КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения социометрического опроса
Сущность и содержание социометрического опроса Лекция 7. Социометрические методики (метод структурного анализа малых социальных групп)
1. Сущность и содержание социометрического опроса 2. Методика проведения социометрического опроса Литература: 1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учебное пособие - Алт. ГУ, - 2001. 2. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиторал УРСС, 2003. 3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: 1998.
Социометрический опрос - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Особенность социометрического опроса состоит в том, что респондентам предлагается выбрать (отвергнуть) по тем или иным социометрическим критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой социальной группы. Исходя из этого, социометрический опрос, с одной стороны, позволяет исследовать межличностные и межгрупповые отношения с целью их улучшения и усовершенствования, и, с другой стороны, позволяет социологу изучить строение малых социальных групп, разбитых на микрогруппы. Таким образом, социометрические методики используются социологами, когда необходимо выявить: • неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других; • "изгоев" коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы; • кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных • характер социально-психологического климата в коллективе и тенденции его развития; • дифференциацию первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов с целью определения реально сложившихся в нем социально-психологических группировок; • причины и движущие силы внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых межгрупповых); • многие иные проблемы, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп. Необходимо отметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами - анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом и др. Процедурно социометрический опрос включает в себя несколько этапов. 1-й этап - подготовительный. На этом этапе социолог определяет проблему; выбирает объект исследования; знакомится с количественными и качественными показателями исследуемого объекта. 2-й этап - разработка социометрических критериев, т.е. вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений в малой социальной группе. В социометрии выделяют несколько видов критериев. Во-первых, производственные, позволяющие исследователю выяснить межличностные отношения на уровне структуры производственной (служебной, учебной) деятельности. Это вопросы типа: "Кого из членов Вашей учебной группы Вы оставили бы в ней, если бы учебная группа формировалась заново?" Во-вторых, непроизводственные критерии, показывающие межличностные отношения, складывающиеся в коллективе в ходе непроизводственной (внеучебной) деятельности. Например: "Кого из студентов Вашей учебной группы Вы бы хотели пригласить на свой день рождения?" Выборы по непроизводственному критерию образуют так называемые психогруппы. Производственные и непроизводственные критерии образуют "основные" вопросы. Помимо них в социометрическом опросе различают дополнительные критерии. К ним относят: а) прогностические критерии, связанные с получением информации о структуре коллектива, основанной на его психологических особенностях. В прогностическом вопросе, как правило, респонденту предлагается дать ответ, кто из членов коллектива отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности: "Кто из членов Вашей учебной группы, как Вам кажется, взял бы Вас с собой при переходе на учебу в другую учебную группу?" б) социальные критерии, предполагающие выбор партнера для совместной общественной деятельности. Например: "С кем из членов Вашего коллектива Вы бы хотели участвовать в работе общественной комиссии по проверке... (чего-либо)?" в) положительные критерии, предполагающие объединение партнеров для какой-либо совместной деятельности: "С кем из членов Вашей учебной группы Вы бы хотели постоянно выполнять общие задания?" г) отрицательные критерии, предполагающие выделение из коллектива лица (или группы лиц), с которым опрашиваемый не хотел бы заниматься одним видом деятельности. Например: "С кем из студентов Вашей учебной группы Вы бы не хотели иметь ничего общего?" д) двойные критерии, предполагающие возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления. Это вопросы, связанные с выбором соседа по комнате в общежитии, спутника в командировку, противника или союзника в состязании и т.д. Например: "С кем из студентов Вашей учебной группы Вы хотели бы жить в одной комнате в общежитии?" е) одинарные критерии, предполагающие создание ситуации, при осуществлении которой возникает неравенство выбирающего и выбираемого. Примером тому может служить социометрический выбор начальника и подчиненного: "Кто, на Ваш взгляд, должен быть менеджером Вашей учебной группы?" Выбор того или иного вида критерия определяется: во-первых, задачами исследования; во-вторых, характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования, квалификация и т.п.). Таким образом, разработка критериев является одним из непременных условий качественного проведения социометрического опроса. 3-й этап - проведение социометрического опроса. Он включает в себя: Инструктирование респондентов. Особенность процедуры социометрического опроса состоит в том, что изучаются межличностные взаимоотношения, и это предъявляет особые требования к этическим нормам проводимых исследований. Раздачу членам исследуемой группы списков и социометрических карточек. Социометрический опрос требует проведения специальной процедуры анонимности исследования. Для этого, после проведения инструктажа, проводящий опрос на время может покинуть помещение, где проводится опрос, с тем, чтобы респонденты могли присвоить каждому из занесенных в список респондентов свой, неизвестный проводящему опрос, номер. Заполнение социометрических карточек респондентами. Здесь необходимо отметить, что в социометрическом опросе специфичны способы определения репрезентативности (достоверности) данных. Так, например, отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (в первую очередь, руководителя коллектива) может коренным образом повлиять на представительность полученных данных; Сбор социометрических карточек. 4-й этап - обработка информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных. Анализ данных в социометрическом опросе существенно отличается от других видов анализа данных. Обработка социометрических данных, проводимая для изучения полученной в ходе опроса структуры исследуемой группы, предполагает: во-первых, выделение социометрических подструктур (подгрупп, лидера и т.п.); во-вторых, расчет социометрических индексов, характеризующих структуру группы в целом или каждого из ее членов в этой структуре. 5-й этап - получение выводов и выдача рекомендаций для принятия по данному коллективу управленческого решения. Для того, чтобы качественно провести социометрический опрос, помимо соблюдения очередных этапов, необходимо выполнить ряд требований: 1. Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной работы (обычно, не менее шести месяцев). 2. Размер коллектива должен предоставлять его членам возможность активного и непосредственного общения. Оптимальное количество 10 - 30 человек. 3. Количество выборов, разрешенных респонденту, либо ограничивается, о чем указывается в социометрической карточке (например: укажите не более трех человек). Либо выбор членов группы может быть неограничен (в зависимости от целей исследования). 4. Каждый член коллектива может выбирать себе партнера для какого-либо вида совместной деятельности только в рамках исследуемого коллектива. 5. Опрос должен проводится посторонним для данного коллектива лицом. Сбор данных членом коллектива, а тем более его руководителем, резко нарушает анонимность, являющуюся обязательным условием социометрического опроса. 6. Каждый респондент должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Таким образом, термином "социометрия" обозначают совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью, опытом совместной работы и жизнедеятельности. Социометрический опрос предполагает определенную логику действий исследователя и выполнение определенных требований.
Для систематизации и сбора социометрической информации используются социометрические карточки. Социометрическая карточка представляет собой бланк, состоящий из двух разделов: I раздел - инструкция респонденту. В ней указываются задачи исследования; разъясняются способы заполнения карточки; даются гарантии анонимности опроса. II раздел - собственно критерии (вопросы), на которые необходимо ответить респонденту. В качестве примера можно привести социометрическую карточку следующего содержания (См. рис 1): Рис. 1. Образец социометрической карточки
При данном варианте карточки, задача респондента заключается в том, что он обязан выбрать из алфавитного списка членов своего коллектива и вписать в пустующие строчки социометрической карточки фамилии тех трех его коллег, которых он выбирает или отрицает для выполнения какого-либо вида деятельности. Принцип построения карточек подобного типа довольно прост, и их можно применять с различными критериями: производственными; непроизводственными; положительными; отрицательными и т.д. В социологической практике может быть использован и другой вариант компоновки критериев в социометрической карточке. Например: Рис. 2. Образец социометрической карточки
При таком оформлении карточки (Рис. 2) респондент отмечает крестиком фамилии тех членов своего коллектива, которых он выбирает или отрицает по тому или иному критерию. В целях удобства обработки полученной информации и более четкого определения взаимоотношений в исследуемом коллективе могут быть внесены ограничения на количество выборов. Так, например, для группы 20 - 25 человек, оптимальное количество выборов - 4 - 5 человек. Выше приведенные варианты социометрических карточек далеко не исчерпывают возможности их составления и многообразных форм применения. Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. Возникновение и развитие социометрии привело к расширению ее методов за счет включения в них двух форм группового тренинга: · социодрамы - суть которой заключена в проигрывании различных социальных ситуаций; · психодрамы - проигрывании возможных моделей межличностного общения с целью профилактики неадекватных эмоциональных реакций. Особое место в социометрическом опросе занимает обработка полученной информации. Обработка социометрической информации включает в себя: - построение социоматриц или построение социограмм; - расчет социометрических индексов. Что такое «социоматрица» и что такое – «социограмма»? Социоматрица – это способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме социоматрица напоминает таблицу итогов спортивного соревнования, например, футбольного или шахматного чемпионата. · В левой и верхней части социоматрицы обозначаются фамилии членов группы, причем первое место отдается официальному руководителю (см. схему 2). · Заштрихованность ряда клеток таблицы объясняется тем, что социометрический опрос исключает возможность самовыбора. · В свободных клеточках проставляется один из трех символов: знак + (плюс) означает позитивный выбор, знак - (минус) - негативный выбор, а знак 0 (ноль) - отсутствие как позитивного, так и негативного выбора, т.е. индифферентное отношение выбирающего к другим членам группы. · С правой стороны матрицы содержится суммарное выражение позитивных, негативных, индифферентных выборов, сделанных каждым членом группы. · Внизу таблицы дается сумма (Σ) выборов группой каждого своего члена.
Социоматрица, облегчает исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре. Различают следующие группы социометрических индексов: · персональные (индивидуальные); · групповые (коллективные). Среди персональных (индивидуальных) социометрических индексов чаще всего используются индексы: · социометрического статуса личности; · эмоциональной экспансивности (несдержанности) личности; · взаимности позитивных выборов; · взаимности негативных выборов; · взаимной индифферентности (безразличия) личностей. Исчисление каждого из перечисленных индексов осуществляется по специальным математическим формулам, имеющим довольно сложный вид. Мы охарактеризуем их в предельно упрощенном виде. Индекс социометрического статуса личности в группе определяется следующим образом: ∑ (+) + ∑ (-) Si = ---------------- Ν - 1
∑ (+) - сумма позитивных выборов этой личности группой; ∑ (-) - сумма негативных выборов этой личности группой; N - количество членов группы. Используя эту формулу (она преднамеренно облегчена в сравнении с используемой Он измеряется показателем 0,11. Самый высокий статус имеет Попов. Статус Конева (- 0,33) выражается отрицательный величиной. Минусовой статус и у Рогова (- 0,11). У Фомина и Ивкина нулевой статус у остальных он ниже, чем у Попова, но выше, чем у бригадира (кроме Ежова, имеющего такой же показатель, как у бригадира). Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий статус - минус 1. Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй - в ситуации негативной оценки личности всеми членами данной группы без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к плюс 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера. При приближении статусного показателя к минус 1, должно возникнуть предположение об обнаружении "отверженного" члена коллектива, его "изгоя". Однако эти заключения имеют предварительный характер и должны быть проверены исчислением других индексов, как персональных, так и групповых. Индексы эмоциональной экспансивности (несдержанности) членов группы определяется на основе суммарных данных матрицы, находящихся в ее правой стороне, исходя из следующей упрощенной формулы:
∑ (+) + ∑ (-) Ε = ------------------ Ν - 1
∑(+) - сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы, ∑ (-) - сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл, N - количество членов группы. Продолжим наш пример. Самая высокая экспрессивность присуща Рогову, а самая низкая Коневу. Вспомним, что у того и другого минусовой статус (-0,11 и -0,33, соответственно). Это значит, что у Рогова больше шансов утвердиться в данной бригаде, чем у Конева, что последний не только отвергается коллективом в большей мере, чем первый, но и меньше стремится повысить свой статус. Замерим экспансивность бригадира и неофициального лидера. У Шутова этот показатель будет равен 0,77, а у Попова - 0,88. На основании сопоставления этих показателей с индексами их статуса должно предположить, что неофициальный лидер стремится расширить свое воздействие на коллектив в большей степени, чем официальный руководитель. Аналогичным образом определяется индексы экспансивности всех других членов коллектива и сопоставляются с показателями их социального статуса. Это дает возможность увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений. Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (безразличных) (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N - 1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также к «изгоям» данного коллектива. У Шутова V(+) - 0,44 (он позитивно избрал Попова, Носова, Салина, Львова и Ивкина, но взаимностью ему ответили только четверо из них); V(-) Шутова = 0,11 (Конев), a V(0) = 0 (Шутов индифферентен к Фомину и Ежову, но они относятся к нему негативно). У Попова V (+) = 0,33, V(-) = 0,22, V(0) = 0 (к Рогову он индифферентен, но Рогов относится к Попову позитивно). Что нового мы узнали о бригадире, неофициальном лидере и коллективе бригады, подсчитав эти индексы? Прежде всего, то, что количество сторонников бригадира превышает численность соратников неофициального лидера. Но это преимущество, видимо, временное, так как экспансивность неофициального лидера выше, чем у бригадира. Явных противников у последнего пока меньше, чем у первого, но их число может вырасти за счет Фомина и Ежова. Отвергаемые коллективом Рогов и Конев имеют по индексам взаимности следующие показатели. У Рогова V(+) = 0,11, V(-) = 0,22, V(0) - 0; у Конева, - соответственно, 0; 0,11; 0,11. Это значит, что сказанное ранее предположения о предпочтительности положение Рогова в группе (в сравнении с Коневым) получило подтверждение. Коллективные социометрические индексы призваны дать количественную характеристику экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы. 1. Индекс экспансивности (несдержанности) группы измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы. В нашем примере этот коэффициент равен 8,3, т.к. 2. Индекс индифферентности (нейтральности) группы органично дополняет первый коэффициент и проверяет точность его подсчета. Он образуется делением общей суммы индифферентных выборов на численность коллектива. Сумма двух означенных коэффициентов должна равняться численности группы. 3. Индекс интегрированности (объединенности) группы - итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех сделанных всеми членами группы выборов. Для используемой в качестве примера бригады коэффициент интегрированности группы составит 4,3, так как общая сумма позитивных выборов равна 43. 4. Индекс разобщенности группы образуется соотнесением суммы негативных и индифферентных выборов к общему числу всех выборов. Поскольку в нашей условной бригаде первых 40, а вторых - 17, постольку коэффициент ее разобщенности равен 5,7. 5. Индекс взаимных симпатий (V(+)гp.) - результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива. 6. Индекс взаимных антипатий (V(-)гp.) - величина, образующаяся соотнесением суммы негативных выборов к численности группы. 7. Индекс взаимной индифферентности (нейтральности) образуется делением общей суммы взаимных индифферентных выборов на сумму членов коллектива. 8. Индекс конфликтности группы рассчитывается по формуле: Σ V (-) гр. + Σ (-) гр. Кгр. = ------------------------------ Ν ∑ V(-)гp. - сумма взаимных негативных выборов всех членов группы; ∑ (-)гр. - сумма односторонних негативных выборов в группе, могущих сопрягаться как с позитивным, так и индифферентным выбором с другой стороны; N - количество членов группы. Информативность и эвристическая значимость всех обозначенных коллективных индексов возрастает при условии их сопоставления: во-первых, друг с другом, во-вторых, персональными социометрическими индексами, в-третьих, аналогичными показателями других групп, в-четвертых, выводами об обследуемой группе, полученными другими, в т.ч. качественными методами. Таким образом, при помощи социоматрицы можно наглядно: - определить лидера в коллективе; - определить "отвергнутого", т.е. человека, который не вписался в коллективе. В последнее время одним из наиболее распространенных и перспективных методов по определению межличностных отношений в коллективе, выявлению микрогрупп, а также определению отвергнутых коллективом лиц является графический метод - социограмма. Социограмма - это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими по отношению друг к другу при ответе на социометрический критерий. Социограмма позволяет наглядно отобразить структуру межличностных отношений в коллективе. Социограммапредставляет собой рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер отношений членов данного коллектива.
В данном примере социограммы использованы следующие условные обозначения: • квадрат символизирует официального руководителя, • кружки - рядовых рабочих бригады, • сплошная линия - позитивный выбор, • загзагообразная линия - негативный выбор, отвержение, • прерывистая линия - индифферентное, безразличное отношение, отсутствие как позитивного, так и негативного выбора, • указатели стрелок - направленность выбора от выбравшего к выбранному лицу, • двухсторонняя стрелка - равнозначный взаимный выбор, • буквы внутри геометрических фигур - начальные буквы фамилий членов бригады (бригадир Иванов, рабочие Петров, Сидоров, Федоров, Денисов). Если, скажем, Иванов выбрал Петрова, то от символа Иванова к символу Петрова проводится стрелка условленного цвета или формы. Если Петров отверг Иванова, то от символа Петрова к символу Иванова рисуется стрелка другой формы или другого цвета. Если Петров относится к Иванову индифферентно (и не выбрал его, но не отверг), то стрелка должна иметь третью форму или цвет. Социограмма образуется тогда, когда по означенному принципу будут изображены все связи симпатии, антипатии и индифферентности между всеми членами группы (см. схему I). Расшифруем приведенную социограмму. Из нее явствует, что бригадир симпатизирует Петрову, Федорову и Денисову, но его позитивно оценивает только один из подчиненных - Денисов. Трое рабочих (Петров, Сидоров и Федоров) отвергают Иванова как бригадира, при этом отношения Иванова и Сидорова характеризуются взаимной антипатией. Сидорова в позитивном плане выбрал только Петров, а Денисов и Федоров безразличны к нему. Последние имеют по два позитивных выбора, их статус в группе выше, чем у Сидорова и Иванова. Самую прочную позицию в данной группе занимает Петров, имеющий максимально возможное в пятичленке количество позитивных выборов - четыре. Это значит, что Петров - неофициальный лидер данного коллектива. Поскольку Петров отвергает Иванова как официального руководителя и пользуется поддержкой всех остальных рабочих, постольку очевидно, что основными конфликтерами в этом коллективе выступают Петров и Иванов. На основе социограммы можно предположить, что Сидоров, находящийся в отношениях взаимной симпатии с неофициальном лидером и взаимной неприязни с бригадиром, может играть во внутри коллективных конфликтах роль их инициатора, провокатора или организатора. В социометрии различают следующие виды социограмм: • социограмма - звезда; • социограмма - мишень; • локограмма; • социограмма - гроздь и другие. Что они собой представляют и в чем их отличия? 1. Социограмма – звезда. Она обнаруживает "звезду" (неофициального лидера) группы и внешне напоминает форму звезды. Она весьма информативна и позволяет увидеть в изучаемом объекте то, что не фиксируется другими методами. Еще большей информативностью и наглядностью характеризуются другие разновидности социограмм. 2. Социограмма - мишень в которой символические обозначения членов группы располагаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра будет его символ. 3. Л окограмма, представляет чертеж, на котором символы членов группы располагаются адекватно их реальному размещению в помещении (на рабочих местах в цехе, за своими столами в конторе, за учебными столами в аудитории и т.п.). 4. Социограмма - гроздъ, позволяет обнаружить и наглядно представить социально-психологические группировки коллектива. В рисунках данного типа величина расстояния между символами членов коллектива определяется и характером и интенсивностью межличностных связей, в силу чего образуются, как правило, две-три "грозди", символизирующие сложившиеся группировки. Названные виды социограмм используются в научных целях представителями многих социально-гуманитарных дисциплин. Социологи, социальные психологи и конфликтологи не ограничиваются применением только выше названных типов социограмм, используют более сложные модели-рисунки внутриколлективных взаимосвязей и отношений. Изучая социометрический метод, необходимо уяснить и то, что социограммы могут делаться не только по одному социометрическому критерию (вопросу). Они могут создаваться и по двум, и по трем и по большему количеству критериев. В таких случаях социограммы приобретают весьма сложный вид (ибо испещрены множеством разноцветных и разнообразных стрелок), что осложняет их осмысление и соответствующие подсчеты. Эти трудности преодолеваются с помощью компьютерной техники. Все разновидности социограмм с математической точки зрения предстают ориентированными графами. Поэтому они могут и должны анализироваться на основе той отрасли дискретной математики, которая называется теорией графов. Таким образом, социометрический метод применяется социологом в том случае, когда необходимо исследовать межличностные и межгрупповые отношения в малых социальных группах с целью их улучшения и усовершенствования, а также для изучения строения малых социальных групп.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 15589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |