КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы формирования социально-психологического климата
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором проявляются и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: 1. Общественно-политическая ситуация в стране - ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр. 2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнем технического и социального развития. 3. Уровень жизни населения - баланс между заработной платой, уровнем цен, потребительская способность населения. 4. Организация жизни населения - система бытового и медицинского обслуживания. 5. Социально-демографические факторы - удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах. 6. Региональные факторы - уровень экономического и технического развития региона. 7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических конфликтов. Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся: Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации. Субъективные (социально-психологические факторы): а) формальная структура - характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы; б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость, У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность. Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положи влияет на желание работать в данной фирме, применять свои силы на пользу окружающим людям. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на здоровье. Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность - неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника - это одна из целей менеджера и психолога в организации, в то же время неудовлетворенность работника служит важным побудительным стимулом его творческих поисков. Субъективная удовлетворенность - крайне специфическая величина. Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовлетворенность-неудовлетворенность человека работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются: а) характер труда; б) размер заработной платы; в) престиж профессии; г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса, пр.; д) специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; обожаемый и даже знаменитый руководитель и т. п.; е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому. Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам. Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются: наблюдение - самый главный метод работы психолога; интервью с руководителями и работниками; опрос работников по специально разработанной анкете; анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк; тест «Удовлетворенность трудом» В. П. Захарова; тест «Самочувствие - активность - настроение»; тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина; тест конкретных ситуаций А. А. Ершова; тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева; тест «Пульсар» Л. Г. Почебут. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е В. Шороховой. М., 1983. Захаров В. П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение) // Личность и Деятельность / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1982. Лутошкии А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988. Волков К П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |