Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы взаимоотношений государства и личности




Вопросы:

1. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

2. Гражданство России.

3. Особенности правового положения инстранцев и лиц без граж­данства (апатриды).

4. Содержание личных, социально-экономических и политических прав и свобод.

Литература:

- Конституция РФ 1993 года

- Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ - государс­тво и право №10 – 1991г.

- Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Европейская конвенция по Пре­дупреждению Пыток и Бесчеловечного или Унижающего Достоинство Обраще­ния или Наказания - Российская газета от 5 апреля 1995 года.

- Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514, в Бюллетене международных договоров, июнь 1998 г., N 6).

- Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российс­кой Федерации" (с изм. и доп. от от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.) ведомости 6 - 1992 года

- Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 962 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" "Российской газете" от 18 авгус­та 1998 г.

- Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона

- Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова

- Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Рос­сийской Федерации"

- Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Рос­сийской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. № 386) (в ред. от 27 декабря 1993 года - ведомости 17 за 1992 год)

- Приказ МВД РФ от 30 июня 1994 г. N 330 "Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации"

- Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации"

- Приказ МВД РФ от 5 мая 1993 г. N 210 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950" (с изм. и доп. от 30 июня 1994 г.)

- Определение Судебной Коллегии Верховного Суда Российской Федера­ции от 3 января 1996 г., которым отказ в регистрации гражданки Они­щенко по месту жительства в г.Москве в принадлежащей ей на праве собс­твенности квартире признан незаконным (Бюллетень Верховного Суда. - 1996. - N 3).

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде­рации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствую­щие разъяснения.

- Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5192 - ФЗ "О правовом положении иностранцев в СССР" // Ведомости 1981 г. N 26. ст.836

- Правила пребывания иностранных граждан в СССР (утв. постановле­нием Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212) // Собрание постановлений Правительства СССР. - 1981. - N 12. - Ст.55.

1.Вопрос Понятие и принципы правового положения граждан в Российс­кой Федерации.

Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государс­тва, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право - это юридическая возможность человека и гражда­нина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания, субъективного отношения к нему.

В отличии от полномочия государственного органа, в котором право является одновременно и обязанностью.

Провести юридическое различие между субъективным правом и свободой невозможно, так как свобода это также мера возможного поведения лица. Как правило, термин "свобода" традиционно используется для обозначения некоторых субъективных прав (слова, передвижения, печати и т.д.).

Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юри­дическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного от­ношения, личного желания.

Государственное (конституционное) право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, кото­рые являются основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокуп­ность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом человека и гражданина.

Правовой статус человека и гражданина характеризуется следующими чертами:

1. Конституционное право исходит из дуализма правового положения личности, а в основу классификации основных прав и свобод закладывает понятия государство, общество, личность.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, нахо­дят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавлива­ющих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", "каждый", "все", "каждый человек" и т.п. Для определения прав гражданина используются термины "гражданин", "все граждане", "каждый гражданин" и т.д.

2. Конституционное законодательство традиционно исходит из нераз­рывного единства и взаимосвязи прав и свобод человека и гражданина с одной стороны и их обязанностей с другой стороны.

Человек должен подчиняться определенным правилам при использова­нии прав и свобод (т.е. нести обязанности). Конституция наделяя чело­века и гражданина большим кругом прав и свобод, закрепляют положение о том, что их использование не должно нарушать права и законные интересы других людей.

3. Основное отличие демократических конституций от авторитарных заключается в том, что первые ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, а вторые содержат довольно широкий пере­чень обязанностей граждан.

Принципы правового положения граждан в Российской Федерации явля­ются:

1.Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа законода­тель включил его в содержание основ конституционного строя. В ст.6 п.2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Данное положение дополняется также ст.19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, под­черкивается в п.2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальнос­ти, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С учетом исто­рических традиций Конституция РФ закрепляет равенство прав, свобод и возможностей для их реализации мужчин и женщин.

2. Естественность и неотчуждаемость как принцип правового положе­ния состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п.2 ст.17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конститу­ционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не мо­жет быть лишен гражданства (п.3 ст.6 Конституции РФ).

3.Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст.18 "права и свободы человека и гражданина являются не­посредственно действующими:

- они определяют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязан­ности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.

- нормы конституции, закрепляющие основные права и свободы имеют прямое действие

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде­рации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации. - 1996. - № 2) по данному поводу даны соответствую­щие разъяснения. Так, в указанном Постановлении определяются случаи применения Конституции Российской Федерации в качестве акта прямого действия:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и дру­гие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовав­ший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конститу­ции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъ­ектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регули­рующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы госу­дарства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил также, что при рассмотрении дел судами надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российс­кой Федерации федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (в том числе согласно ст.72 п."н" Конституции России и вопросы установления общих принципов орга­низации системы органов государственной власти и местного самоуправле­ния), то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Феде­рации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным зако­ном.

4.Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечива­ется совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения государственного права являются правовые конституционные гарантии.

В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соб­людение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Консти­туции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, ус­танавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В п.1 ст.17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федера­ции не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Статья 45 Конституции РФ также закрепляет, что "госу­дарственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Правовые гарантии связаны прежде всего с гарантиями судебной защи­ты.

Судебные гарантии (гарантии судебной защиты)

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде­рации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации. - 1996. - № 2) по данному поводу даны соответствующие ­разъяснения:

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). В соответствии с указанным консти­туционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности ко­торых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопусти­мостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоя­тельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создаю­щих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вы­шестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближай­ший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о при­чинах передачи дела.

В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять хода­тайства и выступать в суде на родном языке.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводс­тва на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обеспечивает ра­венство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представлен­ных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предло­жить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае не­обходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятель­ств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сто­рон принимает меры к истребованию таких доказательств.

При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объ­единений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации об­щественных объединений судам необходимо иметь в виду, что в соответс­твии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается созда­ние и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности госу­дарства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, ра­совой, национальной и религиозной розни.

Учитывая это конституционное положение, суду необходимо тщательно исследовать и оценить в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказатель­ства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности об­щественных объединений.

В силу Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах государства, участвующие в этом пакте, приняли на себя обязанность обеспечить право на забастовку при условии его осуществле­ния в соответствии с национальным законодательством.

Конституция Российской Федерации гарантировала работникам, а так­же их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Однако осу­ществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы дру­гих лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той ме­ре, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. З ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забас­товку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работ­ников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и воз­можных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конс­титуции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, су­дам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предос­тавила каждому, кто законно находится на территории Российской Федера­ции, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и житель­ства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (ре­гистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

Поскольку ограничение права гражданина на тайну переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции Рос­сийской Федерации), судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной дея­тельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, может иметь место лишь при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенно­го противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или со­вершивших противоправное деяние, по которому производство предвари­тельного следствия обязательно; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безо­пасности Российской Федерации. Перечень органов, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, содержится в названном законе.

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Обратить внимание судов на то, что результаты оперативно-розыск­ных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граж­дан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли прожи­вающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и про­верены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновнос­ти, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления счи­тается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмот­ренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституцион­ной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказыва­ние своей невиновности.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституцион­ного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального за­кона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации), а также выполне­ния требований ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР, в силу которой доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу обви­нения.

Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепле­ние доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантиро­ванное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положе­ния суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, ког­да обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.

На основании ст. 50 УПК РСФСР обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации и на основании ст. 47 УПК РСФСР каждый задержанный, заключенный под стражу имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении ме­ры пресечения в виде заключения под стражу, а каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании ст. 46 УПК РСФСР имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента предъявления обвинения. При нарушении этого конституционного права все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следс­твенных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.

При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсуди­мому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 280 УПК РСФСР), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конститу­ции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потер­певшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, от­ветчика, других участвующих в деле лиц.

Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родствен­никам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны призна­ваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться дока­зательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).

Судам необходимо иметь в виду, что разъяснения по применению действующего законодательства, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федера­ции, могут применяться при рассмотрении дел в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

5.Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как нами уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международно­го права и международные договоры Российской Федерации являются сос­тавной частью ее правовой системы. Если международным договором Рос­сийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора." (ст.15 п.4 Конститу­ции РФ).

Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина сог­ласно "общепризнанным принципам и нормам международного права".

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде­рации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствую­щие разъяснения.

Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие право­отношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международ­ным договором, решение о согласии на обязательность которого для Рос­сийской Федерации было принято в форме федерального закона, установле­ны иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применя­ются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Фе­дерального закона Российской Федерации "О международных договорах Рос­сийской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударс­твенных актов для применения, действуют в Российской Федерации непос­редственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного междуна­родного договора.

Международная защита прав человека осуществляется в соответствии с Уставом ООН 1945 года, Всеобщей Декларацией прав человека 1948 г., международным Пактом о правах человека 1966 г. Существуют межамери­канская, европейская, африканская региональные системы защиты прав че­ловека. Европейская основывается на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод заключенной 1950 г. государствами-чле­нами Совета Европы и дополнительных протоколов к ней. За соблюдением прав человека государствах-членах Совета следит Европейская комиссия по правам человека, а также Комитет министров Совета Европы.

Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"

Статья 1. Ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней N 3 от 6 мая 1963 года, N 5 от 20 января 1966 го­да и N 8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе N 2 от 6 мая 1963 года (далее именуется - Конвенция), и Протоколы к ней N 1 от 20 марта 1952 года, N 4 от 16 сентября 1963 года, N 7 от 22 ноября 1984 года, N 9 от 6 ноября 1990 года, N 10 от 25 марта 1992 года и N 11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 го­да, со следующими оговоркой "Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения пунктов 3 и 4 статьи 5 не препятствуют при­менению нижеследующих санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96.1, 96.2, 97, 101 и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, с последующими изменениями и допол­нениями порядка ареста, содержания под стражей и задержания основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года, статей 51-53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, ут­вержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудеб­ном порядке на военнослужащих - солдат, матросов, сержантов, стар­шин.

"Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека полу­чать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной органи­зации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое наруше­ние имело место после вступления в действие этих договорных актов в

"Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Евро­пейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкова­ния и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполага­емого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных ак­тов, когда предполагаемое нарушение имело место после их

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями.

Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

Текст Конвенции с изменениями, внесенными протоколами NN 3, 5, 8, тексты протоколов NN 1, 2, 4 опубликованы в Собрании законодатель­ства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., N 20, ст. 2143, в Бюлле­тене международных договоров, июль 1998 г., N 7 Перевод с английсого.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.)

Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.)

Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 Протокола N 2, его статьи 1 - 4 считаются не­отъемлемой частью

Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней (Страсбург, 16 октября 1963 г.)

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)

Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)

Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.)

Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.)

Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Статья 2

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отноше­нии которого законом предусмотрено

2. Лишение жизни не рассматривается как совершенное в наруше­ние данной статьи, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно

а. для защиты любого лица от противоправного насилия;

b. для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица,

с. в случае действий, предусмотренных законом, для подавления

бунта или

Статья 3

Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным или унижа­ющим достоинство

См. Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего

Статья 4

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном сос­тоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обяза­тельному труду.

Об упразднении принудительного или обязательного труда см. также: Конвенцию Международной Организации Труда N 29 о принудительном или обязательном Конвенцию Международной Организации Труда N 105 об упразднении принудительного

3. Для целей данной статьи термин "принудительный или обяза­тельный труд"

а. любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находя­щееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное

b. любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероиспо­ведания, службу, назначенную

с. любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия,

d. любую работу или службу, которые входят в обычные гражданс­кие обязанности.

Статья 5

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в порядке, установленном

а. законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным

b. законный арест или задержание лица за невыполнение законно­го решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обяза­тельства, предписанного

с. законный арест или задержание лица, произведенные в целях передачи его компетентному судебному органу по обоснованному подоз­рению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются дос­таточные основания полагать, что задержание необходимо для предотв­ращения совершения им правонарушения,

d. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержа­ние для передачи лица

е. законное задержание лиц с целью предотвращения распростра­нения инфекционных

f. законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принима­ются меры по его высылке

2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понят­ном ему языке

3. Каждое арестованное или задержанное в соответствии с поло­жениями подпункта (с) пункта 1 данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномочен­ному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судеб­ное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставле­ния

4. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, име­ет право на разбирательство, в ходе которого суд быстро решает воп­рос о законности его задержания и выносит постановление о его осво­бождении, если задержание

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений

Статья 6

1. Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбиратель­ство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению су­да, совершенно необходимо - при особых обстоятельствах,

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления счи­тается невиновным,

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления име­ет как минимум

а. быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке

b. иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

с. защищать себя лично или посредством выбранного им самим за­щитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, защитник

d. допрашивать показывающих против свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей,

е. пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не по­нимает языка,

Статья 7

1. Никто не может быть признан виновным в совершении како­го-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или бездействия, которое согласно действовавшему в момент его соверше­ния внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое на­казание чем то, которое подлежало применению в момент совершения

2. Данная статья не препятствует преданию суду и наказанию лю­бого лица за любое действие или бездействие, которое в момент со­вершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными

Статья 8

1. Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жиз­ни, его жилища

2. Вмешательство публичной власти в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено за­коном и необходимо в демократическом обществе в интересах нацио­нальной безопасности, общественного порядка или экономического бла­госостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступ­лений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод

Статья 9

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в бо­гослужении, учении и отправлении религиозных

2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подле­жит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необхо­димы в демократическом обществе в интересах общественного спокойс­твия, охраны общественного порядка,

Статья 10

1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны госу­дарственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответс­твенность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, огра­ничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необ­ходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безо­пасности, территориальной целостности или общественного спокойс­твия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности

Статья 11

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу ас­социации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократи­ческом обществе в интересах национальной безопасности и обществен­ного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступле­ний, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод дру­гих лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограни­чений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав воору­женных сил, полиции

Статья 12

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным за­конодательством,

Статья 13

Каждый, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном

Статья 14

Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Кон­венции, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения

Статья 15

1. Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожаю­щего жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может при­нимать меры в отступление от своих обязательств по настоящей Кон­венции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычай­ностью обстоятельств при том, что такие меры не являются

2. Это положение не может служить основанием для нарушения по­ложений статьи 2, за исключением лишения жизни в результате право­мерных военных действий

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, использующая это право отступления, информирует в полном объеме Генерального секре­таря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также информирует Генерального секретаря Совета Европы о прек­ращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления

Статья 16

Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как пре­пятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность

Статья 17

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как подразу­мевающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое-либо ли­цо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на невыполнение любых прав и сво­бод, изложенных в настоящей Конвенции, или на

Статья 18

Ограничения, допускаемые настоящей Конвенцией в отношении ука­занных прав и свобод, не применяются для каких-либо целей, иных, чем те, для которых они

Раздел II

Статья 19

Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Вы­сокими Договаривающимися

а. Европейская Комиссия по правам человека, далее именуемая "Комиссия";

b. Европейский Суд по правам человека, далее именуемый "Суд".

Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека

6. Общедоступность нормативно-правовых актов, закрепляющих ос­новные права и свободы

Закреплен в положениях Конституции о том, что "любые норматив­но-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для все­общего сведения" (п.3 ст.15 Конституции РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Фе­дерации при осуществлении правосудия" (Бюллетень Верховного Суда Рос­сийской Федерации. - 1996. - N 2) по данному поводу даны соответствую­щие разъяснения.

Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеоб­щего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и граждани­на.

Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подле­жащий применению акт государственного или иного органа не соответству­ет закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Пре­зидента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собра­ния Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприя­тий, организаций и т. д.).

При применении закона вместо несоответствующего ему акта госу­дарственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, из­давшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с за­коном либо отменить.

2. Вопрос Гражданство Российской Федерации.

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой много­численные правовые последствия для данного человека, и в частности - определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке государственного права понимают устойчивую политико-правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государс­твенная власть как в пределах данного государства, так и вне его гра­ниц.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного я, и может пользоваться защитой и покровительством государс­тва.

Конституционные основы института гражданства развиваются и конкре­тизируются в Законе "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с измене­ниями от 23 января 1992 г., 17 июня 1993 г.,6 февраля 1995 г., всту­пил в силу 6 февраля 1992 г.

В первой главе Закона о гражданстве "Общие положения" сформулиро­ваны принципы российского гражданства.

1.Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в

том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы

то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иност­ранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2.Запрет на лишение гражданства и прав его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о граж­данстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответс­твии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях до­пускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совер­шило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

Конституция РФ, Закон о гражданстве 1991 г. не только закрепили по­ложение о том, что никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство, но и включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа.

3.Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Как нами уже отмечалось этот принцип сформулирован в ст.61 Конституции РФ.

В п.3 ст.1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед сво­им государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4.Недопустимость высылки гражданина РФ за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст.61. Предшествующие законодательство и ра­нее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего госу­дарства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5.Равенство гражданства как принцип также закреплен в ст.6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означа­ет равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независи­мо от оснований приобретения гражданства.

6.Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характе­ром национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст.6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федера­ции одновременно является гражданином России.

7.Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательст­во СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Закон о гражданстве 1991 г. устанавливал, что приобретение гражданства России возможно иностранным гражданам только при условии его отказа от преж­него гражданства, если иное не предусмотрено международным договором. В ст.3 Закона устанавливалось, что гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что "гражданин Российс­кой Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двой­ное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международым договором Российской Федерации."

Необходимо подчеркнуть, что наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российс­кой Федерации (п.2 ст.62 Конституции РФ).

8.Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.

9.Защита государством граждан РФ за границей. Как отмечалось наличие гражданства ведет за собой защиту и покровительство со стороны госу­дарства как на его территории, так и за его пределами. Данный принцип, закрепленный в ст.61 Конституции РФ, развивается в ст.5 Закона о граж­данстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дип­ломатические представительства и консульские учреждения, их должност­ные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспече­на возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установлен­ными законодательством государства их пребывания, международными дого­ворами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые за­коном интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10.Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957 г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

11.Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации про­живает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, ст.7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назна­чение. В частности, ст.8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выда­ющиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их сог­ласия предоставлено почетное гражданство РФ. Почетные граждане пользу­ются всеми правами граждан РФ в соответствии с Положением о почетном гражданстве РФ.

При решении вопросов гражданства кроме национального законодатель­ства часто применяются международные договоры РФ. В этой связи Закон устанавливает приоритет международного договора РФ.

Порядок приобретения гражданства РФ.

Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате призна­ния; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в граж­данство; в результате восстановления гражданства; путем выбора граж­данства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом.

1. Признание гражданства РФ. Необходимость закрепления в Законе этого

пути приобретения гражданства Российской Федерации обусловлена конк­ретными историческими обстоятельствами - развалом и прекращением су­ществования бывшего СССР и становлением нового суверенного государства

- Российской Федерации (России). В этой связи ст.13 Закона о гражданс­тве 1991 г. устанавливает, что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Рос­сии.

2. По рождению. В мировой практике известно два основных способа при-

обретения гражданства по рождению: "принцип почвы", когда гражданство определяется местом рождения и "принцип крови", когда гражданство оп­ределяется гражданством родителей.

Принцип "крови":

- Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является "принцип крови". Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ незави­симо от места рождения.

- Если один из родителей на момент его рождения состоял в граж-

данстве РФ, а другой является лицом без гражданства - ребенок является

гражданином РФ независимо от места рождения.

- При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письмен­ным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

При этом, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет гражданство детей изменяется при наличии их согласия. Если родители лишены родительских прав, гражданс­тво детей не изменяется при изменении гражданства родителей. На изме­нение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных ро­дительских прав.

Принцип "почвы":

- Если оба родителя находящиеся на территории РФ ребенка неизвест­ны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

- В связи с распадом СССР возникло много ситуаций, связанных с те­ми случаями, когда у родившегося на территории РФ ребенка родители состояли в гражданстве других республик, входивших в СССР на 1 сентяб­ря 1991 г. или иностранных государств, если эти республики или госу­дарства не предоставляют своего гражданства ребенку. В таких случаях ребенок является гражданином РФ.

- Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст.17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от ли­ца без гражданства, является гражданином России.

- Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданс­тве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка постоянно проживал на территории РФ. Под этой территорией в данном случае понимается терри­тория РФ по состоянию на дату их рождения.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

- лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

- граждане СССР, постоянно проживающие на территории других респуб­лик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не яв­ляются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступле­ния в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести граж­данство РФ;

- лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживав­шие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании при­обрести гражданство РФ;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.