КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы взаимоотношений государства и личности
Вопросы: 1. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. 2. Гражданство России. 3. Особенности правового положения инстранцев и лиц без гражданства (апатриды). 4. Содержание личных, социально-экономических и политических прав и свобод. Литература: - Конституция РФ 1993 года - Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ - государство и право №10 – 1991г. - Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Европейская конвенция по Предупреждению Пыток и Бесчеловечного или Унижающего Достоинство Обращения или Наказания - Российская газета от 5 апреля 1995 года. - Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514, в Бюллетене международных договоров, июнь 1998 г., N 6). - Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.) ведомости 6 - 1992 года - Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 962 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" "Российской газете" от 18 августа 1998 г. - Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона - Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова - Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. № 386) (в ред. от 27 декабря 1993 года - ведомости 17 за 1992 год) - Приказ МВД РФ от 30 июня 1994 г. N 330 "Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" - Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации" - Приказ МВД РФ от 5 мая 1993 г. N 210 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950" (с изм. и доп. от 30 июня 1994 г.) - Определение Судебной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 января 1996 г., которым отказ в регистрации гражданки Онищенко по месту жительства в г.Москве в принадлежащей ей на праве собственности квартире признан незаконным (Бюллетень Верховного Суда. - 1996. - N 3). - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствующие разъяснения. - Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5192 - ФЗ "О правовом положении иностранцев в СССР" // Ведомости 1981 г. N 26. ст.836 - Правила пребывания иностранных граждан в СССР (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212) // Собрание постановлений Правительства СССР. - 1981. - N 12. - Ст.55. 1.Вопрос Понятие и принципы правового положения граждан в Российской Федерации. Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления. Субъективное право - это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания, субъективного отношения к нему. В отличии от полномочия государственного органа, в котором право является одновременно и обязанностью. Провести юридическое различие между субъективным правом и свободой невозможно, так как свобода это также мера возможного поведения лица. Как правило, термин "свобода" традиционно используется для обозначения некоторых субъективных прав (слова, передвижения, печати и т.д.). Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения, личного желания. Государственное (конституционное) право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом человека и гражданина. Правовой статус человека и гражданина характеризуется следующими чертами: 1. Конституционное право исходит из дуализма правового положения личности, а в основу классификации основных прав и свобод закладывает понятия государство, общество, личность. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", "каждый", "все", "каждый человек" и т.п. Для определения прав гражданина используются термины "гражданин", "все граждане", "каждый гражданин" и т.д. 2. Конституционное законодательство традиционно исходит из неразрывного единства и взаимосвязи прав и свобод человека и гражданина с одной стороны и их обязанностей с другой стороны. Человек должен подчиняться определенным правилам при использовании прав и свобод (т.е. нести обязанности). Конституция наделяя человека и гражданина большим кругом прав и свобод, закрепляют положение о том, что их использование не должно нарушать права и законные интересы других людей. 3. Основное отличие демократических конституций от авторитарных заключается в том, что первые ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, а вторые содержат довольно широкий перечень обязанностей граждан. Принципы правового положения граждан в Российской Федерации являются: 1.Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст.6 п.2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Данное положение дополняется также ст.19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п.2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С учетом исторических традиций Конституция РФ закрепляет равенство прав, свобод и возможностей для их реализации мужчин и женщин. 2. Естественность и неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п.2 ст.17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п.3 ст.6 Конституции РФ). 3.Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст.18 "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: - они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их. - нормы конституции, закрепляющие основные права и свободы имеют прямое действие В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - № 2) по данному поводу даны соответствующие разъяснения. Так, в указанном Постановлении определяются случаи применения Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации). Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил также, что при рассмотрении дел судами надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (в том числе согласно ст.72 п."н" Конституции России и вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления), то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом. 4.Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения государственного права являются правовые конституционные гарантии. В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п.1 ст.17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции РФ также закрепляет, что "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правовые гарантии связаны прежде всего с гарантиями судебной защиты. Судебные гарантии (гарантии судебной защиты) В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - № 2) по данному поводу даны соответствующие разъяснения: Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду. Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причинах передачи дела. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств. При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений. В силу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с национальным законодательством. Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. З ст. 55 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Перечень органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержится в названном законе. Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Обратить внимание судов на то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполнения требований ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР, в силу которой доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обвинения. Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону. На основании ст. 50 УПК РСФСР обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации и на основании ст. 47 УПК РСФСР каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании ст. 46 УПК РСФСР имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента предъявления обвинения. При нарушении этого конституционного права все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона. При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого). Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. 5.Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как нами уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора." (ст.15 п.4 Конституции РФ). Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права". В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствующие разъяснения. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Международная защита прав человека осуществляется в соответствии с Уставом ООН 1945 года, Всеобщей Декларацией прав человека 1948 г., международным Пактом о правах человека 1966 г. Существуют межамериканская, европейская, африканская региональные системы защиты прав человека. Европейская основывается на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод заключенной 1950 г. государствами-членами Совета Европы и дополнительных протоколов к ней. За соблюдением прав человека государствах-членах Совета следит Европейская комиссия по правам человека, а также Комитет министров Совета Европы. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Статья 1. Ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней N 3 от 6 мая 1963 года, N 5 от 20 января 1966 года и N 8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе N 2 от 6 мая 1963 года (далее именуется - Конвенция), и Протоколы к ней N 1 от 20 марта 1952 года, N 4 от 16 сентября 1963 года, N 7 от 22 ноября 1984 года, N 9 от 6 ноября 1990 года, N 10 от 25 марта 1992 года и N 11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, со следующими оговоркой "Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения пунктов 3 и 4 статьи 5 не препятствуют применению нижеследующих санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96.1, 96.2, 97, 101 и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, с последующими изменениями и дополнениями порядка ареста, содержания под стражей и задержания основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года, статей 51-53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих - солдат, матросов, сержантов, старшин. "Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Текст Конвенции с изменениями, внесенными протоколами NN 3, 5, 8, тексты протоколов NN 1, 2, 4 опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143, в Бюллетене международных договоров, июль 1998 г., N 7 Перевод с английсого. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения (Страсбург, 6 мая 1963 г.) Согласно ст. 5 Протокола N 2, его статьи 1 - 4 считаются неотъемлемой частью Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней (Страсбург, 16 октября 1963 г.) Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.) Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.) Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.) Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (Страсбург, 11 мая 1994 г.) Статья 2 1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено 2. Лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно а. для защиты любого лица от противоправного насилия; b. для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, с. в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или Статья 3 Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным или унижающим достоинство См. Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего Статья 4 1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. 2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду. Об упразднении принудительного или обязательного труда см. также: Конвенцию Международной Организации Труда N 29 о принудительном или обязательном Конвенцию Международной Организации Труда N 105 об упразднении принудительного 3. Для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" а. любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное b. любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания, службу, назначенную с. любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, d. любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности. Статья 5 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в порядке, установленном а. законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным b. законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного с. законный арест или задержание лица, произведенные в целях передачи его компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что задержание необходимо для предотвращения совершения им правонарушения, d. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица е. законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных f. законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке 2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понятном ему языке 3. Каждое арестованное или задержанное в соответствии с положениями подпункта (с) пункта 1 данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления 4. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд быстро решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание 5. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений Статья 6 1. Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, совершенно необходимо - при особых обстоятельствах, 2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, 3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум а. быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке b. иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; с. защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, защитник d. допрашивать показывающих против свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, е. пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, Статья 7 1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или бездействия, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание чем то, которое подлежало применению в момент совершения 2. Данная статья не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое действие или бездействие, которое в момент совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными Статья 8 1. Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища 2. Вмешательство публичной власти в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод Статья 9 1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных 2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, Статья 10 1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности Статья 11 1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции Статья 12 Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, Статья 13 Каждый, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном Статья 14 Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения Статья 15 1. Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при том, что такие меры не являются 2. Это положение не может служить основанием для нарушения положений статьи 2, за исключением лишения жизни в результате правомерных военных действий 3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, использующая это право отступления, информирует в полном объеме Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также информирует Генерального секретаря Совета Европы о прекращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления Статья 16 Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность Статья 17 Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как подразумевающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на невыполнение любых прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, или на Статья 18 Ограничения, допускаемые настоящей Конвенцией в отношении указанных прав и свобод, не применяются для каких-либо целей, иных, чем те, для которых они Раздел II Статья 19 Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися а. Европейская Комиссия по правам человека, далее именуемая "Комиссия"; b. Европейский Суд по правам человека, далее именуемый "Суд". Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека 6. Общедоступность нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы Закреплен в положениях Конституции о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (п.3 ст.15 Конституции РФ). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствующие разъяснения. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.). При применении закона вместо несоответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить. 2. Вопрос Гражданство Российской Федерации. Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности - определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве. Под гражданством в науке государственного права понимают устойчивую политико-правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного я, и может пользоваться защитой и покровительством государства. Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с изменениями от 23 января 1992 г., 17 июня 1993 г.,6 февраля 1995 г., вступил в силу 6 февраля 1992 г. В первой главе Закона о гражданстве "Общие положения" сформулированы принципы российского гражданства. 1.Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке. 2.Запрет на лишение гражданства и прав его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. Конституция РФ, Закон о гражданстве 1991 г. не только закрепили положение о том, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, но и включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа. 3.Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Как нами уже отмечалось этот принцип сформулирован в ст.61 Конституции РФ. В п.3 ст.1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации. 4.Недопустимость высылки гражданина РФ за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст.61. Предшествующие законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины. 5.Равенство гражданства как принцип также закреплен в ст.6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства. 6.Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст.6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России. 7.Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Закон о гражданстве 1991 г. устанавливал, что приобретение гражданства России возможно иностранным гражданам только при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором. В ст.3 Закона устанавливалось, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международым договором Российской Федерации." Необходимо подчеркнуть, что наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п.2 ст.62 Конституции РФ). 8.Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства. 9.Защита государством граждан РФ за границей. Как отмечалось наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со стороны государства как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст.61 Конституции РФ, развивается в ст.5 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России. 10.Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957 г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации. 11.Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, ст.7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, ст.8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ. Почетные граждане пользуются всеми правами граждан РФ в соответствии с Положением о почетном гражданстве РФ. При решении вопросов гражданства кроме национального законодательства часто применяются международные договоры РФ. В этой связи Закон устанавливает приоритет международного договора РФ. Порядок приобретения гражданства РФ. Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства; путем выбора гражданства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом. 1. Признание гражданства РФ. Необходимость закрепления в Законе этого пути приобретения гражданства Российской Федерации обусловлена конкретными историческими обстоятельствами - развалом и прекращением существования бывшего СССР и становлением нового суверенного государства - Российской Федерации (России). В этой связи ст.13 Закона о гражданстве 1991 г. устанавливает, что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве России. 2. По рождению. В мировой практике известно два основных способа при- обретения гражданства по рождению: "принцип почвы", когда гражданство определяется местом рождения и "принцип крови", когда гражданство определяется гражданством родителей. Принцип "крови": - Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является "принцип крови". Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. - Если один из родителей на момент его рождения состоял в граж- данстве РФ, а другой является лицом без гражданства - ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения. - При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. При этом, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет гражданство детей изменяется при наличии их согласия. Если родители лишены родительских прав, гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав. Принцип "почвы": - Если оба родителя находящиеся на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено. - В связи с распадом СССР возникло много ситуаций, связанных с теми случаями, когда у родившегося на территории РФ ребенка родители состояли в гражданстве других республик, входивших в СССР на 1 сентября 1991 г. или иностранных государств, если эти республики или государства не предоставляют своего гражданства ребенку. В таких случаях ребенок является гражданином РФ. - Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст.17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России. - Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка постоянно проживал на территории РФ. Под этой территорией в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения. 3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают: - лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; - граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; - лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |