Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод мозговой атаки

Концепция мозговой атаки получила широкое рас­пространение с начала 50-х годов как метод система­тической тренировки творческого мышления, нацелен­ный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Преимуществами методов мозговой атаки являются сочетание логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета; собрание людей различных специальностей, практического опыта, научного тем­перамента, индивидуальных качеств, и, как следствие, владеющих различными методами исследования.

Обычно при проведении мозговой атаки на этапе генерации идей стараются соблюдать определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы:

· обеспечить как можно большую свободу мышле­ния участников «мозговой атаки» и высказывания ими новых идей;

· приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуж­дение и оценка идей производится позднее), поощ­рение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций;

· не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной идеи;

высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных;

стараться создавать как бы цепные реакции идей, то есть высказываемые замыслы и идеи необходи­мо комбинировать и улучшать. Этап обсуждения и оценки идей основан на учете определенных принципов. К ним относятся:

— принцип полноты анализа идей и их обобще­ния. Ни одна идея, даже самая абсурдная, не исключается из практического анализа. Все идеи подлежат классификации и обобщению. Часто аналитическое обобщение дает удачные результаты;

— принцип аналитического потенциала. Группа специалистов, оценивающих идеи, должна в своем составе содержать аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования;

— принцип критериальной четкости в оценивании и анализе идей. Чтобы оценки были объектив­ными, должны быть сформулированы предель­но четкие критерии, которыми руководствуют­ся все члены, принимающие участие в мозговой атаке.

Среди основных выделяют: соответствие

цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами;

— принцип конкретизации идеи. Некоторые пер­воначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Решение по идее этого типа принимается пос­ле соответствующей ее доработки;

— принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, программы действий, а также осуществлять увязку идей;

— принцип позитивизма в анализе идей. Анализ можно проводить на принципах позитивизма и негативизма. Первый ориентирует на поиск ра­ционального, позитивного, конструктивного в любых его проявлениях. Второй направлен на установку критических оценок, скептицизма, жесткости практических критериев.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают:

— прямую мозговую атаку;

— метод обмена мнениями;

— методы типа комиссий, судов (когда одна груп­па вносит как можно больше решений, а вто­рая старается их максимально критиковать);

— синектический штурм. Этот метод дает возмож­ность отыскать преимущественно наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Про­цедура предусматривает обдумывание пробле­мы участниками и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению:

а) избрание лидера и его сообщение о путях решения задачи;

б) сообщение каждого участника творческой группы
по решению задачи;

в) творческая дискуссия, руководимая избранным
лидером;

г) согласование соображений участников дискуссий
и разработка модели решения задачи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Графические методы | Метод сценариев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.