КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод мозговой атаки
Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления. Преимуществами методов мозговой атаки являются сочетание логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета; собрание людей различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, и, как следствие, владеющих различными методами исследования. Обычно при проведении мозговой атаки на этапе генерации идей стараются соблюдать определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы: · обеспечить как можно большую свободу мышления участников «мозговой атаки» и высказывания ими новых идей; · приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей производится позднее), поощрение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций; · не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной идеи; высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных; стараться создавать как бы цепные реакции идей, то есть высказываемые замыслы и идеи необходимо комбинировать и улучшать. Этап обсуждения и оценки идей основан на учете определенных принципов. К ним относятся: — принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна идея, даже самая абсурдная, не исключается из практического анализа. Все идеи подлежат классификации и обобщению. Часто аналитическое обобщение дает удачные результаты; — принцип аналитического потенциала. Группа специалистов, оценивающих идеи, должна в своем составе содержать аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования; — принцип критериальной четкости в оценивании и анализе идей. Чтобы оценки были объективными, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми руководствуются все члены, принимающие участие в мозговой атаке. Среди основных выделяют: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами; — принцип конкретизации идеи. Некоторые первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Решение по идее этого типа принимается после соответствующей ее доработки; — принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, программы действий, а также осуществлять увязку идей; — принцип позитивизма в анализе идей. Анализ можно проводить на принципах позитивизма и негативизма. Первый ориентирует на поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых его проявлениях. Второй направлен на установку критических оценок, скептицизма, жесткости практических критериев. В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают: — прямую мозговую атаку; — метод обмена мнениями; — методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше решений, а вторая старается их максимально критиковать); — синектический штурм. Этот метод дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Процедура предусматривает обдумывание проблемы участниками и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению: а) избрание лидера и его сообщение о путях решения задачи; б) сообщение каждого участника творческой группы в) творческая дискуссия, руководимая избранным г) согласование соображений участников дискуссий
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |