того уровня, что человек мог держать себя в руках и горе уже не так часто вторгалось в его повседневную жизнь. Ресурсная реакция на утрату

Есть люди, которые относятся к своим утратам гораздо более позитивно. Ко­гда спрашивают о тех людях, которых они потеряли, их лицо зачастую смяг­чалось и на нем появлялась улыбка, плечи слегка приподнимались, а дыхание становилось более глубоким. Они могли говорить об этом человеке с нежно­стью, заботой и радостью в голосе. Такая реакция явно приносит больше ра­дости и дает возможность получить доступ ко всем тем особенным чувствам, которые испытывали эти люди в то время, когда их близкие были рядом.

Рассмотрим принципы, которые используются в методе избавления от горя, и могут также применяться и для обучения этой способности.

Горечь разлуки

"Постоянство объекта"- - это навык, которым еще не владеют маленькие де­ти. Когда мама выходит из комнаты, маленький ребенок думает, что она ушла навсегда, и начинает безутешно плакать. Ребенку требуется некоторое время, чтобы научиться сохранять ассоциированный образ мамы и тем са­мым поддерживать ощущение комфорта и безопасности в то время, когда она временно отсутствует.

Как показывают исследования, человек может представлять своего близкого присутствующим или отсутствующим независимо от того, что происходит "в реальности", и от того, что скажет внешний наблюдатель. Это зависит только от способа внутреннего представления близкого человека, и в этом ключ к разрешению проблемы с горем.

Суть этого метода заключается в том, чтобы научить этому важному умению человека, который переживает горе по поводу своего близкого, которого представляет себе безвозвратно ушедшим. Поскольку существует огромное множество различных вариантов представления человека присутствующим


или отсутствующим, мы должны собрать некоторую информацию, чтобы по­нять, как данный конкретный человек делает это. Сбор информации

Попросите человека, испытывающего горе, сначала подумать о таком чело­веке, присутствие которого постоянно ощущается в его жизни (хотя он мо­жет физически отсутствовать в данный момент, либо уйти навсегда, либо умереть), а затем подумать о человеке, по поводу которого клиент испытыва­ет горе. Затем предложите ему подумать об этих двух людях одновременно и заметить субмодальные различия между образами. Человек, утрата которого стала причиной горя, чаще всего представляется в виде образа, удаленного на некоторое расстояние и в некотором смысле отделенного, в результате чего возникает ощущение внутренней пустоты, в то время как представление дей­ствующих отношений сопровождается ощущением присутствия и эмоцио­нальной наполненности.

Обычно возникают весьма важные различия в расположении этих образов во внутреннем воображаемом пространстве. Например, один из них может рас­полагаться на небольшом расстоянии слева и иметь большие размеры, в то время как второй расположится на большем расстоянии справа и будет иметь меньшие размеры и т.п. Чаще всего возникает и ряд других различий. Один образ может быть ярче, либо его могут отличать более насыщенные цвета, либо большая подвижность, один образ может оказаться немым, в то время как второй будет наполнен голосами и звуками и т.п. Все это различия, кото­рые совершенно не зависят от содержания представлений. И как только эти различия станут известны, после этого не составит никакого труда взять пе­реживание внутренней пустоты и горя и преобразовать его в ощущение пол­ноты переживаний и мысленного воссоединения с утраченным человеком. Чаще всего простой перенос образа, связанного с ощущением утраты, в то место, где располагается образ, несущий в себе ощущение присутствия, ока­зывается единственным действием, необходимым для завершения преобра­зования переживания утраты в переживание присутствия. Обычно в та-


ких случаях все остальные параметры (яркость, цветность, подвижность и т.п.) изменяются автоматически вместе с изменением местоположения обра­за. Если же эти оставшиеся параметры не изменяются при перемещении об­раза, мы просто просим клиента провести эти изменения самостоятельно, за­вершив эту работу лишь тогда, когда ощущения утраты не сменятся ощуще­ниями присутствия.

Когда процесс преобразования будет завершен, к клиенту вновь вернутся все те приятные ощущения, которые давало ему общение с утраченным ныне че­ловеком. Такие изменения обычно вызывает слезы, но эти слезы совсем не то, что слезы от невосполнимой утраты. Это слезы от воссоединения с утра­ченными чувствами, при этом очень важно дать клиенту возможность пере­жить это состояние как можно более полно.

Рефрейминг возражений

Большинство людей оказывается вполне удовлетворенным возможностью преобразовать свое горе и восстановить связь с утраченными ощущениями, но у некоторых возникают возражения. Прежде чем продолжить, очень важ­но с должным вниманием и уважением отнестись ко всем этим возражениям и понять, какая позитивная цель скрывается за каждым из них. Как только эта цель выяснится, задача сведется к тому, чтобы найти такой путь преобра­зования, чтобы оно либо вообще не затрагивало цели возражения, либо даже поддерживало его в большей степени, чем переживание горя. Вот несколько примеров: "Я не хотел бы расставаться со всем этим ".

"Если я буду думать, что этот человек снова рядом со мной, люди подума­ют, что я сошел с ума ".

"Если я буду представлять себе утраченного человека рядом с собой, это может помешать моим реальным отношениям с другими людьми ". "Гореэто дань уважения усопшему ".

"Мне кажется, было бы неплохо сделать это, но если я буду демонстриро­вать радость, думая об усопшем, мои близкие и друзья могут подумать, что меня ничего не связывает с этим человеком ". 1. "Я не хотел бы расставаться со всем этим"

"Полностью с вами согласен. Многие люди ошибочно считают, что они должны расстаться с этими воспоминаниями, чтобы прекратить горевать, но все как раз наоборот. Все, что необходимо, это снова встретиться с этими воспоминаниями и восстановить ту связь, которая соединяла вас с этим чело­веком прежде".

2. "Если я буду думать, что этот человек снова рядом со мной, люди подума­ют, что я сошел с ума"

"Мы определенно не хотим, чтобы это случилось. Но мне кажется, здесь мо­жет возникнуть проблема лишь в том случае, если вы начнете говорить об этом вслух. На протяжении всей своей жизни вы думали о разных людях и, возможно, даже разговаривали с ними, во всяком случае, я точно делаю так, но при этом никто даже не догадывается, что именно происходит в моей го-

лове".

3. "Если я буду представлять себе утраченного человека рядом с собой, это может помешать моим реальным отношениям с другими людьми" "Мы определенно не собираемся делать ничего такого, что помешало бы ва­шим нынешним отношениям с другими людьми. Думаю, вы согласитесь с тем, что, когда ваши мысли преимущественно заняты горем, это довольно сильно мешает вашим отношениям с людьми. А с другой стороны, то, как вы думаете о своем друге, дает вам ощущение связи, которое на самом деле под­крепляет вашу связь с другими людьми, когда в этом есть необходимость, и я обещаю вам, что изменение мышления об утраченном человеке будет дей­ствовать точно так же. Но если я окажусь не прав, вы всегда сможете вер­нуться к тому, что происходит с вами сейчас". 4. "Горе — это дань уважения усопшему"

"Я целиком и полностью поддерживаю ваше стремление отдать дань уваже­ния этому человеку, и горе действительно отражает глубину ваших чувств. С другой стороны, разве не будет лучшей данью уважения, если вы будете вспоминать его с радостью и хранить воспоминания о нем всю оставшуюся жизнь?"

"Если бы вам случилось завтра умереть, хотели бы вы, чтобы ваши близкие безутешно горевали и были несчастными, или же вы хотите, чтобы они вспоминали вас с радостью, с ощущением любви и благодарности за ваши особенные качества? Что бы предпочел тот человек, который ушел из вашей жизни?"

5. "Мне кажется, было бы неплохо сделать это, но если я буду демонстриро­вать радость, думая об усопшем, мои близкие и друзья могут подумать, что меня ничего не связывает с этим человеком"

"Вы хотите быть уверенными, что окружающие вас люди правильно вас по­нимают. Вы можете либо подробно объяснить этим людям то, что вы испы­тываете, и предложить им сделать то, что я предлагаю сделать вам, либо вы можете в определенные моменты времени делать печальное лицо, полностью соответствуя их представлениям о вашей реакции".

Каким бы ни было возражение, мы предполагаем, что оно основывается на позитивных и достойных целях, в достижении которых этот человек заинте­ресован, и наша задача состоит в том, чтобы найти путь, на котором он смо­жет осуществить процесс избавления от горя, сохраняя полную уверенность в том, что возражение будет полностью удовлетворено так же, как его пози­тивное намерение. Схема метода избавления от горя Часть I. Воссоединение с утраченными переживаниями Человек, переживающий горе, обычно представляет себе того, кто ушел из его жизни, находящимся в прошлом отдельно от себя. Часть I метода избав­ления от горя помогает восстановить связь с этими утраченными пережива­ниями, так что они превращаются в ассоциированные ресурсы, полностью

доступные для восприятия в настоящем. Следующие шаги написаны в виде инструкции, которая позволит вам изучить этот метод, работая с самим собой или с кем-нибудь другим.

Подготовительный шаг: найдите возможность прервать тяжелое состояние. Если человек плачет или подавлен, вам необходимо найти возможность вре­менно изменить это состояние на более подходящее, прежде чем начать при­менять метод. Даже если клиент начинает работать в хорошем состоянии, он может соскользнуть в подавленное состояние на первых шагах этого процес­са, поэтому, вероятно, вам прервать это состояние позже. Для этого обычно бывает достаточно попросить клиента встать и немного пройтись, чем-то неожиданно отвлечь его или попросить вспомнить что-нибудь связанное с ресурсным состоянием.

1. Утрата (отсутствие/пустота)

Подумайте о переживании одного из двух следующих типов: Реальная утрата, по поводу которой вы скорбите и испытываете чувство внутренней пустоты, или же утрата, с которой вам пока не вполне удалось справиться. "Подумайте о человеке, о котором вы в настоящее время скорби­те, или же о человеке, воспоминания о котором до сих пор вызывают у вас неприятные ощущения. Будьте особенно внимательны к тому, чтобы в ваших представлениях было то, что вы ценили и не хотели потерять, а не горечь утраты. Например, если ваш ребенок умер от рака, и вы вспоминаете, как он находился в коме незадолго до смерти, то, скорее всего, это не те воспомина­ния, с которыми вам горько расставаться. К горю ведет то, что вы ценили и теперь потеряли: детский смех, игры с ребенком, его какие-то особые черты, ожидания, связанные с будущим, и т.п." Если человек видит при этом боль­ного ребенка или гроб, задавайте ему вопросы: "Как вы узнаете о том, что потеряли что-то ценное?" или "Как вы узнаете о том, что об этом стоит горе­вать?" - до тех пор, пока он не начнет думать о ценных переживаниях, а не их отсутствии. Этот шаг очень важен, и без него метод не даст результатов, а

всякая попытка упорно продолжать процесс будет только лишний раз воз­вращать клиента к неприятным воспоминаниям.

Потенциальная утрата, которая не должна произойти, но если все-таки она случится, то вам хотелось бы быть подготовленными к ней. "Подумайте о человеке, который особенно дорог вам, и представьте себе эти дорогие ва­шему сердцу взаимоотношения, но так, как будто вы их утратили навсегда". Вы можете вообразить, как будто вам только что сообщили о внезапной смерти этого человека в автомобильной катастрофе, и воспользоваться этим представлением. Пойдя по этому пути, вы сможете предварительно подгото­вить себя к тому, чтобы в будущем справиться с возможной утратой. Калибровка. В то время, как клиент будет думать о своей утрате, обратите внимание на всевозможные невербальные реакции, которые сможете заме­тить в его дыхании, позе, выражении лица и т.п., чтобы на более поздних ша­гах этого процесса вы смогли понять, произошло ли изменение, и заметить, если это состояние вновь вернулось.

2. Присутствие (полнота переживаний)

Утрата, воспринимаемая как присутствие. "А сейчас подумайте об одной из следующих ситуаций" или: "Подумайте о позитивном переживании реальной утраты, которая не воспринимается как утрата. Даже если этот человек дей­ствительно умер или ушел от вас, вы думаете о нем так, как будто он "все еще с вами", и эти мысли поддерживают вас. Вы все еще отлично помните все те замечательные чувства, которые связывали вас с этим человеком. И когда вы думаете об этом человеке, у вас возникает ощущение присутствия, как будто он вовсе и не уходил из вашей жизни".

Близкий вам человек, который в настоящий момент отсутствует. "Подумайте о человеке, который обычно находится рядом с вами, но в данный момент, когда вы думаете о нем, он физически отсутствует. Например, у вас есть близкий друг, родственник или ребенок, который в настоящий момент куда-то уехал и на протяжении некоторого времени будет отсутствовать. При этом когда вы думаете о нем, он представляется вам так, как будто он рядом с ва

ми". Очень многим такой пример легко приходит в голову. Даже если ваш
клиент ведет одинокий образ жизни, у него наверняка найдется несколько
воспоминаний о таких отношениях. (Если же вам не удастся найти и воспо­
минаний, вы можете помочь ему создать такие представления.)
Предупреждение. Если вы пойдете по этому пути, будьте осторожны с пред­
положениями (presuppositions), которые могут быть связаны с этим пережи­
ванием и могут помешать вам в поиске подходящего представления, напри­
мер, предположение о том, что с этим человеком практически в любой мо­
мент можно встретиться и сейчас. Вы можете заметить: "Мы воспользуемся
этим переживанием только для того, чтобы понять, каким образом вы храни­
те в своей голове представление о человеке, как о присутствующем рядом с
вами, и чтобы помочь вам оживить те чувства, которые связывали вас с тем

человеком, который ушел из вашей жизни. И вы и я понимаем, что вы нико­гда уже не сможете встретиться с ним в реальной жизни точно так же, как с тем, который все еще находится рядом с вами".

Калибровка. Обратите внимание на все невербальные реакции, которые от­личают это состояние от предыдущего переживания утраты. Позже вам по­надобятся эти реакции для проверки, насколько успешно ощущение утраты сменилось ощущением присутствия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Текст лекции Вводная часть | Контрастный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.